Методическая разработка по теме: "Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ"
методическая разработка по обж (9 класс)

Методическая разработка по теме: "Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Методическая разработка по теме:

«Современные методы и формы преподавания

урока ОБЖ» 

 

 

 

Выполнил: учитель ОБЖ  Евтых М.М.

Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.                                                                                                                                                      

Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. 

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

Классификация методов преподавания. Легко выделить три группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.

Применяя словесные методы, учитель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источником знания, тем не менее, остается слово.

При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Именно из наблюдения и осознания наблюдаемого складывается в данном случае деятельность школьников. Учитель главным образом направляет внимание учащихся, уточняет правильность их восприятия.

Практические методы предусматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе исследования, практической работы. Слово учителя также необходимо при организации данного типа занятий: инструктаж, проверка результатов работ, помощь в подведении итогов, общее руководство ходом работы.

Разделение методов учебного процесса на активные и пассивные ни в коей мере неправомерно. В зависимости от возраста учащихся и содержания курса все они должны развивать знания и научное мировоззрение, а следовательно, быть активными.

Многими методистами рекомендуются следующие критерии выбора методов обучения в соответствии с различными формами содержания урока.

При изучении объектов используются возможности чувственного восприятия - рисунки, слайды, фотографии, модели, картографический материал.

При изучении процессов необходима постановка экспериментов, кинофильмы, демонстрирующие динамику развития процесса, серии рисунков, так же отражающие  поэтапность  изменения ситуации.

При изучении единиц измерения основными методами должны служить задания на оценку действия измеряемого фактора, либо задачи и задания на вычисление с использованием данных единиц измерения.

Методы, выбранные для проведения конкретного урока должны соответствовать степени подготовленности и самостоятельности учеников, то есть необходимо соответствие их уровню познавательной деятельности.

Характеристика некоторых особенностей организации урока.

Начинать урок рекомендуется с установки, активизирующей учащихся, готовящей их к познавательной деятельности. На этом этапе ученик должен внутренне подготовится к восприятию материала, выполнению каких-либо заданий.

Я начинаю урок с объявления его темы, значения и места в курсе ОБЖ, формы его проведения. Затем проверяю подготовленность рабочего места у учеников, в зависимости от формы урока и применяемых методов провожу инструктаж по условиям работы на данном уроке.

Я всегда помню, что изучение нового материала эффективно только тогда, когда учителю удается построить необходимые логические причинно-следственные связи, определяющие внутреннюю структуру излагаемой на уроке темы. При этом новая информация должна опираться на уже имеющиеся у учеников знания и умения.

Методическая характеристика уроков:

1. Вводный урок. Характеристика. Урок этого типа полностью посвящается построению логической структуры курса года или объемного и сложного раздела программы. Урок ставит своей целью создание у учащихся надлежащей психологической установки на предстоящую учебную работу, раскрытие роли получаемой в будущем информации для выживания в условиях современного мира, жизненной ценности курса (раздела).

Состав
1. Представление учителя, знакомство с новыми учениками. Эта составляющая урока используется или в начале нового учебного года, или при приеме класса в течение года.

2. Состав, структура и значение материала курса (раздела).

3. Инструктаж, в ходе которого внимание учащихся акцентируется на требованиях, предъявляемых учителем к учащимся, правилах работы на уроках при изучении данного предмета (раздела), необходимых для продуктивной работы предметов оснащения учащегося (ручки, тетради, учебника и других принадлежностей).

2. Объяснительный урок. Характеристика. Данный урок целиком посвящается изучению нового материала.

Состав

1. Подготовительный этап. В него входят постановка задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.

2. Организация познавательной деятельности учащихся по ходу изучения нового материала.

3. Изучение нового материала, определение его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение. Обобщение информации происходит по частям, соответствующим логическим разделам темы.

4. Постановка заданий на практическое применение полученных знаний.

5. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Урок данного типа применим при значительном объеме и сложности новой информации. Он может быть довольно широко использован при привлечении различных источников знаний (словесных, литературных, кино- и видеопродукции). Незаменим при использовании слайдов, диафильмов, кино- и видеофильмов.

3. Учетно-повторительный урок. Характеристика. Проводится в конце каждого крупного раздела для контроля степени его усвоения учащимися. Может иметь различную форму: от контрольной работы до зачета.

Состав
1. Постановка задач урока.

2. Разъяснение его цели и формы проведения. Даётся информация о требованиях к ответам, критерии выставления оценок, правилах работы с источниками знаний

3. Постановка и выполнение заданий.

4. По возможности - подведение итогов с целью характеристики полноты и логичности ответов учащихся. При контроле сложных или объемных тем и разделов в форме письменной контрольной работы данный этап может быть перенесен на один из последующих уроков.

Повторение занимает важное место в методике любого предмета школьного курса. Наиболее рационально распределять уроки этого типа по сетке всего года.

Учет знаний учащихся осуществляется путем использования различных форм и методов, но, тем не менее, основными являются вопросы учителя. В зависимости от формулировки, они заставляют ученика сопоставлять, сравнивать явления, искать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщать материал.

При выставлении итоговой оценки необходимо учитывать степень активности ученика в процессе выполнения групповых работ, качество его докладов, выступлений во время дискуссий и выполнения практических работ.

4. Комбинированный урок является наиболее распространенным в практике средней школы.

Характеристика. Имеет несколько дидактических целей и включает в себя все задачи учебного процесса: повторение пройденного материала, изучение нового материала, его осмысление, анализ, а также его закрепление, запоминание и применение.

Состав

1. Подготовительный этап: разъяснение задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.

2. Установление взаимосвязей между предшествующими темами и разделами и новым материалом.

3. Проверка домашнего задания.

4. Изучение нового материала, определение его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение.

5. Закрепление и проверка результатов работы на уроке. Этот этап имеет следующую функциональную нагрузку: выделить из материала урока главное и удостовериться в том, что эти части информации усвоены учащимися.

6. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Не всегда целесообразно переносить этот этап на конец урока, когда внимание учащихся заторможено.

Домашнее задание может быть объявлено перед изучением нового материала, либо перед закреплением изученной темы. В любом случае оно должно сопровождаться детальным и инструкциями по его выполнению. Необходимо четко определить и довести до учащихся как правильно выполнить домашнее задание, какие знания и умения необходимо приобрести и хорошо усвоить.

Основные формы преподавания уроков. Методическая характеристика

Фронтальная. При фронтальной форме проведения урока занятие проводится со всем классом в полном его составе. Задания и материал не варьируются. При фронтальных контрольных и практических работах применяются равнозначные по уровню сложности задания. Различные варианты работ используются только для предотвращения списывания.

Основное и единственное преимущество фронтальной формы учебного процесса заключается в том, что при данной форме урока значительно облегчается работа учителя.

Основным недостатком фронтальной формы учебного процесса является то, что у учащихся, объединенных в данный класс, даже при относительно одинаковых способностях (что само по себе - большая редкость), может значительно различаться скорость восприятия материала, темперамент и другие психологические характеристики. В результате часть школьников не уложится в отведенное для работы время, а другая часть, выполнив задание значительно раньше срока, начнет искать для себя незапланированные развлечения, либо выполнять "работу на заказ" для отстающих.

Фронтальная форма организации урока применима при изучении нового материала, проводимого методом рассказа, лекции или беседы. Но и в этом случае желательно учитывать различную скорость восприятия учащихся.

В практике советской школы фронтальная форма применялась наиболее часто, при этом ориентация была на наиболее типичный "средний" уровень учащихся.

Групповая. Групповая форма учебного процесса подразумевает два различных варианта организации урока.

При первом варианте класс условно разделяется на группы по уровню возможностей и способностей школьников, и каждой из получившихся групп задания и материал предоставляются отдельно. В данном случае каждый учащийся работает с относительно посильной по уровню сложности информацией.

Второй вариант наиболее приемлем при проведении практических работ. Он предусматривает деление класса на группы, включающие в себя учащихся различных уровней подготовленности. Группы получают одинаковые по сложности задания. Задание одно для всей группы и его выполнение либо невыполнение зачитывается одинаково для всех членов группы. При подобной работе выполнение творческой части задания ложится, естественно, на наиболее способных школьников, а отстающим, как правило, поручают техническую и оформительскую работу..

Индивидуальная форма учебной работы. Индивидуальная форма организации учебного процесса предполагает точное дозирование объема и сложности информации исходя из способностей, возможностей и подготовленности каждого конкретного ученика. В результате данная форма работы является наиболее трудоемкой для учителя и, следовательно, практически не находит своего применения в практике общеобразовательной школы. Действительно, при наполняемости класса свыше 15 человек организовать индивидуальный подход к каждому школьнику в полном объеме не представляется возможным.

Однако эта форма учебной работы находит свое частичное выражение в некоторых учетно-контрольных уроках, проводимых в виде зачета, когда производится индивидуальный опрос каждого ученика, а так же при проведении дополнительных занятий с отстающими.

Основные методы работы с материалом курса ОБЖ. Методы работы с учебным материалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп:

• речевые;

• наглядные;

• практические;

• контрольные;

• мнемонические.

Краткая общая характеристика каждой из них помещена непосредственно перед описанием методов указанной группы.

Доклад. Индивидуальный метод. Данный метод эффективен в тех случаях, когда требуется осуществить изучение нового материала в нетрадиционной форме. Доклад (серию докладов) предлагается подготовить наиболее успевающему учащемуся (группе учащихся) с целью их последующего заслушивания на уроке. Темы докладов задаются таким образом, чтобы они взаимно продолжали либо дополняли друг друга, и, таким образом, охватывали всю тему урока.

Обычно доклады распределяют за 1-2 недели до запланированного по данной теме урока. За день до урока крайне желательно просмотреть готовый доклад на предмет случайных ошибок или неверно понятых терминов.

Доклад осуществляется в форме словесного изложения. Необходимо учитывать, что заучивание текста доклада наизусть приводит к перегрузке докладчика, а чтение доклада "с листа" - к невнятности речи и резкому снижению эффективности восприятия у класса. Для того, чтобы стимулировать внимание учащихся к докладу, перед ними необходимо поставить некую задачу или дать задание, решаемое с помощью информации, имеющейся в тексте доклада. Кроме того, желательно поощрять различные вопросы у класса к докладчику.

Педагогический рисунок. Фронтальный метод. Цели, решаемые учителем с помощью рисунка на доске, могут быть весьма разнообразны. К примеру, педагогический рисунок может иллюстрировать механизм возникновения изучаемого в данный момент явления или процесса, серия рисунков - отображать динамику развития явления или процесса. Рисунком может быть задана структура урока или мнемонические (служащие для улучшения запоминания) символы.

Если важно подчеркнуть логику материала, то рисунок рекомендуется выполнять параллельно с изложением темы. Если же значение рисунка носит иллюстративно-мнемонический характер или же предполагается его использование в качестве основания для вопросов учащимся, имеет смысл заготовить его заранее, но открыть для обозрения только в надлежащий момент урока.

Возможно и комбинированное использование рисунка. К примеру, заготовленная заранее контурная карта позволит показать область распространения ЧС (чрезвычайной ситуации) непосредственно во время объяснения, либо она может быть заполнена учащимся, вызванным для контроля знаний.

Эксперимент. Фронтальный метод. Эксперимент, демонстрирующий непосредственно явления или процессы возможен в курсах физики и химии, иногда - биологии. В курсе же Основ безопасности жизнедеятельности эксперимент несет, в основном, функцию моделирования процесса возникновения чрезвычайной ситуации.

Эксперимент, таким образом, изначально разрабатывается и проводится учителем как составной иллюстративный элемент урока по изучению нового материала. Представляется необходимым сопровождение демонстрации эксперимента соответствующими комментариями, позволяющими учащимся мысленно изменить масштабы видимого до масштабов изучаемой катастрофы. Кроме того, на дальнейших уроках необходимо возвращать учащихся к увиденному в ходе эксперимента.

Фронтальные методы. Экранные технические средства обучения (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диафильмы, учебные телепрограммы) обладают одной важной особенностью. Учитель не имеет возможности непосредственной разработки учебного материала. Он вынужден или полностью соглашаться с редактором указанного пособия и ориентироваться на его (редактора) восприятие материала, его оценку возможностей учащихся, либо демонстрировать пособие не полностью, а избранными фрагментами.

Эффективность кино- (видео-) и телевизионных уроков впрямую зависит от подготовки учащихся к восприятию содержания учебной ленты, от характера поставленных пред ними до начала просмотра вопросов и заданий. По окончании просмотра экранного пособия рекомендуется провести краткую беседу, чтобы выяснить степень усвоения изложенного в нем материала.

К новым техническим средствам обучения относятся компьютеры с соответствующим программным обеспечением и оборудованием, которое обещает совершить переворот в формах обучения. Сейчас на уроках актуальны презентации.

Практическая работа.

Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Практические работы ставят своей задачей обеспечить освоение учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний.

В зависимости от уровня познавательной активности учащихся практическая работа может быть организована тремя разными способами.

а) По образцу. При данном способе организации практической работы учащиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа. Сверяясь с ним, ученики получают возможность применить его способы и подходы к решению поставленных в практической работе задач.

б) По алгоритму. В данном случае учащимся необходимо дать детальное описание порядка выполнения практической работы. Желательно -пошаговое описание. Это можно организовать в форме фронтального инструктажа или выдать персонально каждому учащемуся (группе учащихся) карточку-инструкцию.

в) Самостоятельная (проблемная). В данном типе практических работ порядок исполнения операций, выбор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к выполнению заданий - все определяется самостоятельно учащимися (группой учащихся). Перед учителем стоит в этом случае только две задачи - грамотно и доступно сформулировать проблему (задание) и осуществлять текущую консультацию и контроль в процессе выполнения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка темы «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».

Тема моей  методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали...

Методическая разработка темы «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».

Тема моей  методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали...

Методическая разработка темы «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».

Тема моей  методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали...

Методическая разработка темы «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».

Тема моей  методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали...

Методическая разработка темы «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».

Тема моей  методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали...

Методическая разработка темы «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».

Тема моей  методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали...