Информационная безопасность в сети
учебно-методический материал по обж (8 класс)
Открытый урок ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационная безопасность в сети | 37.49 КБ |
Презентация урока | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Информационная безопасность в сети»
(тема урока)
8. | Цель урока | Формирование представления информационной безопасности с использованием цифровых установок |
9. | Задачи урока | 1) развитие мышления, творческих способностей и умений учащихся; 2) усвоение знаний и умений, добытых в ходе открытого диалога с учащимися, поиск и решение нестандартных учебных проблем; 3) воспитание активной творческой личности |
10. | Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметные | Личностные:
Предметные: формировать грамотное поведения в информационной среде Метапредметные: формировать командную деятельность: уметь слышать и понимать собеседника, поддержка друг друга при возникающих учебных проблемах |
12. | Используемые педагогические технологии | Урок проблемного обучения |
13. | Формы организации учебной деятельности учащихся |
|
14. | Необходимое техническое оборудование | Мультимедийная система, интерактивная доска, компьютер |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Информационная безопасность в сети»
№ | Этап изучения | Используемые ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Длительность этапа |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный | Презентация https://yadi.sk/i/4bBwNtJQYfqZ0Q 1 слайд | Проверка готовности к учебной деятельности учащихся. Приветствие учеников. | Готовность своего рабочего места. Приветствие учителя | 1 минута |
2 | Мотивация. Определение темы урока Создание проблемной ситуации. Формирование познавательного интереса | 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд | Ребята! Посмотрите на экран. Опишите ситуацию №1. Опишите ситуацию №2. Что это? Опишите ситуацию №3. Как вы думаете, с чем будет связана тема сегодняшнего урока? Да, верно! Тема урока «Информационная безопасность». Запишите её себе в тетрадь Ребята! А как вы думаете, что такое опасность? И как вы понимаете понятие «Безопасность»? Хорошо. Приведите примеры опасной и безопасной ситуации. Подумайте, запишите ответ в тетрадь. Кто готов озвучить свою версию ответа. Спасибо. Верно. А как вы считаете, существует ли 100%-ая безопасность в мире? Да, действительно, таких гарантий вам никто не даст. Это неразумно. Потенциальные угрозы существуют, их необходимо знать. | Ответы учащихся: Человек за ноутбуком совершает различные операции за компьютером. Мы наблюдаем двух человек, работающих за компьютером: один из них крадет данные с карточки другого. Мошенничество, преступление. На ноутбуке установлен пароль, персонификация данных. Чтобы войти в компьютер необходимо знать пароль, дополнительные сведения. С безопасностью жизнедеятельности, с безопасностью в сети Запись темы урока Опасность – это возможная угроза действия, катастрофы, или чего-нибудь нежелательного. Безопасность — состояние защищённости. Обдумывание проблемной ситуации опасности и безопасности. Запись ответа в тетрадь. Ученик: Во время грозы школьник не выключает телевизор, надеется, что ничего не произойдет (опасная ситуация). Во время грозы школьник выключает телевизор, не пользуется электроприборами, обесточивает их (безопасная ситуация). Варианты ответов:
| 7 минут |
3 | Актуализация знаний | 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд | Ребята, поясните схему «Виды опасностей». А информационная безопасность, в какую группу входит? Сформулируйте правила информационной безопасности в сети ИНТЕРНЕТ. Работаем в парах/время на обсуждение 2 минуты Кто готов поделиться ответами?! На экран выводится слайд. Да, действительно, персональные данные необходимо защищать, так как безопасность - это важное условие в современном мире Посмотрите на слайд. Назовите опасные угрозы в сети. А сколько процентов из них составляет финансовое мошенничество? Наименьшие угрозы – это? Наибольшие? А раньше всё было по-другому: взламывали сейфы, уносили материальные ценности, деньги. Сейчас же- просто набор цифр, и…человек теряет всё своё состояние, финансовое благополучие терпит фиаско. Чтобы защитить свои данные необходимо: Об этом следует знать... | Стихийные - не зависят от деятельности человека, природные; техногенные - напрямую связаны с технологическим процессом; социальные - исходят от людей; экологические - с загрязнением окружающей среды. В социальную, в техногенную (приводят аргументы деятельности криминальных личностей с использованием технических средств) Ответы учащихся 36% Кража оборудования (6%) Кража информации (64%) Дети читают со слайда информацию, комментируют, дополняя собственными примерами | 8 минут |
4 | Усвоение новых (неновых для учащихся) знаний | 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд ВИДЕОСЮЖЕТ: | Так, бумажные удостоверения в развитых странах мира, уходят на второй план — их вытесняет биометрическая идентификация. Разблокировать смартфон отпечатком пальца, оплатить покупку с помощью селфи, перевести деньги голосом — это уже больше не фантастика. А вы ребята, знали об этом? Очень хорошо. Значит, вы шагаете в ногу со временем, научно-технический прогресс присутствует и в вашей жизни. А что же такое биометрические данные? Кто мне ответит на этот вопрос? Каждый человек имеет уникальные физические признаки. Некоторые из них получены от рождения — ДНК, отпечатки пальцев, геометрия руки, рисунок вен, радужная оболочка глаза. Другие приобретены со временем и могут меняться на протяжении жизни — походка, интонации голоса, подпись. Все эти характеристики не повторяются ни у кого из жителей нашей планеты, а значит, по ним можно идентифицировать личность. На этом и построены биометрические технологии, которые помогают распознавать людей по одному или нескольким физическим и поведенческим признакам. Законодательную базу вы можете наблюдать на слайде. Назовите закон и статью по данному вопросу. Верно! Сначала биометрию стала применять полиция разных стран. Ловили преступников – опознавали их по отпечаткам пальцев. Затем ввели обязательную дактилоскопическую регистрацию для военных, полицейских, таможенников и налоговиков. Стали фотографировать и снимать отпечатки пальцев всех приезжающих иностранцев. Сегодня многие страны, в том числе и наша, выдают биометрические документы — заграничные и внутренние паспорта, визы, водительские удостоверения. Так, что, если вы планируете работать в правоохранительных органах, - для вас это актуальная информация. А знаете, как это работает?! С помощью специальных современных устройств — сканеров, сенсоров и других считывателей — биометрические данные человека записываются в специальную базу данных. Система запоминает эту информацию (например, отпечаток вашего пальца) и преобразует в цифровой код. Затем, когда вы снова прикладываете палец к сканеру, система сравнивает новый код с тем, что записала ранее. Если коды совпадут, то она выдаст ответ, что это действительно вы. В нашей стране биометрические данные используются и в школах. Посмотрите небольшой видеосюжет | Конечно. У нас установлены пароли на телефоны, смартфоны. И отпечатком пальца разблокировать телефон – это стандартная, ежедневная процедура. Соглашаются с учителем. Слышали об этом понятии, но конкретно рассказать не можем. Федеральный закон «О персональных данных», статья 11 «Биометрические персональные данные» Соглашаются с учителем Да, да, это работает! Просмотр видеосюжета, обсуждение | 10 минут |
5 | Закрепление полученной информации | 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд ВИДЕОРОЛИК https://yadi.sk/i/7axoFwl7Z3urWw | Задание по таблице.Посмотрите внимательно на экран. Дайте название представленным данным. Озаглавьте таблицуВерно! А сколько позиций вы наблюдаете. Назовите их. Какая из них самая надежная по верификации? Где больше всех регистрируется ошибка, в каком варианте? Какая система самая дорогая? Спасибо! Молодцы! А знаете ли вы, что систему биометрии используют и в мире финансов?! Банки, платежные системы, торговые сети, кафе активно внедряют биометрические технологии. С одной стороны, это помогает защитить клиентов от мошенников. С другой — это упрощает финансовые операции: покупки, денежные переводы и оплата услуг становятся легкими и быстрыми. Кроме того, биометрия — это защита на случай экстренных ситуаций. В Японии после разрушительного землетрясения и цунами в марте 2011 года множество людей лишись не только своих банковских карт, но и документов. Они вынуждены были проходить через долгие и утомительные процедуры идентификации личности, чтобы снять деньги со своих счетов. После этого в стране создали единую биометрическую систему, которая исключает такую проблему в будущем. Как вы оцениваете деятельность государства в отношении всеобщей биометрии? Сколько людей, столько и мнений. Неоднозначный вопрос. Требует согласия, как на низшем уровне (рядовых граждан), так и понимания на высшем, со стороны государства. Ведь не все хотят проходить полную идентификацию личности, есть предубеждения. Но! Биометрия — это гораздо более совершенная система защиты финансов, чем ПИН-коды и СМС от банка. Ваше лицо, голос и отпечатки пальцев мошенники украсть не могут. Сами биометрические системы тоже всегда серьезно защищены от взлома, кражи и подделки данных.
Сбор биометрических данных допускается только с согласия человека. Например, в визовом центре вас обязательно попросят подписать соответствующее заявление. То же самое касается и банковских услуг. А знаете, как агитируют сдавать биометрические данные в Кыргызстане? Какие цели преследуют деятели государства? Посмотрите видеоролик. Как вы думаете, зачем они это делают? Верно! | Виды биометрических систем Четыре. Отпечаток пальца, голос, радужная оболочка, лицо. По голосу, 99% По радужной оболочке глаза, 7% Система биометрии по радужной оболочке глаза Да, в данной ситуации, чтобы вернуть деньги нужно было доказать, что ты их хозяин. И, наверное, всеобщая идентификация оправдана. Соглашаются с учителем Прозрачность системы, отсутствие приписок, искоренение коррупции - благие цели и намерения страны. Да, и это очень похоже на рекламу. | 10 минут |
6 | Подведение итогов. Рефлексия | 19 слайд | Подведем итоги: Что нового вы узнали на уроке? Перечислите новые термины/ запишите их себе в тетрадь, озвучьте в классе. Оцените важность полученной информации по 5-ти бальной системе. Наш урок безопасности - это акция информационных знаний, которые вы получили сегодня. А в подтверждении этого факта, ученики 8А класса получают сертификаты Открытого урока ОБЖ. Спасибо за урок! | Ребята дублируют информацию себе в тетрадь. Все выставили высший балл уроку. Получают сертификаты участников открытого урока ОБЖ. | 7 минут |
7 | Домашнее задание /творческая деятельность/ | Слайд | Предлагаю вам, ребята, полученную сегодня информацию представить в виде проектов, видео роликов. Я знаю, что у вас это точно получится! До новых встреч! | Учащиеся школы сняли видеоролик «Безопасность в интернете» | 2 минуты |
Приложение к технологической карте урока «Информационная безопасность в сети»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ РЕСУРСОВ
(программного обеспечения, медиаресурсов, интернет -сервисов)
№ | Название ресурса | Тип ресурса (программное обеспечение, ЭОР, интернет-сервис, платформы онлайн школ) | Для чего ресурс используется на уроке (демонстрация, организация совместной деятельности и пр.) | Гиперссылка на конкретные интернет-сервисы, использованные на уроке |
1 | Презентация урока | ЭОР | Организация совместной деятельности | https://yadi.sk/i/4bBwNtJQYfqZ0Q |
2 | Видеоролик “Школьный интерфейс” | ЭОР | Демонстрация/обсуждение | https://yadi.sk/i/JS_20H8NT_By9g |
3 | Видеоролик “Агитация биометрических данных” | ЭОР | Демонстрация/обсуждение | https://yadi.sk/i/7axoFwl7Z3urWw |
4 | Видеоролик “Безопасность в интернете глазами учеников” | ЭОР | Домашнее задание (выполнено учениками класса) | https://yadi.sk/i/7Q0ePHFTzc4bdg |
5 | Электронный дневник “Дневник.ру” | ЭОР | Статья - отчет о проведенном мероприятии | Запись от 12 апреля 2019г. https://yadi.sk/i/lJJTPdChAHjLsA |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ситуация № 1.
Ситуация № 2.
Ситуация №3. О чём пойдет речь на уроке?!
Опасность/безопасность
А информационная опасность –где?! Поясните схему «Виды опасностей» СТИХИЙНЫЕ СТИХИЙНЫЕ ТЕХНОГЕННЫЕ ТЕХНОГЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
Правила информационной безопасности
Биометрические данные
Исторические факты
Как это работает?!
Новостные ленты: «Биометрические технологии в школе»
Задание в классе. Озаглавьте таблицу.
Биометрию используют и в сфере финансов
Общемировая практика
Подведение итогов:
Домашнее задание – творческое оформление Открытого урока ОБЖ: проект; видеоролик; видеосюжет; заметка в газете; телерепортаж; и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Информационная безопасность в сети Интернет"
Использование Интернета является безопасным, если......
Информационная безопасность в сети интернет
Урок факультативного занятия. Урок знакомства с проблемами информационной безопасности детей в сети Интернет. Ознакомление учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в современной инф...
Информационная безопасность в сети Интернет.
Задачи: ознакомить учащихся:– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;– как критически от...
Родительское собрание на тему "Информационная безопасность в сети Интернет"
Цель: формирование представлений об опасности в сети Интернет и способах защиты детей от вредоносной информации.Задачи:1. Повышение уровня осведомленности родительской аудитории о негативном влиянии а...
Памятка для обучающихся по информационной безопасности в сети Интернет
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта пам...
Методическая разработка Единого урока информационной безопасности в сети "Интернет"
Методическая разработка Единого урока информационной безопасности в сети "Интернет" представляет собой сценарий и презентацию...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Информационная безопасность в сети Интернет"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Информационная безопасность в сети Интернет" составлена по материалам сайта Сетевичок.рф и предназначена для учащихся 7-9 классов....