Огонь враг человека?
план-конспект урока по обж (5 класс)

Шунин Вячеслав Олегович

Основные термины, понятия :Пожар, опасная ситуация, телефон службы спасения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shunin_lukyanova.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе

Лукьянова Ольга Вячеславовна, учитель начальных классов

Шунин Вячеслав Олегович, учитель ОБЖ

Тема

Когда огонь человеку враг?

Цель

Создание условий для формирования

Основные термины, понятия

Пожар, опасная ситуация, телефон службы спасения.

Планируемые  результаты

Предметные результаты: уметь объяснять значения основных терминов изученных на уроке: пожар, опасная ситуация, телефон службы спасения.

Знать причины возникновения пожара, объяснять опасные ситуации, их предотвращение.

 Личностные УУД:

Сохранять мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практический деятельности; вырабатывают адекватную позицию самооценку; проявляют интерес к учебному материалу, освоению новых действий.

Регулятивные УУД:

Умение  осмысливать  учебный материал; учитывать выделенные учителем ориентиры действий; работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать  свою учебную деятельность.

Умение слышать и удерживать учебную задачу.

Умение прогнозировать предстоящую работу; осуществлять действие  самоконтроля и взаимоконтроля: адекватно оценивать качество, последовательность действий, выполняемых, производить сравнение данных операций.

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

 Познавательные УУД: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; проводить  анализ объектов с целью выделения признаков.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа, индивидуальная  (по карточкам), групповая (выполнение заданий в группах)

Раздаточный материал (карточки)

ЭОР (Интернет-ресурсы, презентация)

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(этап актуализации)

3-4 мин.

1 слайд

Создание условий для активизации

учащихся.

Настраиваю   на работу.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо,

Подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

 

Сегодня на урок к нам пришли гости. Мы должны показать все, что мы знаем и умеем.

     На уроке будь старательным,

     Будь спокойным и внимательным.

Постановка  учебной проблемы, планирование

3-5  мин.

2 слайд

Мотивация к уроку.

 3-4  слайд

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение цели через проблемную задачу.

- Отгадайте загадку,  и догадайтесь о чем пойдет речь.

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь)

-Кто догадался, о чем пойдет разговор? (об огне)

- Огонь одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил людям тепло, свет, защищал от диких животных, использовался для приготовления пищи, изготовлений орудий труда.

Люди научились добывать и сохранять огонь. Благодаря огню человечество проникло в космос.

Однако,  выйдя  из-под контроля, огонь превращается в страшное бедствие.

– В какое бедствие превращается огонь, вышедший из-под контроля. Пожар

– Что такое пожар? (определение из толкового словаря)

ПОЖАР – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни.

-Давайте сформулируем тему нашего урока

Когда огонь человеку враг?

- Какую цель поставим?

Разобраться, почему огонь человеку враг, причины пожаров, как нужно вести себя, если начался пожар.

-Правильно, ребята.

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Предлагают варианты.

Предлагают варианты.

Предлагаю вам работать на уроке по следующему плану:

1.Найти причины пожара.

2. Ситуации при пожаре.

3. Собери правильно.

Активизация мыслительных процессов (умозаключение).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы.

Управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Применение знаний и способов действий

Физминутка

Закрепление знаний и способов действий

Физминутка

Все ученики любят получать хорошие оценки, сегодня вы сами себя оцените карте самооценки.  За  каждое правильное выполненное задание по 2 балла.

Правила работы в группе…  

(Работа в группах)

1 задание  -  ( прочитать стихотворение  и найти причины возникновения пожара)  - Ольга Вячеславовна

Если прибор невзначай заискрился, 
Греть перестал или вдруг задымился, 
То побыстрее его выключай! 
Только потом до конца выясняй, 
Что же случилось и как же с ним быть, 
Можно ли этот прибор починить. 
Будет включённым прибор оставаться – 
Очень опасно к нему прикасаться: 
Или получишь тока удар, 
Или от искры начнётся пожар. 
Так что ты времени зря не теряй 
И из розетки прибор выключай! 
Выдернул вилку? – 
Тогда всё в порядке, 
Смело теперь устраняй недостатки!

***
В зажигалке или спичке - 
Огонёчек – невеличка 
Просит: «Поиграй со мной, 
Я ведь робкий и ручной». 
Но плохая он игрушка: 
Подожжёт диван, подушку, 
Книжки, стол, ковёр, обои, 
И большой пожар устроит. 
Что запомнить мы должны? 
Спички детям не нужны!


Я спичек коробок нашёл 
И высыпал его на стол, 
Хотел устроить фейерверк – 
Всё полыхнуло, свет померк! 
Не помню больше ничего! 
Лишь пламя жжёт меня всего… 
Я слышу крики, шум воды, 
Как много от огня беды! 
Меня спасти едва успели, 
А вот квартиру не сумели. 
Теперь в больнице я лежу 
И боль едва переношу. 
Хочу напомнить вам, друзья, 
Играть со спичками нельзя!

Подожгли мальчишки пух, 
А огонь – то не потух. 
Тополиный пух горит, 
Пламя по двору бежит,
Чья–то вспыхнула машина - 
Очень страшная картина! 
Надо помнить, надо знать: 
Пух опасно поджигать!

Предложил однажды Рома 
Фейерверк устроить дома 
Из двенадцати ракет, 
Пока мамы с папой нет. 
Рома взял ракеты в руки, 
Я поджёг четыре штуки. 
Не пришлось повеселиться – 
Оба мы лежим в больнице. 
Обожгли носы и щёки. 
С фейерверком шутки плохи!

Свечи ёлку украшают - 
Огоньки на ней мигают. 
Вдруг схватился огонёк 
За серебряный флажок. 
Разом вспыхнули иголки, 
Пять минут – и нету ёлки! 
А ведь всех предупреждали, 
Чтоб свечей не зажигали!

Скучно маму ждать с работы, 
Очень хочется компоту. 
В кухню Юленька вошла, 
Под кастрюлей газ зажгла. 
Час прошёл – кипит кастрюля, 
Испугалась наша Юля. 
Мало сделалось воды, 
Так недолго до беды…

У костра играли дети. 
Куртка вспыхнула на Пете. 
Заметался он с испугу, 
Но помог Никита другу: 
Петю на бок повалил 
И водой его облил… 
Забросать землёй пришлось, 
Чтобы пламя унялось.

Мы в лесу костёр зажгли, 
Посидели и пошли. 
А огонь не затушили, 
«Сам погаснет» - мы решили. 
Ветром пламя разметало, 
И вокруг, как в печке стало. 
До небес огонь поднялся 
И за нами вслед погнался. 
Гибнет лес, пропали звери - 
Всех несчастий не измерить!

 

Жарко вспыхнула квартира, 
Плачет маленькая Ира. 
Ваня – старший брат кричит: 
«Убегаем, дом горит!» 
Ире боязно бежать: 
«Лучше спрячусь под кровать», 
А Иван не оробел 
И сестру спасти успел. 
Теперь малышка точно знает: 
С пожаром в прятки не играют!

Плохой дядя 

Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет...
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!

 

Знай, любые провода 
Повреждённые – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание как вспышка!
 

Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя тушите свет
И приборы тоже!

Опасная забывчивость 

 

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Огнеопасная привычка 

Как-то раз прилег Иван
С сигареткой на диван.
В результате утром рано – 
Ни дивана, ни Ивана.
 

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
— Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!

Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.

Причины пожаров в жилище

  1. Неосторожное обращение со спичками.
  2. Брошенные не затушенные окурки.
  3. Неправильная эксплуатация печей.
  4. Неправильная эксплуатация газовых приборов.
  5. Неправильная эксплуатация электрических приборов.
  6. Пиротехника.

Каждая группа выписывает и зачитывает причины пожара

Группа защищает задание  и  в карте самооценки ставит 2 балла

2  задание   Работа в группах. 

         Ситуации при пожаре. Ваши действия.

Что нужно сделать, если вы увидите, что начинается пожар? 

Один ученик звонит по телефону, по номеру 01 и неправильно сообщает о пожаре.

Кто его исправит? – Говорить нужно чётко и быстро. Сообщить что горит, точный адрес, назвать фамилию, если нет телефона,  позвать соседей или кричать с балкона.

На экране высвечивается картинка и «01»

 – А как вы думаете, почему номер пожарной охраны такой простой?

- Правильно, во время пожара дорожишь каждой секундой, ведь огонь не ждёт, а пламя может быстро разгореться. А номер «01» можно набрать даже в темноте.

У Вас загорелся телевизор. Ваши действия?

Отключить телевизор от электросети, накрыть влажным одеялом, при необходимости вызвать пожарных.

В квартире неожиданно начался пожар.

Ваши действия?

Прячутся под стол и в шкаф, открывают окна, двери. Правы ли ребята?

На ребёнке загорелась одежда. Ваши действия.

Начинают бегать по комнате.

Как нужно правильно поступить?

Упасть на пол, землю, снег, траву, покататься, накрыть влажной тряпкой, бежать нельзя,  огнетушителем тушить нельзя.

Памятка «Если в доме начался пожар»

Правило 1. Если огонь небольшой, можно сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив ведро воды.

Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную службу по телефону 01 или попроси об этом взрослых.

Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь прохожих.

Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма .Если почувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше.

Правило 5. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

3 задание «Доскажи» - Ольга Вячеславовна

Огонь  нельзя оставлять без присмотра!

По телефону 01 вызывай пожарных!

Если увидишь пламя, зови на помощь взрослых!

-нельзя прятаться от огня

-из горящего помещения надо быстро уйти

-опасней всего при пожаре дым

Группа защищает задание  и  в карте самооценки ставит 1 балл…

4 задание  (Вячеслав Олегович)

Тест

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? (слайд)

а) Залить телевизор водой

б) позвать кого-нибудь на помощь

в) попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных

г) отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01

2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь? (слайд)

а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ

б) пойду, понюхаю, откуда пахнет

в) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04 и все это

буду делать, не включая света

г) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут

3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать? (слайд)

а) Убежать

б) Закричать

в) Вызвать пожарных

г) Спрятаться

4. Телефон при пожаре (слайд):

а) 03

б) 01

в) 02

г) 08

Проверка тестов (слайд). Самооценка

Работа  с заданиями.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Работают с предложенными заданиями, затем после обсуждения отвечают на вопросы, выполняют практическое задание.  Представляют итоги работы.

Рефлексия учебной деятельности

1-3 мин.

24 слайд

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

Вернуться к теме, вспомнить цель…

Ребята, какая была тема урока? Когда огонь человеку враг?

Какую цель ставили в начале урока?

Разобраться, почему огонь человеку враг, причины пожаров, как нужно вести себя, если начался пожар.

Достигли своей цели?

Оцените себя.

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Оценивание правильности выполнения заданий. 

Заполняют таблицу, оценивая себя и группу.

Выбирают шар по настроению.

     

     Карта самооценки

балл

1. Найти причины пожара

2

2. Ситуации при пожаре.

2

3. Собери правильно

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Огонь - друг, огонь - враг"

Мероприятие по противопожарной безопасности для учащихся 1-5 классов...

Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.

В последнее время пожары стали чуть ли не главным бедствием в нашей стране. Пожары лесные, пожары бытовые. Как уберечься от них и уберечь детей? Что должны знать педагоги и учащиеся, чтобы не допустит...

Открытое занятие «Огонь – друг, огонь враг»

Занятие,для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предварительная работа:экскурсия в пожарную часть....

Тематическая разработка занятия «Огонь-друг, огонь - враг»

Тематическая разработка занятия "Огонь - -друг, огонь - враг" для учащихся 1 - 4 классов.  Активизировать и обобщать знания детей о пользе и вреде огня...

КВН юных пожарных. "Огонь - друг, огонь - враг"

Общешкольное мероприятие  проводится в форме КВН. 4 команды соревнуются в смекалке, находчивости и знании правил пожарной безопасности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности. Развлекательно-познавательная игра «Веселая компания» тема «Огонь-друг, огонь-враг»

методическая разработка внеклассного занятия по противопожарной безопасности для учащихся 1 и 2 класса, Занятие составлено с использование костюмированных героев "Огонька" и домовенка "Кузи", где геро...