Рабочая программа "ОБЖ" 10-11 по УМК Смирнова
рабочая программа по обж (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obzh_10-11_petrishcheva.docx | 99.41 КБ |
annotatsiya_rp_obzh_10-11_.docx | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Административный (территориальный округ) | |
образовательная организация | |
«Согласовано» _______________ председатель МО протокол № ___ «__» ________20___г. | |
«Согласовано» ________________ «____» __________20___г. | Приказ об утверждении ООП № _____ «___» _______ 20____г. |
Рабочая программа | |
учебный предмет | ОБЖ |
предметная область | Физическая культура, экология, основы безопасности жизнедеятельности |
уровень образования | среднее общее образование |
количество часов на уровень образования | 68 ч. |
10 класс 11 класс | 34 ч. 34 ч. |
уровень | базовый |
форма обучения | очная |
учитель: | Петрищева Анна Егоровна |
примерная (авторская) программа, на основе которой разработана рабочая программа | Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т., Хренников Б.О. издательство «Просвещение», 2020г. |
учебный год | 2022/23, 2023/24 |
Пояснительная записка
Исходными документами для составления адаптированной рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:
- Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г. (с изменениями в ред. от 14.07.2022г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012г. (с изменениями и дополнениями);
- Учебный план учреждения;
- Методические рекомендации Министерства образования ________ области «По формированию учебного плана, по проектированию рабочей программы воспитания № _______ от ______________г.;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утверждены приказом Минобрнауки РФ от 20 мая 2020г. N 254 (с изменениями в приказе Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766);
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта;
- Положение «О структуре, содержании, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Положение «О реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий в учебно-консультационных пунктах»;
- Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности;
- Программа воспитания на ______ гг., утвержденная приказом № ___ от ______________г.;
- Календарный план воспитательной работы на ________ учебный год, утвержденный приказом ______ от __________г.;
- Примерная программа для общеобразовательных учреждений по учебному предмету и комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-11 классы, авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, «Просвещение», 2020 г.
Механизм и условия реализации программы:
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) как учебная дисциплина имеет интегрированный характер и требует овладения более широким спектром компетенций, в сравнении с другими общеобразовательными дисциплинами. Предмет ОБЖ в образовательной организации включается в единую систему обеспечения безопасных условий образовательного процесса, охраны труда, обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, создания условий для укрепления и сбережения здоровья обучающихся. Учебный предмет «ОБЖ» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.
Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Основной задачей предмета ОБЖ является формирование культуры безопасности личности современного типа.
Цели изучения ОБЖ на уровне ООО
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; об обязанностях граждан по защите государства;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предупреждению актов терроризма;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
Основы комплексной безопасности
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
- использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
- оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
- объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
- действовать согласно указанию на дорожных знаках;
- пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
- прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
- использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
- оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
- распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
- описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
- определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
- опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
- опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
- пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
- прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
- составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
- распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
- соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
- использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
- прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
- применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
- распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
- использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
- прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
- составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
- Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
- приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
- использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
- действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
- вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
- прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
- Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
- Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
- объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
- оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
- раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
- объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
- описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
- пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
- использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
- распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
- распознавать симптомы употребления наркотических средств;
- описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
- использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
- описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
- описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
- составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
- Основы здорового образа жизни
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
- использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
- оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
- описывать факторы здорового образа жизни;
- объяснять преимущества здорового образа жизни;
- объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
- описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
- раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
- распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
- пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья
- Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
- Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
- использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
- оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
- отличать первую помощь от медицинской помощи;
- распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
- вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
- выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
- действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
- составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
- комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
- использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
- оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
- классифицировать основные инфекционные болезни;
- определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.
Метапредметные результаты – освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении основ безопасности жизнедеятельности в основной школе, являются:
–формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
–формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
- владение основными универсальными учебными действиями:
Познавательные: перерабатывать информацию через анализ полученной информации; воспроизводить информацию с помощью знаковых систем, применять знания на практике; воспринимать информацию из разных источников для обобщения;
Регулятивные: нахождение ресурсов и средств для выполнения действия; постановка цели в форме предвосхищения результата; восприятие образа как алгоритма к действию;
Коммуникативные: умение сополагать информацию, получаемую из разных источников; сознательное распределение, отслеживание и контроль функции, ответственности;
оценка информации и действия относительно общепринятых взглядов, проявление интереса к действиям других учащихся;
Личностные:
–усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
–формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
–усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
–формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
–формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
–формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
–освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
–развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
–формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
–формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
–осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
–формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
2. Содержание учебного предмета
10 класс
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1. Автономное пребывание человека в природной среде. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.
1.2. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.
1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.
1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно-опасном, химически опасном, взрывопожароопасном, гидротехническом объектах.
Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
3.1. Военные угрозы национальной безопасности России. Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.
3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война
3. 3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.
3.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.
3.5. Наркотизм и национальная безопасность России. Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.
3.6. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
3.7. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности. Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства
4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности. Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.
4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.
Раздел III. Основы гражданской обороны государства
Тема 5. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
5.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
5.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
5.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
5.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
5.5. Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
5.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Раздел IV. Основы здорового образа жизни и медицинских знаний
Тема 6. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
6.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
6.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
7.1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
7.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
7.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
7.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.
11 класс
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1. Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
1.2. Правила личной безопасности при пожаре. Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.3. Обеспечение личной безопасности на водоемах. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах. Безопасный отдых у воды.
1.4. Безопасность в быту. Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
Тема 2. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.
2.1. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
2.2. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом. Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ); Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г., № 116).
2.3. Контртеррористическая операция. Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции.
2.4. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач). Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если подвергались нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами.
2.5. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор ситуационных задач). Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 3. Нравственность и здоровье
3.1. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
3.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
3.3. Инфекции, передаваемые половым путем. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
3.4. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
3.5. Семья в современном обществе Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Тема 4. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
4.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.
4.2. Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
4.3. Основные правила оказания первой медицинской помощи. Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи.
4.4. Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
4.5.Способы иммобилизации и переноска пострадавшего. Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.
4.6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
4.7. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота. Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь. Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь.
4.8. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи.
4.9. Первая медицинская помощь при остановке сердца Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Первая помощь при попадании инородных тел в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути
Раздел V. Основы здорового образа жизни и медицинских знаний
Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
5.1. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
5.2. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их классификация и профилактика, причины их возникновения, механизм передачи. Классификация заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Профилактика заболеваний.
Тема 6. Здоровый образ жизни
6.1. Здоровый образ жизни. Основные элементы жизнедеятельности человека, рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
6,2. Факторы риска во внешней среде и их влияние на здоровье человека. Гигиена питания и воды.
6.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании. Наркотизм и национальная безопасность России. Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.
3. Тематическое планирование
10 класс
Общее число часов: 34 ч.
наименование разделов | наименование тем | объём часов | формы текущего контроля |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 4 | стартовая диагностика |
Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 6 | ||
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 2 | ||
Раздел 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций | Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | 8 | промежуточная диагностика, |
Раздел 3. Основы обороны государства | Тема 5 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны | 6 | защита учебного проекта |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни и медицинских знаний | Тема 6. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 3 | |
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие | 5 | итоговая диагностика | |
Итого | 34 |
11 класс
наименование разделов | наименование тем | объём часов | формы текущего контроля |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 4 | стартовая диагностика |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | Тема 2. Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 4 | |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни | Тема 3. Нравственность и здоровье | 5 | промежуточная диагностика – контрольная работа |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | Тема 4. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 12 | |
Раздел 5 . Основы здорового образа жизни и медицинских знаний | Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика неинфекционных и инфекционных заболеваний | 3 | защита учебного проекта |
Тема 6. Здоровый образ жизни | 6 | итоговая диагностика – контрольная работа | |
Итого | 34 |
Темы учебных проектов
- Глобальные проблемы – источник ЧС.
- Инфекционные заболевания и способы защиты от них.
- Как не допустить кишечные инфекции?
- Можно ли вернуться из мира наркотиков, сигарет и алкоголя?
- Причины крупнейших мировых авиакатастроф.
- Природные катастрофы в начале 21 века. Причины и последствия.
- Рейтинг здорового образа жизни среди других ценностей.
- Современные войны и ГО.
- История развития пожарного транспорта в России
- Изображение стихийных бедствий в живописи великих художников.
- Техногенные катастрофы в начале 21 века. Причины и последствия.
- Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
- Духовность и здоровье семьи.
- Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
- Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
- Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
- Охрана окружающей среды в России. Современные проблемы и пути их решения.
- Роль физической культуры в сохранении здоровья.
- Современные глобальные проблемы человечества.
- Современные средства поражения и их поражающие факторы.
- СПИД — чума XXI века.
- Табакокурение и его влияние на здоровье.
- Терроризм как основная социальная опасность современности.
Контроль уровня обученности
10 класс
№ п/п | сроки приема зачета | темы зачетных блоков (модулей) промежуточной аттестации учащихся |
1 | ноябрь | Защита населения от чрезвычайных ситуаций |
2 | февраль | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
май | Здоровый образ жизни и его составляющие |
11 класс
№ п/п | сроки приема зачета | темы зачетных блоков (модулей) промежуточной аттестации учащихся |
1 | ноябрь | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
2 | февраль | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. |
май | Здоровый образ жизни |
Требования к уровню усвоения дисциплины. Критерии и нормы
оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, проверочная работа, тест.
Оценивание письменных контрольных работ.
Отметку «5» получает учащийся, чья письменная работа и ее результат соответствует в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
Отметку «4» получает учащийся, чья письменная работа и ее результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
Отметку «3» получает учащийся, чья письменная работа и ее результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
Отметку «2» получает учащийся, чья письменная работа и ее результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
• полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
• чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
• для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
• ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
• раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах.
Отметка «3»:
• усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
• не всегда последовательно определение понятии недостаточно четкие;
• не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
• допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.
Перечень информационных источников
Основная литература:
- «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2018 г. – 224 с.
- «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2018 г. – 224 с.
Дополнительна литература:
- Альт шулер В. М., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. Для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2000.
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни /пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
- Баллингер Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. - М.: Просвещение, 1996.
- Безопасность жизнедеятельности: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. /под ред. Э. А. Арустамова. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.
- Большой энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - СПб. Норинт, 1997.
- Гражданская защита: Энцикл. словарь /Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
- Здоровая семья /пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова. - М.: Крон-Пресс, 1994.
- Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Вестник военной информации. - 2000. № 2.
- Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. /под. ред. академик РАМН В. И. Покровский. - М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»; Крон-Пресс, 1994.
- Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура: Учебн. для учащихся 8–9 кл. общеобразоват. учреждений /под общ. ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2005–2006.
- Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. - СПб. Просвещение, 2004.
- Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Пособ. для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
- Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: Кн. для родителей /А. Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2005.
- Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: Метод. пособие для учителя / А. Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2005.
- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2004.
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский. Под общ. ред. А. Т. Смирнова, - М.: Просвещение, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: Сб. заданий для проведения экзаменов/А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007.
- Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения /Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. - М.: Деловой экспресс, 2006.
- Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2000.
- Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие /под общ. Ред. Ю. С. Паткевича. - Ижевск: Удмуртия, 2004.
- Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
- Смирнов А. Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 10 кл. - М.: Просвещение, 2017.
- Смирнов А. Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 10 кл. – М.: Просвещение, 2018.
- Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «Просвещение»,2012 г.
- Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / под ред. А. А. Кокорева. - М.: Изограф, 2000.
- Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, - М.: Дрофа, 2007.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
- Федеральные законы «Об образовании», «О противодействии терроризму»
- Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. – М., 1998; 2003-2006.
- Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Вентана-Граф, 2002.
- Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника /под общ. Ред. С. К. Шойгу. - М., 2004.
- http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
- http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
- http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
- http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
- http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
- http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
- http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
Средства обучения для учителя и учащихся (ЭОР):
2. http://www.bezopasnost.edu66.ru
3. http://www.school-obz.org/topics/prir/prir.html
4. http://lib.rus.ec/b/166178/read
5. http://azbez.com/safety/emergency/nature
6. http://lib.rus.ec/b/308180/read#t55
Приложение 1
Календарно-тематический план учебного предмета
№ часа | календарные сроки | тема урока | дидактические единицы (термины, понятия) | задания для самоподготовки учащихся | формы воспитательной работы | |
план | корректировка | |||||
Автономное пребывание человека в природной среде | Понятие автономного существования в природной среде, добровольная автономия, вынужденная автономия | ⸹1 вопросы стр.8 | Беседа | |||
Подготовка к автономному пребыванию в природной среде | Подготовка и проведение однодневного турпохода на природу, определение времени пребывания, сбор личного и группового снаряжения, умение ориентироваться на местности | ⸹2. вопросы стр.14 | ||||
Личная безопасность на дорогах | Понятие, права, обязанности, меры безопасности и правила поведения участников дорожного движения. ПДД и ДТП | ⸹3. вопросы стр.20 | Беседа | |||
Личная безопасность в криминогенных ситуациях | Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Безопасное поведение в лифте, в подъезде, на улице. | ⸹4. вопросы стр.24 | Дискуссия | |||
Чрезвычайные ситуации природного характера | Опасное природное явление, стихийное бедствие, ЧС природного характера Землетрясения | ⸹5. вопросы стр.30 | ||||
Причины возникновения ЧС | Причины возникновения природных ЧС, что такое цунами, ураган, буря, смерч, наводнение, природные пожары | ⸹5. вопросы стр.33 | Беседа | |||
Личная безопасность в условиях ЧС | Подготовка населения к действиям при землетрясении, после землетрясения; правила безопасного поведения во время ураганов и бурь, смерча и цунами, наводнений и лесных пожаров. | ⸹6. вопросы стр.36 | ||||
Чрезвычайные ситуации техногенного характера | ЧС техногенного характера, авария, промышленная катастрофа, ЧС с выбросом радиоактивных и ХОВ; | ⸹7. | вопросы стр. 40 | |||
Причины возникновения ЧС | Пожаро- и взрывоопасные объекты, гидродинамические и транспортные ЧС | ⸹7. Вопросы стр.44 | ||||
Обеспечению личной безопасности в условиях ЧС | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера | ⸹8. вопросы стр. 46 | Видео просмотр | |||
Угрозы национальной безопасности России | Национальная безопасность, угроза национальной безопасности, основные приоритеты национальной безопасности РФ | ⸹9. Вопросы стр.50 | Дискуссия | |||
Характер современных войн | Понятия современных войн (локальная, региональная, крупномасштабная); военный конфликт и вооружённый конфликт | ⸹10. вопросы стр. 54 | ||||
Нормативно-правовая база РФ по обеспечению безопасности в ЧС | Положение статей Конституции РФ, Федеральных законов как основы в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. | ⸹11. вопросы стр. 58 | ||||
Единая система (РСЧС) | Цель создания (РСЧС) Мероприятия, проводимые органами управления и силами единой системы | ⸹12. вопросы стр. 62 | Видео просмотр | |||
Международный терроризм | Понятие терроризм и террористическая деятельность, классификация видов терроризма | ⸹13. вопросы стр. 70 | ||||
Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. | Терроризм как сложное социально-политическое и криминальное явление, идеология насилия качества личности, способствующие вовлечению в терроризм. Профилактика их влияния | ⸹14. вопросы стр. 74 | Дискуссия | |||
Экстремизм – чрезвычайная опасность для общества | Понятие экстремизм, виды экстремистской деятельности. | ⸹15. вопросы стр. 80 | Беседа | |||
Основы противодействия терроризму | Правовая основа общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, основные положения Конституции РФ и Федеральных законов | ⸹17. вопросы стр.92 | ||||
Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ | Национальные интересы РФ, система, силы и средства обеспечения национальной безопасности. | ⸹18. вопросы стр.96 | Дискуссия | |||
Культура безопасности жизнедеятельности | принципы противодействия терроризму и экстремисткой деятельности. | ⸹19, 20 вопросы стр.111 стр.114 | ||||
Уголовная ответственность за террористическую деятельность | Статьи Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за террористическую деятельность. | ⸹ 21,22 вопросы стр.120 | ||||
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта | Правила поведения при возможной опасности взрыва, после взрыва; в случаях захвата в заложники; при перестрелке; | ⸹23. вопросы стр.137 | Видео просмотр | |||
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи | Понятие гражданской обороны, история создания, основные задачи гражданской обороны | ⸹30 вопросы стр.173 | ||||
Современные средства поражения | Современные обычные средства поражения их классификация; ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва; химическое, биологическое, высокоточное оружие. | ⸹31 вопросы стр.179 | Видео просмотр | |||
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях | Понятие оповещения, работа системы централизованного оповещения при ЧС в мирное и военное время (РСЧС). Действия населения по сигналу оповещения. | ⸹32 вопросы задание 2. стр.183 | ||||
Инженерная защита населения от ЧС | Инженерная защита, защитные сооружения, убежища; устройства ПРУ | ⸹33 вопросы стр.187 | Видео просмотр | |||
Средства индивидуальной защиты | Предназначение, устройство, способы применения средств индивидуальной защиты (СИЗ), фильтрующих противогазов, средств защиты кожи; медицинские средства индивидуальной защиты. | ⸹34 вопросы и задания стр.193 | ||||
Аварийно-спасательные работы | Аварийно-спасательные, неотложные работы; мероприятия медицинской защиты. | ⸹35 вопросы и задания стр.197 | ||||
Основные инфекционные заболевания | Понятие инфекционных болезней. Классификация основных инфекционных болезней человека. Периоды развития болезни. Профилактика. Общие понятия об иммунной системе | ⸹25. вопросы стр.147 | Беседа | |||
Профилактика инфекционных заболеваний | Сохранение и укрепление здоровья | ⸹25. вопросы стр.147 | ||||
Здоровый образ жизни | Понятие ЗОЖ, факторы, влияющие на здоровье, основные составляющие здорового образа жизни. | ⸹26. вопросы стр.153 | ||||
Биологические ритмы и их влияние на человека | Понятие биологические ритмы и их влияние на организм человека. Профилактика утомления. Значение физкультуры и самоконтроля | ⸹27. вопросы стр.157 | Беседа | |||
Значение двигательной активности для здоровья человека | Физическая культура как способ развития духовных и физических качеств | ⸹28. вопросы стр.161 | ||||
Вредные привычки, их влияние на здоровье | особенности развития человека в подростковом возрасте; значение личной гигиены для сохранения здоровья. | ⸹29. вопросы стр.162 | Видео просмотр | |||
Итого | 34 ч. |
Календарно-тематический план учебного предмета
№ часа | календарные сроки | тема урока | дидактические единицы (термины, понятия) | задания для самоподготовки учащихся | формы воспитательной работы | |
план | корректировка | |||||
Пожарная безопасность | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности | ⸹1 вопросы стр.6-11 | ||||
Правила личной безопасности при пожаре | Правила личной безопасности при пожаре | ⸹2. вопросы стр.12-17 | Тренинг | |||
Личная безопасность на водоёмах | Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года | ⸹3. вопросы стр.18-23 | Тренинг | |||
Личная безопасность в бытовых ситуациях | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | ⸹4. вопросы стр.24-29 | Тренинг | |||
Правила личной гигиены | Правила личной гигиены. Знать основные правила ухода за кожей, зубами, волосами | ⸹10 вопросы стр.54-57 | ||||
Нравственность и здоровье | Нравственность и здоровый образ жизни. Дать представление о проблемах создания и сохранения семьи. | ⸹11 вопросы стр.58-61 | Беседа | |||
Инфекции, передаваемые половым путем. | Инфекции, передаваемые половым путём. Меры их профилактики | ⸹12 вопросы стр.62-65 | Беседа | |||
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции | ⸹13 вопросы стр. 66-69 | Видео просмотр | |||
Семья в современном обществе. | Семья в современном обществе. Условия заключения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей | ⸹14 вопросы стр. 70-73 | Беседа | |||
Законодательство и семья. | Законодательство и семья. | ⸹14 вопросы стр. 70-73 | ||||
Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом | Статьи Уголовного кодекса РФ за террористическую деятельность. | ⸹ 5 вопросы стр.30-33 | ||||
Контртеррористическая операция | Терроризм как сложное социально-политическое и криминальное явление, идеология насилия качества личности | ⸹ 6 вопросы стр.34-37 | Беседа | |||
Действия при угрозе террористического акта | Правила поведения при возможной опасности взрыва, после взрыва; в случаях захвата в заложники; при перестрелке; | ⸹7 вопросы стр.38-43 | Видео просмотр | |||
Государственная политика противодействия терроризму | Национальные интересы РФ, система, силы и средства обеспечения национальной безопасности. | ⸹8, 9 вопросы стр.44-53 | ||||
Первая помощь при острой сердечной недостаточности | Основы строения сердечно – сосудистой системы и системы кровообращения; первая помощь при острой сердечной недостаточности | ⸹15 вопросы стр.74-77 | Тренинг | |||
Первая помощь при ранениях | Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. | ⸹16 вопросы стр. 78-81 | Тренинг | |||
Профилактика осложнений ран. | Асептика и антисептика | лекция | ||||
Правила оказания первой помощи | Способы остановки кровотечения и правила наложения давящей повязки и жгута. | ⸹17 вопросы стр. 82-85 | Тренинг | |||
Правила остановки кровотечения | Способы остановки кровотечения и правила наложения давящей повязки и жгута. | ⸹18 вопросы стр.86-89 | Тренинг | |||
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. | ⸹19 вопросы стр. 90-93 | Видео просмотр | |||
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | Виды травм опорно- двигательного аппарата, профилактика травм и правила оказания первой помощи при них и травматическом шоке. | ⸹20 вопросы стр. 94-97 | Тренинг | |||
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота | Приемы оказания ПМП при травмах головы и живота. | ⸹21 вопросы стр.98-101 | Тренинг | |||
Первая помощь при травматическом шоке. | Первая помощь при травматическом шоке | ⸹21 вопросы стр.98-101 | Тренинг | |||
Первая помощь при травмах | Виды травм груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника, правила оказания первой медицинской помощи | ⸹22 вопросы стр.102-105 | Тренинг | |||
Первая помощь при остановке сердца | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности. “клиническая смерть и реанимация”. Правила оказания ПМП | ⸹23 вопросы стр.106-113 | Видео просмотр | |||
Первая помощь при попадании инородных тел в полости | Первая помощь при попадании инородных тел в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути. | лекция | Тренинг | |||
Основные неинфекционные заболевания | Основные неинфекционные заболевания | п. 12. вопросы стр. 62 | ||||
Меры профилактики. | Основные инфекционные заболевания | Беседа | ||||
Здоровье человека | Понятие ЗОЖ, факторы, влияющие на здоровье | ⸹26. вопросы стр.153 | ||||
Здоровый образ жизни | Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья | доклады | Видео просмотр Видео просмотр | |||
Гигиена питания и воды | Гигиена питания, воды | лекция | ||||
Влияние употребление табака | Употребление табака | лекция | ||||
Влияние употребление алкоголя | Употребление алкоголя | лекция | ||||
Наркомания и токсикомания | Наркомания и токсикомания | лекция | ||||
Итого | 34 ч. |
Предварительный просмотр:
Аннотация рабочей программы
«Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы»
Предметная область: физическая культура, экология, основы безопасности жизнедеятельности.
Уровень образования: среднего общего образования, базовый.
Исходными документами для составления адаптированной рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:
- Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012г. (с изменениями и дополнениями);
- Учебный план учреждения;
- Рекомендации Министерства образования Иркутской области «О формировании учебных планов образовательных организаций Иркутской области, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2020/2021 учебном году», совместно со службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области № 02-55-5277/20 от 08.06.2020г.;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утверждены приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2018 г. N 345 (с изменениями в приказе Минпросвещения России от 22.11.2019 N 632);
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта;
- Положение «О структуре, содержании, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Примерная программа для общеобразовательных учреждений по учебному предмету и комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-11 классы, авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, «Просвещение», 2020 г.
- Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности.
Цели изучения ОБЖ на уровне ООО
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; об обязанностях граждан по защите государства;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предупреждению актов терроризма;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Рабочая программа предназначена для изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классе по учебнику и программе «Основы безопасности жизнедеятельности» авторов: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, «Просвещение».
В рабочую программу включены планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. В учебном плане на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах отводится по 1 ч в неделю, 10 класс - 34 ч., 11 класс - 34 ч.
Изучение программы направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь, формирование культуры безопасности личности современного типа. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Содержание программы в 10 классе включает разделы: основы комплексной безопасности, защита населения от чрезвычайных ситуаций, основы гражданской обороны государства, основы здорового образа жизни и медицинских знаний. В программу 11 класса включены разделы: основы комплексной безопасности, защита населения от чрезвычайных ситуаций, основы здорового образа жизни, основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи, основы здорового образа жизни и медицинских знаний. Основные элементы жизнедеятельности человека, рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни, значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств, факторы риска во внешней среде и их влияние на здоровье человека. Гигиена питания и воды. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 7 класс (Алгебра-Макарычев Ю.Н. и др.; Геометрия-Смирнова И.М.))
Рабочая программа составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике; Примерной программы осн...
Рабочая программа по математике 9 класс Мордкович, Смирновы
Рабочая программа по математике 9 класс Мордкович, Смирновы, 5 часов в неделю...
Рабочая программа по ОБЖ на основе программы А.Т.Смирнова
Рабочая программа разработана на основе программы курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, М.В.Ма...
рабочие программы по ОБЖ 5-11 класс по УМК А.Т.Смирнова
Программа содержит пояснительную записку , характеристику УМК , цели и задачи курса , критерии оценки знаний и умений учащихся , тематическое планирование...
рабочая программа по геометрии по учебнику И.М.Смирновой и В.А.Смирнова, 7 класс
рабочая программа составлена с учётом методических рекомендаций к учебнику "Геометрия" авторов И.М.Смирновой и В.А.Смирнова для 7 класса...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год).Рабочая программа и календ...
Рабочая программа по геометрии к учебнику Смирновой И.М., Смирнова В.А.
рабочая программа по геометрии составлена в соответствии ФГОС...