Поурочное планирование ОБЖ в 9 классеl
план-конспект урока по обж (9 класс)

Загайнова Наталья Николаевна

Поурочное планирование ОБЖ в 9 классеl

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochnoe_planirovanie_obzh_v_9_klassel.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЧАТЬ ТЕМУ

Уроки 1—2. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Учебные вопросы.

1. Цели и задачи РСЧС.

2. Структура РСЧС.

3. Режимы функционирования РСЧС.

4. Силы и средства ликвидации ЧС.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.

Основное содержание урока.

История РСЧС. Цели и основные задачи РСЧС. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС и их функции.

Уровни РСЧС: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Координирующие органы РСЧС. Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее основные задачи. Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и их задачи. Рабочие органы КЧС.

Режимы функционирования РСЧС. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности. Мероприятия, проводимые в режиме повышенной готовности.  Мероприятия, проводимые в режиме чрезвычайной ситуации.

Силы и средства РСЧС. Состав сил и средств МЧС России. Войска гражданской обороны и их основные за дачи. Государственный Центральный аэромобильньи спасательный отряд, его задачи, оснащение и возможности по оперативному реагированию на чрезвычайны» ситуации. Поисково-спасательные службы и их задачи Центр по проведению спасательных операций особой риска и его основные задачи. Авиация МЧС России и ее предназначение.

Другие силы и средства, входящие в состав РСЧС.

Заключение. Повторите основные положения и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

 1. С какой целью создана РСЧС? Какие причины обусловили создание этой системы?

2. Назовите основные задачи РСЧС.

3. Из каких подсистем и уровней состоит РСЧС? Чем отличается территориальная подсистема РСЧС от функциональной?

4. Назовите координирующие органы РСЧС всех уровней.

5. Какие функции выполняет межведомственная (ведомственная) комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

6. Назовите режимы функционирования РСЧС и основные мероприятия при их введении.

7. Для каких целей создан Центроспас?

8. Какие задачи выполняют поисково-спасательные службы МЧС России?

9. С какой целью создан центр по проведению спасательных операций особого риска?

10. Какая авиационная техника находится на вооружении МЧС России?

11. Расскажите о других силах и средствах РСЧС.

   Домашнее задание. Раздел 1, глава 1, темы 1.1-1.4; задание 1.

Уроки 3—5. Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов

Учебные вопросы.    

1. Определение международного гуманитарного права и сфера его применения.

2. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение.

3. Правовая защита медицинского и духовного персонала. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

4. Правовая защита военнопленных.

5. Правовая защита гражданского населения.

6. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о том, что такое международное гуманитарное право и какие категории лиц находятся под его защитой.

Основное содержание урока.

Международное гуманитарное право - совокупность норм, основанных на общечеловеческих принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов.

Основные документы современного международного гуманитарного права: четыре Женевских конвенции от 12 августа 1949 года и два Дополнительных протокола к ним 1977 года. Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права.

Правовая защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Обязанности воюющих сторон по отношению к раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение. Действия, обеспечивающие защиту раненых и больных во время вооруженного конфликта. Погребение умерших.

Правовая защита медицинских формирований и духовного персонала во время вооруженного конфликта. Возникновение Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Эмблемы "красный крест" и "красный полумесяц", защитная и отличительная функции эмблем в ситуации вооруженного конфликта. Составные части Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца: Международный Комитет Красного Креста, государственные национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, в том числе Российское общество Красного Креста, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и специфика их деятельности.

Определения терминов "комбатант" и "военнопленный". Правовое регулирование - отношения воюющих сторон к военнопленным. Права военнопленного. Категории лиц, подлежащих немедленной репатриации (возвращению на родину).

Опасности, которым подвергается гражданское население во время военных действий. Защита гражданского населения на оккупированной территории. Обязанности оккупирующей стороны по отношению к гражданскому населению. Осуществление операций по оказанию гуманитарной помощи. Особая защита женщин и детей.

Ответственность государства за действия, совершаемые лицами, входящими в состав его вооруженных сил. Серьезные нарушения международного гуманитарного права. Меры по пресечению нарушений международного гуманитарного права.

Заключение. Повторите основные положения и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. В чем заключается правовая защита раненых больных и потерпевших кораблекрушение?

2. Почему IV Женевская конвенция подробно регламентирует защиту гражданских лиц, находящихся  власти неприятеля?

3. В чем заключается опасность неправомерного использования эмблем красного креста и красного полумесяца в военное время?

4. Какие действия относятся к серьезным нарушениям международного гуманитарного права?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 2, темы 2.1. -2.6., задания 2-4.

Уроки 6—9. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях  

Учебные вопросы.

1. Понятие преступления. Виды и категории преступлений.

2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

3. Защита от мошенников.

4. О безопасности девушек.

5. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать правила поведения в криминогенных ситуациях.

Основное содержание урока.

Урок по первому и второму учебным вопросам темы.

Понятие о преступлении. Условия, при которых наступает уголовная ответственность. Понятие о преступном поведении. Формы преступного поведения. Начальный и конечный моменты преступного действия. Понятие о бездействии, как пассивной форме преступного поведения. Виды преступлений (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие) и наказания, предусмотренные УК РФ за их совершение.

Ответственность несовершеннолетних за совершенные преступления. Возраст, по достижении которого, несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности. Виды наказания, предусмотренные Уголовным кодексом в отношении несовершеннолетних. Штраф и его  размеры. Обязательные работы и их продолжительность. Исправительные работы. Арест и его сроки. Лишение свободы. Меры принудительного воспитательного воздействия к несовершеннолетнему.

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. Что называется преступлением? Как в соответствии с Уголовным кодексом подразделяются преступления?

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

3. Какие виды наказаний могут быть назначены несовершеннолетним преступникам?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 3, темы 3.1—3.2.

Урок по третьему учебному вопросу темы. Понятие о мошенничестве. Основные черты характера мошенников. Разновидности мошенничества: обман и злоупотребление доверием. Основные приемы мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни. Правила защиты от мошенников: как не стать жертвой мошенников; как поступить, если появилось предположение, что вы стали объектом мошенничества.

Вопросы для проверки полученных знаний по третьему учебному вопросу темы.

1. Что вы понимаете под мошенничеством?

2. Расскажите, какие правила надо выполнять, чтобы не стать жертвой мошенников.

3. Приведите примеры попыток совершения мошенничества против вас или ваших близких.

4. Какие черты характера присущи мошенникам?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 3, тема 3.3.

Урок по четвертому учебному вопросу темы. Внешние признаки и черты характера людей (насильников и хулиганов), способных совершать насильственные действия. Как не стать жертвой насилия. Правила профилактики. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Правила поведения девушки в обществе мужчины.

Правила поведения, если девушке угрожает опасность. Самозащита от нападения насильников и хулиганов. Как можно ошеломить насильника? Воздействие на уязвимые части тела.

 

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. Расскажите о социальных группах, представляющих наибольшую опасность для девушек и женщин.

2. Перечислите, что не должна делать девушка (женщина), чтобы не спровоцировать в отношении себя насильственные действия?

3. Какими способами можно остановить или отвлечь насильника?

4. Назовите части тела, наиболее подверженные болевому воздействию.

Домашнее задание. Раздел 1, глава 3, тема 3.4.

Урок по пятому учебному вопросу темы. Поведение человека, которое может помочь избежать нападения злоумышленника. Понятие о самозащите. Уверенность и решительное поведение в криминогенных ситуациях. Варианты типичных ответов уверенного человека на домогательства злоумышленника. Техника тренировки уверенности. Что следует предпринять, если конфликт неизбежен? Что не рекомендуется делать при конфликте? Фактор неожиданности при конфликте. Способы отвлечения внимания. Как поступить при встрече с хулиганами?

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. Проанализируйте поведение известных вам преступников (по фильмам, книгам, из газет). Какие нравственные качества для них характерны?

2. Какие признаки поведения человека говорят о его уверенности и решительности? Дайте анализ собственных нравственных качеств. Какими вашими нравственными качествами могут воспользоваться злоумышленники? Как можно помешать преступникам воспользоваться вашими благородными качествами?

3. Что не рекомендуется делать, если вы подвергаетесь насилию и агрессии?

4. Какие нравственные изъяны, с вашей точки зрения понижают шансы человека на благополучный исход в случае насильственных действий в отношении его.

5. Какие качества надо развивать в себе, чтобы успешно противостоять злоумышленникам?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 3, темы 3.1-3.5 задания к теме: 5-12 Уроки 10-12. Профилактика травм в старшем школьном возрасте

Учебные вопросы.

1. Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их    предотвращения.

2. Безопасное поведение дома.

3. Безопасное поведение в школе.

4. Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом.

5. Безопасное поведение на улице.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать основные правила профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом.

Основное содержание урока. Урок по первому учебному вопросу темы. Понятие о травматизме. Виды травматизма. Основные причины травматизма в старшем школьном возрасте. Характерные травмы у подростков. Повреждение костей. Рекомендации по предотвращению повреждения костей. Ушибы и закрытые травмы. Рекомендации по предотвращению ушибов и закрытых травм. Повреждение мышц и соединительных тканей (судороги, растяжения и разрывы мышц). Рекомендации по предотвращению повреждения мышц и соединительных тканей. Травмы глаз. Рекомендации по предотвращению травм глаз. Травмы уха. Рекомендации по предотвращению травм и заболеваний ушей. Травмы зубов. Рекомендации по предотвращению повреждения зубов. Ожоги. Рекомендации по предотвращению ожогов. Перегрев организма. Рекомендации по предотвращению перегрева организма. Пищевые отравления. Рекомендации по предотвращению пищевых отравлений. Обморожение. Рекомендации по предотвращению обморожения. Укусы животных. Рекомендации по предотвращению укусов животных. Укусы змей. Рекомендации по предотвращению укусов змей. Укусы насекомых. Рекомендации по предотвращению укусов насекомых.

Вопросы для проверки полученных знаний по первому учебному вопросу.

1. Дайте определение травматизма. Какие виды травматизма вы знаете?

2. Что такое травма? Назовите виды травм, характерных для вашего возраста.

3. Какие вы знаете о вывихи и как предотвратить повреждение костей?

4. В каких случаях при появлении синяка нужно обратиться к врачу?

5. Расскажите о мерах профилактики по предотвращению повреждения мышц и соединительных тканей.

6. Какие травмы глаз можно получить и как предотвратить это?

7. Расскажите о последовательности действий при удалении насекомых из уха.

8. От каких действий нужно воздержаться, чтобы сохранить свои зубы?

9. Перечислите меры безопасности по предотвращению ожогов и поражения электрическим током.

10. Что вы понимаете под перегревом организма? Какие виды перегрева вы знаете и как его предупредить?

11. Как предотвратить пищевые отравления?

12. В чем заключается профилактика обморожений?

13. Расскажите о мерах предотвращения укусов животных, змей и насекомых.

Домашнее задание. Раздел 2, глава 1, тема 1.1.

 

Урок по второму и третьему учебным вопросам.   Основные причины травматизма в быту. Опасность получения травм при падениях и их предупреждение. Опасность получения травм во время пожара и их преграждение. Опасность получения травм при обращении с электрическими приборами и их предупреждёние.  Опасность получения травм при проведении ремонта и их предупреждение. Опасность получения травм в комнате (на кухне) и их предупреждение.

Школьный травматизм. Правила поведения на уроках физики, химии, во время перемен. Наиболее характерные причины травматизма в школе.

Вопросы для проверки полученных знаний по второму и третьему вопросам темы.

1. Какие меры безопасности позволяют снизить риск получения травм в домашних условиях?

2. Какие обстоятельства могут послужить причиной возникновения пожара в доме (квартире)?

3. Перечислите меры безопасности при обращении с электрическими приборами и электрооборудованием.

4. Расскажите о мерах безопасности на уроках химии и физики.

5. Как избежать травмы во время перемен?

6. К каким травмам могут привести шалости и неудачные шутки?

Домашнее задание. Раздел 2, глава 1, темы 1.2-1.3.

Урок по четвертому и пятому учебным вопросам.

Причины травматизма на уроках физкультуры и при занятиях спортом. Виды спорта с высокой степенью травматического риска. Профилактика травматизма на уроках физкультуры и при занятиях спортом. Одежда, обувь и защитное снаряжение.

Причины травм на улице. Места повышенной опасности для получения травм. Дорожно-транспортный травматизм. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Опасность получения травм при проведении сельскохозяйственных работ и их предупреждение-

Вопросы для проверки полученных знаний по четвертому и пятому учебным вопросам темы.

1. Как правильно начинать занятия физической культурой?

2. Расскажите о правилах выживания пешехода.

3. Расскажите о порядке действий, если вы оказались свидетелем или участником дорожно-транспортного происшествия.

4. Какие характерные травмы можно получить при проведении сельскохозяйственных работ? Как их можно предупредить?

Домашнее задание. Раздел 2, глава 1, темы 1.4-1.5.

Уроки 13-14. Первая медицинская помощь при травмах

Учебные вопросы.

1. Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика.

2. Травмы головы, позвоночника и спины.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника.

Основное содержание урока.

Классификация ран в зависимости от условий получения и механизма нанесения. Предотвращение инфицирования и ускорение заживления раны.

Понятие об антисептике. Механическая, физическая и химическая антисептика. Антисептические средства и их применение.     

Понятие об асептике. Асептические повязки и их назначение.

Общие понятия о нарушениях функций нервной системы, требующих оказания первой медицинской помощи. Понятие о черепно-мозговой травме. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника. Первая медицинская помощь при травмах головы или позвоночника. Правила иммобилизации при травмах головы и позвоночника.

Сотрясение головного мозга, признаки и симптомы. Первая медицинская помощь при сотрясении головного мозга.       

Повреждение спины, признаки и симптомы. Предотвращение болей в спине. Первая медицинская помощь при болях в спине.

Заключение. Повторите основные положения и проверьте, как понята тема.

 

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. Какая медицинская помощь необходима для предотвращения угрозы инфицирования раны?

2. Расскажите, что такое антисептика, и коротко охарактеризуйте ее виды.

3. Какие вы знаете антисептические средства и каков порядок их применения?

4. Что собой представляет асептика? В чем разница между асептикой и антисептикой?

5. Перечислите ситуации, в которых имеется большая вероятность получения критических травм головы и позвоночника.

6. Назовите признаки и симптомы, свидетельствующие о травмах головы и позвоночника.

7. Расскажите о порядке оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника.

8. Какие симптомы и признаки говорят о сотрясении головного мозга?

9. Как предотвратить появление болей в спине?

Домашнее задание. Раздел 2, глава 2, темы 2.1-2.2. задания 13-15.

Уроки 15—17. Экстренная реанимационная помощь

Учебные вопросы.

1. Признаки жизни и смерти.

2. Прекардиальный удар в область грудины.

3. Непрямой массаж сердца.

4. Искусственная вентиляция легких.

5. Остановка сердца и прекращение дыхания.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками в выполнении приемов по оказанию экстренной реанимационной помощи.

Основное содержание урока.

Урок по первому учебному вопросу.

Понятие о клинической смерти. Признаки клинической смерти. Определение признаков отсутствия сознания. Проверка реакции зрачков пострадавшего на свет. Определение признаков отсутствия дыхания. Определение признаков отсутствия пульса на сонной артерия.

Основные правила определения признаков клинической смерти.

Вопросы для проверки полученных знаний по первому учебному вопросу темы.

1. Назовите признаки клинической смерти. 2. Как можно определить отсутствие сознания у пострадавшего? 3. Как проверить реакцию зрачков на свет? 4. Как определить отсутствие дыхания? 5. Как определить наличие или отсутствие пульса на сонной артерии?

Домашнее задание. Раздел 2, глава 3, тема 3.1, задание 16.

Урок: по второму и третьему учебным вопросам.

Понятие о прекардиальном ударе. Сущность и смысл прекардиального удара. Техника и последовательность действий при нанесении прекардиального удара.

Понятие о непрямом массаже сердца. Правила проведения непрямого массажа сердца и последовательность действий. Техника непрямого массажа сердца.

Вопросы для проверки полученных знаний по второму и третьему учебным вопросам темы.

1. С какой целью наносится прекардиальный удар?

2. Как правильно наносить прекардиальный удар?

3. Для чего проводится непрямой массаж сердца?

4. Назовите правила проведения непрямого массажа сердца.

5. В чем заключается техника проведения непрямого массажа сердца?

Домашнее задание. Раздел 2, глава 3, темы 3.2-3.3, задания 17; 18.

Урок по четвертому и пятому вопросам темы. Понятие об искусственной вентиляции легких. Техника проведения искусственной вентиляции легких и последовательность действий. Эффективность реанимационных мероприятий. Аппараты (респираторы), применяемые для проведения искусственного дыхания.

Признаки остановки сердца. Определение пульса на сонной артерии. Признаки остановки дыхания. Первая медицинская помощь при остановке сердца и останови дыхания.

Вопросы для проверки полученных знаний по четвертому и пятому учебным вопросам темы.

1. Перечислите мероприятия при проведении искусственной вентиляции легких.

2. Какие признаки свидетельствуют об остановке сердца?

3. Как определить пульс на сонной артерии?

4. Что надо сделать прежде, чем приступить к искусственному дыханию?

5. Расскажите о порядке проведения искусственного дыхания методом "рот в рот".

Домашнее задание. Раздел 2, глава 3, темы 3.4-3.5 задание 19.

Уроки 18—19. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Учебные вопросы.

1. Здоровье человека.

2. Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня здоровья.

3. Современные методы оздоровления.

4. Факторы риска во внешней среде и внутренне среде организма человека. Их влияние на здоровье.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных положениях здорового образа жизни.

Основное содержание урока.

Урок по первому и второму учебным вопросам.

Здоровье человека. Здоровье физическое и духовное Понятие о социальном здоровье и его взаимосвязи со здоровьем духовным. Критерии состояния и группы здоровья. Характеристика групп здоровья детей и под ростков. Понятие об общественном и индивидуальном здоровье, их взаимосвязь. Оценка физических возможностей здоровья.

Понятие о здоровом образе жизни. Основные составляющие здоровья человека.

Вопросы для проверки полученных знаний к первому и второму учебным вопросам темы.

1. В чем состоит смысл понятия "здоровье" по определению Всемирной организации здравоохранения? Расскажите о составляющих здоровья: физическом, духовном и социальном.

2. Какая существует взаимосвязь между здоровьем духовным и здоровьем общественным?

3. Расскажите, от каких факторов зависит состояние здоровья, и каково их соотношение.

4. Назовите основные компоненты здорового образа жизни. Как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, режим труда и отдыха влияют на состояние здоровья?

Домашнее задание. Раздел 3, глава 1, темы 1.1-1.2, задания 20-24.

Урок по третьему и четвертому учебным вопросам.

О теориях и методах оздоровления организма человека. Основное содержание теорий оздоровления. Оздоровительная система П. К. Иванова. Общие понятия и основное содержание оздоровительных систем Г. С. Шаталовой и П. Брегга.

Внешняя среда жизнедеятельности организма. Физическое воздействие внешней среды на организм человека. Факторы риска химической природы. Факторы риска биологической природы. Факторы риска социальной природы. Психические факторы риска. Внутренняя среда организма человека.

Вопросы для проверки полученных знаний по третьему и четвертому учебным вопросам темы.

1. Расскажите о системах оздоровления организма человека. Что в них общее и в чем различие?

2. В чем заключается оздоровительная система П. К. Иванова "Детка"?

3. По каким направлениям внешняя среда влияет на организм человека?

4. Коротко расскажите о факторах риска внешней среды.

5. Что такое внутренняя среда организма и какую роль она выполняет?

Домашнее задание. Раздел 3, глава 1, темы 1.3-1.^

Уроки 20—21. Личная гигиена

     Учебные вопросы.

1        Гигиена кожи.

            2.   Гигиена питания.

3.    Гигиена воды.

4.    Гигиена одежды.

5.    Гигиена жилища.

6.    Гигиена индивидуального строительства.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о личной и общественной гигиене.

Основное содержание урока.

Понятие о личной гигиене. Гигиена кожи. Функции кожи. Основные правила ухода за кожей.

Гигиена питания. Группы продуктов питания. Продукты животного происхождения и растительные продукты. Рекомендуемый набор пищевых продуктов питания на одного человека. Рекомендуемые величины потребления энергии, белков, жиров и углеводов для детей и подростков. Суточное распределение пищевого рациона.

Гигиена воды. Органолептические свойства воды. Лечебно-оздоровительное действие воды. Кишечные инфекции, передающиеся через воду. Оценка качества воды.

         Гигиена одежды. Функции одежды современного человека. Гигиенические требования к одежде. Гигиенические требования к головным уборам. Гигиенические требования к обуви.

   Гигиена жилища. Гигиенические требования к жилищу: комнатная температура, относительная влажность воздуха в жилом помещении, скорость движения комнатного воздуха, вентиляция, естественная  освещенность жилища, искусственное освещение, звукоизоляция.

Гигиена индивидуального строительства. Планировка строительных территорий. Водоснабжение и канализация строений. Утилизация отходов и фекальных стоков.

Заключение. Повторите основные положения и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. Что такое гигиена? Как она возникла? Каковы ее задачи?

2. Назовите составные части личной гигиены.

3. Какие функции выполняет кожа? Перечислите гигиенические правила по уходу за кожей.

4. На какие группы подразделяются продукты питания? Коротко охарактеризуйте их.

5. Расскажите о суточном распределении пищевого рациона. Какие продукты должны содержаться в рационе питания человека?

6. Как вы понимаете выражение "органолептические свойства воды"? Назовите их.

7. Для чего разработан государственный стандарт оценки качества воды?

8. Каким условиям должна соответствовать одежда человека?

9. Каким требованиям должно удовлетворять жилище человека?

10. Расскажите о порядке планировки территории при проведении индивидуального строительства.

Домашнее задание. Раздел 3, глава 2, темы 3.1-3.6, задания 25-27.

Уроки 22—24. Физиологические и психологические особенности организма подростка

Учебные вопросы.

1. Физиологическое и психологическое развитие подростков.

2. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях.

3. Управление чувствами и эмоциями.

4. Суицид и подросток.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о физиологических и психологических особенностях организма и их значении к здоровья человека.

Основное содержание урока.

Основные показатели физиологического развития юношей и девушек в подростковом возрасте. Внешнее  

и внутренние изменения организма. Психологическая особенности организма подростка. Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте.

Понятие о конфликте. Причины конфликтных ситуаций. Виды конфликтов и их характеристика: конфликт ценностей; конфликт интересов; конфликт правил взаимодействия. Понятие о конструктивных (созидательных) и деструктивных (разрушительных) конфликтах. Метод преодоления разногласий. Рекомендуемые правила поведения в конфликтной ситуации. ( умении слушать собеседника. Правила активного слушания.

Необходимость управления чувствами и эмоциям конфликтных ситуациях. Допустимые и нелояльные приемы и аргументы в конфликте. Основные правила общения с возбужденным собеседником. Способы снятия эмоционального напряжения. Эмоции в достижении цели.

Понятие о суициде. Основные причины суицида. Признаки, указывающие на возможность совершения суицида. Особенности юношеского суицида. Самосознание, как основная характеристика развитой личности. Формирование внутренних убеждений и уверенности в себе. Наиболее типичные причины юношеского суицида. Понятие об угнетенном психическом состоянии и депрессии. Рекомендации по снятию депрессии. Что необходимо предпринять, если вам кажется, что с чьей-либо стороны предполагается попытка к суициду?

Заключение. Повторите основные положения и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. Перечислите мероприятия, выполнение которых поможет вам управлять своими чувствами и эмоциями.

2. Дайте определение конфликта. Какие бывают конфликты? Приведите примеры конфликтов из литературы, событий текущей жизни. Охарактеризуйте виды конфликтов.

3. Можно ли обойтись в жизни без конфликтов? Каковы их причины?

4. Расскажите о методе преодоления разногласий.

5. Какие правила поведения рекомендуется выполнять в конфликтной ситуации?

6. Расскажите о корректных и некорректных приемах поведения в конфликтной ситуации.

7. Как снять эмоциональное напряжение?

8. Как часто у вас бывают конфликтные ситуации? Всегда ли удается их решить положительно? Приведите примеры.

9. Как вы понимаете термин "суицид"? Назовите наиболее типичные причины самоубийства.

10. По каким признакам можно определить потенциального самоубийцу?

11. Дайте определение депрессии и как ее можно преодолеть.

12. Расскажите, что можно предпринять, если предполагается с чьей-то стороны попытка суицида?

Домашнее задание. Раздел 3, глава 3, темы 3.1-3.4, задания:28-34.

Урок 25. Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции

Учебные вопросы.

1. Понятие о влюбленности и любви.

2. Ревность и "ловушки влюбленности".

3. Причины добрачных половых связей и их отрицательное значение для организма подростка.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о взаимоотношениях полов и основах планирования семьи.

Основное содержание урока.

Понятие о влюбленности и любви. Безответная любовь и пути преодоления этого чувства. О чувстве ревности. Понятие о "ловушках влюбленности" и их роли вступлении в сексуальные отношения. Основные причины вступления в сексуальные отношения, не связанные с чувством любви. Отрицательное значение добрачных половых связей для женского организма.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. Знакомо ли вам состояние влюбленности? Что при этом переживает человек? Какие чувства и эмоции вызывает у вас?

2. Можно ли разрешить проблему безответной любви? Какие полезные советы вы могли бы дать своему другу, своей подруге в этом случае?   '

3. Расскажите, как вы понимаете термин «ловушка влюбленности".

4. По каким мотивам, не связанным с заключением брака, может произойти вступление в сексуальные ношения?

Уроки 26—28. Факторы, разрушающие здоровье человека

Учебные вопросы.

1. Употребление табака и его влияние на здоровье человека.

2. Алкоголь, его влияние на организм.

     3. Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о факторах, разрушающих здоровье человека.

Основное содержание урока.

Урок по первому учебному вопросу темы.

Понятие о табакокурении. Опасность табачного дыма для здоровья человека. Никотин и его опасность. Признаки отравления никотином. Вредное влияние

угарного газа. Три стадии никотиновой зависимости. Воздействие табачного дыма на легочную и сердечно-сосудистую системы, на детородную функцию женского организма. Понятие о пассивном курении. Последствия пассивного курения. Рекомендации тем, кто хочет бросить курить.

Вопросы для проверки полученных знаний по первому учебному вопросу темы.

1. Назовите и охарактеризуйте факторы, разрушающие здоровье человека.

2. Расскажите, какие компоненты содержит табачный дым, и как они воздействуют на организм курильщика.

3. Назовите стадии никотиновой зависимости и коротко охарактеризуйте каждую из них.

4. Какое влияние на организм девушки (женщины) оказывает табачный дым?

5. Кто такие пассивные курильщики? Какому риску они подвергаются?

Домашнее задание. Раздел 3, глава 5, тема 5.1, задания 35-37.

Урок по второму учебному вопросу темы. Понятие об алкоголе. Злоупотребление алкоголем, как социальная проблема. Разрушающее действие алкоголя на системы и органы человека. Разрушающее действие алкоголя (этилового спирта) на ткани. Влияние этилового спирта на печень. Влияние алкоголя на железы внутренней секреции. Воздействие алкоголя на головной мозг. Систематическое употребление алкоголя и социальная деградация личности. Развитие алкоголизма. Алкогольное отравление и его признаки. Первая медицинская помощь при алкогольном отравлении.

Вопросы для проверки полученных знаний по второму учебному вопросу темы.

1. На какие органы организма человека и как воздействует алкоголь?

2. Назовите и дайте характеристику степеней алкогольного опьянения.

   3. В чем различие между пьянством и алкоголизме:

4. Какими признаками характеризуется алкогольная болезнь?

Домашнее задание. Раздел 3, глава 5, тема 5.2, задания 38; 39.

Урок по третьему учебному вопросу темы. Понятие о наркомании и токсикомании. Действ наркотических веществ на организм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие психической зависимости от наркотика. Развитие физической зависимости от наркотика. Признаки наркотического отравления и оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Признаки отравления лекарственными препаратами и оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

Вопросы для проверки полученных знаний по третьему учебному вопросу темы.

1. Расскажите о наркомании и токсикомании. Что между ними общего, и какие различия? Назовите их признаки.

2. С чем связано развитие психической и физической зависимости от наркотика?

3. Назовите признаки наркотического отравления  лекарственными препаратами.

4. Как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему при отравлении наркотиками и лекарственными препаратами?

Домашнее задание. Раздел 3, глава 5, тема 5.3,  задания 40; 41.

 

 

 

 

 

 

Контрольные работы

Контрольная работа №1. Тема: «Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций*

Вариант 1.

1. С какой целью и когда создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

2. Назовите координирующие органы на каждом уровне РСЧС.

3. Для чего и где создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям?

4. Какие силы и средства РСЧС могут привлекаться к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций?

Вариант 2.

1. Назовите основные задачи РСЧС.

2. Из каких подсистем состоит РСЧС?

3. Для чего устанавливаются режимы функционирования РСЧС? Назовите и охарактеризуйте эти режимы.

4. Какие задачи выполняют поисково-спасательные

службы МЧС России?

 

Контрольная работа №2. Тема: «Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов*

Вариант 1.

1.Кто понимается под «жертвами войны» в международном гуманитарном праве?.

2. Назовите основополагающие источники международного гуманитарного права.

3. Какие правила поведения и обращения с военнопленными при вооруженных конфликтах должны соблюдаться неприятельским государством в соответствии с положениями международного гуманитарной права?

4. Какие специальные правила, предусмотренные международным гуманитарным правом, должны применяться по отношению к гражданским лицам, находящимся на оккупированных территориях?

Вариант 2.

1. При каких ситуациях могут возникнуть вооруженные конфликты?

2. Какие обязанности приняли на себя государства ратифицировавшие или присоединившиеся к Женевским конвенциям?

3. Какие права имеют раненые и больные при вооруженных конфликтах в соответствии с положениями международного гуманитарного права?

4. Какие специальные правила, предусмотренные международным гуманитарным правом, должны применяться по отношению к гражданским лицам, находящимся на территории противника?

Контрольная работа №3. Тема: «Безопасное поведение в криминогенных ситуациях»

Вариант 1.

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность? В каких случаях подлежат уголовной ответственности лица, достигшие по времени совершения преступления 14 лет?

2. В чем заключается сущность мошенничества? Что необходимо знать, чтобы не стать жертвой мошенников?

3. Какое поведение поможет избежать столкновения со злоумышленниками?

     4. Опишите внешность, речь, манеры поведения, одежду и другие приметы вашего товарища (друга).

Вариант 2.

1. Как подразделяются преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния?

2. Какие виды наказаний для несовершеннолетних предусматриваются Уголовным кодексом?

3. Что не рекомендуется делать, если вы подверглись насилию и агрессии? Как вы поступите при встрече с хулиганами?

4. Как вы поступите в ситуации, когда к вам пристают незнакомые люди, требуя отдать вещи и угрожая?

Контрольная работа№4. Тема: «Меры профилактики травм в старшем школьном возрасте»

Вариант 1.

1. Как можно предотвратить повреждения костей, мышц и соединительных тканей?

2. Основные причины травм в быту и их предотвращение.

3. Каких правил необходимо придерживаться на уроках физики при работе с электроприборами и электрооборудованием?

4. Основные причины травм на улице и их предотвращение.

Вариант 2.

1. Как можно предотвратить травмы глаз, ушей и зубов?

2. Основные причины травм при занятиях спортом и их предотвращение.

3. Каких правил необходимо придерживаться на уроках химии, работая с химическими реактивами?

4. Основные причины дорожно-транспортных происшествий и их предотвращение.

 

Контрольная работа №5. Тема: «Первая медицинская помощь при травмах

Вариант 1.

1. В каких случаях необходима оперативная медицинская помощь для предотвращения инфицирования раны?

2. Основные причины и признаки травм головы  и позвоночника.

3. Признаки и симптомы сотрясения головного мозга. Первая помощь пострадавшему при сотрясении  головного мозга.

Вариант 2.

1. Что такое асептика и антисептика? Назовите асептические средства и порядок их применения.

2. Правила оказания первой медицинской вол при травмах головы и позвоночника.

3. Признаки и симптомы повреждения спины. Первая помощь при болях в спине.

Контрольная работа №6. Тема: «Экстренная реанимационная помощь»

Вариант 1.

1. Как правильно можно определить наличие признаков клинической смерти?

2. Техника непрямого массажа сердца.

3. Назначение и последовательность проведения искусственной вентиляции легких.

Вариант 2.

1. Сущность прекардиального удара и техника нанесения.

2. Основные правила проведения непрямого массажа сердца.

3. Признаки остановки сердца и дыхания. Пер медицинская помощь.

 

Контрольная работа №7.Темы: «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни» и «Личная гигиена»

Вариант 1.

1. Составляющие здоровья. Здоровье духовное и физическое. Их взаимосвязь.

2. Что вы знаете о системах оздоровления организма человека? Что в них общее и в чем их различие?

3. Дайте краткую характеристику факторов риска внешней среды.

4. Перечислите гигиенические правила ухода за кожей.

5. Каким условиям должна соответствовать одежда человека?

Вариант 2.

1. По каким критериям оценивается здоровье подростков? Какие вы знаете группы здоровья?

2. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на здоровье человека.

3. Что такое внутренняя среда организма и какую роль она выполняет?

4. Назовите основные составляющие гигиены питания. Как должно распределяться питание в течение суток? Какие продукты должны содержаться в рационе?

5. Каким гигиеническим требованиям должно удовлетворять жилище человека?

 

 

Контрольная работа №8. Тема: «Физиологические и психологические особенности организма подростка»

Вариант 1.

1. Какими могут быть конфликты и их источники?

2. Назовите основные правила активного слушания.

3. Назовите основные правила общения с возбужденным собеседником.

4. Назовите наиболее типичные причины суицида среди подростков. Как можно преодолеть депрессию? Вариант 2.

1. Основные правила поведения в криминогенных ситуациях.

2. Умение управлять чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации заключается в использовании корректных приемов и аргументов. Назовите допустимые и нелояльные приемы в конфликте.

3. Назовите основные способы снятия эмоционального напряжения.

4. Что можно предпринять, если с чьей-то стороны предполагается попытка суицида?

 

Контрольная работа №9. Тема: «Факторы, разрушающие здоровье человека

Вариант 1.

1. Какое отрицательное влияние на организм человека оказывает курение?

2. Признаки алкогольного отравления и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

3. Что такое наркомания и токсикомания? Что между ними общего, и какие отличия? Назовите протравления лекарственными препаратами и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим

Вариант 2.

1. Кто такие «пассивные курильщики»? Как воздействует табачный дым на пассивного курильщика? Какие полезные советы вы могли бы дать своему другу, своей подруге, решившим бросить курить?

2. Какое отрицательное влияние на организм человека оказывает алкоголь? Как развивается алкоголизм.

3. С чем связано развитие психической и физической зависимости от наркотика? Назовите признаки отравления наркотиками и правила оказания первой помощи пострадавшему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по алгебре 8класс

Рабочая программа с поурочным планированием по алгебре для 8 класса . Авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк, под редакцией Теляковского.....

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Тематическое поурочное планирование математики в 5 классе

Поурочное тематическое планирование по математике в 5 классе к УМК Виленкина...

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...