Аннотация к рабочей программе по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
МБОУ «Хоринская средняя школа № 1 имени Д. Ж. Жанаева»
Хоринского района Республики Бурятия
Рабочая программа составлена для учащихся 8 -х классов МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д. Ж. Жанаева», рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Учебно-методический комплекс
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендован в качестве учебного пособия.
Целью курса ОБЖ в 8 классе является рассмотрения причины возникновения техногенных аварий и катастроф, взрывов, пожаров, химических и радиоактивных загрязнений, их последствия для человека, окружающей среды, а также защиты. В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи
обучения: формирование у учащихся знания об причинах возникновения техногенных аварий и катастроф, взрывов, пожаров, химических и радиоактивных загрязнений, их последствия для человека, окружающей среды, а также защиты; обучение самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами; освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и го-сударства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоро¬вом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при не¬отложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области бе¬зопасности жизнедеятельности;
овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различ¬ных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реаль¬ной обстановки и своих возможностей.
развития: развитие личных духовных и физических качеств, обеспечива¬ющих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; разви¬тие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подго¬товку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Рос-сийской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитания: воспитание ответственного отношения к окружающей природ¬ной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; привитие учащимся культуры труда;
валеологические: создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению; создание условий, способствующих сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, обстановка, гигиенические условия в классе и т.д.); предоставить ребёнку возможность получить образование без потери здоровья; сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру.
Содержание учебного предмета
Раздел 1 «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека»: Блок 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Их классификация. Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
Блок 2. Пожары и взрывы. Пожары. Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. Блок 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ. Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ. Блок 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. Блок 5. Гидродинамические аварии. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидро¬динамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. Блок 6. Нарушение экологического равновесия. Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.
Раздел 2 «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»: Блок 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила для велосипедистов.
Правила для роллинга.
Требования к планируемым результатам
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование компетентности в области использования информационно – коммуникативных технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его;
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую медицинскую помощь;
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки;
умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.