Критерий 1.2.4. Систематичность внеурочной деятельности по предмету (дополнение к отчету)
рабочая программа
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решение и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР __________________ /Свиридова Л.Г.. / 30.08.2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 1 пгт Тымовское _______________________ / Перепелко Э.М./ Приказ от 30.08.2020 г. № ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
Для обучающихся 10-х классов
Срок реализации: 1 год
2020-2021
Составитель: Ефанова Наталья Александровна, преподаватель-организатор ОБЖ |
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Школа безопасности» предназначена для обучающихся 10 класса.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию методов обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества; приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; понятие о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
В содержании программы показаны типичные для данного профиля виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) и различные виды работ (практические занятия, презентации).
Данный курс может оказать большую помощь обучающимся в будущей трудовой деятельности, а также желающим связать свою жизнь с системой МЧС РФ (пожарные, спасатели).
Отличительной чертой данного курса является его ярко выраженный прикладной характер. Его усвоение обучающимися возможно только через постоянный тренинг. Целью любого занятия – не только и не столько сообщить соответствующий объем знаний, сколько выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Программа элективного курса рассчитана на 34 учебных часа (в неделю проводится 1 час). В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки при попадании в условия экстремальных ситуаций криминогенного характера.
Работа по данной программе строится на основе общедидактических принципах: научности, доступности, индивидуального подхода, занимательности, добровольности. По форме занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.
Реализовать программу сможет учитель ОБЖ, владеющий теоретическими сведениями и практическими навыками по предложенной программе.
Цель: формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решение и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Задачи:
- сформировать у учащихся знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- овладеть умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;
- формировать навыки оказания первой необходимой помощи пострадавшим в различных жизненных ситуациях;
- овладеть практическими навыков оказанию само- и взаимопомощи, умелыми и быстрыми действиями в любой ЧС.
- распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в условиях автономного существования;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего учения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приемов действий в условиях автономного существования;
- освоение приемов действий при оказании первой помощи пострадавшим.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий: ушиб, вывих, растяжение (умение определять их по характерным признакам и своевременно оказывать первую помощь); кровотечение (умение различать виды ран, виды кровотечений и своевременно оказывать первую помощь); перелом (умение определять их по характерным признакам и своевременно оказывать первую помощь); отравление (умение определять их по характерным признакам и своевременно оказывать первую помощь); ожог (умение различать виды ожогов и своевременно оказывать первую помощь).
- структурировать изученный материал и дополнительную информацию, полученную из других источников.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления;
- умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
5. В сфере физической культуры:
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
- умение ориентироваться на местности;
- умение оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях в условиях автономного существования в природе.
Планируемые результаты:
Выпускник научится:
- выживать в различных климатических и природных условиях;
- работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток и любых погодных условиях;
- безопасному поведению при выполнении аварийно- спасательных работ;
- ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
- характеризовать аварии, катастрофы и стихийные бедствия Смоленской области, их поражающие факторы и последствия;
- способам поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
- основам передвижения по различной местности;
- характеризовать различные повреждения и травмы;
- анализировать возможные последствия неотложных состояний в ситуациях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
- характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим;
- классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи;
- определять последовательность оказания первой помощи и различать ее средства в конкретных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания для грамотного поведения в окружающей среде;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- использовать знания по оказанию само – и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся повреждениях, травмах и заболеваниях;
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Формы организации учебных занятий.
- Лекция
- Беседа
- Занятие с использованием ТСО
- Практикум
- Экскурсия
- Соревнование
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- учебно-наглядные и учебно-практические пособия (стенды и плакаты, видеофильмы и презентации по разделам курса ОБЖ, электронная библиотека по ОБЖ, индивидуальные средства защиты, средства для оказания первой медицинской помощи).
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор, интерактивная доска
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
Содержание программы
Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 часов)
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Ориентирование. Понятие автономного существования в природной среде. Туристические узлы. Техника вязания туристических узлов.
Тема 2. Практическая работа № 1 на тему «Вязание туристических узлов» (1 ч). Отработка на практике техники вязания туристических узлов.
Тема 3. Виды несчастных случаев и ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей в природной среде. ЧС природного характера. Отсутствие ночлега и костра. Болота и трясина. Встреча с дикими животными. Топографическая дезориентация. Травмы конечностей.
Тема 4. Способы защиты населения в ЧС. ЧС мирного времени. ЧС военного времени. Классификация ЧС. защиты населения в
Тема 5. Укрытия в природе. Основные типы и виды укрытий в лесу летом и зимой. Классификация типов укрытий. Выбор и виды укрытий.
Тема 6. Передвижение людей в условиях пересеченной местности. Препятствия и их преодоление. Основные препятствия на пути. Способы передвижения на местности. Особенности передвижения ночью. Преодоление естественных препятствий прыжками. Перебежки, переползания. Передвижение в горах.
Тема 7. Ориентирование в природных условиях. Понятие ориентирования. Определение сторон горизонта по компасу. Определение сторон горизонта по небесным светилам. Определение сторон горизонта по лесоустроительным признакам. Определение сторон горизонта по Полярной звезде. Определение сторон горизонта по Луне. Определение сторон горизонта по часам.
Тема 8. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с зоне ЧС. Поиск и спасение людей при ЧС. Гражданская оборона. МЧС. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Тема 9. Подготовка по связи и передаче сигналов. Сигналы оповещения. Виды и приемы передачи экстренных сигналов. Способы подачи сигналов бедствия. Табельные средства сигнализации. Подручные средства сигнализации. Международная сигнализация жестами и знаками.
Тема 10. Противопожарная безопасность в лесу. Виды костра. Разведение костра. Правила для «безопасного костра». Ликвидация возгорания.
Тема 11. Обеспечение личной безопасности на водоёмах. Правила поведения на воде. Стили плавания. Правила спасения утопающего.
Глава 2. Первая помощь при травмах и ранениях (7 часов)
Тема 12. Значение первой помощи по снижению тяжести последствий пострадавшего. Понятие первой помощи. Цель первой помощи. Основное предназначение первой помощи при неотложных состояниях.
Тема 13. Оказание первой помощи при травмах. Понятия ушиб, вывих, растяжение. Признаки ушиба. Рекомендации по оказанию первой помощи при ушибе. Признаки вывиха. Рекомендации по оказанию первой помощи при вывихах. Признаки растяжения. Рекомендации по оказанию первой помощи при растяжениях.
Тема 14. Оказание первой помощи при ранениях. Методы остановки кровотечения. Понятие кровотечения. Виды ран. Рекомендации по оказанию первой помощи при ранениях. Артериальное кровотечение. Рекомендации по оказанию первой помощи при артериальном кровотечении. Венозное кровотечение. Рекомендации по оказанию первой помощи при венозном кровотечении. Капиллярное кровотечение. Рекомендации по оказанию первой помощи при капиллярном кровотечении.
Тема 15. Практическая работа № 2 «Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки и жгута.» (1 ч). Отработка на практике техники оказания первой помощи при кровотечениях.
Тема 16. Травматические переломы. Правила оказания первой помощи при переломах. Понятие перелома. Признаки перелома. Рекомендации по оказанию первой помощи при переломах. Основные мероприятия первой помощи при переломах. Общие принципы транспортной иммобилизации.
Тема 17. Виды повязок и правила их наложения. Определение десмургии. Правила наложения повязок. Бинтовые повязки. Повязка на голову «чепец».
Тема 18. Практическая работа № 3 на тему «Наложение колосовидной повязки и повязки на голову «чепец» (1 ч) Отработка на практике техники наложения колосовидной повязки на конечности и повязки на голову «чепец».
Глава 3. Первая помощь при отравлениях (6 часов)
Тема 19. Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами. Понятие отравления. Общие правила по оказанию первой помощи при отравлении. Отравление снотворными средствами. Отравления противодепрессивными препаратами. Основные причины отравления лекарственными препаратами и меры профилактики.
Тема 20. Оказание первой помощи при отравлении алкоголем и никотином. Понятие алкоголизма. Последствия алкоголизма. Степени опьянения. Первая помощь при остром отравлении алкоголем. Определение никотина. Первая помощь при отравлении никотином. Профилактика отравления алкоголем и никотином.
Тема 21. Оказание первой помощи при отравлении препаратами бытовой химии. Отравление органическими растворителями. Отравление бензином. Отравление ядохимикатами. Отравление кислотами. Отравление щелочами.
Тема 22. Оказание первой помощи при отравлении угарным газом. Механизм отравления угарным газом. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении.
Тема 23. Оказание первой помощи при отравлении АХОВ. Понятие аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Рекомендации по оказанию первой помощи при АХОВ. Первая помощь при отравлении аммиаком. Первая помощь при отравлении хлором.
Тема 24. Практическая работа № 4 на тему «Изготовление ватно-марлевой повязки» (1 ч). Изготовление ватно-марлевой повязки из бинта и ваты.
Глава 4. Первая помощь при термических ожогах, отморожении, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током (4 часа).
Тема 25. Оказание первой помощи при термических ожогах. Понятие ожогов. Виды ожогов. Общие рекомендации по оказанию первой помощи при термических ожогах.
Тема 26. Оказание первой помощи при обморожении. Понятие обморожения. Степени обморожений. Меры профилактики обморожений. Рекомендации по оказанию первой помощи при обморожении.
Тема 27. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Понятия тепловой и солнечный удары. Признаки теплового удара. Признаки солнечного удара. Меры профилактики тепловых и солнечных ударов. Рекомендации по оказанию первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
Тема 28. Оказание первой помощи при поражении электрическим током. Признаки поражения электрическим током. Условия возникновения электротравм. Рекомендации по оказанию первой помощи при электротравмах.
Глава 5. Заболевания человека и их классификация (2 часа)
Тема 29. Источники возбудителей инфекционных заболеваний. Меры профилактики. Эпидемии. Возбудители инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель
Тема 30. Оказание первой помощи. Медицинские препараты, которые необходимо держать в домашней аптечке.
Экскурсия по итогам занятий курса (1час).
Темы 31 – 34. Распределение по группам. Выбор темы. Аргументация актуальности темы. Постановка целей и задач. Подбор материала. Оформление проектов. Защита проектов. Самостоятельное распределение учащихся по группам. Выбор наиболее понравившейся темы для глубокого раскрытия и написания проекта. Самостоятельные действия по подбору материала. Подготовка и защита проекта.
Проект (4 часа).
Тема 35. Экскурсия в пожарную часть. Встреча с сотрудниками МЧС
Контроль качества образования
Предварительная проверка.
Проводится до начала изучения или в процессе изучения нового материала. Определяется наличие и качество знаний учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки.
Текущий контроль знаний.
Вопросы для текущего контроля готовятся заранее. Вопросы задаются с целью проверки знаний различных опасных факторов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих правильного решения.
Тесты.
Тестовые задания по содержанию вопросов и уровню их сложности должны позволить провести проверку знаний без допол6нительных затрат времени и предоставить возможность учащимся одновременно самостоятельно подготовиться к контрольным работам или самостоятельно проверить правильность усвоения пройденного материала.
Проверочные или контрольные работы.
Служат для контроля за качеством усвоения учащимися пройденного материала.
Практические задания. Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи.
Служат для проверки практических навыков по оказанию помощи и взаимопомощи.
Календарно-тематическое планирование
(1 час в неделю, всего 34 часов, из них практических работ-4, проектов- 1,экскурсия - 1)
№ п/п | Дата проведения | Раздел/Тема |
Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 часов) | ||
1 | Инструктаж по ТБ. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Ориентирование. | |
2 | Практическая работа № 1 на тему «Вязание туристических узлов» (1 ч) | |
3 | Виды несчастных случаев и ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей в природной среде | |
4 | Способы защиты населения в ЧС | |
5 | Укрытия в природе | |
6 | Передвижение людей в условиях пересеченной местности. Препятствия и их преодоление | |
7 | Ориентирование в природных условиях | |
8 | Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС | |
9 | Подготовка по связи и передаче сигналов. Сигналы оповещения | |
10 | Противопожарная безопасность в лесу | |
11 | Обеспечение личной безопасности на водоёмах | |
Глава 2. Первая помощь при травмах и ранениях (7 часов) | ||
12 | Значение первой помощи по снижению тяжести последствий пострадавшего | |
13 | Оказание первой помощи при травмах | |
14 | Оказание первой помощи при ранениях. Методы остановки кровотечения | |
15 | Практическая работа № 2 «Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки и жгута.» (1 ч) | |
16 | Травматические переломы. Правила оказания первой помощи при переломах | |
17 | Виды повязок и правила их наложения | |
18 | Практическая работа № 3 на тему «Наложение колосовидной повязки и повязки на голову «чепец» (1 ч) | |
Глава 3. Первая помощь при отравлениях (5 часов) | ||
19 | Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами | |
20 | Оказание первой помощи при отравлении алкоголем и никотином | |
21 | Оказание первой помощи при отравлении препаратами бытовой химии, АХОВ | |
22 | Оказание первой помощи при отравлении угарным газом | |
23 | Практическая работа № 4 на тему «Изготовление ватно-марлевой повязки» (1 ч) | |
Глава 4. Первая помощь при термических ожогах, обморожении, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током (4 часа) | ||
24 | Оказание первой помощи при термических ожогах | |
25 | Оказание первой помощи при обморожении | |
26 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах | |
27 | Оказание первой помощи при поражении электрическим током | |
Глава 5. Заболевания человека и их классификация (2 часа) | ||
28 | Источники возбудителей инфекционных заболеваний. Меры профилактики. Эпидемии. | |
29 | Оказание первой доврачебной помощи | |
Глава 6. Проект (4 часа) Экскурсия (1час) | ||
30 | Распределение по группам. Выбор темы. Аргументация актуальности темы | |
31 | Постановка целей и задач. Подбор материала | |
32 | Оформление проектов | |
33 | Защита проектов | |
34 | Экскурсия в пожарную часть. Встреча с сотрудниками МЧС |
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и учителя:
1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов. М.:АСТ-ЛТД,2014.
2. Виноградов А.В., Шаховец В.В. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. М.,2006.
3. Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. М.: Крон-Пресс, 2013.
4. Котик М.А. психология и безопасность. Таллин: Валгус, 2013.
5. Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. ред. Г.Н. Кирилова. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
6. Самыгин С.И. и др. Школа выживания. Ростов н / Д: Феникс, 1996.
7. Справочник спасателя. Кн. 1-4. М.: ВНИИ ГОЧС, 2015.
8. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. М.: Книжный дом «АНС», 1999.
9. Шойгу С.К. и др. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997.
10. Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. М.: МЧС России, 1997.
11. Энциклопедия туриста. М.: Российская энциклопедия, 2008.
Интернет - ресурсы.
http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».
http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.
http://www . edu - navigator . ru / cat /11500/1 - Каталог ресурсов по ОБЖ.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3.2.Систематичность организации и результативность внеурочной деятельности по предмету (дисциплине)
Справка...
Приложение к критерию 3.2.Систематичность организации и результативность внеурочной деятельности по предмету (дисциплине)
Приложение к критерию 3.2. Систематичность организации и результативность внеурочной деятельности по предмету...
Приложение к критерию 3.2.Систематичность организации и результативность внеурочной деятельности по предмету (дисциплине)
Приложение к критерию 3.2....
3.2.Систематичность организации и результативность внеурочной деятельности по предмету (дисциплине)
Открытое внеурочное занятие в 9б классе по теме «Арктика – фасад России» посвященное 80-летию организации первой российской дрейфующей экспедиции «Северный полюс» под рук...
3.2. Систематичность организации и результативности внеурочной деятельности по предмету (биология)
1. Справка участия в Международной научно-практической конференции "Наука, образование,общество: тенденции и перспективы развития" и публикация научной работы "Влияние курения на жизнь ...
3.2.Систематичность организации и результативность внеурочной деятельности по предмету (дисциплине)
Справки, копии приказов, дипломов...