Игра-путешествие "Робинзонада"
методическая разработка по обж (8, 9 класс)
Игра-путешествие на территории школы по закреплению полученных ранее умений действовать во время автономного пребывания в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robinzonada.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие – путешествие «Робинзонада»
8 класс
Занятие можно провести на уроке ОБЖ или летом, во время работы летних школьных лагерей.
Цель: закрепить знания учащихся по правилам действий в автономном существовании, уметь работать в небольшой группе команде, учиться сооружать временное укрытие,
добывать и очищать воду, подавать сигналы бедствия, осуществлять поиск съедобных и лекарственных растений.
Вы все, ребята читали книгу Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». После ряда неприятных событий Робинзон очутился на необитаемом острове. Проживая в социуме он, всю свою жизнь, не задумываясь, пользовался благами цивилизации, но, оставшись один на один с незнакомой средой обитания, начал вести автономный образ жизни. Робинзон должен был самостоятельно обеспечить себя жильем, защититься от невзгод, неблагоприятных погодных условий, добыть воду и продукты питания, научиться бороться с возможными заболеваниями и, самое главное, снова вернуться к людям.
Представим, что после какого-то происшествия мы, команда, выброшены на необитаемый остров. Территория острова – это наша школа. Команды должна выжить и вернуться домой. Примером для вас должен стать опыт Робинзона Крузо на необитаемом острове. Робинзон был один, а вас - целая команда. Я, как независимый наблюдатель, и 2 старшеклассника - моих помощника, будем следить за вашими действиями, а потом, мы все решим, смогла бы выжить ваша команда, попав в чрезвычайную ситуацию.
Через 30 минут, команда, вместе с руководителем, обсуждают действия «робинзонов».
«Робинзоны» собрались вместе и составили план действий, разбились на 4 группы. Одна группа занялась строительством укрытия, другая искала места добычи воды, третья – изготовляла средства сигнализации, четвертая группа обследовала территорию с целью поиска съедобных и лекарственных растений.
Подведение итогов.
1 группа построила простейшие укрытие от дождя из сухих веток деревьев, веток кустов, срезанных дворником при формирование их кроны и нескольких кусков , куска целлофана, на земле сделана подстилка из опавших листьев. Действия группы признаны рациональными.
Дополнение, сделанное судьями: у входа нужно было развесить ветки крапивы, пижмы, т.к. мухи и комары избегают эти растения.
2 группа искала возможные места добычи воды. Группа нашла достаточно влажное место. Был сдвинут лежащий вблизи вербы камень, углублена ямка. В появившуюся воду положены листья рябины для очистки собравшейся воды. Действия группы – правильные.
3 группа участников сложила 3 костра в виде треугольника и один костер для поддержания огня. Сверху на костры была положена сырая трава и листва, при разжигании этих костров будет достаточное количество дыма. Данная группа действовала правильно.
4 группа занималась самой ответственной задачей. На территории школы были обнаружены следующие съедобные и лекарственные растения и травы:
- рябина: ягоды - поливитаминное средство, листья используют для очистки воды;
- черемуха – ветки и листья используют для дезодорирования воды, отпугивания насекомых, зрелые ягоды - средство для лечения расстройств пищеварения;
- клен - можно пить сок (весной);
- шиповник – цветы, ягоды, корни используют в еду и при лечении простуды;
- береза – из коры дерева можно сплести туесок, уголь используют для очистки воды и лечения заболеваний органов пищеварения (адсорбент); листья, почки, молодые ветки используют в лечебных целях, весной можно употреблять сок;
- липа – цветы заваривают при простуде,, можно заваривать как чай, из лыка можно изготовить лапти или туеса, веревки;
- дуб - можно употреблять в пищу желуди, после предварительного вымачивания;
- можжевельник – аромотерапия при заболеваниях дыхательных путей, запах не любят насекомые;
- боярышник – цветы, ягоды применяют при заболеваниях сердца, успокоения нервных расстройств;
- сосна – отвар молодых веток является поливитаминным средством, «свечи» хорошее средство применяемое при заболеваниях верхних дыхательных путей, вблизи сосен всегда чистый воздух;
- одуванчик – молодые листья и цветы употребляют в пищу после предварительного вымачивания, из корней можно приготовить полезный напиток;
- подорожник – листья используют в еду, болеутоляющее, семена - при расстройствах пищеварения;
- лапчатка ползучая – корни применяют при расстройствах пищеварения;
- клевер – чай для улучшения работы сердца;
- земляника – цветы, ягоды, листья поливитаминное средство;
- щавель конский – семена и корни для улучшения пищеварения;
- щавель воробьиный – съедобны листья;
- крапива - молодые листья съедобны, ее не любят насекомые;
- тмин дикий – семена съедобны, пряные;
- звездчатка (мокрица) – все растение съедобно, поливитаминное средство;
- лопух большой – листья как болеутоляющее;
- пижма – запах пижмы не любят насекомые (обращаться аккуратно, ядовитое растение).
Группа справилась со своим заданием.
Ошибка всей команды: в каждой группе был избран старший, а капитана всей команды не избрали. В чрезвычайной ситуации нужно четкое руководство, подчинение всех участников группы одному человеку.
Вывод: группа учащихся, оказавшись в условиях автономного существования, сможет справиться со сложной ситуацией.