рабочая программа по ОСЖ 5 скк
рабочая программа по обж (5 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей коррекционно-развивающего обучения Руководитель _______/Середа Н.В./ Протокол №______ от _______ 2022г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______/Леонтьева О.А./ _________2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________/Вишнякова Г.Д./ Приказ № от _______2022г. |
Рабочая программа
по предмету «Основы социальной жизни»
для 5 специального (коррекционного) класса
по адаптированной общеобразовательной программе
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
Разработана: Каньшина Е.А.,
учителем, первой
квалификационной категории
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Программа учебного курса рассчитана на один год .
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Общая характеристика учебного предмета
Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально- бытовые компетентности:
- «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.
- «Охрана здоровья - знание и порядок оказания различных видов медицинской помощи, уход за больным в домашних условиях.
- «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральные машины).
- «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование соответствующих электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).
Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих класса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области «Человек и общество» обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Количество часов в неделю в 5 классе – 1 час, общее количество часов – 34 ч.
Программа «Основы социальной жизни» включена в обязательную часть учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами.
Личностные результаты
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
- Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.
Раздел «Введение»
Минимальный уровень:
-знать название учебного предмета «Основы социальной жизни»;
-находить расположение кабинета учебного предмета «Основы социальной жизни»;
-знать и выполнять правила поведения в кабинете «Основы социальной жизни».
Достаточный уровень:
-знать краткое содержание и значение предмета «Основы социальной жизни»;
-соблюдать правила техники безопасности в кабинете;
-соблюдать санитарно – гигиенические требования на уроках «Основы социальной жизни».
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
Минимальный уровень:
-знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством педагога;
-знать название предметов, используемых для выполнения утреннего и вечернего туалета.
Достаточный уровень:
-уметь выполнять утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;
-знать название и назначение индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены;
-выполнять санитарно-гигиенические требования пользования личными (индивидуальными) вещами.
Раздел «Охрана здоровья»
Минимальный уровень:
-выполнять профилактику простудных заболеваний под руководством педагогов в школе- интернате.
Достаточный уровень:
-знать и выполнять простейшие меры по профилактике простудных заболеваний;
-знать названия лекарственных растений, узнавать их;
-уметь применять под руководством взрослого лекарственные растения для профилактики и лечения простудных заболеваний.
Раздел «Жилище»
Минимальный уровень:
- знать свой домашний почтовый адрес;
-уметь пользоваться коммунальными удобствами (лифт, мусоропровод, домофон, почтовый ящик).
Достаточный уровень:
-знать типы жилых помещений;
-знать название жилых комнат, и их назначение;
- знать свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его.
Раздел «Одежда и обувь»
Минимальный уровень:
-знать отдельные виды одежды и обуви;
-выполнять правила ухода за одеждой и обувью под руководством педагога;
-соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.
Достаточный уровень:
-подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;
-различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения;
-уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 5 класса. Отсутствие достижения минимального уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Содержание предмета
«Диагностика»
Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний осуществляется по разделу «Личная гигиена», «Охрана здоровья», «Жилище», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Питание».
«Введение» Вводное занятие.
«Личная гигиена и здоровье»
Утренний и вечерний туалет. Личные вещи. Правила содержания личных вещей. Практическая работа «Выполнение утреннего и вечернего туалета».
«Охрана здоровья»
Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Лекарственные растения. Практическая работа «Заваривание травяного чая».
«Жилище»
Типы и виды жилых помещений. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Домашний почтовый адрес. Планировка помещения, типы жилых комнат.
Практическая работа: «Написание адреса на конверте».
«Одежда и обувь»
Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Виды одежды. Головные уборы и их назначение. Виды обуви. Практическая работа «Ежедневный уход за одеждой».
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№ | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Утренний и вечерний туалет | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Гигиена тела. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Закаливание организма. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Гигиена зрения | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Особенности соблюдения личной гигиены подростком | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: алкоголя, никотина, наркотических веществ | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Первая помощь при различных травмах | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Виды врачебной помощи на дому. Нетрудоспособность | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Общее представление о доме | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Домашние животные | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Планировка жилища | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Кухня. Кухонная утварь. Кухонное белье. Кухонная мебель | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Санузел и ванная комната | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Электробытовые приборы в ванной комнате | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Мебель в жилых помещениях | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Убранство жилых комнат: | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Уход за жилищем | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Насекомые и грызуны в доме: | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Одежда. Виды одежды | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Значение опрятного вида человека. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Уход за одеждой | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Предприятия бытового обслуживания | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Выбор и покупка одежды | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Магазины по продаже одежды | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Обувь. Виды обуви | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Уход за обувью | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Предприятия бытового обслуживания. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Обувь и здоровье человека. | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. | |
Обобщение изученного материала за год | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, записывание терминов, пересказ услышанного. |
Описание материально – технического обеспечения
образовательной деятельности
- 1. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...