Сценарий урока "Инженерная защита населения"
план-конспект урока по обж
Предварительный просмотр:
Тема: «Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени».
Цели: 1. Ознакомить учащихся с организацией инженерной защиты населения, классификацией средств коллективной защиты, с устройством и правилами размещения людей в убежищах и укрытиях.
2.Развивать умения работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать у обучающихся ответственность за собственное здоровье и жизнь и окружающих.
Учебные вопросы:
- Организация инженерной защиты населения.
- Классификация средств коллективной защиты и их устройство.
- Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация.
Ход урока:
I. Вводная часть - 10 мин.
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к занятию. Настрой на работу.
2. Проверка знаний учащихся по теме «Основные виды оружия и их поражающие факторы, оповещение населения» (тестирование - из предложенных вариантов дать правильный ответ, по окончанию тестирования обмен листочками с соседом по парте, взаимопроверка и оценка с комментариями, листочки сдают учителю.) - 5 мин.
3.Подведение к теме урока (Мы с вами рассмотрели вопрос «Основные виды оружия», пожалуйста ответьте на вопрос, как можно защититься от поражающих факторов современного оружия. Ответ обучающегося: вероятно можно укрыться под землёй. Сообщение темы занятия, доведение целей урока - 1 мин. Запись темы в тетрадь.(Слайд __1_)
- Основная часть - 30-35 мин.
Учебный вопрос №1 Организация инженерной защиты населения.(Слайд _2__)
Напомнить одну из задач ГО - предоставление населению защиты (убежищ и индивидуальных средств защиты).
Для выполнения этой задачи заблаговременно, в мирное время, осуществляется подготовка защиты населения, включающая в себя накопление фонда защитных сооружений, учитывая при этом, что защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения от ионизирующих излучений, радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ, вирусов, продуктов горения.
Учебный вопрос №2 Классификация средств коллективной защиты и их устройство.(Слайд __3_)
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ.
- Простейшие укрытия
- ПРУ
- Убежища
1. Убежище - специальное сооружение, предназначенное для защиты людей и материальных средств от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения, обычного оружия, а также чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Классификация убежищ
- По защитным свойствам (слайд-№4)
Защитные свойства убежища определяются:
- устойчивостью к избыточному давлению во фронте ударной волны (Ризб – расчётная нагрузка избыточного давления ударной волны, кгс/см2);
- величиной ослабления уровня радиации (Косл - коэффициент ослабления радиации).
Задание:1) Произвести расчёт коэффициента ослабления радиации. Отвечает первый уч.
2)Рассчитать устойчивость к избыточному давлению (здание спортзала). Отвечает второй уч.
В зависимости от значения данных характеристик убежищам присваивается класс защиты Убежища, обеспечивающие наибольшую степень защиты (А-1) возводятся на территории АЭС. Также в убежищах класса А-1 оборудуются командные пункты органов государственного и военного управления оперативного, оперативно-стратегического и стратегического назначения. Убежища класса А-2 возводятся в трёхкилометровой зоне АЭС. Основной класс убежищ для населения - А-4.
- По времени возведения(Слайд №__5_)
Построенные заблаговременно. Быстровозводимые
3.По вместимости: малой вместимости-150-600 человек. (Слайд №6)
средней вместимости-600-2000 человек.
Большой вместимости- более 2000 человек.
(Вместимость защитного сооружения определяется из нормы 0,5 м2/ чел. при двух ярусном размещении и 0,4 м2/чел. при трёх ярусном. Высота помещения не менее 2,2 м, общий объём воздуха 1,5 м3/чел.
Места для сидения из расчёта 0,45х0,45 м/чел., для лежания на 2-3 ярусных сооружениях - 0,55х1,8 м/чел. Количество мест для сидения при 2-х ярусах - 80%, при 3-х ярусах - 70%.
Решение задачи по размещению людей в убежище.(Карточки с заданием) Отвечает третий учащийся.
4. По месту расположения.(Слайд №_7_)
- Встроенные- устраиваются в подвальной части зданий и сооружений. Убежища могут быть размещены как на всей площади подвала, так и занимать его часть. Встраиваемые убежища – оборудуются аварийными выходами, обеспечивающими эвакуацию людей из защитного сооружения в случае разрушения верхних этажей здания. Встроенные убежища чаще всего заглубляют в грунт, что снижает действие ударной волны. Такие убежища строятся, как правило одновременно с основным зданием, конструктивными элементами которого являются стены и перекрытия сооружения, или переоборудованы в существующих подвалах зданий. Это наиболее распространенный тип защитных сооружений.
- Задача с расчётом расстояния аварийного выхода от здания, высота здания пополам плюс три метра.(Карточка) отвечает четвёртый учащийся.
- Отдельно стоящие:( Слайд № 8 ).
Такие убежища не имеют надстройки сверху. Представляют собой автономные сооружения, размещаемые на свободных площадках, территории предприятий или вблизи них, во дворах, скверах, парках и других местах вне зоны возможных завалов от наземных зданий и сооружений (рис. 2.2). Защита от поражающих факторов термоядерного оружия обеспечивается ограждающими конструкциями соответствующей прочности и толщей земляной обсыпки (обычно 0,8 м). Отдельно стоящие убежища, как правило, не имеют аварийных выходов, т.к. находятся вне зоны возможных завалов. Кроме защитно-герметических дверей снаружи устанавливают деревянные двери, предохраняющие входы от загрязнения и атмосферных осадков. Двери имеют резиновые прокладки для плотного прилегания к дверной коробке, снаружи их обивают железом. Воздух забирается через железобетонный оголовок наверху перекрытия с противовзрывным устройством. Отдельно стоящие убежища заглубляют на 3 м и более, вследствие чего фекальные воды часто не могут быть отведены самотеком в существующую канализационную сеть, залегающую на глубине 1,5-2 м. В таких случаях предусматривают станции перекачки. Они могут быть устроены как внутри, так и за пределами убежища. При невозможности подключения к домовой или ближайшей теплосети ставятся местные отопительные установки.
- Метрополитены Подземные линии метрополитенов, приспосабливаемые под убежища (рис. 2.3), предназначены для защиты укрываемого населения от воздействия средств поражения (ОМП и ОСП), высоких температур и продуктов горения при пожарах, биологических средств и отравляющих веществ.
- Горные выработки
Для обустройства данных убежищ используются либо естественные горные пещеры, либо искусственные шахты и галереи, либо - наиболее часто - доработанные человеком природные укрытия.
Устройство убежища. (Слайд № 9 )
Планировка и состав помещений в убежищах зависит от их вместимости, конструктивных особенностей и характера использования в мирное время.
Помещения бывают основные и вспомогательные: основные - размещение людей и медпункта, вспомогательные - фильтровентиляционные камеры, санузлы, электростанции, помещения для баков с водой, кладовая, тамбуры и др.
2. .(Слайд_10__)
Противорадиационные укрытия - сооружения, обеспечивающие защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации (также нейтронного потока), частично от ударной волны, попадания на кожу и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств. Под противорадиационные укрытия приспосабливают все пригодные для этой цели заглубленные помещения: подвалы, погреба, овощехранилища, подземные выработки и пещеры, а также помещения в наземных зданиях, имеющих стены из материалов, обладающих необходимыми защитными свойствами.
3. К укрытиям простейшего типа относятся открытые и перекрытые щели:(Слайд _11_)
Защитные свойства:
- открытые щели - в 1,5 - 2 раза уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией, 2-3 раза - уменьшает возможность облучения в зоне радиоактивного заражения.
- перекрытые щели - защищает от светового излучения полностью, в 2,5-3 раза от ударной волны, в 200-300 раз от проникающей радиации и радиоактивного излучения, предохраняет от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.
Работа с учебником - самостоятельное изучение параграфа (стр. 177) 4-5 мин. Ответить на вопросы: Какие мероприятия выполняются для повышения защитных свойств ПРУ и простейших укрытий.
Учебный вопрос №3 (Слайд _12__)
Правила поведения в убежищах и укрытиях. Для лиц с детьми отводится отдельный отсек и специальное место. Отдых организуется посменно.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УКРЫТИЯХ
Обязанности укрывающихся :
- иметь с собой запас продуктов питания в герметичной упаковке (политиленовой) на двое суток, средства личной гигиены, документы, минимум личных вещей (по сезону), и средства индивидуальной защиты;
- безусловно, выполнять все требования коменданта и обслуживающего персонала.
В защитном сооружении запрещено: - курить, шуметь, зажигать керосиновые лампы и свечи;
- ходить по помещениям без особой нужды;
- нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие запах вещества, а также громоздкие вещи и животных.
Вывод укрывающихся из защитного сооружения осуществляется по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей. Через запасной выход первыми идёт группа, состоящая из крепких мужчин, подумайте и ответьте почему? (Отвечают по желанию)» Вариант ответа : впереди могут быть завалы и их необходимо расчистить.»
III. Заключительная часть - 5-6 мин.
- Подведение итогов урока:(Слайд _13__)
- Над какой темой работали на уроке?
- Как организовывается инженерная защита населения?
- Назовите классификацию коллективных средств защиты.
- Назовите правила поведения населения в убежищах и укрытиях.
Молодцы я думаю всё, что вы узнали на уроке пригодится в жизни, но не придётся применять знания на практике.
- Открываем дневники.Задание на дом:(Слайд _14__) §33, учебника на станицах
2. Ознакомить семью с «Правила поведения в защитных сооружениях».
- Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/22/picture-43446.png)
Защита населения при радиационных авариях
Данные материал содержит контроль знаний учащихся после изучения темы "Радиация вокруг нас", а также объяснение нового материала...
Обобщающий урок по теме: «Стихийные бедствия и защита населения от их последствий».
Этот урок разработан по предмету ОБЖ для 6 класса с учетом программы. Возможно использовать для уроков ОБЖ средних классов. Материал урока дает полное представление как действовать в тех или иных ситу...
Способы защиты населения в ЧС
Данная презентация содержит полный материал по теме "Способы защиты населения в ЧС" в рамках занятий по ГО в основной школе. Ресурс содержит также интересный архивный материал. Универсален тем, что по...
Урок "Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени"
Презентация создана для ознакомления учащихся с типами защитных сооружений и их использованием...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/29/picture-44116-1482982437.jpg)
Службы защиты населения (1 и 2 часть).
Данная презентация сопровождает изучение материала по курсу ОБЖ для 5 класса, содержит большой иллюстративный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/10/picture-65920.jpg)
Разработка урока по БЖ для 7 класса по теме:Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения».
Мозговой штурм "Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/17/picture-1412386-1655439322.jpg)
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций"
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от оп...