МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Правила безопасного поведения при пожарах».
учебно-методический материал по обж (8 класс)

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Правила безопасного поведения при пожарах». В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о развитии пожара, его закономерностях. Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ на 1- ом году изучения данной дисциплины.

Содержание

1.Введение. 2.Основная часть.

2.1.Методическое обоснование темы.

2.2.Методические рекомендации по проведению урока.

2.3.План урока.

2.4. Дидактический материал к уроку.

2.5. Список литературы (источников) для учащихся.

2.6. Список литературы для педагогов.

3.Список использованных источников.

4. Приложение. Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

Цель методической разработки: • раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах», • использование элементов современных педагогических технологий на уроках ОБЖ.

Введение Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности; правильно действовать в опасной ситуации. Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, вопросы пожарной безопасности находят свое отражение буквально во всех областях человеческой деятельности. Не случайно, до 80% всех пожаров не только в России, но и за рубежом происходит по причине так называемого «человеческого фактора», то есть когда незнание элементарных требований пожарной безопасности, их игнорирование, а также халатность, вызванная мнением о маловероятности наступления события пожара – зачастую, приводит к трагическим последствиям. В 2003году население земного шара составляло чуть больше 6 млрд. человек. При этом количество пожаров в год на 1 тыс. человек населения Земли и количество погибших при пожарах людей в год на 10 тыс. человек населения соответственно равны 1 (единице). Из данных соотношений легко получить итоговые и во многом катастрофические цифры последствий человеческой беспечности. Итак, ежегодно в мире происходит (по официальным данным статистического учета) 6 – 6,5 млн. пожаров при которых погибает около 60 тыс. человек. Больший показатель по количеству гибели людей в условиях мирного времени имеют лишь дорожно-транспортные происшествия (ДТП – 270 тыс. чел. в год). Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни. Методическое обоснование темы Знание ОБЖ -один из важнейших источников формирования культуры безопасного поведения человека. Оно помогает каждому человеку не только предвидеть, но и не допускать те или иные чрезвычайные ситуации и катастрофы. Весь курс ОБЖ содержит богатейшие возможности для воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств.

В процессе изучения раздела «Безопасность человека в повседневной жизни» создаются условия для развития их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о безопасном поведении при возникновении пожаров, способах спасения и сохранения своей жизни и жизни окружающих людей.

Методические рекомендации по проведению урока. Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии. Данный урок является седьмым в разделе «Безопасность человека в повседневной жизни». Урок проводится с учащимися первого курса, предварительно можно провести индивидуальную работу с учащимися по составлению презентаций проектов, а также работу по планированию и разработке проектов. Тема программы: Безопасность человека в повседневной жизни.

Тема урока: «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока: смешанный. Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков учащихся.

Цели: - Обобщить представления учащихся об особенностях поведения людей при возникновении пожаров. -Продолжить контроль по теме, используя сочетание разных форм устной и письменной проверки. - Продолжить формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения безопасности, грамотно и адекватно оценивать сложившуюся обстановку.

Задачи урока: 1. Образовательные: - обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

2. Развивающие: - проводить поиск нужной информации в источниках разного типа. - критически анализировать источник (характеризовать авторство источника, время, цели его создания) - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. - формулировать собственную позицию.

3. Воспитательные - способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим. - воспитывать устойчивый интерес к безопасности жизнедеятельности.

4. Здоровье- сберегающая: - профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Материально-техническое обеспечение урока: 1. Презентации учителя и учащихся. 2. Дидактический материал. Межпредметные и внутрипредметные связи: обществознание, история.

План урока: 1. Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.

2. Защита проекта «Причины возникновения пожаров».

3. Защита проекта «Поражающие факторы пожара»

4. Защита проекта «Эвакуация учащихся из здания школы».

5. Защита проекта «Куда бежать? Зачем бежать?».

6. Значение противопожарной службы. История её развития.

7. Тестирование.

Материальное обеспечение: • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (извлечения из ППБ 01-03), • Учебник ОБЖ. под ред. Смирнов Д.В, Хренников Б.О. 2018г. • Научно-методический и информационный журнал ОБЖ (октябрь 2009), дидактические материалы ОБЖ, • Компьютер, • Дисковый носитель.

Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Работа по теме урока. На уроке учащиеся делятся на подгруппы. У каждой подгруппы имеется соответствующее задание. Учащиеся каждой подгруппы должны защитить свой проект, а остальные ученики делают записи в тетрадях. Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела». Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ определение пожара следующее: «Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей» Знакомство с условиями возникновения горения. Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся). Действительно, существует так называемый треугольник огня: - горючее вещество; - окислитель; - источник воспламенения. В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека. •

Знакомство с причинами пожаров в зданиях. Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).

Защита проекта по теме: «Причины возникновения пожара» (выступление учащихся) Просмотр видеоролика «Причины возникновения пожаров». •

Знакомство с основными поражающими факторами пожара. Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы учащихся). Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются: - высокая температура; - задымление помещения; - распространение огня открытым путем; - потери конструкциями несущей способности.

Защита проекта по теме: «Поражающие факторы пожара» (выступление учащихся) Просмотр видеоролика «Поражающие факторы пожара». •

Знакомство с правилами безопасного поведения при эвакуации из горящего здания. Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях является эвакуация людей.

Перечислите этапы эвакуации из здания школы. (Ответы учащихся). Верно: 1 этап- обнаружение очага возгорания; 2 этап – сигнал тревоги; 3 этап – сообщение в пожарную службу; 4 этап – эвакуация из здания школы; 5 этап – построение на месте сбора; 6 этап – проверка количества учащихся.

Защита проекта по теме: «Эвакуация учащихся из здания школы» (выступление учащихся)

Просмотр видеоролика «Эвакуация учащихся из здания школы». При просмотре обратите внимание на следующие вопросы: - как надо покидать класс во время эвакуации; - как правильно двигаться по коридору; - отношение старшеклассников к младшим; - сообщение в пожарную службу; - дисциплина на месте сбора. • Знакомство с понятием «паника», ее предотвращение. Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания? Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого panikon, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.

Защита проекта по теме: «Куда бежать? Зачем бежать» (выступление учащихся)

4) Закрепление. Тест по пройденной теме (Приложение 1)

5) Подведение итогов урока, выставление оценок.

6) Домашнее задание.

7. Список литературы для педагогов. 1. Программно-методические материалы: «Основы безопасности жизнедеятельности» / Составитель Б.И. Мишин. – М.: «ДРОФА», 2001. 2. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе./Составитель В.С. Добровольский, М.П. Фролов, Б.И. Мишин. – М.: Высшая школа, 2002. 3. Особенности военной службы: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 11 кл./ под ред. В.И. Кузнецов. – М.: «АРМПРЕСС», 2001. 4. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002. 5. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozhar.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

https://s.057.ua/section/newsInText/upload/images/news/intext/000/052/837/031220-9_5fc8b5ab8dcf8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правила безопасного поведения при пожаре".

Презентация может быть использована на уроках ОБЖ в начальной и средней школе,а также для проведения бесед по пожарной безопасности на классных часах....

Сценарий мероприятия "Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах"

Данное мероприяте способствует формированию у детей заний и навыков правильного обращения с огнем....

Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах.

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления уч...

Методическая разработка урока по ОБЖ «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

Раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»,...

«Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»

«Меры пожарной безопасности.Правила безопасного поведения при пожарах»Цель:- образовательнаяа) знать:- правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;- основны...

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. У...