Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ
методическая разработка

Михайлова Алла Олеговна

Содержанием дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Цель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Овгорт Шурышкарский район ЯНАО

Методический семинар по теме

«Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ»

(2 слайд!!!)«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

  от жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»   В.А.Сухомлинский

Введение. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому предмет Основы безопасности жизнедеятельности, пожалуй, можно считать одним из самых важных в современной школе. (СЛАЙД 3)  Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в стенах образовательного учреждения и за его стенами: на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.

СЛАЙД 4. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной, ведь в современном мире необходима подготовка населения к условиям жизни, при которых возможно возникновение опасных ситуаций в природе и в быту.

СЛАЙД 5. Содержанием дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. СЛАЙД 6. Цель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем. 

СЛАЙД 7. Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в современных условиях, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более важное значение.

Известно, что СЛАЙД 8. эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Ведь именно здоровье выступает как мера качества жизни.

СЛАЙД 9. Здоровьесберегающие технологии. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация – элемент нашего развития патриотизма. И это достигается при помощи применения на уроках ОБЖ здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

СЛАЙД 10. По    словам    профессора   Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию,  построенный      на стремлении  педагога  не нанести ущерб здоровью обучающемуся.  Понятие   «здоровьесберегающая технология» относится к качественной   характеристике образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учащихся педагогом на современном уровне.

СЛАЙД 11. Целевые установки здоровьесберегающей технологии на уроках ОБЖ:

- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

- показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым?

Необходимо организовать ЗОЖ,  опираясь на следующие принципы:

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:

1. «Не навреди!»– все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося– все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность– работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект-субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

7. Успех порождает успех– акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

8. Активность– активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

СЛАЙД 12.

1. Принцип ответственности за свое здоровье. Только разумное отношение к нему позволяет человеку  долгие годы сохранять бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия. У каждого ребенка я стараюсь сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.

2. Принцип комплексности: нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Изменение в любой из систем обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из частей единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделить внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни человека. Комплексный, междисциплинарный подход– единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

3. Принцип индивидуализации обусловлен тем, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической, и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя индивидуальная программа здорового образа жизни, учитывающая следующие особенности: психологические факторы, социальные факторы, семейно-бытовой статус, уровень культуры. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся– объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

4. Принцип умеренности означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки, вызывающие среднюю степень утомления, последствия которого при правильной организации образа жизни не должны продолжаться более 24-36 часов.

5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха.

Как отмечал отечественный физиолог  Н.Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно». В природе жизнь поддерживается за счет согласования периодов активности и покоя. Это относиться практически ко всем системам  организма и к организму в целом.

6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности.

Осознанное отношение человека к организации своего труда и отдыха требует научиться правильно работать и правильно отдыхать. Планирование позволяет придать жизнедеятельности определенную систему, в которой «сегодня» - это продолжение «вчера» и начало «завтра». В этом отношение актуальны слова Л.Н. Толстова: «Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для года, для месяца, для недели и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высокими».

        7. Принцип «сегодня и всю жизнь».

Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий. Непрерывность и преемственность– работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

8. Принцип валеологического самообразование.

Цель формирования ЗОЖ - совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своих организма и личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья.

Обязательными на моих уроках являются динамические паузы. Физкультминутки я использую не просто как элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отмечается по характеру воздействия – гармонизации всего организма ребенка, настройки его на самоисцеляющее начало. Поэтому очень важно не просто проводить физкультминутки, но и использовать различные виды: дыхательные, зрительные, пальчиковые гимнастики, упражнения для формирования осанки, психогимнастику.

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.

СЛАЙД 13. Особое внимание  на уроках  ОБЖ я  уделяю     следующим компонентам  принципов здоровьесбережения:

1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь», умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе», рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке).

2. Проведение  на    уроке     разнообразных   валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных     на    поддержание    у    школьника высокого уровня работоспособности и повышения     стрессоустойчивости.

3. Объяснение нового  материала с  опорой     на субъективный опыт обучающегося,  как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Дозированное разноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер, на выбор обучающегося. Это подтверждает, что есть всегда право выбора.

5.Учет индивидуальных способностей.

6. Включение   в   содержание  уроков  упражнений,  текстовых  задач,  заданий,   связанных с изучением своего собственного здоровья.

7. Личный   пример   преподавателя.   (Благодаря   позитивному   примеру   учителя   обучающиеся овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)

8. Организация саморефлекции.

    К сожалению, современные ученики,  не считают свое здоровье важной жизненной ценностью. Для преподавателей важно, чтобы обучающиеся  овладели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих. СЛАЙД 14. Реализуя здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ, я как  учитель, должна прикладывать все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью – вот главная задача. Ведь главное богатство государства – это здоровье его граждан.

СЛАЙД 15. Здоровьесберегающие технологии не только раскрываются на уроках ОБЖ, но и на других предметах. СЛАЙД 16.

Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение школьных предметов в единый смысловой блок, объясняющее ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться.

Предмет ОБЖ многими не воспринимается всерьез, считается, что ОБЖ – предмет простой и не самый важный. Многие дети, их родители, даже коллеги – учителя думают, что ОБЖ лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что такое ПМП, но еще и уметь оказывать помощь и знать, что нужно делать, чтобы не случилось беды. Ведь одно из главных достоинств ОБЖ – взаимосвязь со всеми школьными дисциплинами. Я всегда говорю детям, что на других предметах выучили хорошо, что плохо, а что вообще не выучили.

Подготовка интегрированного урока требует от учителя затраты дополнительного времени, однако результат стоит того. Такие уроки позволяют учащимся осознать межпредметную сущность и их взаимосвязь.

Разнообразие форм работы и связи с другими предметами делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Поэтому на своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей:
-просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением;
-выполнение творческих заданий (напиши эссе, сочинение, нарисуй плакат, рисунок, сочини правдивую рекламу, подготовь проект – например, с 8 классом выполнили проект «Шум и его воздействие на человека» - ОБЖ и физика);

- проведение социологических опросов, анкетирование (Например, среди 7-8 классов было проведено анкетирование по теме «ЗОЖ», результаты которой показывают, что ребята заинтересованы своим здоровьем, многие дети занимаются спортом для укрепления здоровья».

Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.

СЛАЙД 17. Поэтому в  начале учебного дня  и на уроках необходимо проводить физминутки. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

На первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на  учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Обязательны  упражнения на релаксацию. Например, игра «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Практика работы по здоровьесбережению на уроках ОБЖ  показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Школа может и должна внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни?СЛАЙД 18.  «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию, стать смыслом и целью для формирования здоровой  личности.        

СЛАЙД 19. За время педагогической деятельности сформировалась и окрепла моя позиция НЕЛЬЗЯ научить школьника всему, что понадобится в жизни, но МОЖНО и НУЖНО научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике!

 

Автор: Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Овгорт Шурышкарский район ЯНАО


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Михайлова Алла Олеговна педагог-организатор ОБЖ МБОУ « Овгортская ШИСОО» Шурышкарский район Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ

Слайд 2

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. от жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

ОБЖ – ВАЖНЫЙ ПРЕДМЕТ! Быть в жизни можешь ты хоть кем, но ОБЖ ты знать обязан!

Слайд 4

ученик Стихийные бедствия криминал Чрезвычайные ситуации ДТП Природные условия заболевания Вредные привычки травмы

Слайд 5

«Основы безопасности жизнедеятельности» область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Слайд 6

Цель предмета ОБЖ сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем .

Слайд 7

ОБЖ в современных условиях Новое понимание целей и ценностей; Новые концептуальные подходы; Использование инновационных технологий Важное значение курса ОБЖ

Слайд 8

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Ведь именно здоровье выступает как мера качества жизни.

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ Здоровье детей - один из важнейших показателей, определяющих потенциал страны; Здоровье детей - характеристика национальной безопасности. Здоровая нация – элемент развития патриотизма.

Слайд 10

« Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающемуся». Н.К. Смирнов

Слайд 11

Целевые установки здоровьесберегающей технологии на уроках ОБЖ: стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми; учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Слайд 12

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Принцип ответственности за свое здоровье; Принцип комплексности; Принцип индивидуализации; Принцип умеренности; Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха; Принцип рациональной организации жизнедеятельности; Принцип «сегодня и всю жизнь»; Принцип валеологического самообразования

Слайд 13

Компоненты принципов здоровьесбережения : Комфортное начало и окончание урока; Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа , упражнений; Домашние задания разного уровня; Учет индивидуальных способностей; Включение в содержание уроков упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

Слайд 14

Здоровый образ жизни - потребность, норма жизни для каждого ребенка. Воспитание сознательного отношения к своему здоровью – вот главная задача. Главное богатство государства – это здоровье его граждан.

Слайд 15

Здоровьесберегающие технологии и межпредметные связи Задача курса ОБЖ: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение школьных предметов в единый смысловой блок, объясняющее ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться

Слайд 16

ОБЖ Биология Физическая культура Музыка История Обществознание Математика Физика Русский язык Литература Химия

Слайд 17

ФИЗМИНУТКИ Точечный массаж Упражнения для глаз Массаж пальчиков Упражнения на релаксацию …

Слайд 18

«Это нужно мне!» стимул, побуждающий вести здоровый образ жизни

Слайд 19

НЕЛЬЗЯ научить школьника всему, что понадобится в жизни, но МОЖНО и НУЖНО научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике!

Слайд 22

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...

Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейств...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Цель технологииОбеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к св...