" Пожарная безопасность в помещениях."
план-конспект урока по обж (7 класс)
Сценарий урока ОБЗР в 7 классе " Пожарная безопасность в помещениях."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pb_v_pomeshcheniyah.docx | 650.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия (урока) в рамках учебной программы ОБЖ 7 класс
"Пожарная безопасность в помещениях"
(учебник под редакцией С.Н.Егорова)
Учитель ОБЖ МБОУ БСОШ №2 Дерябина О.И.
Цель: продолжать знакомство с основами пожарной безопасности.
Задачи:
- Выявить основные причины возникновения пожаров в помещениях, продолжить знакомить обучающихся с первичными средствами пожаротушения.
- Учить соблюдать правила пожарной безопасности и обучать действиям при возникновении пожара.
- Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.
Форма урока: эвристическая беседа.
Методы:
- наглядно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- диалог;
- игры.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
Добрый день! Сегодня мы будем говорить об очень важных вещах. Но тему урока вы должны определить сами. Для этого будем работать с презентацией.
2. Введение в тему занятия
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙД 1
ВОПРОС: Что объединяет картинки на 1 слайде? (лупа, добывание огня трением, спички) ОГОНЬ
В жизни человека огонь играет важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – все это связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
СЛАЙД 2
ВОПРОС :Отгадайте фразеологизм ОГОНЬ- ДРУГ,ОГОНЬ-ВРАГ
Почему люди так говорят?
Ответы учеников
Огонь может быть как помощником и другом человека, так и нанести ему большой вред. Огонь –враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.
СЛАЙД 3
ВОПРОС : Что объединяет картинки на 3 слайде? (полотенца, висящие над газовой плитой; розетка, перегруженная электорприборами ; ребенок,играющий со спичками) ПОЖАР
Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его.
СЛАЙД 4
ВОПРОС: Отгадай зашифрованное слово по картинкам (супермэн, огнетушитель, пламя) ПОЖАРНЫЙ
Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде различных бедствий, в том числе и пожары, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело.
СЛАЙД 5
Подведя итог всему вышесказанному ,прошу сделать вывод- как звучит тема нашего урока?
Сегодня мы будем говорить о пожарной безопасности в помещениях.
- Работа над новым материалом.
Пожары на Руси всегда были страшным бедствием. В огне ежегодно погибали тысячи людей, причинялся неизмеримый материальный ущерб государству. Особенно страдали сельские жители, которые были совершенно беззащитны перед огненной стихией. Тот факт, что вплоть до XV века пожар считался большим только тогда, когда сгорало несколько тысяч дворов, свидетельствует о масштабности последствий и регулярности происходивших пожаров. О пожарах, которые уничтожали 100 - 200 дворов, летописи даже не упоминали.
Исторические летописи отмечают, что многие русские города не раз подвергались опустошительным пожарам. По несколько раз выгорали города: Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Москва сгорела полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя. Историки отмечают, что опустошительные пожары были в Москве в 1335 и 1337 годах. Московский пожар 1356 г. за два часа уничтожил практически весь город, включая Кремль и посады.
С ростом городов, развитием средств производства, убытки от пожаров становились все весомее. Все острее ощущалась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предупреждение и тушение пожаров. Необходимо было изменить и отношение населения к проблеме пожарной безопасности. В период становления российской государственности центральной власти приходилось решать, наряду с множеством других проблем, проблему пожаров.
Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность.
ВОПРОС: Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
СЛАЙД 6
Дети отвечают. Игры со спичками, неосторожное обращение с газовым оборудованием, не выключенный телевизор и т.д.
Учитель обобщает.
- Неосторожное обращение с огнем ;
- Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
- Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
- Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
- Утечка бытового газа;
- Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)
Обратите внимание на скриншот на слайде, на то, какое количество информации о пожарах, происшедших в Ростовской области за 2023 год. И причины этих пожаров очень разные, но основной виновник-человек.
Правила пожарной безопасности в квартире
Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной не потушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.
РАБОТА В ПАРАХ,
Используя предложенные материалы , вы должны составить общие рекомендации для детей и подростков по пожарной безопасности в помещении (на каждую парту раздаются распечатанные материалы для работы с ними)
ФИЗМИНУТКА
1.Виброгимнастика относится к лечебным видам физической культуры и заключается в следующем:
подняться на носках на 1 см от пола и резко опуститься. Тело испытывает удар, примерно такой же, как при беге. Такое упражнение нужно делать не спеша, примерно 1 раз в секунду. После 30 сотрясений нужно сделать перерыв в 5–10 секунд. В каждом упражнении нужно делать не более 60 сотрясений. В день рекомендуется делать до10 одноминутных упражнений
2.Гимнастика для глаз.
Очень важно уметь предотвратить пожар, не менее важно уметь правильно действовать при пожаре.
А знаете ли вы, что нужно делать при возникновения пожара?
Ответы детей. Позвать на помощь взрослых, вызвать пожарную машину по номеру 01 и т.д.
Молодцы, правильно.
Предлагаю вам выбрать жетон любого цвета (красный,синий,желтый) и с их помощью разделиться на 3 команды. Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.
(Класс разбивается на три группы)
1 группа – ваши действия при загорании телевизора.
1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой.
4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.
2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.
1. Позвонить в службу спасения «01».
2. Дышать через мокрую ткань.
3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.
3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.
- Позвонить в службу спасения «01»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.
СЛАЙДЫ 7-9
Предлагаю вам обратить внимание на следующий слайд (СЛАЙД 10), на котором представлена информация (картинка) с портала МЧС России «Спас-экстрим».Рассмотрите пожарный щит со средствами пожаротушения. Назовите средства пожаротушения , которые можно использовать при тушении пожара в доме.
/// Надежными первичными средствами тушения пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны являются огнетушители. Огнетушители по виду огнетушащего вещества подразделяются на: пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые.
Наиболее распространенными являются порошковые огнетушители ввиду того, что с их помощью можно потушить пожара различных классов (твердых, жидких и газообразных веществ, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В), когда применение пенных или углекислотных огнетушителей неэффективно или может вызвать нежелательные последствия (дальнейшее развитие пожара, взрыв и т.д.).
Однако, в бытовых условиях (дома, гараже, на даче и т.д.) не всегда можно воспользоваться огнетушителем по причине его отсутствия, или разрядки.
Тогда на помощь придут обычные подручные средства, которые имеются у каждого человека.///
4. Закрепление
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.
- Кто, услышав запах гари, сообщит о пожаре?
- Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
- Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
- Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает
СЛАЙДЫ 12-14
- НАЗОВИТЕ НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ
- 01
- 04
- 03
- 09
2. ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ РАЗМЕЩЕНО НА СТЕНАХ ШКОЛЫ?
- Картинки с рисунками на тему пожара
- План эвакуации
- Портреты пожарных
- Ковры
3. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ ПИЩИ НА ГАЗОВОЙ ПЛИТЕ ЗАГОРЕЛСЯ ЖИР НА СКОВОРОДЕ?
- Залить сковороду водой
- Вынести ее из кухни
- Выключить газ, накрыть сковороду крышкой
- Убежать
6. Итог занятия
С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
7. Домашнее задание.
В тетради составить список опасных в пожарном отношении зон в вашем доме и правила безопасности , предупреждающие возникновение пожара.
7. Рефлексия
Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке?
Использованная литература:
1.Б.О.Хренников,Н.В.Гололобов. Л.И.Льняная,М.В.Маслов.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»- М.,Просвещение,2023 под редакцией С.Н.Егорова- 239 с.
2. https://vk.com/mchssaransk.
3. Шакирзянов, Д. И. Огонь — друг и враг человека / Д. И. Шакирзянов, Л. Р. Храмова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/544/ .
Материал для работы в парах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция о мерах пожарной безопасности Инструкции о мерах пожарной безопасности
Инструкция о мерах пожарной безопасности...
Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях МКДОУ детский сад № 17 комбинированного вида
Необходимый документ для организации работы по пожарной безопасности в ДОО...
Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»
Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...
О мерах пожарной безопасности в жилых помещениях
Правила безопасности при эксплуатации жилых помещений....
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности игра - квест «Школа пожарной безопасности»
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности...
Пожарная безопасность в помещении
презентация для проведения занятия с 7 классом по теме Пожарная безопасность в помещении...
Конспект урока по теме: "Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре" (8 класс)
Материал предназначен для использования проведения урока в 8 классе с использованием VR-технологий....