Программа «Школа начальной военной подготовки»
рабочая программа по обж
Предварительный просмотр:
Программа «Школа начальной военной подготовки»
Пояснительная записка
Программа «Школа начальной военной подготовки» разработана в соответствии с требованиями федеральных законов:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
- Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- Элементах программы подготовки мотострелковых подразделений ВС РФ;
- Основной образовательной программы КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа №2».
В программе реализованы требования Федеральных законов:
- «Об обороне» № 13-ФЗ от 12 февраля 2015 г.;
- «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ
от 28 марта 1998 г.;
- «О гражданской обороне»;
- «О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 28.5 федерального закона "О статусе военнослужащих" № 20-ФЗ от15 февраля 2016 года.
Настоящая программа предназначена для обучающихся КОУ «Специальная учебно – воспитательная школа № 2», является примерной, с учетом Федеральной программы курса ОБЖ и сборника нормативных документов подготовленности для допризывной молодежи.
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи актуальна всегда в плане подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, законопослушные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на защиту.
Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.
С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к Законам, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, военной и другим, связанным с ней, видами государственной службы.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и, прежде всего, практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Поэтому патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся, поэтому оно должно включать в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку детей и подростков.
Отсюда можно сделать вывод, что работа по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися должна проводиться комплексно, в единстве всех его составных частей, совместными усилиями органов государственного управления, а также образовательных учреждений, семьи, общественных организаций и объединений, Вооруженных сил РФ, других силовых структур.
Актуальность программы. В настоящее время вопросы военной подготовки вызывают у подростков большой интерес. Программа позволяет обучающимся приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития у них мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, самодисциплины, ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные навыки военной службы
Цель программы «Школа начальной военной подготовки» - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических
ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
- обеспечение обучающимся оптимальных условий для:
- подготовки по основам военной службы;
- физической подготовки;
- специальной подготовки;
- прикладной физической подготовки;
- воспитание у подростков чувства патриотизма и гражданского долга, дисциплинированности и исполнительности; укрепление самодисциплины, выполнение приказов и уважение к старшим.
Программа опирается на следующие принципы:
- принцип доступности используемых средств, форм и методов;
- принцип гуманных и толерантных отношений при построении системы взаимодействия;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода к личности подростка;
- принцип сотрудничества.
Программа включает шесть логически взаимосвязанных разделов:
1. Огневая подготовка (ОП)
2. Строевая подготовка (СП)
3. Военно – медицинская подготовка (ВМП)
4. Тактическая подготовка (ТП)
5. Защита от оружия массового поражения (ЗОМП)
6. Инженерная подготовка (ИП)
Разделы в совокупности составляют область знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени:
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы подготовки к военной службе;
- основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков;
- военно - патриотические мероприятия;
- военно-спортивные мероприятия;
- однодневные и многодневные походы
На занятиях ТП, ЗОМП, ВМП присутствуют элемент общефизической подготовки.
Программа «Школа начальной военной подготовки» составлена для обучающихся КОУ «Специальная учебно – воспитательная школа № 2» II и III ступени обучения и рассчитана на полгода обучения в 6-11 классах на 34 часов (2 часа в неделю). Занятия проводятся 1 раз в неделю по отделениям согласно утвержденного расписания.
Программа предусматривает консультационную работу с обучающимися, повторение и применение полученных знаний, а также контроль знаний и умений. При изучении курса программы целесообразно использовать следующие виды деятельности: работу с учебной, научно-познавательной литературой, периодическими изданиями, средствами массовой информации, работу в группе, индивидуальные занятия, практические занятия.
В основе программы лежат теоретические и практические сведения по военно-патриотической и физической подготовке. Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: лекции, беседы, диспуты, дискуссии, тесты, тематические декады и месячники, просмотры видеофильмов и кинофильмов на военно – патриотическую тематику с последующим их обсуждением, чтение специально подобранной литературы, оформление выставок, оформление стенных газет, боевых листков и агитационных плакатов, защита проектов, проведение праздников и вечеров, встречи с интересными людьми, заочные путешествия, мастер – классы; КТД, игры, конкурсы, викторины, практические занятия (тренировки), семинары, участия в соревнованиях, взаимодействия с социальными партнёрами.
Результатом реализации данной программы будет участие обучающихся в военно-патриотических соревнованиях городского и окружного масштаба.
Содержание материала в программе плавно переходит от теории к практике. После окончания курса программы учащиеся должны:
- уметь самостоятельно разбирать и собирать оружие, а также производить регламентные работы по обслуживанию вверенного оружия (чистку, смазку основных механизмов, мелкий ремонт);
- владеть строевыми приемами, уметь двигаться строем, уметь выполнять воинское приветствие, выполнять команды и отдавать их. Управлять строем;
- уметь прекращать дальнейшее воздействие травмирующих факторов, проводить простейшие лечебные мероприятия и обеспечивать скорейшую транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждать опасные последствия травм, кровотечений, инфекций и шока;
- знать и выполнять последовательность действий при оказании первой помощи;
- различать и знать воинские звания ВС РФ;
- уметь ориентироваться на месте как при помощи карты и компаса, так и без них;
- знать признаки СВУ, демаскирующие признаки минирования местности;
- знать назначение, виды и размеры окопов. Выполнять нормативы на их устройство.
- знать и уметь применять средства индивидуальной защиты;
- знать поражающие факторы оружия массового поражения;
- уметь действовать в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- знать структуру Вооруженных Сил РФ.
При реализации программы формируется понятие здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Критерием успешности прохождения данной программы является умение применить полученные теоретические знания на практике. Динамика интереса к изучаемому материалу будет отслеживаться через повышенный интерес к занятиям, эмоционально - психологическое состояние обучающихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолеть возникающие трудности. Итоговый контроль предусматривает проверку теоретических знаний, умений и практических навыков.
Новизна программы. В программе расширена тематика занятий по основным военно - прикладным дисциплинам, что позволит более качественно подготовить обучающихся по основам военной службы. В реализации программы принимают участие: Региональная общественная организация «Ветераны десантных войск и ВСпН», РОА «Б.А.Р.С.», ОСН «Север» члены которых имеют богатый боевой опыт.
Этапы реализации программы:
Этапы | Мероприятия |
1. Подготовительный (аналитико – диагностическая деятельность) | - поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов обучения с учётом личностно значимой модели образования; - изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта; - определение стратегии и тактики деятельности; - изучение потребности детей в освоении новых знаний и форм поведения; - взаимодействие с психологической службой, педагогами и методистом школы с целью корректирования разделов программы; - составление учебно-тематического плана; - совместная деятельность со специалистами школы по подбору и накоплению дидактического материала; - установление контактов с социальными партнёрами; - утверждение Плана взаимодействия и Соглашений с социальными партнёрами; |
2. Основной этап (практический) | Реализация содержания программы. Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно – ориентированных технологий, приёмов, методов обучения подростков, социальной и психолого – педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. |
3. Итоговый этап (обобщающий). | Обработка и интерпретация данных за период обучения. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Упражнение в применении на практике сформированных нравственных качеств. Корректировка программы. |
Учебно тематический план
№ | Тема занятий | Всего часов. | 1 год обучения | |
теория | практика | |||
1 | Строевая подготовка | 6 | 1 | 5 |
2 | Огневая подготовка | 6 | 2 | 4 |
3 | ЗОМП | 6 | 2 | 4 |
4 | Инженерная подготовка | 4 | 2 | 2 |
5 | Военно-медицинская подготовка | 6 | 2 | 4 |
6 | Тактическая подготовка | 6 | 2 | 4 |
7 | Военно - патриотические мероприятия | По отдельному графику | ||
8 | Военно-спортивные мероприятия | По отдельному графику | ||
Однодневные и многодневные походы | По отдельному графику | |||
Всего часов | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы
I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях – 21 час.
1. Вводное занятие.
Задачи, содержание и организация занятий. Ознакомление с правилами и мерами безопасности при занятиях.
2. РСЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи, решаемые РСЧС, ее структура. Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС.
3. Школа безопасности.
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Опасные и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Опасные и чрезвычайные ситуации военного времени. Экстремальные условия и их влияние на человека. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. Международные визуальные сигналы бедствия. Узлы. Строительство укрытий и добывание огня в экстремальных условиях. Обеспечение себя водой и пищей в условиях вынужденной автономии и экстремальных условиях. Ориентирование на местности.
II Основы подготовки к военной службе – 258 часов.
4. Строевая подготовка.
История и основы русского воинского строя. Основные термины и понятия строевой подготовки. Виды воинского строя и управление ими. Повороты на месте и в движении. Отдание воинского приветствия и доклад старшему по званию. Перестроение строя. Строевые приемы без оружия. Строевые приемы с оружием. Движение в строю в составе подразделения. Действия в составе знаменной группы. Действия в составе почетного караула. Управление строем при помощи сигналов. Выход из строя и возвращение в строй. Индивидуальная строевая подготовка.
5. Огневая подготовка.
История отечественного стрелкового оружия. Назначение стрелкового вооружения. История автомата Калашникова. Тактико-технические характеристики автомата Калашникова (АК -74 М). Принцип работы АК – 74 М. Основные части и механизмы АК – 74М и их назначение. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Отработка неполной разборки автомата Калашникова. Сборка оружия после неполной разборки автомата Калашникова. Тактико-технические характеристики пистолета Макарова (ПМ). Неполная разборка и сборка ПМ. Снаряжение магазина АК – 74М. Ручные гранаты, их ТТХ и устройство. Отечественные гранатометы. Пистолеты – пулеметы. ТТХ снайперской винтовки Драгунова (СВД). Неполная разборка и сборка СВД. Прицелы и целеуказатели. Меры безопасности при ведении боевых стрельб. Практические стрельбы из лазерного оружия (ПМ, АК и винтовка).
6. Уставы ВС РФ.
История возникновения и предназначение уставов ВС РФ. Виды уставов ВС РФ. Основные положения строевого устава. Устав о Присяге и Боевом Знамени, порядок приведения к присяге. Обязанности военнослужащих. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих. Войсковые и корабельные воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и знаки различия. Основные положения устава гарнизонной и караульной служб. Обязанности часового. Обязанности разводящего. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте. Правила размещения военнослужащих. Дисциплинарный устав ВС РФ. Права и ответственность военнослужащих. Виды поощрений и наказаний военнослужащих.
7. Защита от оружия массового поражения (ЗОМП).
Виды оружия массового поражения. Воздействие оружия массового поражения на окружающую среду и организм человека. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Защита от поражающих факторов ядерного оружия. Химическое оружие и виды отравляющих веществ (ОВ). Защита от ОВ. Бактериологическое (биологическое) оружие, его поражающие факторы и признаки его применения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожных покровов. Выполнение нормативов ЗОМП. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР), его назначение. Работа с ВПХР. Прибор ДП-5Б, его назначение. Работа с ДП – 5Б. Характеристика зажигательного оружия. Зажигательные вещества, их состав и боевые свойства. Способы и средства применения зажигательного оружия. Выполнение нормативов по использованию индивидуальных средств защиты.
8. История ВС РФ.
Зарождение и развитие пограничной стражи. Невская битва. “Ледовое побоище” и значение побед Александра Невского. Святой Благоверный князь Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва и ее значение. Начало формирования стрелецкого войска. Состав, структура и вооружение русской армии. Эпоха Петра Великого. Создание российского флота. Складывание офицерского корпуса. Создание военных учебных заведений. “Табель о рангах”. Александр Васильевич Суворов. Непобедимый генералиссимус. Жизнь и победы. Характеристика полководца. Федор Федорович Ушаков. Флотоводец и человек. Анализ одного из сражений. Отечественная война 1812 года. Бородино. Герои 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и военное искусство. Дискуссия о роли полководца в военных действиях. Военно-учебные заведения Российской империи. Юнкерские училища, кадетские корпуса. Их значение и роль в истории России. Армия и власть. Взаимоотношения правителей России и армии. Создание РККА. Реформы Вооруженных сил и создание Советской Армии. Великая Отечественная война. Полководцы ВОВ.
9. Инженерная подготовка.
Защитные свойства местности. Маскировка. Полевые фортификационные сооружения для личного состава (окопы, сооружения для наблюдения и укрытия). Оборудование одиночного окопа, парных окопов для стрельбы из автомата. Порядок действия военнослужащего при обнаружении взрывоопасных предметов. Проведение аварийно-спасательных работ. Требования безопасности при выполнении работ. Выполнение нормативов: «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств».
10. Физическая подготовка.
Гимнастика и атлетическая подготовка. Ознакомление и разучивание упражнений: № 3 (подтягивание на перекладине). Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений № 1. Ознакомление и разучивание упражнения № 4 (поднимание ног к перекладине). Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений № 2. Тренировка упражнения № 3 (подтягивание на перекладине). Тренировка комплекса вольных упражнений № 1. Легкоатлетический кросс. Ознакомление и разучивание упражнения № 18 (поднимание гири 16 кг). Комплексная тренировка на тренажерах и многопролетных гимнастических снарядах. Ознакомление и разучивание упражнения № 5 (подъем переворотом). Совершенствование техники перелезаний с опорой на руки, на бедро, на грудь (живот), «зацепом» и силой. Тренировка упражнения № 45 (челночный бег 4х100 м). Занятия на полосе препятствий. Совершенствование техники пролезания, передвижения в узких проходах, по узкой опоре и в проходах лабиринта. Совершенствование техники действий на разрушенном мосту, передвижение по балкам разрушенного моста и преодоление разрушенной лестницы. Тренировка упражнения № 46 (бег на 1 км). Совершенствование техники метания гранаты на точность. Тренировка упражнения № 43 (бег на 100 м). Совершенствование техники преодоления разрушенной лестницы, стенки фасада, траншеи и хода сообщения. Совершенствование техники приемов освобождения от захвата противником шеи сзади и спереди. Тренировка преодоления рва, лабиринта и разрушенного моста. Рукопашный бой. Ознакомление и разучивание приемов обезоруживания противника при ударе ножом сверху, снизу или прямо. Тренировка приемов защиты без оружия. Ознакомление и разучивание приемов защиты без оружия (защита от ударов ногой уходом в сторону). Марш – бросок 5 км. Ознакомление, разучивание и тренировка упражнения № 52 (марш-бросок на 10 км). Подвижные спортивные игры. Командные спортивные игры.
III Основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков – 26 часов.
11. Военно – тактическая медицинская подготовка.
Табельные индивидуальные средства медицинской защиты солдат: аптечка индивидуальная (АИ), пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный (ППИ), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-8). Аптечка войсковая (АВ). Предназначение, порядок и правила пользования ими. Понятие о ране. Виды кровотечений и их последствия. Особенности наложения повязок и средств для остановки кровотечения зимой. Шок и противошоковые мероприятия. Надевание противогаза на пострадавшего. Тренировка в проведении искусственного дыхания и непрямого массажа сердца и искусственного дыхания способом «изо рта в рот». Первая помощь при поражении электрическим током, молнией, утоплении, обвалах, удушении, укусах ядовитых змей и насекомых.
12. Основы здорового образа жизни.
О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практическое занятие). Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
IV. Военно - патриотические мероприятия.
V. Военно - спортивные мероприятия.
VI. Однодневные и многодневные походы.
Список литературы, используемой при составлении программы:
1. ОБЖ: с 5 по 11 класс: учебники для ОУ/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, /под общей ред. А.Т. Смирнова/ М.: Просвещение, 2011г
2. История России с древнейших времен до конца XVII века. А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997
3. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
4. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005
5. Угрозы в современном мире. Учебное пособие под ред. Малышева В.П., Москва, изд. «Военные знания» 2005
6. Шпаргалка по военной подготовке. Автор: Лучков Н.А., Вечканов В.Э.2005
7. Начальная военная подготовка: учебник А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др.; под ред. Ю.А. Науменко, Москва, 1985
8. Техника выживания в экстремальных условиях/ Александр Стивелл – пер. с англ. Н. Григорьевой. – М.:ФАИР-ПРЕСС. 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Учебная программа предмета «Основы начальной военной подготовки» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания пе...
Программа "Начальная военная подготовка"
Программ для 7-8 кадетских классов....
Программа по военно-патриотическому обучению и воспитанию допризывной и призывной молодежи по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки».
Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки молодежи допризывного и ...
Рабочая программа по Начальной военной подготовке
Рабочая программа по НВП 5-9 классы....
Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов анонсировал, что курс, включающий начальную военную подготовку, появится во всех школах страны в следующем 2023 учебном году
80% граждан РФ положительно отнеслись бы к введению в школах начальной военной подготовки. Об этом свидетельствуют результаты опроса Фонда общественного мнения.Отрицательно к введению курса НВП для шк...
Рабочая программа Начальной военной подготовки (учебных сборов по основам военной службы)
Рабочая программа Начальной военной подготовки составлена в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г . № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе&r...
Начальная военная подготовка в школе: плюсы и минусы.
Статья посвящена вопросу введения в общеобразовательных школах Российской Федерации уроков начальной военной подготовки....