Персональный сайт учителя ОБЖ (ОБЗР) Чубарова Сергея Владимировича
презентация к уроку по обж (11 класс)
Методическая копилка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Безопасность — это состояние деятельности объекта, явления среды, при котором с определённой вероятностью исключено проявление опасных для здоровья человека последствий. Деятельность — это специфическая форма познания и преобразования человеком окружающей среды и самого себя. Теоретическая модель деятельности — совокупность действий мыслительного (внутреннего) и внешнего операционно – предметного характера по достижению цели. Опасность — фактор нарушения состояния безопасности жизнедеятельности, причина ущерба здоровью и благополучию человека в среде обитания.
Теория безопасности жизнедеятельности выделяет три основные группы опасностей: - естественного (природного) - техногенного - антропогенного происхождения Естественные опасности — это природные явления в окружающей среде, от которых люди научились защищать себя построением комфортабельного жилья и производственных помещений с системами канализации и водопровода, вентиляции и электричества, средств коммуникации и служб экстренной помощи. Это системы защиты людей от обычных климатических изменений погоды, но от стихийных бедствий трудно организовать эффективно действующую систему безопасности
Опасности техногенного происхождения (техногенные) возникают вследствие воздействия технических факторов: изношенности механизмов, сбоев в обеспечении энергией, некачественного сырья и др. Особую опасность представляют химические, биологические и радиационные объекты. Причиной техногенной опасности может быть и человеческий фактор — антропогенная причина (ошибка оператора, недосмотр, травма и др.). Поэтому на особо опасных производствах, в космической и военной сферах жизнедеятельности общества предусматриваются дублирующие системы обеспечения безопасности, контролирующие правильность выполнения человеком технологических операций и команд.
Особую группу производственных опасностей составляют техногенные опасности, сопровождающие производственные процессы: запылённость загазованность воздуха в помещении (превышение допустимых концентраций опасных веществ) невидимые электромагнитные поля и ионизирующие излучения шумы вибрация плохое освещение механизмов электрический ток высота рабочего места движущиеся части механизмов разрушающиеся конструкции из бетона, кирпича, металла.
К антропогенным относятся все виды социальных опасностей, включая «горячие точки» вооружённых конфликтов, экстремистских и террористических действий.
К антропогенным опасностям относят и социальные негативные явления: наркотизация алкоголизация населения курение табака (никотиновая зависимость) психотропных смесей вдыхание ядовитых паров химических веществ (токсикомания) употребление биологически активных психотропных веществ в пищу (галлюциногенов) распространение смертельно опасных заболеваний передающихся половым путём и через кровь. Опасности оказывают совокупное вредное воздействие на людей .
Различают следующие виды проявления опасностей : потенциальная опасность — рассматривается как возможная угроза; реальная опасность — выявлена, существует в конкретный промежуток времени, и можно предусмотреть меры защиты (например, не перебегать дорогу перед движущимся транспортным средством); реализованная опасность — осуществлённое, травмирующее, разрушающее воздействие на здоровье людей и природу.
Травмирующее воздействие на человека оказывают разные виды факторов (энергий): физические силы (энергия движущихся механизмов, шум, вибрация); химические силы (ядовитые вещества: клеи, аэрозоли, растворители и др.); биологические (микроорганизмы, бактерии, флора и фауна); психофизические (нервные перегрузки и истощение, однообразие и монотонность труда, утомление и дискомфорт от неудобного рабочего места и др.); проникающая радиация, свет и др. Причины опасностей — условия, при которых проявляются потенциальные опасности, угрожающие здоровью и жизни последствия. Признаки опасности — предвестники или реальное проявление фактора угрозы благополучию здоровья и нормальной жизнедеятельности объекта. Чтобы защититься от опасности, необходимо её обнаружить и распознать — идентифицировать.
Идентификация — это процесс обнаружения и распознавания потенциальной опасности. В процессе идентификации опасности определяют: номенклатуру, вероятность проявления опасности, пространственную локализацию (координаты), возможный ущерб и причины опасностей — условия, при которых они проявляются. Номенклатура опасностей — это перечень потенциальных опасностей: система названий, терминов, описание опасностей, их идентификация. Выделяют несколько уровней номенклатуры опасностей: общий, локальный (местный), отраслевой, объектный; номенклатура опасностей производства, цеха, процессов, рабочего места, профессии и др. Различают степени идентификации: более или менее полная, приближённая, ориентировочная. В общую номенклатуру в алфавитном порядке включены все виды опасностей (их названия «от А до Я»): алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальное освещение, аномальная ионизация воздуха, вакуум, взрыв и т. д.
Основные пути повышения безопасности объектов (управления риском): - совершенствование технических систем и объектов техносферы ; - повышение качества профессиональной подготовки обслуживающего технику персонала; - применение систем управления безопасностью деятельности объекта. Главная цель и стратегия разработки современных систем безопасности в мировой практике — управление риском опасности, его минимизация.
Теория безопасности жизнедеятельности включает: - общенаучные (междисциплинарные) - специальные подходы, принципы, методы - методики и ресурсы объекта Принципы и методы обеспечивают взаимосвязь теории и практики, выбор специальных методов организации деятельности человека как системы. В теории безопасности жизнедеятельности основополагающим является системный подход.
Системный анализ безопасности - это изучение и обоснование решений по сложным проблемам на основе строгой научной теории и с использованием интуиции, личного опыта экспертов, обеспечивающего нестандартные, творческие решения. Основные этапы системного анализа опасностей: Моделирование системы «человек — среда обитания». Выявление источников опасности: системный анализ моделей. Определение частей системы, в которых могут возникнуть опасности. Исключение из анализа опасностей, риск которых незначителен. Исследование последовательности развития опасной ситуации в зависимости от изменения состояния опасности: построение «дерева событий и опасностей», Анализ последствий развития изучаемой опасности (опасного фактора: процесса, явления деятельности объекта).
Моделирование «дерева причин и опасностей» — графическое наглядное изображение последовательности изменённых состояний опасности (например, усиление или ухудшение освещения объекта) и изменений состояния объекта (последствий воздействия опасности). Модель «дерево событий и опасностей» — основа экспертизы аварии и способ определения эффективных мер блокирования развития опасных ситуации системами безопасности. Например, для возгорания необходимы искра, кислород, материал. Если при возгорании убрать один из элементов системы (например, кислород), горение прекратится.
Записать краткий конспект в тетради . Стр. 205, вопрос 5 письменно Вопросы для самостоятельного ответа:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Управление безопасностью жизнедеятельности — это организованное воздействие на комплекс условий и факторов жизнедеятельности человека (людей) с целью приведения всего комплекса в состояние, соответствующее требованиям безопасности .
Управление безопасностью жизнедеятельности - организованное воздействие на систему "Человек – Среда обитания" с целью достижения желаемых результатов Управлять безопасностью жизнедеятельности - это значит осознанно переводить объект из одного состояния (опасного) в другое (безопасное, менее опасное), при условии соблюдения экономической и технической целесообразности
Схема управления безопасностью жизнедеятельности
МЧС России Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий 27 декабря 1990 год – дата создания МЧС
Теоретическая модель системы «человек — среда обитания» — это бинарная многоцелевая система, взаимодействие элементов которой обеспечивает потребности жизнедеятельности человека. Принципы, методы, средства — основные логические этапы любой деятельности, включая сложный, многостадийный проект системы безопасности жизнедеятельности.
Проект начинается с системного анализа факторов среды, с выделения в сложной системе более простых элементов. Это принцип декомпозиции деятельности (её деталиации ). Декомпозиция — разделение целого на части.
Основные этапы проектирования системы безопасности жизнедеятельности: 1) анализ объекта, разделение элементов системы «человек — среда обитания»; 2) идентификация опасностей (перечень опасностей); 3) построение «дерева причин и опасностей»; 4) системный анализ и оценка параметров опасностей (перечень опасностей, от которых защита необходима); 5) определение целей проекта (системы условий безопасности жизнедеятельности); 6) проектирование модели в разных вариантах; 7) выбор оптимального варианта модели и его внедрение (апробация) на практике; 8) анализ эффективности и устранение недоработок; 9) выработка технического регламента по управлению безопасностью объекта.
Система обеспечения безопасности труда Ориентирующие Технические Организационные Управленческие
Принцип системности ( ориентирующий ) определяет системный подход к моделированию и системный анализ факторов среды ; принцип деструкции (разрушения) — выявление и исключение фактора опасности, способного разрушить «систему »; принцип снижения опасности — меры снижения рисков; принцип ликвидации опасности — устранение опасных факторов за счёт совершенствования техники, условий труда и отдыха.
Принципы технические — основа разработки правил техники безопасности, СНиПов, эргономических требований к дизайну рабочего места . Принципы управленческие — основа управления персоналом, уровнем культуры безопасности жизнедеятельности . Принципы организационные определяют режим труда, отдыха, поощрения, компенсации.
Уровни безопасности -оптимальный - допустимый -предельно допустимый -предельно переносимый - уровень выживания.
Виды совместимости человека с средой: Антропометрическая совместимость — соответствие размеров тела человека и минимально необходимого комфортного пространства для выполнения работы при различных положениях тела . Биофизическая совместимость — соответствие биофизических параметров среды комфортным условиям для нормальной работоспособности организма человека (тепло, освещение, воздух, вибрация и др .). Энергетическая совместимость — соответствие силовых и энергетических возможностей организма человека требуемым энергетическим затратам для выполнения технологических операций.
Информационная совместимость — это соответствие средств отображения информации (СОИ) и управления техникой норме сенсомоторного восприятия информации человеком (управляющей системой). Технико-эстетическая совместимость — удовлетворённость человека эстетическим видом пространства среды трудовой деятельности (например, эргономическим дизайном рабочего пространства ). Социальная совместимость — соответствие социального статуса человека характеру выполняемого им труда, удовлетворённость отношениями в социальной группе, комфорт межличностного взаимодействия . Социальная несовместимость — риск конфликтов и опасных ситуаций в рабочем процессе. Социальная совместимость тесно связана с психологической.
Психология деятельности — интегративная область научных знаний , раздел теории безопасности жизнедеятельности, изучающий психологические причины возникновения аварийных, экстремальных ситуаций по вине так называемого человеческого фактора . Психические процессы — основа психической деятельности человека. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы: ощущение, восприятие, память и др.
Главная функция психики — адаптация человека к меняющимся условиям среды, управление организмом в разных видах деятельности . Состояние психического напряжения называется стрессом .
Стресс — защитная реакция организма на резкое увеличение общей внешней нагрузки, мобилизующая энергетические возможности всех систем для успешной адаптации к воздействию раздражителя — стрессора . Стресс оказывает положительное влияние на деятельность до тех пор, пока он не превысил критического уровня. Дистресс - превышающий предельный уровень стресса.
Неблагоприятные психогенные факторы: • физиологический дискомфорт человека в среде; • биологический страх; • дефицит времени на выполнение задачи; • повышенная трудность задачи, повышенная значимость ошибочных действий (тревожность); • дефицит нужной информации для принятия решения; перегруз информацией; • конфликтные условия межличностного взаимодействия и др.
Переносимость стресса зависит от наследственных (генетических) особенностей организма, продолжительности и силы воздействия стрессоров . Стресс-синдром при чрезмерных воздействиях стрессоров может стать причиной патогенеза, развития болезней — от язвенных до тяжёлых сердечно-сосудистых и иммунных. Отсутствие стрессоров также может привести к снижению адаптационных возможностей организма.
Спасибо з а в нимание !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Персональный сайт учителя истории как активная среда для взаимодействия учителя и обучающегося с помощью дистанционных образовательных технологий.
Эта статья рассказывает о возможностях персонального сайта учителя при дистанционном обучении....

Персональный сайт учителя английского языка Григорук Елены Владимировны
Персональный сайт учителя английского языка Григорук Елены Владимировныhttp://grigorouk.ru...

Персональный сайт учителя истории и обществознания Галкина Андрея Валерьевича
Сайт для учителей истории, учеников и их родителей. На сайте представлен огромный методический материал по истории, обществознанию, подготовки к ЕГЭ, внеклассной деятельности учителя и т.д...
Методический семинар "Создание персонального сайта учителя"
Методический семинар "Создание персонального сайта учителя"...
"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."
Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...