«Граница между детской шалостью и серьезными нарушениями»
план-конспект занятия по обж (8 класс)
- восДанная беседа познакомит подростков с факторами, которые могут привести к совершению противоправных поступков;,даст представление о правовой ответственности за совершение противоправных поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
granitsa_mezhdu_detskoy_shalostyu_i_sereznym_pravonarusheniem.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением»
Цель:
- познакомить воспитанников с видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Задачи:
- познакомить подростков с факторами, которые могут привести к совершению противоправных поступков;
- дать представление о правовой ответственности за совершение противоправных поступков;
- осознать общественную значимость и важность правомерного поведения;
- коррекция эмоциональной сферы подростка, на основе формирования у него чувства боязни печальных последствий, которые влечет за собой противоправная деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки.
Наглядный материал: презентация «Правонарушения», слайды, карточки.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья). А что для вас здоровье? Счастье? (Ответы детей)
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Воспитатель: как видите в руках у меня две нити.
- С чем можно сравнить эти нити? (С жизнью).
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (Трудно найти концы).
А это применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица «от сумы и от тюрьмы не зарекайся».
- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный подростковый возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшняя наша встреча – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
3.Основная часть:
Давным – давно, тысячи лет назад на земле появились люди.Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Так появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам.В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, все можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось? (Ответы детей).
Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам. Людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН – это нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы прописаны в КОНСТИТУЦИИ – основном законе государства. Демонстрация книги.
Кроме конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1
- В главе «Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права (таблички помещать на доске или слайды).
Права
Жить и воспитываться в семье.
Получить паспорт гражданина РФ.
Работать в свободное от учебы время.
Право на охрану здоровья.
- Поговорим о наших обязанностях.
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их замещающих.
Получить основное образование (9классов).
Соблюдать устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Мы с вами определили права и обязанности,а что осталось: Ответственность.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
За совершение правонарушений и преступлений наступает уголовная ответственность – это совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, нарушение устава школы, употребление спиртных напитков, и прочие нарушения.
Задание 2
Рассмотрим виды нарушений:
«Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определение.
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 летнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация 1.
Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:
- добросовестно учиться
- выполнять задания по теме занятий
- не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания
-не опаздывать на занятия
-бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстановить за счет средств родителей
-уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком)
- Предусмотрено какое либо наказание за проступок? Какое? (Да, ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить,о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация 2.
Семиклассники Саша, Женя, и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия Саши, Жени, Максима – как проступок, правонарушение или преступление? (Эти ребята совершили преступление).
- Вы абсолютно правы. Действия ребят действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации. (Показ уголовного кодекса – если есть).
- В «Уголовном Кодексе Российской федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребенок еще недостаточно ответственен за свои поступки.
Задание 3.
Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность
- убийство
-умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью
-похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,
-Кражу
-грабеж
-вымогательство
-уничтожение или повреждение имущества
-терроризм
-захват заложника
-заведомо ложное сообщение об акте терроризма
-вандализм
-хищение либо вымогательство наркотических веществ.
Однако если ребенок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учет в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
- За остальные преступления ответственность наступает с 16 лет.
Задание 3 (Игра)
А сейчас рассмотрим какие наказания предусмотрены уголовным кодексом.
Судья Валера. Оглашает приговор предусмотренным Уголовным Кодексом
Ситуация 1 (Порча чужого имущества)
- Дай телефон, музыку послушать, а то скукатища!
- Не дам, он новый, только вчера купили.
- Ах, тебе жалко! Ну у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья. Статья 167 УК – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
- Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу а статья 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь не нарочно, но это статья 168 УК штраф до 200 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение свободы до двух лет.
Ситуация 2. (Угроза болтовней).
В группе идет спор двух воспитанников:
-…Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Судья. Статья 119 УК – Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Ситуация 3. (Оскорбление).
Две девочки в классе сорятся:
- А ты дылда!
- А ты сама гадина!
Судья. – статья 130 УК – оскорбление – штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительные работы на 6-12 месяцев.
Ситуация 4. (Осквернение зданий и транспорта).
В класс вбегают мальчишки:
- А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
- Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
- Клёво, вот люди порадуются!
- Давай на стене маркером напишем, чтоб лучше видно было!
Судья. – статья 214 УК – вандализм – осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах штраф от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и возмещение ущерба.
- Каждый день, заходя в школу мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно, то следует им знать, что по статье 35 УК совершение преступлений группой лиц – влечет более строгое наказание.
К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ НАКАЗАНИЙ (ст. 88) )
• Штраф;
• Лишение права заниматься определенной деятельностью;
• Обязательные работы;
• Исправительные работы;
• Арест;
• лишение свободы на определенный срок.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
А теперь мы с вами давайте подведем итог сказанному:
- Скажите, пожалуйста, что вы извлекли из нашей беседы?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Так что же такое детская шалость и чем она отличается от правонарушения?
- Скажите, а вот угон автомобиля будет являться детской шалостью? А чем? (правонарушением)
- А завладение предметами молодежной моды?Например: мобильные телефоны, модная одежда, деньги, сладости, вино и т. д? Чем являются (подростковые и юношеские правонарушения? Вы знаете, ребята, очень часто, не заметив, детская шалость может стать незаметной ступенькой к серьезным правонарушениям. Так давайте же мы с вами задумаемся над возможными последствиями тех или иных поступков и научимся как нужно правильно себя вести в различных жизненных ситуациях.
А закончить занятие мне хотелось бы народной мудростью:и она такова: «Вода идет от истока к устью, а преступление возвращается к преступнику (т. е. кто его совершил)»
Всем спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Детская шалость и нравственная ответственность"
Презентация на родительское собрание...
Родительское собрание «О профилактике пожаров по причине детской шалости с огнем»
Родительское собрание«О профилактике пожаров по причине детской шалости с огнем»Цель: довести до родителей значимость данной проблемыЗадачи: определить правильное поведение дет...
Родительский всеобуч. Тема "Детская шалость и ответственность подростков"
Рассматривается вопрос о значении нравственности в жизни подростков....
Презентация "Детская шалость - ступень к совершению противоправных поступков"
Детская преступность. Само это словосочетание звучит несколько парадоксально. Ведь что может быть общего между детьми и понятием "преступность". Но, к сожалению, с каждым...
Беседа«Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением» для детей 10–14 лет
- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья). А что для вас здоровье? Счастье?...
Беседа «Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением»
- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья). А что для вас здоровье? Счастье?...