Статья "Вопросы преподавания раздела "Пожарная безопасность" в ходе подготовки школьников к олимпиаде по ОБЖ" Шаров С.А., Образцова А.А.
статья по обж

Образцова Анна Александровна

Раздел «Пожарная безопасность» занимает важное место в программе олимпиад школьников по основам безопасности жизнедеятельности. В статье дается обзор различных форм и методов работы с участниками олимпиады по тематике пожарной безопасности. Рассматриваются основные проблемы подготовки, приведены различные варианты заданий, даются советы по психологической поддержке участников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sharov_obraztsova.docx61.36 КБ

Предварительный просмотр:

Шаров Сергей Александрович,

старший преподаватель СПб АППО

Образцова Анна Александровна,

педагог-организатор,
педагог дополнительного образования

ЦПВ и ПР ГБОУ Балтийский берег

«Вопросы преподавания раздела «Пожарная безопасность» в ходе подготовки школьников к олимпиаде по ОБЖ»

Аннотация: раздел «Пожарная безопасность» занимает важное место в программе олимпиад школьников по основам безопасности жизнедеятельности. В статье дается обзор различных форм и методов работы с участниками олимпиады по тематике пожарной безопасности. Рассматриваются основные проблемы подготовки, приведены различные варианты заданий, даются советы по психологической поддержке участников

Ключевые слова: всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ, пожарная безопасность, подготовка учащихся

Проблема выявления и поддержки одаренных и талантливых детей является одной из самых сложных и неоднозначных в мировом образовании, в образовательном пространстве России и Санкт-Петербурга. Важно, что одаренные дети на государственном уровне признаны ценностью страны, ее уникальным ресурсом, что совпадает с мнением специалистов: «Это мощнейший естественный ресурс развития общества». Проблемы выявления и сопровождения детской одаренности лежат в плоскости психолого-педагогических исследований. Специальные исследования по работе с одаренными детьми в нашей стране проводились еще с конца XIX века. Это работы П. Ф. Каптерева, Л. С. Выготского и др. 

«Школьные олимпиады позволяют выявить наиболее талантливых ребят – так как они представляют собой менее формальную проверку знаний и способностей по сравнению с обычными экзаменами, позволяя участникам психологически раскрепоститься» (А.Фурсенко).

История предметных олимпиад на территории нашей страны насчитывает более двух веков, и с этого момента начинают осуществляться первые попытки ее внедрения в образовательный процесс школы как неотъемлемого элемента внеурочной работы обучающихся.

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 года №286 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников», и перечнем общеобразовательных предметов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 апреля 2008 года №134 «Об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада школьников», с 2009 года Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности ежегодно проводится по инициативе и под эгидой Министерства просвещения (Министерства образования и науки Российской Федерации) и является наиболее представительным и авторитетным форумом творческой и инициативной молодежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях России.

Основными целями Олимпиады по ОБЖ являются:

  • выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний по проблемам безопасности и защиты личности, общества, государства;
  • пропаганда и популяризация среди молодежи здорового и безопасного образа жизни; ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; уважения к героическому наследию России, ее государственной символике; патриотизма и чувства долга по защите Отечества.

Основные задачи Олимпиады по ОБЖ:

  • определение уровня теоретической и практической подготовленности участников Олимпиады, обеспечивающей успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умений оказания само- и взаимопомощи, систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
  • развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодоление их трудностей;
  • совершенствование правового, нравственного, эстетического и экономического понимания задач безопасности жизнедеятельности;
  • формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2030 г.;
  • формирование общественного мнения в поддержке Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и вовлечения в нее возможно большего числа обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.

Вопросы по тематике пожарной безопасности включены в программу всех четырех этапах Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ:

  • Первый этап – школьный – проводится общеобразовательными учреждениями в начале учебного года. На этом этапе выявляются наиболее осведомленные в предмете ученики 5-11 классов. Вопросы модуля «Пожарная безопасность» включены в теоретические задания
  • Второй этап – муниципальный – проводится органами местного самоуправления или местными органами управления образованием в октябре-ноябре. По результатам муниципального этапа формируются списки участников регионального. На этом этапе к участию допускаются школьники 7-11 классов.
  • Третий этап – региональный – проводится в субъектах российской Федерации совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и советами ректоров высших учебных заведений. В нем принимают участие школьники средней (8-9 классы) и старшей возрастной группы (10-11 классы). На данном этапе вопросы пожарной безопасности могут быть включены как в теоретические задания, так и в программу практического тура
  • На заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности выступают и соревнуются победители и призеры региональных этапов, набравшие необходимое количество баллов для участия в заключительном этапе. В программу заключительного этапа присутствуют вопросы пожарной безопасности повышенной сложности.

Принимая участие в олимпиадном движении, школьники получают представление о различных аспектах деятельности специалистов в области безопасности жизнедеятельности: сотрудников МЧС, спасателей, пожарных что, в свою очередь, реализует профориентационную функцию олимпиады.

На различных этапах олимпиады участникам могут быть предложены реальные ситуационные задачи. Участники должны проанализировать предложенную ситуацию, выбрать возможные способы решения проблемы и найти оптимальный вариант, основываясь на полученных знаниях и навыках поведения при возникновении пожара, действий при возникновении пожара, использования первичных средств пожаротушения, знаниях знаков пожарной безопасности, схем эвакуации и т.д..

Если человек намеревается связать свою профессиональную деятельность с обеспечением пожарной безопасности, то ему наверняка придется столкнуться с решением многих проблем, которые потребуют от него умения задавать вопросы и отвечать на них. Такой подход будет особенно важен в ситуациях, когда приходится использовать информацию, отличающуюся неполнотой и фрагментарностью, что часто встречается на практике.

Таким образом, развитие Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в области обеспечения пожарной безопасности ориентировано на связь знаний с реальной жизнью, расширением и углублением знаний в области пожарной безопасности, повышением мотивации на получение знаний молодежью и реализацию их не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, чтобы участники олимпиады, вне зависимости от профессии, которую они выберут в дальнейшем, имели способность правильно оценить ситуацию, выбрать соответствующую модель поведения в ней, грамотно действовать при пожаре, а также неукоснительно соблюдали требования пожарной безопасности.

Исследование механизма проведения олимпиады школьников по ОБЖ в Санкт-Петербурге позволило выявить ряд противоречий:

  • между необходимостью подготовки школьников по тематике пожарной безопасности и отсутствием методики подготовки к ней обучающихся школы. Олимпиадные задания содержат вопросы и задания, которые требуют более высокого, качественно нового осмысления знаний обучающихся по пожарной тематике, нестандартных решений;
  • между возрастающей необходимостью формирования банка данных олимпиадных заданий по теме пожарной безопасности различного уровня сложности и недостаточным количеством методических разработок, материальным обеспечением в данной области. С одной стороны, олимпиада является востребованной формой работы с заинтересованными обучающимися. С другой стороны, отсутствуют условия для подготовки обучающихся к олимпиаде, особенно в практической части заданий. Подготовку учащихся приходится осуществлять в учреждениях, которые являются районными опорными центрами, договариваться с районными ПСО. Это необходимо для полноценной подготовки к олимпиаде по ОБЖ, отработке практических навыков, так как зачастую материально-техническое оснащение школы в области пожарной безопасности не позволяет обеспечить качественную отработку навыков для успешного выполнения всех заданий практического тура.

Система подготовки школьников к олимпиаде работает не только на реальный результат, но и на повышение заинтересованности обучающихся.

Анализ подготовки и проведения олимпиады по ОБЖ в Санкт-Петербурге показал следующие результаты:

  • Во время осуществления подготовки обучающихся по пожарной безопасности к решению заданий теоретического блока важно с первых занятий пробудить их интерес изучаемому материалу. Чем интереснее занятия, тем выше уровень мотивации к углубленному изучению курса ОБЖ;
  • Опыт общения с обучающимися показывает, что многие из них слабо владеют терминологией. Трудности в понимании смысла произносимых и используемых терминов становятся причиной многих «учебных неудач». Поэтому большее внимание необходимо уделять терминологии;
  • Практический этап включает обязательное решение тестов разного уровня сложности, разных ситуационных задач, ситуаций; использование первичных средств пожаротушения в соответствии с выбранным заданием, умение ориентироваться в схемах, планах эвакуации, надевания боевой одежды пожарного и другое;

Способствует подготовке школьников к олимпиадам и их участие в исследовательской работе по предмету ОБЖ. Итоги олимпиад обсуждаются, разбираются наиболее интересные задачи, а также альтернативные способы их решения.

В олимпиадах участвуют школьники, которые показали особые, выдающиеся способности и достижения по предмету. В подготовке обучающихся по пожарной безопасности можно выделить два подхода:

  1. поддержание интереса путем решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
  2. индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылки в сети Интернет на необходимые ресурсы и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у обучающегося методологических знаний.

Планируя самостоятельную деятельность школьника по пожарной безопасности, необходимо нацеливать его на работу со следующими материалами:

  • материалы олимпиад различного уровня прошлых лет;
  • материалы, размещенные в сети Интернет (московская электронная школа, российская электронная школа, сайты МЧС, инфоурок);
  • школьные и вузовские учебники;
  • специализированная литература.

Реально ли подготовить призера Всероссийской олимпиады? Главное – любовь к своей работе и обучающимся, окружающим, самому себе, терпение, внимание, неустанный труд. И тогда обучающиеся не только поверят в свои силы, но и будут понимать, что олимпийская высота – всего лишь ступень на их жизненном пути, и поднялись на эту ступень они вместе со своим учителем.

Какие же методы лучше всего применять при подготовке к олимпиаде по ОБЖ и пожарной безопасности в частности? Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний.

Рис.1. Схема работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности

Необходимым условием подготовки обучающихся к предметным олимпиадам является наличие учебной информации, расширяющей и углубляющей знания по предмету.

Так же существуют методы обучения которые можно использовать на занятиях:

1. Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

2. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

3. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с правильными алгоритмами действий, сформированными учеными, специалистами и т. д.

4. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

5. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

6.  Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

7. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

8. Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

9. «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

10.  Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. Методы психологических воздействий, используемые при работе с детьми (по Ю.Б. Гатанову):

«Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже - хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются - с точки зрения их реализации. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:

-групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

-соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.

-команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

Прохождение каждого этапа олимпиады по ОБЖ – это достаточно сильный стресс для школьника, серьезное психологическое испытание, ведь успешное выступление дает возможность участия на следующем этапе олимпиады. Постепенно участником приобретается опыт участия в олимпиаде, взаимодействия с судьями, отстаивания своих позиций на апелляциях. Проведение практического этапа по пожарной безопасности и выполнение заданий с лимитом времени - это сложное задание, где от участника, кроме знаний и умений, требуется максимальная концентрация внимания, физическое и психологическое напряжение.

В самом начале необходимо обратить внимание на психологическую готовность ребенка.

Во время осуществления психолого-педагогическая подготовка дает возможность участнику преодолеть возможные трудности в процессе обучения, а в момент проведения олимпиады – мобилизовать свои знания, проявив свою эмоциональную, волевую и познавательную активность.

  1. Система подготовки участников в Санкт-Петербурге

Начальный этап – получение базы – продолжительностью 1-2 года подготовки. Основной задачей данного этапа является формирование у школьников теоретических знаний и практических умений по пожарной безопасности, а также накопление опыта действий в случае простейших чрезвычайных ситуаций и действий в случае возникновения пожара. Наиболее перспективной группой школьников на данном этапе являются дети, увлекающиеся изучением предмета ОБЖ, школьники 6-7 классов. Занимаясь с преподавателями по ОБЖ на протяжении этапа, к 9 классу они достигают хорошего уровня подготовки.

В ходе этого этапа школьники изучают такие темы:

  • первичные и подручные средства пожаротушения;
  • знаки пожарной безопасности;
  • боевая одежда пожарного;
  • планы и схемы эвакуации;
  • вызов пожарной команды;
  • виды и классы пожаров;
  • условия возникновения и стадии развития пожаров и др.

Второй этап – расширение знаний – продолжительностью 1-2 года обучения. Целью данного этапа является развитие первичных, ранее сформированных знаний и умений школьников путем расширения знаний в области пожарной безопасности. На данном этапе это школьники 8-9 классов, желательно прошедшие дополнительную подготовку в младших классах.

На данном этапе происходит развитие общих практических умений школьника, а также умений осуществлять анализ, самоконтроль, обсуждать, выполнять практические задания и упражнения повышенной трудности.

Таким образом, развивающий этап обогащает и систематизирует теоретические знания и все основные умения школьников, закладывает основы практического использования приобретенных знаний и умений, а также предоставляет первичный опыт выступления на соревнованиях различного уровня среди школьников средней возрастной группы. То есть, мы можем констатировать приобретение школьниками необходимых знаний и практического опыта для участия в средней возрастной группе.

Окончательное формирование необходимых знаний и навыков у школьников происходит в 10-11 классе. Данный этап мы рассматриваем как этап совершенствования – углубление обширных знаний, полученных ранее.

Именно на данном этапе школьники полностью осваивают программу курса ОБЖ средней школы, выполняя задания по теме пожарной безопасности сталкиваются с заданиями повышенной трудности. Так, например, на заключительном этапе олимпиады в программу практического тура входит не только боевая одежда пожарного, но и развертывание рукавной линии с подачей воды.

Особое значение для формирования профессиональных знаний и навыков у школьников имеют учебно-тренировочные сборы в Загородном центре детско-юношеского творчества «Зеркальный», «Заря» во время школьных каникул. Именно на них пополняется запас знаний и практических умений во время активной практики путем глубокого погружения в предмет в течение 7-12 дней, это важный этап в подготовке школьника к участию в олимпиадном движении. Существующая традиционная система подготовки в школе к олимпиаде не дает возможности участникам приобрести необходимый практический опыт ввиду отсутствия необходимых условий в отдельно взятой школе. К этой проблеме можно отнести отсутствие необходимой материальной базы: роботов-тренажеров, которые позволяют отрабатывать навыки по оказанию первой помощи пострадавшему при пожаре, пожарного оборудования и т.д. Стоит сказать, что участие в учебно-тренировочных сборах не является залогом успешного выступления в олимпиаде, все зависит от желания и трудолюбия самого школьника. Однако возможность заранее научиться обращаться с оборудованием, которое будет представлено непосредственно на практическом туре олимпиады по ОБЖ на различных ее уровнях, существенно повысит шансы участника на победу.

Учебно-тренировочные сборы за чертой города позволяют организовать работу, по следующим тематическим направлениям:

  • тренировочное разведение различных типов костров с соблюдением правил безопасности при оборудовании места, разведении и тушении;
  • работа с пожарной машиной (подсоединение и развертывание пожарных рукавов, работа с пожарными разветвителями и др.), а также знакомство с ее устройством и оборудованием;
  • приведение в действие рабочих огнетушителей различных типов;
  • применение универсальной пожарно-спасательной петли;
  • использование пожарных узлов и др

В нашей практике известно много случаев, когда подготовку и участие в олимпиаде начинали в 10 или даже в 11 классе, при этом показывая значительные успехи на заключительном этапе олимпиады. Основываясь на результатах многолетней практики подготовки школьников к олимпиаде можно сделать вывод, что давать шанс готовиться к соревнованиям с тренерским составом нужно всем детям, которые искренне интересуются предметом и готовы усердно заниматься. Примеры заданий по пожарной безопасности приведены нижу в приложении 1.

Для подготовки следует организовать специальные занятия по теории и практике как с учителями ОБЖ, так и с призерами прошлых лет и бывшими участниками. Привлечение к работе с нынешними школьниками участников и призеров прошлых лет, вышедших из школьного возраста, и проведение с ними полноценных занятий мы рассматриваем как важную составляющую в подготовке школьников к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ.

Эти занятия полезны по изложенным ниже причинам:

  • бывшие участники олимпиады могут дать советы, как качественнее запомнить какой-либо алгоритм действий, тему и др., справиться со стрессом перед выходом на этапы олимпиады, дать навыки по общению с судьями этапов и т.д., что очень полезно школьникам, готовящимся к участию в олимпиаде впервые;
  • школьники не стесняются задавать свои вопросы, в том числе показаться недостаточно осведомленными в какой-либо сфере знаний, чего часто боятся в присутствии взрослых преподавателей;
  • проявляется живой интерес к общению с людьми, уже «закаленными» участием в олимпиаде, что стимулирует их собственное желание участия и победы.

Для освоения теоретических аспектов важно проводить не только лекции. Актуальным был и остается разбор заданий прошлых лет и обсуждение методики оценивания. Это дает учащимся глубокое понимание структуры олимпиадных заданий. Совместно с этим необходим анализ тенденций в теоретической части олимпиады повторяемости тем, появления новых модулей и типов заданий.

Необходимо также вводить в занятия иные аспекты: выполнение тестов из различных источников, дискуссии, закрепление знаний в игровой и творческой формах (создание проектов, плакатов, стихотворений, кричалок и др.)

Отдельно стоит выделить метод решения ситуационных задач, который широко применяется во время проведения учебно-тренировочных сборов. Метод решения ситуационных задач, несомненно, формирует практико-ориентированные знания, практические знания и умения по безопасности жизнедеятельности, способствует повышению заинтересованности в изучении предмета и воспитывает ответственное отношению к безопасности жизни Метод решения ситуационных задач дает также возможность сформировать способность к проведению анализа в сложной или экстремальной ситуации, умение четко формулировать и высказывать свою позицию в проблемных ситуациях по безопасности жизнедеятельности, идентифицировать опасности различного характера, определять степень опасности и рисков.

Осуществляется непрерывное совершенствование банка олимпиадных заданий для проведения теоретических туров и материально-технического оснащения для обеспечения проведения практических туров олимпиады. Методика подготовки участников олимпиады также претерпела существенные изменения. В статье были рассмотрены различные аспекты подготовки будущих призеров и победителей олимпиады по ОБЖ. Однако, наиболее перспективной формой работы, на наш взгляд, является организация учебно-тренировочных сборов. Данная форма работы позволяет добиться стабильно высоких результатов благодаря системной работе тренерско-преподавательского состава и высокой степени мотивации учащихся.

Следует понимать, что рекомендации, описанные в этой статье, усилия педагогов и высокий уровень технического оснащения не является залогом успешного выступления на олимпиаде, важны желание и мотивированность самого ребенка на успех и системную работу. Тем не менее, даже при наличии всех этих факторов, никто не застрахован от неудачного выступления на олимпиаде. Каждое неудачное выступление стоит разбирать с учащимся индивидуально, исключая ситуацию эмоционального напряжения. Подобные разборы позволят преодолеть аналогичные ошибки в будущих выступлениях.          

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ МОДУЛЯ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Теоретический блок

ЗАДАНИЕ Из предложенных вариантов выберите виды систем оповещения при пожарах.

  1. звуковые;
  2. световые;
  3. сигнальные;
  4. речевые;
  5. инфразвуковые;
  6. дымовые;
  7. смешанные.

Ответ:_________________

Оценочные баллы: максимальный 4 балла; фактический – ____

ЗАДАНИЕ  Заполните таблицу, вписав характеристику класса пожара.

Класс пожара

Характеристика класса

A

B

C

D

E

F

Оценочные баллы: максимальный 6 баллов; фактический – ____

ЗАДАНИЕ Перечислить на схеме основные поражающие факторы пожара, воздействующие на людей находящихся в зоне горения.

Оценочные баллы: максимальный 5 баллов; фактический - ____ баллов

Практический блок

ЗАДАНИЕ Надевание боевой одежды пожарного

По команде педагога «Боевую одежду пожарного НАДЕТЬ», обучающиеся начинают надевание БОП (включается секундомер).

После выполнения этапа обучающийся поднимает руку вверх и больше не поправляет элементы одежды. Далее педагог производит осмотр на предмет недочетов при надевании БОП.

Таблица 1.

Недочеты при надевании БОП

Не застегнуты металлические застежки (карабины)/перекос, дыры в липучках

Не застегнут, не верно застёгнут пожарный спасательный пояс

Перекручен пожарный спасательный пояс

Пожарный спасательный пояс не затянут

Свободный конец пожарно-спасательного пояса не зафиксирован

Не застегнут, не верно застёгнут подбородочный ремень каски

Не опущен лицевой щиток (забрало)

Брюки завернуты выше 10 см от подошвы обуви, рукава выше 10 см от запястья

Куртка не заправлена под ремень

Выполнение упражнения в обуви, несоответствующей описанию (в том числе без обуви)

Лямки штанов не надеты

Поправление одежды после поднятия руки (во время проверки надевания БОП)

ЗАДАНИЕ Вязание пожарного узла

На веревке на одном из концов завязывается контрольный узел, этот конец веревки будет считаться длинным (рабочим).

Веревка лежит на земле любым удобным для участников способом (без узлов, кроме контрольного). Участники находятся на расстоянии 2 метра от опоры (отметка двух метров наносится на земле/полу разметкой), веревки не касается.

По команде судьи МАРШ (дается старт отсчету времени), участники производят обнос веревки вокруг опоры и завязывают пожарный узел.

Таблица 2

Список недочетов при вязании пожарного узла

Узел завязан неправильно (При натяжении длинного (рабочего) конца узел развязывается, при натяжении короткого конца узел не развязывается, при натяжении узел скользит)

Длина петли или короткого конца менее 10см

Узел не завязан

Участник поправляет узел после того, как закончил выполнения этапа (поднял руку и доложил о завершении)

ЗАДАНИЕ Работа с первичными средствами пожаротушения

Предлагаются ситуационные задачи (горят электроустановки под напряжением, горит лужа бензина, горит шкаф с книгами и.т.д). Обучающемуся необходимо выполнить верный алгоритм действий по вызову пожарной охраны и тушению очага возгорания.

-Нажать на ручной адресный пожарный извещатель;

- Вызвать пожарную охрану по телефону, верно набрав номер и сообщив информацию;

-Выбрать тип огнетушителя, подходящий для данной задачи;

-Выполнить алгоритм по приведению в действие данного типа огнетушителя.

ЗАДАНИЕ План эвакуации

Обучающемуся предлагается посмотреть на план эвакуации, определить точку своего местонахождения, определить, каких знаков не хватает на плане, а также остальные ошибки.

Список возможных ошибок на плане эвакуации:

-Недостаток знаков пожарной безопасности;

-Отсутствие алгоритма действий;

-Отсутствие таблички условных обозначений знаков пожарной безопасности;

-Отсутствие адреса помещения;

-Отсутствие подписи ответственного за пожарную безопасность, заверенной печатью.

Список литературы

1.Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников «OLIMPIADA.RU»

URL: https://olimpiada.ru/

2.        Мишин Б.И. Книга для учителя основ безопасности жизнедеятельности. М.: АСТ, 2002.

3.         Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности.2000. № 8. С. 13-16.

4.         Направления проектирования работы с работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности (ОБЖ, физическая культура) / под общ. ред. С.В. Жолована: под науч. ред. О.Н. Крыловой, Л.М. Ванюшкиной: методические рекомендации.- СПб.: СПб АППО, 2015. - 48 с.

5.        Николаева В. В., Соколова Е. И. Роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании МСОКО // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. №2. С. 45-53.

6.        Ульянов А. С. Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 202-204.

7.         Холодная М.А., Основные формы проявления одаренности у взрослых // Одаренный ребенок, 2003, №3, С. 6-9.

8.         Шаров С.А., Аверьянова Л.А. Методика подготовки школьников к олимпиаде по ОБЖ: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2021.- 104с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки школьников к олимпиаде по английскому языку

Тестовые  задания для учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы. Рекомендуемое время для проведения работы – 2 часа. В части Use of English учащиеся должны раскрыть скобки, поставив гл...

Основное содержание работы по подготовке школьников к олимпиаде в гимназии № 65.

В рамках реализации одного из направлений национального проекта  "Образование" и президентской инициативы "Наша новая школа",в нашей гимназииведется интенсивная работа по созданиюсистемы поиска и...

Методическая разработка по теме: "Из опыта работы подготовки школьников к олимпиадам по математике".

Внеклассная работа по предмету.Подготовка учащихся к олимпиадам. В целях развития у учащихся интереса к математике проводятся математические олимпиады различных уровней. Умение решать задач...

Образовательная программа подготовки школьников к олимпиаде по французскому языку.

Результат реализации данной программы - построение  компетентностной модели участника олимпиады....

Место динамического программирования в подготовке школьников к олимпиадам по программированию

Задачи на применение идей динамического программирования – частое явление на олимпиадах по программированию, поэтому одним из важных шагов подготовки учащихся к успешному выступлению на олимпиаде по п...

Подготовка школьников к олимпиадам по программированию: решение задач на полный перебор

На олимпиадах по программированию частая гостья – задача, в которой приходится из данного множества выбирать некоторое подмножество, удовлетворяющее определенным условиям. Например, из некоторой групп...