конспект топографические знаки
план-конспект по обж
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Условные топографические знаки»
для обучающихся 11-12 лет
по программе " Школа выживания"
Составитель: Загайнова Наталья Николаевна
Тема занятия: Условные топографические знаки.
Тип занятия: Закрепление и повторение знаний.
Форма проведения: Игровая.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Занятие разработано для обучающихся по программе «Школа безопасности», первый год обучения.
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Цель: Закрепление знаний обучающихся о способах изображения на планах и картах различных природных и искусственных объектов, сооружений с помощью условных знаков.
Задачи:
Обучающая: Закреплять знания об условных топографических знаках, продолжать формировать умение применять знания на практике: читать карты и планы, зарисовывать условные знаки.
Развивающая: Развивать память, внимание, логическое мышление,
Воспитывающая: Воспитывать умение работать в коллективе, учить слушать товарищей.
Методы и приёмы: Слово педагога, беседа, использование наглядности, игровые
приёмы, соревновательные приёмы, практические упражнения, работа в группах и в парах.
Дидактический материал: Схема топографического маршрута; 12 топознаков
( формат А4); задания на каждом этапе в конвертах; для задания №1 топографический диктант, листы белой бумаги, простые карандаши (по количеству детей), фломастеры; для задания №2 18 топознаков; карточки для игры на внимание; 2 комплекта заданий
по ориентированию с компасом, лист бумаги, карандаш, карточки для домашнего задания.
Оборудование: Компас, 10 планшетов, секундомер, стойки, доска, магнитики.
План занятия.
1 | Вводная часть. Организационный момент. Мотивация на достижение цели. Определение целей и задач, | 3 минуты |
2 | Основная часть. Игра " Контрольно – топографический маршрут" Задание № 1. Топографический диктант. 10 минут. Задание №2. Поиск условных знаков по групповой принадлежности. 5 минут. Задание № 3. Игра " Внимание!" 5 минут. Задание № 4. " Разложи знаки правильно". 10 минут. Задание № 5. " Север, запад, юг, восток". 8 минут. | 38 минут |
3 | Заключительная часть. Домашнее задание. Подведение итогов занятия. | 4 минуты |
1.Вводная часть.
Речь педагога: - Здравствуйте, ребята!
Вопрос детям: - Скоро лето и мы с вами пойдём в поход. Как нас тогда будут называть? ( Туристы). Какими должны быть туристы?
Ответы детей.
Речь педагога: Правильно. Молодцы! ( Смелыми, дружными, умелыми…. и здоровыми).
Вопрос детям: А что значит быть здоровыми? ( Не болеть, быть сильными, ловкими, быстрыми…). Что нужно, чтобы быть здоровыми? (Закаляться, делать по утрам зарядку). Ну что же, я вижу, вы готовитесь к походу серьёзно: закаляетесь, делаете зарядку. Ответы детей
Вопрос детям: - А что ещё вы знаете и умеете, что может пригодиться в походе?
(Укладывать рюкзак, выкладывать костры, ставить палатку…) А что нужно взять с собой в поход, чтобы не заблудиться? Ответы детей (Карту и компас).
Речь педагога: - Сегодня мы поиграем в поход и с помощью вот этой схемы и компаса, а так же с помощью ваших знаний условных топографических знаков
и умений их рисовать и находить постараемся пройти весь контрольно- топографический маршрут и вернуться назад.
2. Основная часть.
Речь педагога: - Ребята, вы знаете, что, чтобы пройти любой маршрут, нужен надёжный командир.
Вопрос детям: Кто у нас сегодня им будет? ( Выборы командира).
Объяснение правил прохождения маршрута: Команда идёт по схеме Маршрута (приложение №1), останавливаясь на определённых этапах, обозначенных условными знаками, причём из двух представленных нужно выбрать правильный (тот, который показывает стрелка на схеме). На каждом этапе находиться конверт с заданием. Задание нужно выполнить, разбившись на группы с помощью жеребьёвки (кроме первого, где задания выполняется каждым участником отдельно).
Каждый участник группы, первой правильно выполнившая задание, получает жетончик –солнышко.
Речь педагога: В конце занятия количество жетончиков подсчитывается. У кого их
будет больше, тот лучше всех справился с заданиями.
Задание №1. Топографический диктант.
Вслух читается диктант, ребята зарисовывают условные
знаки, названия которых услышали, затем проверяют задание
друг у друга. (Приложение № 2)
Задание №2. Поиск условных знаков по групповой принадлежности.
Ребята разбиваются на пары, и каждая получает задание:
собрать по 6 карточек с условными топознаками различной
групповой принадлежности: искусственные сооружения,
растительность, водные объекты. ( Приложение № 3)
Задание №3. Игра " Внимание!"
Играющие встают в круг, предварительно получив карточки
с условным знаком. Водящий называет какой- либо знак и
тот игрок, у которого этот знак, должен оббежать круг и
встать на своё место.
Задание №4. " Разложи знаки правильно".
Ребята делятся на две группы, и каждая получает по 2
комплекта карточек с условными знаками (нарисованными
и текстовыми пронумерованными от 1 до 10).Каждая группа
даёт другой поочерёдно по два задания: за 1,5 минуты
запомнить, под каким номером название какого топознака,
а затем на память разложить в таблице знаки-рисунки под
соответствующими номерами.
Задание №5. " Север, запад, юг, восток".
Ребята делятся на две группы
и каждая поочередно находит, какой условный знак
в какой стороне находиться, записывая это на листе
бумаги. Правильность выполнения проверяет другая группа. Речь педагога: После выполнения последнего задания команда должна вернуться на исходную позицию. Здесь подсчитывается количество жетончиков у каждого участника.
3. Заключительная часть.
Речь педагога: Итак, мы с вами прошли сегодня сложным топографическим маршрутом.
Вопрос детям: Каким он был? (Интересным, сложным, лёгким, весёлым).Ответы детей
Вопрос детям: Что мы делали на маршруте?( Ответы детей) Что больше всего понравилось? Ответы детей.
Речь педагога: Я от себя хочу сказать, что с вами можно пойти в любой поход, не заблудимся и не потеряемся!
Домашнее задание:- Нарисуйте, пожалуйста, с помощью условных топознаков план своей дороги из дома в школу.
Речь педагога: Посмотрите, вот здесь у меня кружочки красного и синего цветов. Если вам понравился "поход", вы вешаете на эту доску красный кружок, если не понравилось, какой? Спасибо!
приложение 1
Зарисовать топографический диктант.
Однажды наша группа пошла в поход. Выйдя из здания, мы перешли шоссе1,спустились по тропинке2 к берегу реки3, перешли её по деревянному мостику4 и дальше пошли по грунтовой дороге5 через редкий лес6. Потом наш путь проходил через заросли
кустарника7 и по большому лугу8, заросшему красивыми цветами.
Наконец мы пришли на берег небольшого чистого озера9. Здесь мы пообедали, а потом купались в озере и загорали на песке10 и играли в мяч. Потом мы поднялись на вершину небольшого холма11, где растёт высокая сосна12. С вершины было очень хорошо видно всё вокруг. Потом мы спустились с холма и вернулись домой по тропинке вдоль ручья13, по пути напившись чистой воды из родника14.
В походе было интересно и весело!
приложение 2
Каждая команда собирает знаки разного вида:
Искусственные сооружения
Растительность.
Водные объекты.
приложение 3
Игра " Внимание"
Цель игры: Развивать внимание, память, быстроту реакции.
Правила игры: Играющим раздаются топознаки, они встают в круг. Водящий называет какой-либо условный знак, и тот игрок, у которого он в руках, должен оббежать круг и встать на своё место.
приложение 4
" Разложите знаки правильно!"
Каждая команда даёт другой команде задание:
Запомнить за полторы минуты, под каким номером (от 1 до 6) название какого топознака, а потом разложить на память рисунки этих топознаков в таблице.
“Север, запад, юг, восток.”
Каждая команда даёт другой команде задание:
С помощью компаса определить, какой условный знак находиться
на севере, западе, юге, востоке.
Дидактический материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по географии. 6 кл. Тема: Топографические знаки
Карточки по географии. 6 кл. Тема: Топографические знаки. 6 вариантов заданий для проверки знания топографичекиз знаков....
Презентация топографические знаки
Варианты топознаков на различных картах...
Топографические знаки
Основные топографические знаки для изучения в туристско-краеведческом объединении...
Топографические знаки
Учебный материал для обучающихся в спортивно-туристских объединиях...
Топографические знаки карточки-задания для проверки
Учебный материал для обучающихся в спортивно-туристских объединиях...
Проверочная работа 6 класс топографические знаки
Проверочная работа топографические знаки 6 класс...
Проверочная работа по теме"Топографические знаки. Масштаб"-5 класс
Проверочная работа по теме"Топографические знаки. Масштаб"-5 класс...