рабочая программа обж 5 кл
учебно-методический материал по обж (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена в соответствии с правовыми документами федерального уровня:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5,cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изм. Приказ Министерства обрнауки РФ от 29.12.2014 №1644)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
- Примерная программа по учебным предметам, утвержденная Минобрнауки РФ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
Данная программа предназначена для изучения основ ОБЖ в 5 классах МАОУ «СОШ №26» на базовом уровне.
Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Составлена на основе Программы основного общего образования «ОБЖ 5 класс», авторов М. В. Юрьева, Б. И. Мишин.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по ОБЖ 5 класса, созданного авторским коллективом (М.В. Юрьева). УМК содержит учебник Б.И. Мишина ОБЖ. 5 класс. М. Дрофа. 2016. (учебник входит в линию учебников «ОБЖ». Электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради.
Учебный предмет «ОБЖ» входит в образовательную область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель учебного предмета:
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства,развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Задачи изучения ОБЖ в 5 классе:
- освоение знаний в области предмета ОБЖ;
- овладение умениями применять знания в ЧС, использовать информацию для достижения в области ОБЖ;
- работать с средствами индивидуальной защиты, инструментами, справочниками, интернетом;.
УМК составлена на основе программы основного общего образования ОБЖ, авторов Ю.Л.Воробьев, М.В.Юрьева.
Учебно-методическое обеспечение предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по ОБЖ 5 класса, созданного авторским коллективом и содержит: учебник 5 классах под ред. Ю. Л. Воробьёва/ Основы безопасности жизнедеятельности . Программа. Методическое и тематическое планирование/ М. В. Юрьева, Б. И. Мишин.
Характеристика учебного процесса: методы и формы обучения наряду со знаниями, способствуют усвоению способов деятельности. Системно-деятельностный подход направлен на развитие у учащихся способностей самостоятельно выделять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности. Обучение предполагает увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, частично-поисковый метод, собеседования, дискуссии. А также применяются технологии дистанционного обучения с целью создания условий учащимся для свободного доступа к информационным ресурсам и получения качественного образования. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; проведение эвристических контрольных работ, проектная деятельность
Формы работы на уроке: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная, мозговой штурм, дискуссия.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета ОБЖ в 5 классе 34 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Срок реализации: 1 год
Планируемые образовательные результаты изучения курса ОБЖ к концу 5 класса
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классах
Обучающийся научится:
знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
знать правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
знать о здоровом образе жизни;
знать об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
знать о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
знать основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
знать правила поведения населения при авариях;
знать классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Обучающийся получит возможность научиться:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Содержание тем учебного курса
№ | Список разделов и тем | Кол-во часов | Используемая платформа ДО | формирует УУД по разделу: |
1. | Личная безопасность в повседневной жизни. | 29 | РЭШ (российская электронная школа) Официальный сайт ООО «Инфоурок» | целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни . | 5 | РЭШ (российская электронная школа) Официальный сайт ООО «Инфоурок» | умение логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием терминов ОБЖ,умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.формирование научной картины мира, формирование социальной активности и функциональной грамотности; |
Итого | 34 |
Тематическое планирование
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ | часы |
| Раздел 1. Личная безопасность в повседневной жизни | 29 |
1. | Опасные и чрезвычайные ситуации | 1 |
2. | Главные правила ОБЖ | 1 |
3. | Как научиться выявлять и предвидеть опасность (Инфоурок) | 1 |
4. | Какие службы защищают население. Какие сигналы оповещают нас об опасностях | 1 |
5. | Опасности в городе и сельской местности. | 1 |
6. | Опасные ситуации в жилище. (Инфоурок) | 1 |
7. | Пожары в жилище | 1 |
8. | Оповещение при пожаре и эвакуации | 1 |
9 | Средства тушения пожаров (Инфоурок) | 1 |
10 | Опасные газы | 1 |
11 | Затопление жилища. (Инфоурок) | 1 |
12 | Разрушения зданий | 1 |
13 | Опасные вещества в быту (Инфоурок) | 1 |
14 | Опасные ситуации на дорогах | 1 |
15 | Безопасность в общественном и личном транспорте | 1 |
16 | Правила поведения в метро. | 1 |
17 | Правила поведения на железнодорожном транспорте. | 1 |
18. | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. | 1 |
19 | Опасный лёд. (РЭШ) | 1 |
20 | Аварийные ситуации на воздушном транспорте | 1 |
21. | Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. | 1 |
22 | Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах. Как защитить себя при угрозе террористического акта. | 1 |
23 | Как защитить себя при угрозе террористического акта. | 1 |
24. | Нарушение экологического равновесия. | 1 |
25. | За чистый воздух (РЭШ) | 1 |
26. | Вода – формула жизни! (РЭШ) | 1 |
27 | Загрязнение почвы. (РЭШ) | 1 |
28 | Продукты под контролем (Инфоурок) | 1 |
29. | Безопасный компьютер (РЭШ) | 1 |
| Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 |
30 | Что следует знать об оказании первой помощи | 1 |
31. | Помощь при термических и химических ожогах. | 1 |
32- 33 | Правила здорового образа жизни. Контрольная работа №2 по теме: «Оказание первой помощи» | 1 |
34. | Чрезвычайные ситуации техногенного /аварийного/ характера на транспорте. | 1 |
| Итого | 34 часов |
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу:
Обучение в 5 классах под ред. Ю. Л. Воробьёва/ Основы безопасности жизнедеятельности . Программа. Методическое и тематическое планирование/ М. В. Юрьева, Б. И. Мишин. – М.: АСТ. Астрель, 2016.
ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. В. П. Шолох, М. В. Юрьева, Б. И. Мишин; под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель, 2019. – 174 с.: ил.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018.
Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. /А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018.
Рабочая тетрадь к учебнику ОБЖ под ред. Ю. Л. Воробьёва - М.: АСТ. Астрель, 2017.
Используемые интернет ресурсы:
- РЭШ
- Инфоурок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...