Сценарий урока "Инженерная защита населения"
план-конспект урока по обж

Сценарий урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_inzh.zashch.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени».

      Цели: 1. Ознакомить учащихся с организацией инженерной защиты населения, классификацией средств коллективной защиты, с устройством и правилами размещения людей в убежищах и укрытиях.

2.Развивать умения работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать у обучающихся ответственность за собственное здоровье и жизнь и окружающих.

Учебные вопросы:

  1. Организация инженерной защиты населения.
  2. Классификация средств коллективной защиты и их устройство.
  3. Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

I. Вводная часть - 10 мин.

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к занятию. Настрой  на  работу.

2. Проверка знаний учащихся по теме «Основные виды оружия и их поражающие факторы, оповещение населения» (тестирование - из предложенных вариантов дать правильный ответ, по окончанию тестирования обмен листочками с соседом по парте, взаимопроверка и оценка с комментариями, листочки  сдают  учителю.) - 5 мин.

3.Подведение  к  теме  урока (Мы  с  вами  рассмотрели вопрос «Основные  виды  оружия», пожалуйста ответьте  на  вопрос, как  можно  защититься  от  поражающих  факторов  современного  оружия. Ответ  обучающегося: вероятно  можно  укрыться  под  землёй. Сообщение темы занятия, доведение целей урока - 1 мин. Запись  темы  в  тетрадь.(Слайд __1_)

  1. Основная часть - 30-35 мин.

Учебный вопрос №1 Организация инженерной защиты населения.(Слайд _2__)

Напомнить одну из задач ГО - предоставление населению защиты (убежищ и индивидуальных средств защиты).

Для выполнения этой задачи заблаговременно, в мирное время, осуществляется подготовка защиты населения, включающая в себя накопление фонда защитных сооружений, учитывая при этом, что защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения от ионизирующих излучений, радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ, вирусов, продуктов горения.

Учебный вопрос №2 Классификация средств коллективной защиты и их устройство.(Слайд __3_)


КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ.

  • Простейшие укрытия
  • ПРУ
  • Убежища

1. Убежище - специальное сооружение, предназначенное для защиты людей и материальных средств от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения, обычного оружия, а также чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Классификация убежищ

  1. По защитным свойствам (слайд-№4)

Защитные свойства убежища определяются:

  • устойчивостью к избыточному давлению во фронте ударной волны (Ризб – расчётная нагрузка избыточного давления ударной волны, кгс/см2);
  • величиной ослабления уровня радиации (Косл - коэффициент ослабления радиации).

Задание:1) Произвести  расчёт коэффициента  ослабления  радиации. Отвечает  первый  уч.

2)Рассчитать  устойчивость  к  избыточному  давлению (здание  спортзала). Отвечает  второй  уч.

В зависимости от значения данных характеристик убежищам присваивается класс защиты Убежища, обеспечивающие наибольшую степень защиты (А-1) возводятся на территории АЭС. Также в убежищах класса А-1 оборудуются командные пункты органов государственного и военного управления оперативного, оперативно-стратегического и стратегического назначения. Убежища класса А-2 возводятся в трёхкилометровой зоне АЭС. Основной класс убежищ для населения - А-4.

  1. По времени возведения(Слайд №__5_)

Построенные заблаговременно.      Быстровозводимые

   

3.По вместимости: малой  вместимости-150-600 человек. (Слайд №6)

                               средней вместимости-600-2000 человек.

                                Большой  вместимости- более  2000  человек.

(Вместимость защитного сооружения определяется из нормы 0,5 м2/ чел. при двух ярусном размещении и 0,4 м2/чел. при трёх ярусном. Высота помещения не менее 2,2 м, общий объём воздуха 1,5 м3/чел.

Места для сидения из расчёта 0,45х0,45 м/чел., для лежания на 2-3 ярусных сооружениях - 0,55х1,8 м/чел. Количество мест для сидения при 2-х ярусах - 80%, при 3-х ярусах - 70%.

Решение  задачи  по  размещению людей  в  убежище.(Карточки  с  заданием) Отвечает  третий  учащийся.

4. По месту расположения.(Слайд №_7_)

  • Встроенные- устраиваются в подвальной части зданий и сооружений. Убежища могут быть размещены как на всей площади подвала, так и занимать его часть. Встраиваемые убежища – оборудуются  аварийными выходами, обеспечивающими эвакуацию людей из защитного сооружения в случае разрушения верхних этажей здания. Встроенные убежища чаще всего заглубляют в грунт, что снижает действие ударной волны. Такие убежища строятся, как правило одновременно с основным зданием, конструктивными элементами которого являются стены и перекрытия сооружения, или переоборудованы в существующих подвалах зданий. Это наиболее распространенный тип защитных сооружений.
  •  Задача с расчётом расстояния  аварийного  выхода  от здания, высота  здания  пополам плюс  три  метра.(Карточка) отвечает  четвёртый  учащийся.

  • Отдельно стоящие:( Слайд № 8 ).

Такие убежища не имеют надстройки сверху. Представляют собой автономные сооружения, размещаемые на свободных площадках, территории предприятий или вблизи них, во дворах, скверах, парках и других местах вне зоны возможных завалов от наземных зданий и сооружений (рис. 2.2). Защита от поражающих факторов термоядерного оружия обеспечивается ограждающими конструкциями соответствующей прочности и толщей земляной обсыпки (обычно 0,8 м). Отдельно стоящие убежища, как правило, не имеют аварийных выходов, т.к. находятся вне зоны возможных завалов. Кроме защитно-герметических дверей снаружи устанавливают деревянные двери, предохраняющие входы от загрязнения и атмосферных осадков. Двери имеют резиновые прокладки для плотного прилегания к дверной коробке, снаружи их обивают железом. Воздух забирается через железобетонный оголовок наверху перекрытия с противовзрывным устройством. Отдельно стоящие убежища заглубляют на 3 м и более, вследствие чего фекальные воды часто не могут быть отведены самотеком в существующую канализационную сеть, залегающую на глубине 1,5-2 м. В таких случаях предусматривают станции перекачки. Они могут быть устроены как внутри, так и за пределами убежища. При невозможности подключения к домовой или ближайшей теплосети ставятся местные отопительные установки.

  • Метрополитены Подземные линии метрополитенов, приспосабливаемые под убежища (рис. 2.3), предназначены для защиты укрываемого населения от воздействия средств поражения (ОМП и ОСП), высоких температур и продуктов горения при пожарах, биологических средств и отравляющих веществ.
  • Горные выработки

Для обустройства данных убежищ используются либо естественные горные пещеры, либо искусственные шахты и галереи, либо - наиболее часто - доработанные человеком природные укрытия.

Устройство убежища.     (Слайд № 9 )

Планировка и состав помещений в убежищах зависит от их вместимости, конструктивных особенностей и характера использования в мирное время.

Помещения бывают основные и вспомогательные: основные - размещение людей и медпункта, вспомогательные - фильтровентиляционные камеры, санузлы, электростанции, помещения для баков с водой, кладовая, тамбуры и др.

2. .(Слайд_10__)

 Противорадиационные укрытия - сооружения, обеспечивающие защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации (также нейтронного потока), частично от ударной волны, попадания на кожу и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств. Под противорадиационные укрытия приспосабливают все пригодные для этой цели заглубленные помещения: подвалы, погреба, овощехранилища, подземные выработки и пещеры, а также помещения в наземных зданиях, имеющих стены из материалов, обладающих необходимыми защитными свойствами.

3. К укрытиям простейшего типа относятся открытые и перекрытые щели:(Слайд _11_)

Защитные свойства:

- открытые щели - в 1,5 - 2 раза уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией, 2-3 раза - уменьшает возможность облучения в зоне радиоактивного заражения.

- перекрытые щели - защищает от светового излучения полностью, в 2,5-3 раза от ударной волны, в 200-300 раз от проникающей радиации и радиоактивного излучения, предохраняет от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.

Работа с учебником - самостоятельное изучение параграфа (стр. 177) 4-5 мин. Ответить на вопросы: Какие мероприятия выполняются для повышения защитных свойств ПРУ и простейших укрытий.


Учебный вопрос №3 (Слайд _12__)

 Правила поведения в убежищах и укрытиях. Для лиц с детьми отводится отдельный отсек и специальное место. Отдых организуется посменно.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УКРЫТИЯХ

Обязанности укрывающихся :

- иметь с собой запас продуктов питания в герметичной упаковке (политиленовой) на двое суток, средства личной гигиены, документы, минимум личных вещей (по сезону), и средства индивидуальной защиты;

- безусловно,  выполнять все требования коменданта и обслуживающего персонала.

В защитном сооружении запрещено: - курить, шуметь, зажигать керосиновые лампы и свечи;

- ходить по помещениям без особой нужды;

- нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие запах вещества, а также громоздкие вещи и животных.

Вывод укрывающихся из защитного сооружения осуществляется по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей. Через запасной  выход первыми  идёт  группа,  состоящая  из  крепких  мужчин,  подумайте  и  ответьте  почему? (Отвечают  по  желанию)» Вариант  ответа  :  впереди  могут  быть  завалы  и  их  необходимо  расчистить.»

III. Заключительная часть - 5-6 мин.

  1. Подведение итогов урока:(Слайд _13__)

- Над какой темой работали на уроке?

- Как организовывается инженерная защита населения?

- Назовите классификацию коллективных средств защиты.

- Назовите правила поведения населения в убежищах и укрытиях.

Молодцы  я  думаю всё, что  вы  узнали  на  уроке  пригодится в  жизни,  но  не  придётся  применять  знания  на  практике.

  1. Открываем  дневники.Задание на дом:(Слайд _14__) §33, учебника на станицах

2. Ознакомить семью с «Правила поведения в защитных сооружениях».

  1. Выставление оценок.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита населения при радиационных авариях

Данные материал содержит контроль знаний учащихся после изучения темы "Радиация вокруг нас", а также объяснение нового материала...

Обобщающий урок по теме: «Стихийные бедствия и защита населения от их последствий».

Этот урок разработан по предмету ОБЖ для 6 класса с учетом программы. Возможно использовать для уроков ОБЖ средних классов. Материал урока дает полное представление как действовать в тех или иных ситу...

Способы защиты населения в ЧС

Данная презентация содержит полный материал по теме "Способы защиты населения в ЧС" в рамках занятий по ГО в основной школе. Ресурс содержит также интересный архивный материал. Универсален тем, что по...

Урок "Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени"

Презентация создана для ознакомления учащихся с типами защитных сооружений и их использованием...

Службы защиты населения (1 и 2 часть).

Данная презентация сопровождает изучение материала по курсу ОБЖ для 5 класса, содержит большой иллюстративный материал....

Разработка урока по БЖ для 7 класса по теме:Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения».

Мозговой штурм "Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения»....

Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций"

Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от оп...