Исследовательская работа «НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ, ГДЕ Б НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ»
проект по обж

Попова Ирина Анатольена

                              Аннотация

 

В мае 2025 года наша страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы самый трогательный, самый душевный праздник нашей страны. Навсегда останется в сердцах эта дата, 9 Мая 1945 года – долгожданный и радостный День Победы! В преддверии этой даты очень важно каждому из нас ещё раз вспомнить какай ценой для русского народа, досталось Победа над фашизмом.

В преддверии этой даты очень важно каждому из нас ещё раз вспомнить какай ценой для русского народа, досталось Победа над фашизмом. Для меня лично есть необходимость узнать о героях моей семьи, об их подвигах, о судьбах, чтобы ровняться на них, брать с них пример, хранить память о них на долгие года.

 

Цель работы: собрать сведения о своих предках и выяснить, правда ли в каждой семье есть воин, внёсший личный вклад в общую победу, а также пробудить интерес у одноклассников к изучению истории своей семьи и сохранению памяти о своих героях.

 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Познакомиться с историей своей страны в годы ВОВ 1941–1945 гг.

2.Изучить семейный архив времен Великой отечественной войны.

3.Произвести поиск информации на веб-сайтах об участниках ВОВ.

4.Узнать судьбу моих предков и сохранить память о них.

5.Провести анкетирование среди одноклассников.

6.Провести классный час, на тему «Бессмертный полк», как дань памяти о участниках ВОВ.

 

Методы исследования:

-изучение семейного архива;

-беседы с родственниками;

-поиск информации на веб-сайтах;

-проведение анкетирования;

-обобщение полученных результатов;

-оформление собранного материала в форме презентации для применения в практической деятельности: на классных часах, на уроках окружающего мира.

 

В результате проделанной работы, я убедился, что нет в России семьи такой, где не памятен свой герой! Всем нам необходимо помнить о жизни людей в годы войны, родители должны передавать своим детям память о них, в памятные даты посещать их могилы, вспоминать истории их судьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kabov_lev_-_kopiya.docx167.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия"

Кафедра          начальное обучение

Симпозиум 3. Социально-гуманитарные науки

Секция           краеведение

Исследовательская работа

«НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ, ГДЕ Б НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ»

Кабов Лев Александрович, ученик 1 «В» класса

Руководитель: Попова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

г. Югорск, 2025 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………… 3

1.Глава 1. Великая Отечественная Война…………………………………………4

2.Глава 2. Великая Отечественная Война-история моей семьи………6

3.История моего прапрапрадедушки…………………………………………………8

4.Практическая часть. Проведение анкетирования и результаты…………………………………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………………………… 13

Список литературы……………………………………………………………………………15

Приложение………………………………………………………………………………………16

   

Введение

В этом году я с родителями посмотрел художественный фильм о Великой Отечественной войне «Солдатик». И мне стало интересно, что такое война!? И кто они герои нашей семьи, что о них известно моим близким и почему я о них ничего не знаю. Я решил провести исследовательскую работу и назвал её строчкой из песни «От героев былых времён», которая после прослушивания оставила в моём сердце печать скорби по погибшим, чувство гордости за русских людей. Тема моей работы  «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», так как у меня появилась потребность в знаниях о Великой Отечественной войне, о моих предках, которые вместе со всеми встали на защиту Родины.

Актуальность. В мае 2025 года наша страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы самый трогательный, самый душевный праздник нашей страны. Навсегда останется в сердцах эта дата, 9 Мая 1945 года – долгожданный и радостный День Победы! В преддверии этой даты очень важно каждому из нас ещё раз вспомнить какай ценой для русского народа, досталось Победа над фашизмом. Для меня лично есть необходимость узнать о героях моей семьи, об их подвигах, о судьбах, чтобы ровняться на них, брать с них пример, хранить память о них на долгие года. 

В ходе разговоров, с родителями, я выяснил, что в нашей семье тоже есть участники Великой Отечественной Войны, которые внесли свой вклад в победу над фашисткой Германией, но о личной истории моих предков родители не знали. 

Проблема исследования: незнание детьми и их родителями событий Великой Отечественной войны, историй родственников, принимавших участие в этой войне.

Объект исследования: участники Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: вклад моих предков в победу над фашисткой Германией.

Цель работы: собрать сведения о своих предках и выяснить, правда ли в каждой семье есть воин, внёсший личный вклад в общую победу, а также пробудить интерес у одноклассников к изучению истории своей семьи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Познакомиться с историей своей страны в годы ВОВ 1941–1945 гг.

2.Изучить семейный архив времен Великой отечественной войны.

3.Произвести поиск информации на веб-сайтах об участниках ВОВ.

4.Узнать судьбу моих предков и сохранить память о них.

5.Провести анкетирование среди одноклассников.

6.Провести классный час, на тему «Бессмертный полк», как дань памяти о участниках ВОВ.

Гипотеза исследования: в России нет такой семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война! И память о них остается жива в сердцах людей, по сей день.

Методы исследования:

-изучение семейного архива;

-беседы с родственниками;

-поиск информации на веб-сайтах;

-проведение анкетирования;

-обобщение полученных результатов;

-оформление собранного материала в форме презентации для применения в практической деятельности: на классных часах, на уроках окружающего мира.

Глава 1. Великая Отечественная Война.

Я попросил родителей рассказать мне больше о Великой Отечественной Войне. И я сделал такие выводы:

Война – такое короткое слово, но сколько боли, слёз, печали и страданий в нём.

Великая Отечественная война! Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России! Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и, в то же время, героических периодов жизни Российского государства.

22 июня 1941 года началась самая страшная, самая кровопролитная и разрушительная война, разделившая историю нашей страны на «до» и «после».

4 года шла война – это 1418 дней и ночей! Все эти годы Советский Союз отчаянно боролся с фашистом. Столько людей забрала война, столько людей не могли любить любимых, трудиться и создавать будущее для своих детей.

Много городов, посёлков, деревень превратились в руины, миллионы людей были подвергнуты жестоким пыткам. 27 миллионов граждан нашей страны погибли на фронтах и концлагерях, от бомб и снарядов, голода и холода, умерли от ран в госпиталях.

Только объединившись, встав плечо к плечу, закрыв Родину своими телами, своими сердцами, русский народ сумел прогнать врага и одержать победу!  

Глава 2. Великая Отечественная Война-история моей семьи

Есть память священная в каждой семье
Не чем эта память не истребима
Память  потомков о страшной войне
О жизни и смерти, о братских могилах.

Наполнена память слезами живых
Пропитана  память кровью погибших
Память в корнях дубов вековых
Памятью той земля наша дышит.

Правду святую, та память хранит
И каждой душе напоминает
Что свет всегда темноту победит
Что честь и любовь жизни спасают.

К сожалению, мои родители не знали истории наших предков, знали только, что есть у нас в роду герои ВОВ. И тогда я позвонил своим бабушкам и дедушкам, а также прабабушке по видео связи и всё разузнал. Они рассказывали мне истории со слезами на глазах, дрожью в голосе и трепетом, пытаясь не упустить ни одной детали. Кроме того я обратился к сайтам, где можно найти информацию о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне (Приложение 1) Вот что я выяснил.

Перед Вами мои предки - участники и ГЕРОИ Великой Отечественной Войны

         

         Фото 1                                                  Фото 2

Маткаш Марин (1905 г.р.)– это мой прапрапрадедушка. Родился и прожил всю жизнь в Молдавии. К большому сожалению, очень мало информации получилось о нём узнать, прабабушка не помнит отчества и не сохранилось фотографий. Известно, что воевал на границе с Румынией, получил сильное ранение в ногу, не мог ходить. Воспитывал шестерых детей, моя прабабушка была первой внучкой. Прабабушка вспоминает, как дедушка очень гордился ей, ходил на школьные собрания и любил слушать, как бабушку там хвалили. Как ходила с дедушкой на рыбалку, на речку. Был властным и справедливым. Вёл большое хозяйство, была своя птицеферма.

Глава 3. История моего прапрапрадедушки

Цуркан Василий Михайлович (1922 г.р.) – мой прапрапрадедушка. Уроженец города Бендеры, Молдавской ССР. Когда началась война, был призван Бендерским ГВК в июне 1941 года, на тот момент дедушке было 19 лет, он только женился на бабушке.

С первого дня участвовал в боях с фашистами. Воевал в составе 73-й гвардейской стрелковой дивизии, возглавлял роту пулемётчиков. Принимал участие в Харьковской наступательной операции и оборонительных боях на реках Северный Донец и Оскол.

Далее стрелковую дивизию выдвинули на внешний оборонительный обвод Сталинграда, где ей предстояло принять удар наступающей 4-й танковой армии Гота. После тяжелых августовских боёв дивизия была переброшена в район Старая Отрада, ведя оборонительные бои севернее Бекетовки.

В ходе наступления Сталинградского фронта в ноябре 1942 года дивизия приняла участие в боях с румынскими и немецкими войсками.

10-го января 1943 года перешла в наступление в ходе операции 'Кольцо " выйдя к окраинам Сталинграда, где вела бои до 31-го января, зачищая город.

При освобождении Праги дедушка получил серьёзное ранение в ногу, повредился коленный сустав. Хотели ампутировать ногу, но хирурги пожалели дедушку и собрали сустав по частям.

Среди множества стратегических операций, которые привели к победе над фашистским режимом, особое место занимает Пражская наступательная операция, осуществленная Советским Союзом в самом конце Великой Отечественной войны. Она продолжалась с 5 по 11 мая 1945 года.

Итоги Пражской наступательной операции для Германии были сокрушительными. Немецкая сторона потеряла огромное количество солдат: 40 000 убитых и раненых, а 860 000 фашистов было взято в плен. В то же время потери Советского Союза составили 11 997 убитых или пропавших без вести и раненых – 40 501 солдат.

Эта битва стала финальным аккордом в разгроме нацизма, событием, символизирующим окончание угнетения и восстановление свободы.

Дедушка дошел до Берлина и вернулся домой в 1945 году в звании сержант.

После войны воспитывал пятерых детей, внуков и успел увидеть 1 правнука. Работал в Администрации на рынке. Василий Михайлович был очень уважаемым человеком у себя в городе. Неоднократно получал в подарок за свои заслуги - автомобиль марки «Москвич». Не любил говорить о войне, но любил петь Полковые песни. Даже пройдя такую тяжелую и жестокую войну, дедушка оставался добрым душой и сердцем человеком, отзывчивым и хорошо воспитанным человеком!

В ЯНАО в городе Надым, где мы жили до переезда в г. Югорск, есть «Сквер Воинской славы».  (Приложение 2) Там увековечена память о Цуркан Василии Михайловиче, моём прапрапрадедушке, который внёс непосильный вклад в Победу над фашизмом, дошел до Берлина, получил серьёзное ранение, и которому хватило сил бороться, выжить и вернуться домой к своей семье. Чтобы его дети, внуки, правнуки и все мы жили в Свободной стране, что бы у нас было счастливое будущее. Дедушки не стало в 2012 году, ему было 89 лет.

 Фото 3

Из источников Интернета я узнал, что орденом Отечественной войны I степени награждаются лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-морского флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций войск:

-Кто метко поразил и разрушил особо важный объект в тылу противника;

-Кто лично уничтожил 2 тяжелых или средних, или 3 легких танка (бронемашины) противника, или в составе орудийного расчета — 3 тяжелых или средних, или 5 легких танков (бронемашин) противника;

-Кто подавил огнем артиллерии не менее 5 батарей противника;

-Кто под огнем противника эвакуировал с поля боя не менее 3-х танков, подбитых противником и тд

Все награды и медали Василия Михайловича хранятся в доме, где он прожил всю свою жизнь. В центральной комнате, с трепетом уложены воспоминания о той Победе, которую невозможно забыть.

Каждый год старший сын, внуки и правнуки выходят почтить память деда в акции «Бессмертный полк». И я, обязательно, пронесу в этом году портреты своих прапрапрадедушек!!! Ведь, пока мы о них помним, они живы в наших сердцах!!!

Это вся информация, которую удалось получить о дедушке, но я буду и дальше продолжать поиски. В планах найти документы о наградах и подвигах Василия Михайловича.

4. Практическая часть. Проведение анкетирования и результаты

Я решил провести опрос среди одноклассников, что бы узнать, знают ли они об истории своей семьи, о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, есть ли в их семьях герои тех событий. (Приложение 3)

В опросе участвовало 23 человека. (Приложение 4)

Вопрос 1. Есть ли в Вашей семье участник Великой Отечественной Войны?

Да - 11 чел., что составляет 48%

Нет- 7 чел., что составляет 30%

Не знаю- 5 чел., что составляет 22%

Вопрос 2. Знаете ли Вы историю о его подвиге?

Да- 4 чел., что составляет 17%

Нет- 17 чел., что составляет 74%

Не знаю- 2 чел., что составляет 9%

Вопрос 3. Откуда получили информацию?

Из семейного архива- 8 чел., что составляет 73%

Из интернета (сайтов) - 3 чел., что составляет 27%

Вопрос 4. Принимаете ли Вы участие в акции «Бессмертный полк?»?

Да- 7 чел., что составляет 30%

Нет- 8 чел., что составляет 35%

Не слышал о такой акции- 8 чел., что составляет 35%

Вывод: с помощью опроса учеников нашего класса я пришел к выводу, что большинство детей знают о участниках ВОВ в своей семье, но не знакомы с их историей. Информацию о предках они получили из семейного архива, но кто-то обращался к поисковым сайтам. На вопрос: «Принимаете ли Вы участие в акции «Бессмертный полк?» - 7 человек ответили «Да», 8 человек «Нет» и, 8 человек «Не слышали о такой акции».

Таким образом, выяснилось, что не все дети знают, свои корни, историю своего рода. Это большой пробел, который нужно исправлять…

Поэтому я решил провести Классный час на тему: «Что такое бессмертный полк?» В этот день у нас уроки были в онлайн режиме из-за низкой температуры, поэтому и классный час я проводил на платформе Сферум. (Приложение 5)

Заключение

В результате выполнения своей исследовательской работы я узнал, что в моей семье есть Участники Великой Отечественной войны, узнал, что такое ВОВ и какую роль она сыграла в жизни нашей Родины. Я познакомился со своими прапрапрадедушками, узнал их историю, получил много новой и полезной информации. Научился проводить анкетирование и подводить результаты, оформлял и рассказывал презентацию своим одноклассникам. Я использовал такие методы, как: разговоры с родственниками, анализ семейного архива, работа с научно-популярной литературой, изучение Интернет-ресурсов. И я не буду останавливаться на достигнутом, буду и дальше искать информацию. В планах у меня разместить информацию о прадедах на сайте «Бессмертный полк». И я уверен, что у меня всё получится!

Хочется сказать огромное спасибо и низкий поклон всем воинам и труженикам тыла за Победу, за нашу свободу и независимость нашей Родины! Мы будем помнить эту Победу и пронесём её через года!

Я убедился, что нет в России семьи такой, где не памятен свой герой! Всем нам необходимо помнить о жизни людей в годы войны, родители должны передавать своим детям память о них, в памятные даты посещать их могилы, вспоминать истории их судьбы.

                                                         Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят…

Этот взгляд — словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут,

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

Мной проделана большая работа, в-первую очередь для личного роста. Сейчас я знаю своих героев, чувствую, что за моей спиной прадеды, которые не жалея жизни шли в бой с врагом, во имя мира на земле, во имя жизни детей, внуков, правнуков, праправнуков…

Чувства гордости и благодарности наполнили моё сердце. Свою любовь и благодарность я изобразил на своё рисунке.

Никто не забыт! Ничто не забыто! G:\рисунок Лёвы.jpg

                                                         

Рис. 1

Список литературы

1. Кто был  кто в Великой Отечественной  войне 1941-1945. Люди. События.  Фанты. Справочник /Под ред. О.А. Ржешевского.-2-е изд., доп.- М.: Республика, 2000.- 431с.. ил.

2. Энциклопедия для  детей:  Т.Б. История России  и ее  ближайших соседей. Ч.З. ХХ век.- 3-е изд. перераб. и испр./Глав. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +, 1999.-704с.: ил.

3. Сайт Память народа

https://web.archive.org/web/20161110061325/https://pamyat-naroda.ru/heroes/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"

Классный час – презентация о воинах интернационалистах, посвященный  23 февраля.Война коснулась многих. Со всех уголков России направлялись сюда  солдаты для выполнения « интернационал...

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой

Сценарий мероприятия, посвященного 68-летию Победы  «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Здесь представлены результаты поисковой и исследовательской деятельности учеников ...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!

Мероприятие, посвященное дню Победы....

Межпредметный проект, посвященный победе в Великой отечественной войне " Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."

Данный проект направлен на привлечение внимания учащихся к военной истории своей семьи, на воспитание патриотических чувств, единство с историей своей Родины, формирование исторической памяти. Учителя...

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...

«Нет в России семьи такой, где бы не памятен был свой герой».

В данной работе ученик рассказывает о своей прабабушке - участнице  Великой Отечественной  войны, Низамутдиновой Зинаиде Матвеевне . Как все росла, училась в школе, строила планы на будущее,...

«НЕТ В РОССИИ СЕМЬИ ТАКОЙ, ГДЕ Б НЕ ПАМЯТЕН БЫЛ СВОЙ ГЕРОЙ…» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Материал для участия в конкурсе "За нравственный подвиг учителя"...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Лев, ты стал семейным летописцем, начал записывать историю своей семьи. Молодец! У тебя очень хорошая исследовательская работа, проделано много работы. Продолжай собирать материалы о героическом прошлом своей семьи, ведь ты будешь вместе со своими детьми отмечать 100-летие Великой Победы! Спасибо, Ирина Анатольевна, за то, что учите своих учеников хранить память, помогаете им участвовать в проектах