рабочая программа по ОСЖ 5 скк
рабочая программа по обж (5 класс)

Елена Александровна Каньшина

рабочая программа по ОСЖ 5 скк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_oszh_5_skk.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                              ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей        

коррекционно-развивающего обучения

Руководитель _______/Середа Н.В./

Протокол №______ от _______ 2022г.

       СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора по УВР

     _______/Леонтьева О.А./

                    _________2022г.    

            УТВЕРЖДАЮ

            Директор школы

   __________/Вишнякова Г.Д./

    Приказ №     от  _______2022г.  

Рабочая программа

по предмету «Основы социальной жизни»

для 5 специального (коррекционного) класса

  по адаптированной общеобразовательной программе

 для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

          Разработана: Каньшина Е.А.,  

          учителем, первой

          квалификационной категории

2022 - 2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный  предмет  «Основы  социальной  жизни»  имеет  своей  целью практическую  подготовку  обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  к  самостоятельной  жизни  и  трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Основные  задачи,  которые  призван  решать  этот  учебный  предмет, состоят в следующем:

― расширение  кругозора  обучающихся  в  процессе  ознакомления  с различными сторонами повседневной жизни;

― формирование  и  развитие  навыков  самообслуживания  и  трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;  

― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной  направленности;  формирование  умений  пользоваться  услугами учреждений и предприятий социальной направленности;  

― усвоение  морально-этических  норм  поведения,  выработка  навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Программа учебного курса рассчитана на один год .

Рабочая программа  составлена  с учётом особенностей и возможностей  овладения учащимися  с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения.  В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Общая характеристика учебного предмета

Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально- бытовые компетентности:

  1. «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.
  2. «Охрана здоровья - знание и порядок оказания различных видов медицинской помощи, уход за больным в домашних условиях.
  3. «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральные машины).
  4. «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование соответствующих электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).

Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих класса.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области «Человек и общество» обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Количество часов в неделю в 5 классе – 1 час, общее количество часов – 34 ч.

Программа «Основы социальной жизни» включена в обязательную часть учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами.

Личностные результаты

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  4. Овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
  5. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
  6. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
  8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  9. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
  10. Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
  11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  12. Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.

Раздел «Введение»

 Минимальный уровень:

-знать название учебного предмета «Основы социальной жизни»;

-находить расположение кабинета учебного предмета «Основы социальной жизни»;

-знать и выполнять правила поведения в кабинете «Основы социальной жизни».

 Достаточный уровень:

-знать краткое содержание и значение предмета «Основы социальной жизни»;

-соблюдать правила техники безопасности в кабинете;

-соблюдать санитарно – гигиенические требования на уроках «Основы социальной жизни».

Раздел «Личная гигиена и здоровье»

 Минимальный уровень:

-знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством педагога;

-знать название предметов, используемых для выполнения утреннего и вечернего туалета.

 Достаточный уровень:

-уметь выполнять утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;

-знать название и назначение индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены;

-выполнять санитарно-гигиенические требования пользования личными (индивидуальными) вещами.

Раздел «Охрана здоровья»

 Минимальный уровень:

-выполнять профилактику простудных заболеваний под руководством педагогов в школе- интернате.

 Достаточный уровень:

-знать и выполнять простейшие меры по профилактике простудных заболеваний;

-знать названия лекарственных растений, узнавать их;

-уметь применять под руководством взрослого лекарственные растения для профилактики и лечения простудных заболеваний.

Раздел «Жилище»

 Минимальный уровень:

- знать свой домашний почтовый адрес;

-уметь пользоваться коммунальными удобствами (лифт, мусоропровод, домофон, почтовый ящик).

 Достаточный уровень:

-знать типы жилых помещений;

-знать название жилых комнат, и их назначение;

- знать свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его.

Раздел «Одежда и обувь»

 Минимальный уровень:

-знать отдельные виды одежды и обуви;

-выполнять правила ухода за одеждой и обувью под руководством педагога;

-соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.

 Достаточный уровень:

-подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;

-различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения;

-уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 5 класса. Отсутствие достижения минимального уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Содержание предмета

«Диагностика»

Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний осуществляется по разделу «Личная гигиена», «Охрана здоровья», «Жилище», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Питание».

«Введение» Вводное занятие.

«Личная гигиена и здоровье»

Утренний и вечерний туалет. Личные вещи. Правила содержания личных вещей. Практическая работа «Выполнение утреннего и вечернего туалета».

«Охрана здоровья»

Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Лекарственные растения. Практическая работа «Заваривание травяного чая».

«Жилище»

Типы и виды жилых помещений. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Домашний почтовый адрес. Планировка помещения, типы жилых комнат.

 Практическая работа: «Написание адреса на конверте».

«Одежда и обувь»

Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Виды одежды. Головные уборы и их назначение. Виды обуви.  Практическая работа «Ежедневный уход за одеждой».

Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности

Тема урока

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Утренний и вечерний туалет

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Гигиена тела.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Закаливание организма.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Гигиена зрения

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Особенности соблюдения личной гигиены подростком

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Негативное влияние на организм человека вредных веществ: алкоголя, никотина, наркотических веществ

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Первая помощь при различных травмах

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Виды врачебной помощи на дому. Нетрудоспособность

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Общее представление о доме

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Домашние животные

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Планировка жилища

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Кухня. Кухонная утварь. Кухонное белье. Кухонная мебель

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Санузел и ванная комната

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Электробытовые приборы в ванной комнате

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Мебель в жилых помещениях

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Убранство жилых комнат:

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Уход за жилищем

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Насекомые и грызуны в доме:

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Одежда. Виды одежды

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Значение опрятного вида человека.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Уход за одеждой

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Предприятия бытового обслуживания

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Выбор и покупка одежды

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Магазины по продаже одежды

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Обувь. Виды обуви

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Уход за обувью

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Предприятия бытового обслуживания.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Обувь и здоровье человека.

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Обобщение изученного материала за год

1

Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного.

Описание материально – технического обеспечения

образовательной деятельности

  1. 1. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...