Мастер-класс «Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе»
план-конспект урока по обж
МБОУ “Тураевская СОШ” Менделеевского района РТ
Мастер-класс «Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе»
Зиннатуллина Р.Х. учитель ОБЖ
Туризм обладает большим воспитательным потенциалом: он способствует становлению силы воли, трудолюбия, целеустремленности, ответственности и взаимовыручки. Данный мастер-класс позволит отрабатывать общие практические навыки безопасного поведения во время активного отдыха на природе, и создают условия для развития интереса к спортивному туризму, регулярным спортивным занятиям, здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_obshchie_pravila_bezopasnosti_vo_vremya_aktivnogo_otdyha_na_prirode.docx | 41.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского муниципального района РТ, учитель ОБЖ Зиннатуллина Р.Х.
Мастер-класс «Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе»
Цель мастер-класса: показать, как отрабатываются общие практические навыки безопасного поведения во время активного отдыха на природе, и создать условия для развития интереса к спортивному туризму, регулярным спортивным занятиям, здоровому образу жизни.
Задачи:
- Обучить правильно складывать рюкзак, разводить костёр, ставить палатку, заваривать травяной чай.
- Закрепить основы безопасного поведения на природе и прикладные навыки туризма.
- Способствовать формированию навыков личного взаимодействия в группе,
отношения к предлагаемым заданиям.
- Формировать умение применять полученные знания на практике, соблюдать технику безопасности.
Класс:5-9
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма проведения: мастер-класс
Место проведения: учебный кабинет, спортзал
Время проведения: 20 минут
Методы обучения:
1. Словесный метод
2. Метод зрительного восприятия
3. Соревновательный метод
Предметные результаты: Закрепление туристических навыков сборка рюкзака, укладка различных видов костра, закрепление знаний условных обозначений на картах.
Личностные результаты: формирование чувств коллективизма, ответственности, сопереживания в команде, организаторских качеств.
Метапредметные результаты: уметь корректировать свои действия в ходе выбора, сформировать способность правильного выбора в ходе сборки рюкзака, укладки различных видов костра.
Ресурсы урока: туристические снаряжения, «дрова» из газет, карточки «Виды костров», схема кладки рюкзака, палатка, топографические знаки .
МАСТЕР-КЛАСС
Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Сегодня на уроке совершим марш-бросок. Вы знаете, что такое марш-бросок? (Соревнование, пеший марш, есть российский фильм-2003 года)
Из словаря Ожегова: Марш - походное движение. Бросок - быстрое, стремительное, короткое движение, передвижение. Это испытание, которое периодически необходимо проходить, соревнования по туризму. Сегодня нам предстоит выполнить задания, выбрать самый безопасный, быстрый темп, вы готовы? (Ответы учащихся)
В жизни каждого человека бывают такие моменты, когда хочется отдохнуть, отвлечься от посторонних мыслей, уединиться. А где это можно сделать? (Ответы учащихся)
Конечно, только на природе. Именно здесь мы по-настоящему отвлекаемся от суеты, отдыхаем душой и телом, наслаждаемся нерукотворной красотой окружающего мира.
Итак, отправляемся в поход. Что мы обычно берем в поход? (Самые необходимые вещи, еду, воду, палатка удочку)
Задание 1.В поход мы берем снаряжения, они бывают личные, групповые и специальные.
Перед вами туристические снаряжения, вам нужно собрать личные снаряжения, а потом групповые. (Работа учащихся по распределению в группы)
И так, проверяем, объясните свой выбор.
Личное снаряжение — это все то, что необходимо лично каждому туристу.(салфетки, кружка, фонарь, телефон, ложка, спальник, средства гигиены, рюкзак, носки теплые, дождевик, непромокаемые пакеты для упаковки личных вещей)
Групповое снаряжение используется всей командой.(палатка, топор, пила, ремнабор, костровое оборудование, карта)
Специальное снаряжение требуется для выполнения краеведческих, экспедиционных заданий (геологических, археологических, ботанических и т.д.).Это лодка, лыжи, велосипед, карабины). К специальному снаряжению относятся также предметы (личные и командное), связанные со спецификой того или иного похода (веревки, карабина, репшнуры, накомарники и т.д.). Необходимость в таком снаряжении возникает при проведении сложных походов, поэтому о нем мы сейчас говорить не будем.
Задание 2. Есть определенные правила, кладки рюкзака. Перед вами рисунок, нужно указать стрелками, где безопасно и удобно расположить нужные в пути, тяжелые, самые тяжелые, умеренно тяжелые и объемные вещи. (Показывают стрелками кладку рюкзака на схеме)
Рюкзак готов. Проверяем, молодцы, вы спарились с заданием. Продолжаем марш-бросок.
Задание3. Перед тем как отправиться в поход нам нужно научиться распознавать условные топографические знаки. Перед вами лежат условные топографические знаки, вам нужно изучить эти знаки, после этого я покажу знак, вы должны назвать обозначение. Для ознакомления отводиться 1 минута. (Устный опрос учащихся)
Задание 4. После долгого пути выбираем место для привала. Какое место будет удобным и безопасным для привала? (Устные ответы учащихся: наличие водоема, есть место укрыться от солнца, нет камней на склоне, удобная площадка)
Отлично, с местом мы определились.
Задание 5. Туристические походы с палатками являются отличным летним времяпрепровождением. Проживание в палатке в течение нескольких дней позволяет человеку неплохо расслабиться и воссоединиться с природой. Несмотря на то, что сами по себе походы достаточно интересны, установка палатки порой бывает довольно трудоемкой задачей, особенно тогда, когда вы только начинаете осваивать азы такого туризма. Возможно, сначала покажется, что поставить палатку будет сложно, но большинство современных палаток предусматривает простую и легкую установку. При всем, что сам процесс установки палатки отнюдь не замысловат, разбивая палаточный лагерь, необходимо иметь в виду достаточно много дополнительных нюансов, чтобы отдых на природе оказался успешным и безопасным. Надлежащая предварительная подготовка к походу и правильный выбор места для установки палатки не менее важны, чем знание процесса ее сборки (Отработка навыков сборки и разборки палатки)
Задание 6. Шли мы долго, устали, можно и попить чаю.
У нас нет воды, весь запас мы использовали в пути. Давайте осмотримся. Недалеко протекает река. А можно ли пить речную воду? Можно. Только еѐ необходимо очистить. Как вы это сделаете? (Нужно вскипятить)
Еѐ необходимо вскипятить, а для этого нужно развести огонь.
Задание 7. У нас есть спички, но они сырые! Как развести огонь без спичек? (устно объясняют)
Правильно, молодцы! Есть множество проверенных способов добычи огня. Это -трение, использование линзы, пакет с водой, кусок льда, химические способы, металлической ложки, проволоки, ручной дрели, марганцовки и антифриза т.д.
Задание 8. Какой способ самый лучший, чтобы вскипятить воду? Для этого нам нужно научиться различать виды костров. Перед вами виды костров, нужно выбрать самый удобный и безопасный вид костра для кипячения воды и показать на макете. (учащиеся показывают на специально приготовленных «дровах» из газеты)
Молодцы, огонь развели, костер горит, воду вскипятили.
Задание 9. Заварим чай. Из чего же можно заварить чай в походных условиях? (Иван-чай, душица, клевер, листья смородины, шиповник)
Перед вами лежать травяные сборы, нужно по внешнему виду, по запаху определить название и найти описание этого растения. ( Учащиеся находят соответствующие записи и ставят рядом с нужным травяным сбором)
Рефлексия. Цель нашего марш-броска – получение знаний и умений, которые необходимы при непосредственном соприкосновении с природой.
-Чему же вы научились?
-Какие знания, навыки приобрели?
-Что больше всего запомнилось?
Заключение. Чтобы вдохновить вас, я собрала семь фактов о пеших прогулках и походах. Сейчас вы сами ознакомитесь с ними. Берегите себя и я своих близких!
Спасибо за внимание!
Чтобы вдохновить вас, я собрала семь фактов о пеших прогулках и походах:
1.Часто в походах сложно ориентироваться без компаса, GPS-навигатора и просто бумажных карт. Для большинства людей прокладывание маршрута по тропе — это нетипичная мозговая деятельность, потому она благотворно влияет на создание новых нейронных связей мозга, что повышает его пластичность.
2. Сам факт нахождения в лесу благотворно влияет на здоровье ещё и потому, что растения и деревья выделяют антибактериальные химические вещества. Исследования показали, что эти фитонциды положительно влияют на снижение уровня гормона стресса — кортизола у тех, кто проводит время в зелёных зонах.
Также замечено положительное влияние нахождения в лесу на иммунную систему. Прогулки на природе дают энергию организму. Нормализуется артериальное давление. Не зря в Японии популярны так называемые "синрин-йоку", в буквальном переводе "купание в лесу", что подразумевает прогулки по лесу.
3.Каждый раз, когда мы идём по новому маршруту, мозг прокачивается, помимо формирования новых нейронных связей, замечена способность формировать новые нервные клетки, вопреки стереотипу о том, что они не восстанавливаются. Потому, следующий раз на прогулке, сверните на новую тропу, восстановите нервные клетки.
Даже простая поездка в деревню может обогатить работу мозговых структур.
4.Походы как источник идей. Если вы бизнесмен, творческая личность или находитесь в поиске новых подходов, решений, то подобная физическая активность просто кладезь для идей. Выбиваясь из привычного русла, освежившийся мозг начинает креативить, приспосабливаться к новому и рождать идеи.
5. Есть такая шутка о том, что будь у Анны Карениной корова, то ей бы было не до глупых мыслей об уходе из жизни. И это правда. Человек, который умеренно работает на свежем воздухе, прогуливается по лесу или идёт в поход в горы, занимается профилактикой депрессии.
Исследования Стэндфордского университета показали, что времяпрепровождение на природе благотворно влияет на состояние психики, усмирение факторов, провоцирующих психические заболевания. Такой человек легче справляется с трудностями, более стойко переносит стресс и меньше подвержен унынию. Также активные прогулки влияют на выработку эндорфинов — гормонов счастья.
6.В одном из исследований группы людей, которые прогуливались один час 2 раза в неделю, было выявлено благотворное влияние на гиппокамп. Гиппокамп, как известно, отвечает за память и ориентирование в пространстве. Следственно, если хотите перестать забывать Дни рождения и другие важные события, а также легче изучать языки или просто хотите прокачать память, одевайтесь по погоде и отправляйтесь на природу.
7.Походы являются отличной профилактикой проблем с болезнями головы, которые могут возникнуть в старости. Потеря памяти, старческая деменция, болезнь Альцгеймера и прочее.
К тому же походы — это отличный способ держать себя в хорошей физической форме.
Мышцы в тонусе, постоянная ходьба, сердечно-сосудистая система (кровь качается, лёгкие работают на полную мощь), глаза отдыхают от телефона, ноутбука и прочих гаджетов.
Мозг очищается от ненужной информации, которая поневоле черпается из социальных сетей и интернета.
Итак, если хотите быть счастливее, избежать неприятных хворей, найти источник идей и просто хотите стать счастливее, то отправляйтесь в поход в горы. Если горы от вас далеко, идите в лес, в парк.
Даже отправляясь на дачный участок или на рыбалку, старайтесь хоть немного погулять по окрестным тропинкам.
Выходите из комфортного автомобиля и ходите пешком. И ваш организм будет вам благодарен!
Условные топографические знаки.
№ 1 № 2 № 3
Кустарники Редкий лес Яма
№ 4 № 5 № 6
Буреломы Горелые леса Полевые и лесные дороги
№ 7 № 8 № 9
Вырубка леса Родник Колодцы
№10 №11 №12
Паром Сооружение башенного типа Болото с камышом
Условные топографические знаки.
№13 №14 №15
Мост Дом лесника Памятники
№ 16 №17 № 18
Микрояма Камень Непреодолимая ограда
№ 19 №20 № 21
Кормушка Развалины Воронка
№ 22 №23 № 24
Смешаный лес Болото проходимое Крутой обрыв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие правила безопасности во время отдыха на природе
h4 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-weight: bold; }p { margin-bottom: 0.21cm; }h5 { margin-bottom: 0.11cm; font-size: 13pt; font-style: italic; font-weight: bold; }strong { font-w...
Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе
Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Тип урока: комбинированный (проверка домашнего задания и объясне...
Презентация по теме: Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе, 6класс
Данна презентация служит демонстрационным материалом к уроку 6 класса по теме: "Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе"...
Буклет по технике безопасности "Правила безопасности во время весенних каникул"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7794613","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"340","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7794614","at...
Контрольная работа по теме : Подготовка к активному отдыху на природе.
1.Ориентироваться на местности- это значит: 1)Определять стороны горизонта и представлять себе, где находятся юг, север, восток и запад; 2)Определять свое местонахождение на местности относительно м...
Подготовка к активному отдыху на природе
Проверочная работа по ОБЖ...
6 класс Тест №1 «Подготовка к активному отдыху на природе»
Тест по обж для 6 класса по теме «Подготовка к активному отдыху на природе»...