урок ОБЖ в 6 классе «Правила поведения человека при попадании в условия вынужденного автономного существования»
план-конспект урока по обж (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок ОБЖ в 6 классе.
Тема урока: « Правила поведения человека при попадании в условия вынужденного автономного существования»
Цель урока:
Учебная
Повторить и обобщить понятие об экстремальной ситуации и автономном существовании.
Научить правильно экипироваться при подготовке в поход.
Повторить понятие об ориентировании, научить их способам определения сторон горизонта без компаса.
Закрепить знания о разновидностях съедобных растений и грибов.
Воспитательная :
Воспитывать в учащихся инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений.
Формы работы:
Групповые, индивидуальные.
Оборудование занятия:
-Брусочки для изготовления костра;
«Таблица международных сигналов»;
-учебный мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе».
-Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Учебно-материальное обеспечение: ТСО (компьютер и проектор)
Ход урока:
- Орг.момент.
- Прежде чем мы начнѐм изучение новой темы, я предлагаю проверить домашнее задание, и сделаем мы это при помощи просмотра небольшого фрагмента М/Ф «Спасик и его друзья . Правила поведения на природе» (1 мин)
- О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока(слайд 1)
Девиз урока : «Предвидеть. Знать. Уметь» (слайд 2)
Предвидеть что? (слайд 3)
Знать что?
Уметь что?
- Для чего нам необходимы эти знания?
За работу! А урок у нас будет необычный. Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в лес. Результатом нашей работы станет памятка
«Действия человека по выживанию в природе» (заготовки лежат на партах).
«Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять» (слайд 4)
-Какие черты характера желательно выработать у себя, чтобы помочь себе выжить в сложных природных условиях? (слайд 5)
(чтобы выжить в чрезвычайных условиях в природе, нужно прежде всего
- побороть страх,
- заставить себя спокойно рассуждать, когда хочется кричать и плакать, и - поставить перед собой цель выжить во что бы то ни стало)
2. Повторение . Актуализация новых знаний.
-Что такое «автономное существование»? (Это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой).
- -Каким образом человек может оказаться в автономном существовании?
- (Добровольно или вынужденно)
- - Приведите примеры вынужденного существования?
- (Авария транспортных средств, потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи, нефтяники), потеря ориентировки на местности (блуждание).
- Новая тема
- Сегодня мы вспомним с вами произведение Виктора Петровича Астафьева «Васюткино Озеро» (слайд 6)
Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.
(слайд 7) Ребята, хочется отметить, что история Васютки - это реально произошедший случай с самим В.П. Астафьевым в детстве. Он сибиряк, житель поселка Овсянка Красноярского края, что на берегу Енисея. Он описал свои приключения в тайге , когда ему было столько же лет как и вам, как выжил в сложных природных условиях.
-И так, ваша задача озвучить отрывок и дать анализ действий героя в условиях автономного существования, опираясь на полученные знания.
Свои выводы вы будете записывать на листках, которые лежат у вас на партах, это будет продуктом нашей работы- памятки «Действия человека по выживанию в природе»
(Отрывок 1).
Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:
— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.
- Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб?
- Что еще вы взяли бы с собой, отправляясь в лес?
Выводы:
- При подготовке к походу собирают необходимое снаряжение, продукты питания, одежду по сезону.
(Отрывок 2).
Наверное , всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. (слово затеси- зарубки)
- Какой вывод можно сделать из этого отрывка?
Вывод:
- При передвижении по незнакомой местности необходимо ориентироваться относительно окружающих предметов и рельефа, которые необходимо использовать как маяки, указывающие на ваше местоположение.
(Отрывок 3).
После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой — новые...
Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:
— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!
- Как без компаса определить стороны горизонта? А при помощи компаса?
определение сторон горизонта компасом
Вывод:
- Стороны горизонта можно определить по признакам некоторых местных предметов. Не подумав, не делай ни одного шага. Не паникуй.
(Отрывок 4).
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
Вывод:
При автономном существовании в природных условиях умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.
Огонь был и будет символом жизни. Во все времена он помогал человеку в различных ситуациях: спасал от зверей, обогревал в холода, на нем готовили пищу. А сейчас он нам нужен как никогда.
-Где правильно расположить костер?
Выберите сами необходимые виды костров, которые помогут обсушиться и обогреться. Дайте пояснение: почему именно эти виды костров вы выбрали.
Приложение: «Виды костров». (слайд 8)
СТЕНА КОЛОДЕЦ ШАЛАШ
ЗВЕЗДА ТАЕЖНЫЙ НОДЬЯ
(Отрывок 5).
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо!
- Итак, ребята, давайте сделаем выводы -как помогает природа человеку, находящемуся в отчаянии?
-Леса нашего региона богаты, дают все необходимое для выживания.
Но необходимо быть очень осторожным.
Вывод: В природных условиях пищу можно добывать охотой, рыболовством, отыскивать съедобные растения, ягоды, грибы и орехи.
( Растения бывают съедобные и несъедобные. Часто они схожи по внешнему виду, и нужно быть очень внимательным при сборе грибов и ягод, чтобы не пострадать). Мультик
-А что бы вы приготовили из «лесных даров» наших лесов ?
(Отрывок 6).
Тут же опомнился, схватил свои манатки и побежал по берегу навстречу боту. Потом кинулся назад и стал складывать в костёр все припасённые дрова: догадался, что у костра скорей его заметят. Взметнулись искры, высоко поднялось пламя. Наконец из предрассветной мглы выплыл высокий неуклюжий силуэт бота.
Васютка отчаянно закричал:
— На боте! Э-эй, на боте! Остановитесь! Заблудился я! Э-эй! Дяденьки! Кто там живой? Э-эй, штурвальный!..
Он вспомнил про ружьё, схватил его и начал палить вверх: бах! бах! бах!
- Какой сигнал подал Васютка?
Вывод: Подача сигналов бедствия является важным фактором, обеспечивающим выживание человека в природе. Средствами сигнализации могут быть яркая одежда, резкие звуки, дымовые сигнальные костры, электрический фонарик.
-Как мы помним, в условиях дикой природы главное - не паниковать. И постараться всеми возможными способами привлечь внимание людей.
Вы многие испробовали средства,
Но люди, терпящие бедствие,
По волнам почту отправляли,
Рисунками сигналы шифровали.
Вы нарисуйте так свои рисунки,
Чтобы понятно было и доступно,
Что помощь вам нужна.
(слайд 9)
Напоминаю, что сигналы бедствия, должны быть видны с большого расстояния, поэтому из подручных средств вы должны показать сигналы бедствия .
(Учащиеся располагают знаки сигналов на обозначенной площадке).
- Рефлексия. Проверка знаний. Работа по составлению памятки.
Множество литературных произведений посвящено проблеме человека и природы. Какие еще примеры из литературы и жизни вы можете привести, когда человек, оставшись наедине с природой, сумел выжить?(Робинзон Крузо).
- Ребята, чему научились мы у Васютки?
-И так, давайте вспомним, над чем мы сегодня работали?
-Какие цели перед собой ставили?
-Какой продукт коллективной деятельности мы должны были создать?
(Памятка «Действия человека по выживанию в природе»)
- Прочитайте, что у нас получилось.
(Примерная памятка: (слайд 10)
- При подготовке к походу собирают необходимое снаряжение, продукты питания, одежду по сезону.
- При передвижении по незнакомой местности необходимо ориентироваться относительно окружающих предметов и рельефа, которые необходимо использовать как маяки, указывающие на ваше местоположение.
- Стороны горизонта можно определить по признакам некоторых местных предметов. Не подумав, не делай ни одного шага. Не паникуй.
- При автономном существовании в природных условиях умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.
- В природных условиях пищу можно добывать охотой, рыболовством, отыскивать съедобные растения, ягоды, грибы и орехи.
- Подача сигналов бедствия является важным фактором, обеспечивающим выживание человека в природе. Средствами сигнализации могут быть яркая одежда, резкие звуки, дымовые сигнальные костры, электрический фонарик.
6. Итог.
-Ребята, наше путешествие подошло к концу. Настроение у меня от путешествия бодрое, веселое, все остались живы и здоровы. А у вас какое?
Задание на дом. Предлагаю разгадать кроссворд, но для этого необходимо прочитать полностью рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» . (слайд 11)
(Отрывок 1).
Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:
— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.
(Отрывок 2).
Наверное , всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка.
(Отрывок 3).
После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой — новые...
Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:
— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!
(Отрывок 4).
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
(Отрывок 5).
Васютка, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо!
(Отрывок 6).
Васютка стал складывать в костёр все припасённые дрова: догадался, что у костра скорей его заметят. Взметнулись искры, высоко поднялось пламя. Наконец из предрассветной мглы выплыл высокий неуклюжий силуэт бота.
Он вспомнил про ружьё, схватил его и начал палить вверх: бах! бах! бах!
Самоанализ урока ОБЖ в 6 классе.
Учитель Ленчук С.Д.
Тема урока: « Правила поведения человека при попадании в условия вынужденного автономного существования»
Цель урока:
Учебная
Повторить и обобщить понятие об экстремальной ситуации и автономном существовании.
Научить правильно экипироваться при подготовке в поход.
Повторить понятие об ориентировании, научить их способам определения сторон горизонта без компаса.
Закрепить знания о разновидностях съедобных растений и грибов.
Воспитательная :
Воспитывать в учащихся инициативу, готовность к принятию самостоятельных решений.
Формы работы:
Групповые, индивидуальные.
Оборудование занятия:
-Брусочки для изготовления костра;
«Таблица международных сигналов»;
-учебный мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе».
-Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Учебно-материальное обеспечение: ТСО (компьютер и проектор)
Тип урока: Интегрированный (литература + ОБЖ)
Урок состоял из V1 этапов:
Мотивация к учебной деятельности- просмотр мультфильма . Цель данного этапа- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, формулировка темы урока.
Актуализация новых знаний. Девиз урока настраивает на предстоящую работу. Эмоциональный настрой, доверительные отношения дают предпосылки для формирования личностных УУД. Обучающиеся определяют тему урока, ставят цель. Выбор формы урока- заочное путешествие в лес позволяет активизировать познавательную деятельность, мотивирует на четкость и правильность выполнения операций.
В ходе урока прослеживались разные формы учебного сотрудничества: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Учебная мотивация детей сохранялась, поддерживалась и развивалась на протяжении всего урока. Этому способствовала:
Форма урока (игра- путешествие)
Разнообразные виды деятельности
Использование ИКТ;
Изучаемый материал выступал как материал для создания учебной ситуации, в которой обучающие, совершая определенные действия (отвечая на вопросы, сравнивая, делая выводы), приобрели практические навыки.
На занятии были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание занятия я включил элементы обучения обучающихся универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами учащиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном занятии применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая учащегося к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывал каждый этап урока, составлял задания, подбирал вопросы, использовал различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём занятия выполнен. Интенсивность занятия была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. На протяжении всего урока обучающиеся были активны, внимательны, заинтересованы ходом урока.
Рефлексия учебной деятельности показала, что дети зафиксировали новое содержание урока. Планируемые результаты сформированы. Урок целей достиг.
Памятка
«Действия человека по выживанию в природе»
- _________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Памятка
«Действия человека по выживанию в природе»
1._________________________________________________________________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Автономное существование- это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой.
Авария транспортных средств, потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи, нефтяники), потеря ориентировки на местности (блуждание).
Автономное существование- это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой.
Авария транспортных средств, потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи, нефтяники), потеря ориентировки на местности (блуждание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования
Материал к уроку по теме "Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования"...
Тест по ОБЖ для 10класса тема "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях».
Тест по ОБЖ для 10класса по теме "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях»....
Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.Тесты по ОБЖ для 10 класса
В тестах отражено знание основных правил поведения в условиях вынужденного автономного существования....
План урока ОБЖ в 10 классе по теме Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе
План урока ОБЖ в 10 классе по теме "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе"...
Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе по теме Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе
Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе по теме "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе"...
Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе
Изучить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие; овладеть навыками безопасного поведения в случае вынужденного автономного существования...
Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. 10 класс
Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. 10 класс...