Огонь друг и враг
классный час по обж (5, 6, 7 класс)

Воронина Ирина Станиславовна

Цель:

расширить круг знаний детей младшего школьного возраста о пожаре.

Задачи:

o   знакомство детей с историей возникновения пожарных команд на Руси

o   раскрытие  причин возникновения пожара и в зависимости от этого особенности тушения пожара

o   составление памятки безопасного поведения во время пожара

o   развитие речевой и мыслительной деятельность учащихся

Оборудование: таблетка сухого горючего, спички, свечка, три лучины, ёмкость с водой, ёмкость с песком, кусочек плотной ткани, стакан, карточки с заданиями для команд, плакаты с пословицами (приложение 8).

Подготовительная работа: детей необходимо разбить на три творческие группы. Каждая группа придумывает название, девиз и эмблему своей команде

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Огонь – друг и враг человека. Учитель математики КОУ ВО « Борисоглебский кадетский корпус» Воронина Ирина Станиславовна

Слайд 2

Задачи: - знакомство детей с историей возникновения пожарных команд на Руси - раскрытие причин возникновения пожара и в зависимости от этого особенности тушения пожара - составление памятки безопасного поведения во время пожара - развитие речевой и мыслительной деятельность учащихся Цель: расширить круг знаний детей школьного возраста о пожаре.

Слайд 3

Оборудование: таблетка сухого горючего, спички, свечка, три лучины, ёмкость с водой, ёмкость с песком, кусочек плотной ткани, стакан, карточки с заданиями для команд, плакаты с пословицами . Подготовительная работа: детей необходимо разбить на три творческие группы. Каждая группа придумывает название, девиз и эмблему своей команде.

Слайд 4

Сообщение исторических данных о возникновении пожарной службы на Руси В старину на Руси пожар называли «красным петухом». Часто залетал он в сплошь деревянные города и сёла, выгорали они десятки раз дотла и вновь отстраивались. Каждый боролся с «красным петухом», как мог. Началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные противопожарные Указы, которые появились в 15 веке в царствование Василия Тёмного. В них указывалось, как пользоваться огнём в повседневной жизни: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня. Нарушение Указов жестоко каралось, вплоть до смертной казни. Каждый новый царь вносил в Указы свои дополнения. Царь Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой. Петр 1 запретил строительство в Санкт-Петербурге деревянных домов, а по всей стране рассылались рисунки огнестойких изб и дворов. Царь лично написал Указ об устройстве безопасных печей. Первые постоянные команды для борьбы с огнём появились в Москве и Санкт-Петербурге в 1804 году при императоре Александре 1. Современная служба пожарной охраны начинает свою историю с 1918 года.

Слайд 5

Огонь = = Топливо(всё что может гореть) + + Кислород (окислитель) + + Высокая температура Выведение «формулы» огня

Слайд 6

1. Что мальчик сделал неправильно? 2. Почему начала искрить розетка? 3. Что должен сделать мальчик немедленно? Выявление причин возникновения возгорания (пожаров)

Слайд 7

1. Какую главную ошибку допустили „индейцы"? 2. Что может случиться в любую минуту? 3. Как бы ты закончил игру? Выявление причин возникновения возгорания (пожаров)

Слайд 8

Посмотри на рисунок. Мальчик решил запустить дома газовую ракету. Подумай, к чему может привести такое обращение с огнём? Выявление причин возникновения возгорания (пожаров)

Слайд 9

Выяснение воздействия пожара на человека, животных, природу П О Ж А р Высокая температура Загазованность Задымление Искры и пламя Вызывает ожоги, смерть людей и животных, уничтожает растения, разрушает здания, строения. Удушает, отравляет людей и животных, пагубно влияет на растения. Мешает тушить пожар, спасать людей, затрудняет движение. Вызывает новые очаги загорания.

Слайд 10

Продолжи список, если знаешь чем ещё можно тушить огонь. вода __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________

Слайд 11

Пожарный пост.

Слайд 12

Всё что показано на картинке или на настоящем щите, служит для тушения загораний, то есть когда огонь только вырвался на свободу и не перерос в пожар. Тушение пожаров – это дело уже очень серьёзное, и им занимаются специалисты – пожарные. Вспомните, какой номер у пожарных команд по всей стране? Подумай, чем можно тушить такие загорания (проведи стрелочки от средств тушения к источнику пожара):

Слайд 13

Выявление причин использования различных средств для тушения возгораний (пожаров) Что ты будешь делать, если во время интересной передачи из телевизора пошёл дым? Рядом с правильным ответом поставь знак «+» продолжу смотреть передачу позову на помощь взрослых вылью на телевизор ведро холодной воды отключу телевизор, позвоню в пожарную охрану, приступлю к тушению

Слайд 14

Разработка инструкции о поведении во время пожара Как нужно вести себя, если пожар застал тебя в школе. Запишите правила поведения в данной ситуации. Как нужно вести себя, если пожар застал дома. Запишите правила поведения в данной ситуации. Как нужно вести себя, если пожар застал тебя в транспорте. Запишите правила поведения в данной ситуации.

Слайд 15

Запомни и передай другим следующие правила: Без надобности никогда не подходи к очагу пожара Не мешай работе пожарных Постарайся помочь старикам, больным в случае пожара Твёрдо знай правила поведения при пожаре дома, в школе, на улице, в общественном транспорте Умей быть мужественным и смелым, не паникуй! Будь внимателен и осторожен с огнём Знай способы борьбы с огнём! Умей быстро и правильно сообщить о пожаре Не устраивай игры там, где недавно бушевал пожар Не захламляй лестниц, балконов, чердаков.

Слайд 16

Пословицы, которые можно использовать для оформления кабинета: Огонь – беда, и вода – беда. Без огня и воды ещё больше беды. От искры и сыр-бор загорелся .

Слайд 17

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Огонь – друг и враг человека. 

Учитель математики КОУ  ВО « Борисоглебский кадетский корпус»                              

 Воронина Ирина Станиславовна

Цель:

расширить круг знаний детей младшего школьного возраста о пожаре.

Задачи:

  • знакомство детей с историей возникновения пожарных команд на Руси
  • раскрытие  причин возникновения пожара и в зависимости от этого особенности тушения пожара
  • составление памятки безопасного поведения во время пожара
  • развитие речевой и мыслительной деятельность учащихся

Оборудование: таблетка сухого горючего, спички, свечка, три лучины, ёмкость с водой, ёмкость с песком, кусочек плотной ткани, стакан, карточки с заданиями для команд, плакаты с пословицами (приложение 8).

Подготовительная работа: детей необходимо разбить на три творческие группы. Каждая группа придумывает название, девиз и эмблему своей команде.

Ход занятия:

  1. орг\момент
  2. сообщение целей занятия и мотивация учащихся

На сегодняшнем  занятии я предлагаю вам ребята узнать, что составляет «формулу» огня, чего боится «красный петух», к чему могут привести игры с огнём, почему могут быть опасными хлопушки, петарды, фейерверки, бенгальские огни. А так же научиться правильно действовать при первых признаках пожара в школе, дома, в общественном транспорте. Ребята, согласны с таким планом нашего занятия?

  1. сообщение исторических данных о возникновении пожарной службы на Руси

В старину на Руси пожар называли «красным петухом». Часто залетал он в сплошь деревянные города и сёла, выгорали они десятки раз дотла и вновь отстраивались. Каждый боролся с «красным петухом», как мог. Началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные противопожарные Указы, которые появились в 15 веке в царствование Василия Тёмного. В них указывалось, как пользоваться огнём в повседневной жизни: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня. Нарушение Указов жестоко каралось, вплоть до смертной казни. Каждый новый царь вносил в Указы свои дополнения. Царь Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой. Петр 1 запретил строительство в Санкт-Петербурге деревянных домов, а по всей стране рассылались рисунки огнестойких изб и дворов. Царь лично написал Указ об устройстве безопасных печей. Первые постоянные команды для борьбы с огнём появились в Москве и Санкт-Петербурге в 1804 году при императоре Александре 1. Современная служба пожарной охраны начинает свою историю с 1918 года.

  1. выведение «формулы» огня

Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что такое огонь? (учитель зажигает свечу) Попробуйте рассказать, какой он – огонь. (ответы детей)

С незапамятных времён люди знают огонь, и всё равно он остаётся загадочным и таинственным, добрым и страшным. Что же такое огонь? Давайте рассмотрим. Как возникает огонь, из чего складывается «формула» огня.

«Формула» огня

  1. выявление причин возникновения возгорания (пожаров)

Чтобы убедиться в том, что огонь подвластен воле человека, предлагаю проделать простейший опыт. Учитель проделывает следующий опыт: зажигает кусочек сухого горючего, а потом накрывает его простым стаканом. 

Что произошло с огнём? Он погас.

Человек сильнее огня, он может им управлять, но приходит беда, когда человек утрачивает эту власть. Страшным и свирепым становится огонь. Короткое, но страшное слово – пожар! Как часто звучит оно. В нашей стране пожар происходит каждые пять минут.

Что же может привести к пожару? (Каждая группа составляет свой список причин пожара, затем каждой группе даётся карточка с заданием (приложение 1), после выполнения заданий каждая группа даёт аргументированный ответ)

  1. выяснение воздействия пожара на человека, животных, природу

Ребята, мы выяснили, что может послужить причиной пожара, а сейчас предлагаю выяснить, чем страшен пожар для людей и животных, природы? (каждой группе даётся схема воздействия пожара на людей, животных, природу (приложение 2).  Дети заполняют её. Затем проходит обсуждение)

В результате появляется следующая схема на доске:

  1. знакомство с понятиями: подручные средства, пожарный пост

Страшен и коварен пожар! Даже когда его укротят, он продолжает мстить людям. В зданиях, где бушевал огонь, могут остаться повреждённые огнём лестницы, потолки, балки и т.д. Поэтому категорически запрещается без крайней необходимости заходить в горевшие строения. В лесу, где недавно был пожар, таится множество опасностей. От порыва ветра на тебя может упасть подгоревшее дерево. Раскалённая зола может вызвать сильные ожоги, если ты вдруг неосторожно или сознательно наступишь на безобидную с виду кучку золы. Ещё более коварен огонь на торфяниках, он может прятаться под землю и выжигать пустоты. Страшна участь человека или животного, провалившегося в эту огненную западню! Бывали случаи, когда подземный огонь поглощал даже тракторы и автомашины.

Чем же можно потушить огонь? На первый взгляд кажется, что тут сложного: плеснул на костёр ведро воды – и дело сделано! Забросал песком или землёй загоревшуюся траву – и ты победил огонь! А как быть, если загорится телевизор, вспыхнет жир у мамы на сковороде или бензобак у мотоцикла? Как тут быть, чем тушить? Не всё так просто, как кажется. Давайте попробуем вместе вспомнить, чем же тушат огонь. Я уже начала эту таблицу, а вы в каждой группе продолжите её, если конечно знаете, чем ещё можно тушить огонь. (Каждая группа работает над списком возможных средств тушения возгорания (пожара),  затем обсуждается каждый список и составляется один общий (приложение 3).)

Получается, что огонь можно тушить всем. Что попадается под руку. Поэтому такие средства пожаротушения называются «подручными». Во всех общественных зданиях, школах. Магазинах, театрах есть специально оборудованные пожарные посты.(здесь учитель может показать пожарный пост находящийся в школе или же ограничится показом на картинке (приложение 4)). Всё что показано на картинке или на настоящем щите, служит для тушения загораний, то есть когда огонь только вырвался на свободу и не перерос в пожар. Тушение пожаров – это дело уже очень серьёзное, и им занимаются специалисты – пожарные. Вспомните, какой номер у пожарных команд по всей стране?

Для того чтобы лучше запомнить, как правильно использовать подручные средства тушения огня, проведём несколько опытов.

Возьмём три тонких лучинки. Осторожно зажжём их, и одну из них опустим в воду, вторую - в песок, третью закроем куском ткани. Все три лучинки погаснут. После этого внимательно осмотрите лучинки вместе с детьми. Сделайте вывод по каждому опыту:

Первая лучинка будет мокрой и холодной. Вода проникла во все щели, трещины, создала непроницаемое для воздуха одеяло – огонь потух.

В песке лучинка тоже потухла, но когда вы её вытащите, она, возможно, ещё будет тёплой и будет слегка дымиться – тлеть. Песок тоже создаёт непроницаемое для воздуха одеяло, но температуру в очаге горения снижает медленно. Под слоем песка может сохраниться высокая температура, выделяются вредные газы.

В третьем случае лучинка потухнет, если закрыть её плотной тканью. Прекратится доступ воздуха. Такой способ тушения огня можно использовать при небольших возгораниях или в том случае, когда на человеке вспыхнула одежда и других способов потушить её, нет.

  1. выявление причин использования различных средств для тушения возгораний (пожаров)

Как вы ребята поняли далеко не всегда для тушения загорания можно использовать только воду. Вода проводит электрический ток (является проводником), поэтому тушить водой включённые в сеть (розетку) электроприборы – телевизоры, магнитофоны, электрические печи – не только неправильно, но и опасно для жизни. Так же нельзя тушить водой нефтепродукты (бензин, керосин, парафин) и животные жиры. Они легче воды, поэтому поднимаются вверх и продолжают гореть.

Каждая группа получает карточку с заданием (приложение  5), после выполнения задания аргументирует свой ответ.

  1. разработка  инструкции  о поведении во время пожара

А сейчас каждая группа разработает инструкцию о том, как себя нужно вести, если пожар застал вас в школе, дома, в транспорте (приложение 6) после выполнения задания аргументирует свой ответ.

  1. разработка свода правил о безопасном поведении при возникновении пожара

Каждая группа разрабатывает свод правил о безопасном поведении  при возникновении пожара, затем составляется общий свод (приложение 7)

Общий свод может получится таким:

  • Без надобности никогда не подходи к очагу пожара
  • Не мешай работе пожарных
  • Постарайся помочь старикам, больным в случае пожара
  • Твёрдо знай правила поведения при пожаре дома, в школе, на улице, в общественном транспорте
  • Умей быть мужественным и смелым, не паникуй!
  • Будь внимателен и осторожен с огнём
  • Знай способы борьбы с огнём!
  • Умей быстро и правильно сообщить о пожаре
  • Не устраивай игры там, где недавно бушевал пожар
  • Не захламляй лестниц, балконов, чердаков.
  1. подведение итогов

Ребята, запомните эти правила и передайте их другим. Подводя итог сегодняшнему занятию, хотелось бы услышать от вас, что нового вы сегодня узнали, чему научились? Ответы детей 

Ну что ж теперь я думаю, вы знаете об огне всё или практически всё! Будьте внимательны! Успехов вам!

Список использованной литературы:

  1. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для преподавателей общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»\под ред.. Л.И. Шершнева. Фонд национальной и международной безопасности. – М., 1994.
  2. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. – Челябинск: Южно-Уральское издательство, 1995.
  3. Пословицы русского народа. Сб. В. Даля: В 3 т. – М.: Русская книга, 1993.
  4. Шелегин Н.Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным. – Новосибирск: издательство Новосибирского университета, 1997.

Приложение 1

Посмотри на эти рисунки. К чему могут привести действия этого мальчика?

1. Что мальчик сделал неправильно?

2. Почему начала искрить розетка?

3. Что должен сделать мальчик немедленно?

Посмотри на рисунок. К чему могут привести действия этих ребят?

1. Какую главную ошибку допустили „индейцы"?        

2.  Что может  случиться  в  любую минуту?

3. Как бы ты закончил игру?

Посмотри на рисунок. Мальчик решил запустить дома газовую ракету. Подумай, к чему может привести такое обращение с огнём?

Приложение 2

Посмотри на схему. Каким образом каждое из составляющих пожара воздействует на человека, животных и природу?

Приложение 3

Продолжи список, если знаешь чем ещё можно тушить огонь.

  1. вода
  2. __________________
  3. __________________
  4. __________________
  5. __________________
  6. __________________
  7. __________________
  8. __________________
  9. __________________
  10. __________________

Приложение 4

Пожарный пост.

Приложение 5

Подумай, чем можно тушить такие загорания (проведи стрелочки от средств тушения к источнику пожара):

     

Приложение 5

Что ты будешь делать, если во время интересной передачи  из телевизора пошёл дым? Рядом с правильным ответом поставь знак «+»

  1. продолжу смотреть передачу
  2. позову на помощь взрослых
  3. вылью на телевизор ведро холодной воды
  4. отключу телевизор, позвоню в пожарную охрану, приступлю к тушению

Приложение 6

Как нужно вести себя, если пожар застал тебя в школе. Запишите правила поведения в данной ситуации.

Как нужно вести себя, если пожар застал дома. Запишите правила поведения в данной ситуации.

Как нужно вести себя, если пожар застал тебя в транспорте. Запишите правила поведения в данной ситуации.

Приложение 7

Запомни и передай другим следующие правила:

  1. Без надобности никогда не подходи к очагу пожара
  2. Не мешай работе пожарных
  3. Постарайся помочь старикам, больным в случае пожара
  4. Твёрдо знай правила поведения при пожаре дома, в школе, на улице, в общественном транспорте
  5. Умей быть мужественным и смелым, не паникуй!
  6. Будь внимателен и осторожен с огнём
  7. Знай способы борьбы с огнём!
  8. Умей быстро и правильно сообщить о пожаре
  9. Не устраивай игры там, где недавно бушевал пожар
  10. Не захламляй лестниц, балконов, чердаков.

Приложение 8

Пословицы, которые можно использовать для оформления кабинета:

  1. Огонь – беда, и вода – беда. Без огня и воды ещё больше беды.
  2. От искры и сыр-бор загорелся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина-соревнование на тему:«Огонь – друг или враг человеку? »

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности....

Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"

Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения.  Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...

Огонь: друг или враг

Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе нашу жизнь без огня....

Профилактика пожара "Огонь - друг и враг человека"

Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и элект...

Огонь - друг и враг человека.

Цели:   ·     Рассказать какую пользу приносит огонь человеку;·познакомить учащихся с тем как человек научился управлять огнем;·рассказать какой вред может при...

Огонь - друг и враг человека.

Цели:   ·     Рассказать какую пользу приносит огонь человеку;·познакомить учащихся с тем как человек научился управлять огнем;·рассказать какой вред может при...

Занятие "Огонь - друг и враг человека"

Занятие по пожарной безопасности....