«Лесные пожары как часть экологической проблемы».
проект по обж (7 класс)
Исследовательская работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnye_pozhary_kak_chast_ekologicheskoy_problemy.docx | 82.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Калининская СОШ»
Исследовательская работа:
«Лесные пожары как часть экологической проблемы».
Глызина Вероника
Ученица 7 класса
Руководитель: Хольшина И.М.
2018
Содержание
I. Введение.........................................................................................................3
II. Основная часть. Лесные пожары как часть экологической проблемы.4
2.1. Проблемы лесов………………………………………………….……….4
2.2. Виды пожаров и причины их возникновения ………………..………..4
2.3. Пожары и экология……………………………………………………..…5
2.4. Разрушительные последствия пожаров………………………………….6
2.5. Способы тушения пожаров…………………………………………….…7
2.6. Предотвращение пожаров…………………………………………………8
III. Практическая часть.
3.1. Проведение опыта………………………………………….. ……..……....9
3.2. Проведение опыта………………………………………………………….9
3.3. Изучение мнения школьников о разрушающем действии лесных пожаров…………………………………………………………………………10
IV. Заключение ……………………………………………………………….13
V. Литература…………………………………………………………………14
VI. Приложение ………………………………………………………………15
I. Введение.
Из-за своей неправильной деятельности, человек наносит вред окружающей среде. Меня беспокоит эта тема, потому что в результате пожаров гибнут леса, многочисленные его обитатели, гибнут растения, а некоторые их виды исчезают вовсе.
Тема моего исследования: «Лесные пожары как часть экологической проблемы».
Цель: выяснить, какие экологические проблемы приносят лесные пожары .
Задачи:
- выяснить как влияют пожары на экологию;
- выявить причины возникновения пожаров и их устранения;
- исследовать влияние действия огня на растительные и живые организмы;
- изучить мнения школьников и взрослых о значении леса и разрушающем действии лесных пожаров;
- создать памятку «Заповеди идущему в лес»;
- рассказать своим одноклассникам о экологических проблемах лесных пожаров.
Объект исследования: лесные пожары.
Предмет исследования: выявление экологических проблем после лесных пожаров.
Гипотеза: предполагаю, что лесные пожары приносят значительный ущерб человеку и окружающему миру.
Методы исследования:
Теоретический (изучение литературы по теме исследования)
Эмпирический (эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение и выводы)
Анкетирование
II. Основная часть. Лесные пожары как часть экологической проблемы.
2.1. Проблемы лесов.
«Лес – это прекрасное выражение силы природы и самый яркий образчик её совершенства» - К. Паустовский.
Богат и разнообразен растительный мир нашей страны. Если попытаться охватить взглядом просторы Родины с космических высот, можно увидеть, как с севера на юг происходит закономерная смена растительного покрова и значительная доля в этой живописной картине отводится лесам. Лесные зоны занимают почти половину площади России. Поэтому Россию не случайно называют «лесной державой».
Лес способен и лечить и радовать, не беречь его – себя обкрадывать!
Экологи, или защитники природы обеспокоены состоянием растительного мира на нашей планете. И не случайно. В последнее время участились пожары, которые охватывают огромные территории лесов.
Можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад. Ежегодно их происходит около 300 тысяч. Пожарами наносится значительный экономический ущерб, который часто становится катастрофическим.
Относительный уровень потерь от пожаров в России самый высокий среди высокоразвитых стран мира. Он превышает сопоставимые показатели потерь Японии в 3,5 раза, Великобритании - в 4,5 раза, США - в 3 раза.
2.2. Виды пожаров и причины их возникновения.
Лесной пожар - это стихийное бедствие, в результате которого распространяется огонь по лесным площадям.
При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 км/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло – серого цвета.
Беглый пожар особенно в начале можно остановить захлестыванием ветвями.
При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2- 5км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения.
Верховые пожары наиболее опасны и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.
При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.
Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени 1.5 метров.
Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени более 1.5
метров.
Все пожары в лесу, начинаются по какой – то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще лес горит по вине человека. Брошенная горящая спичка, окурок; непогашенный костер; тлеющий охотничьи пыжи; люди выжигают траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса; осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза; хозяйственные работы ведутся с нарушением ТБ; выжигание сухой прошлогодней травы.
По статистики всего 10% всех лесных пожаров происходит от удара молнии, остальные 90% по вине человека. Это небрежное отношение, безответственность, халатность, равнодушие. Большинство пожаров возникает в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, сигареты, непотушенного костра.
К сожалению, в огне гибнут наиболее красивые места, которые люди выбирают для отдыха или походов.
2.3. Пожары и экология.
Пожары оказывают существенное влияние на окружающую среду, загрязняя ее продуктами горения. Но если причиняемые пожарами материальный ущерб и социальные потери (погибшие и пострадавшие люди), как правило, известны сразу после пожара, то экологический ущерб имеет не только текущие, но и отдаленные последствия для человечества экосистемы. Рассмотрим характерные процессы, связанные с пожарами и опасные для окружающей среды.
Загрязнение воды.
При тушении пожара вода, соприкасаясь с раскаленными веществами, превращается в пар. И пар, и вода насыщаются отравляющими веществами. Пар попадает в атмосферу и дополнительно участвует в круговороте веществ между сушей и океаном, выпадая в виде кислотных дождей и снега. Вода атмосферных осадков с места пожаров в конечном итоге попадает в озера, моря, проникает в почву и долгое время сохраняется в биосфере.
Сгорание воздуха при пожаре.
Процесс горения любого вещества сопровождается не только выбросом в атмосферу раскаленных продуктов сгорания и тепловым излучением, но и потреблением значительных объемов воздуха.
При пожарах в лесах, расходуется более 7000 м3 воздуха.
В огне сгорают значительные объемы кислорода, создавая опасность для жизни людей в случае понижения в зоне пожара концентрации кислорода (менее 16 %), которая в случае массовых пожаров может понизиться до 10, а иногда до 6%.
Токсичность продуктов сгорания.
Особая опасность заключается в том, в атмосферу поступает огромное количество угарного газа, сажи, аммиака. Например, в продуктах сгорания древесины найдено 220 веществ которые относятся к числу наиболее опасных веществ.
Вредные вещества способны подниматься в атмосферу на высоту 12 км. Их высокая концентрация может вызвать образование токсичного облака, которое образуется при извержении вулканов.
Пожар вызывает сильнейший выброс углекислого газа в атмосферу, провоцируя возникновение «парникового эффекта» в виде неблагоприятных изменений климата.
2.4. Разрушительные последствия пожаров.
Пожары представляют экологическую опасность для всех живых организмов и, прежде всего для людей.
Ущерб для здоровья человека.
В огне сгорают дома, гибнут люди. Дым от пожаров едкий, темный, густой. Он неприятно пахнет, вызывает раздражение глаз и дыхательных путей. Нарушаются функции легких, что может стать причиной преждевременной смерти. Вдыхаемые вредные вещества способны вызвать заболевания крови, слабеют защитные силы организма.
Замечу, что именно пожарные подвергаются, так называемому накапливаемому отравлению, небольшие дозы отравляющих веществ, регулярно получаемые ими во время ликвидации пожаров, в конечном итоге приводят к тому, что пожарные приобретают профессиональные заболевания легких, желудочно-кишечного тракта, онкологические заболевания.
Животные и птицы очень боятся огня. Их после пожаров практически не остается. Те, кто смогли спастись – вынуждены искать новые места обитания. Но много животных либо просто сгорает, либо задыхается в дыму. Лесники находят останки зайчат, лисят, белок, ежей, мелких грызунов, они погибают практически все.
Некоторые виды птиц вообще исчезают, так как улетают в места, где более благоприятные условия. Исчезают ласточки, синицы, соловьи, пеночки и другие птицы. Сгорают почти все гнезда, птенцы
Кабаны, олени, лоси, медведи большими группами переходят в более безопасные места. Пожары лишают пропитания многих животных, обитающих в лесу. Выгорают ягодники и грибницы, которыми питаются многие птицы и мелкие лесные обитатели
В огне погибают многие насекомые, их личинки, куколки. В огне горят все живые существа - жужелицы, божьи коровки, дождевые черви и другие. Многие из них участвуют в процессе образования почвы и являются «санитарами» леса. При этом начинают активно размножаться насекомые-вредители, которые вызывают болезни леса
Во время выжигания страдает плодородный слой, в огне гибнут корни и семена практически всех растений. Выживают лишь глубоко находящиеся в почве корни. Взамен богатой растительности появляются сорняки.
После низового пожара, лес восстанавливается полностью примерно через десять лет. А после верхового пожара лес вымирает. Чтобы лес стал снова полноценным после верхового пожара нужно минимум 40-60 лет.
2.5. Способы тушения пожаров.
Лесные пожары представляют собой неуправляемое горение растительности, распространяющееся по территории леса. Ликвидация лесных пожаров заключается в остановке движения фронта огня, его локализации на отдельные очаги, ликвидации последних и организации охраны района с целью предотвращения новых возгораний. При тушении лесных пожаров применяют следующие приемы:
- окружение пожара;
- создание заградительных полос и каналов;
- отжиг (создание фронта встречного огня)
- засыпка кромки пожара грунтом;
- тушение водой и огнетушащими растворами;
- тушение с применением авиации;
2.6. Предотвращение пожаров.
Для решения проблемы лесных пожаров разработано большое количество специальных мероприятий. Противопожарные и профилактические действия планируются и проводятся обязательно в указанные сроки. От их качественного исполнения зависит вероятность возникновения очагов огня в лесах и распространения его по окружающей местности.
Охрана лесов от пожаров содержит следующие предупредительные работы:
- обязательная санитарная вырубка леса. Она проводится по мере старения деревьев и поражения их короедами;
- зачистка участков леса от возможного возгорания. Создаются минерализованные полосы, расстояние между которыми должно достигать шестидесяти метров. Слой надпочвенного покрова между полосами выжигается;
- установка заградительных препятствий со средствами тушения пожара;
- строительство лесных дорог и посадочных площадок для спасательных вертолетов;
- обустройство водоёмов и подъездов к ним;
- отведение и благоустройство зон для отдыхающих граждан.
Но даже при соблюдении всех этих нехитрых правил, пожары в лесах остаются частым явлением. А всё потому, что особую опасность для леса представляют туристы. Они оставляют после себя костры, которые зачастую становятся причинами возгорания. Поэтому наряду с непосредственными профилактическими мерами по защите лесов, проводится инструктаж населения.
III.Практическая часть.
3.1. Проведение опыта №1. «Соберемся у костра».
Цель: выяснить как влияет дым на здоровье человека?
В опыте участвовали мои родственники и друзья: 6 человек.
На выходных мои родные решили встретиться на свежем воздухе и весело провести время. Мы разожгли костер для дальнейшего приготовлении пищи. Все старались пребывать возле огня, потому что от него веяло теплом и аппетитно пахло. Прошло 2 часа и все отправились домой. В этот момент я опросила своих родных и выяснилось:
1. появилась общая слабость- 5 ч;
2. тяжесть в голове;
3. у бабушки даже заболела голова;
4. покраснение лица- 6 ч;
5. сонливость- 3ч;
Почти все родственники жаловались на неприятный запах от одежды.
Так как эти симптомы включены в список основных признаков отравления дымом можно сделать вывод: дым отрицательно воздействует на здоровье человека
3.2. Проведение опыта № 2.
Цель: как влияет огонь на почву?
Ход работы:
Берем две емкости, наполняем их почвой. Высаживаем в них семена одного и того же растения. Почву в первой емкости оставляем без изменений, а вторую обжигаем на костре. После чего, обожженную землю помещаем в контейнер.
Через 13 дней семена в первой емкости взошли и стремительно растут, тогда как во второй всходы начали появляться, но их было гораздо меньше.
Вывод: огонь разрушает плодородный слой, в результате чего гибнут семена растений.
3.3. Изучение мнения школьников и взрослых о значении леса и разрушающем действии лесных пожаров. В анкетировании участвовали 91 человек:
- Для вас лес - это …….?
А. место отдыха
Б. кладовая
В. аптека
Г. источник древесины
Д. источник топлива
Е. источник физического и психического
здоровья людей, эликсир от душевных болезней
2) Какое значение для природы играет лес?
А. источник кислорода на Земле
Б. защита почвы от эрозии
В. улучшает климат приземного слоя воздуха
Г. водоохранная роль
Д. местообитание животных, растений, защита от суховеев, пыльных бурь.
3) Как вы думаете, по чьей вине происходит большинство лесных пожаров?
А. человек
Б. самовозгорание от молнии
В. другие причины
4) Какое отрицательное значение оказывает пожар на природу?
5) Ваше отношение к лесным поджогам?
6) Предложите меры борьбы с лесными пожарами……
Результатом анкетирования учащихся 5-7 классов нашей школы явились следующие данные:
- на вопрос для вас лес – это……42 ч ответили место отдых, 5ч - аптека, 2 ч - кладовая, источник топлива, древесины, 34 ч - источник физического и психического здоровья. Данные мы отразили в диаграмме 1.
На второй вопрос «Какое значение для природы играет лес?». Мнения учащихся разделились следующим образом: 46 ч - источник кислорода на Земле, 4 ч -защита почвы от эрозии, водоохранная роль- 4 ч , 35 ч- улучшает климат приземистого слоя воздуха. Данные в диаграмме 2.
На 3 вопрос «Как вы думаете, по чьей вине происходит большинство лесных пожаров? 74 ч ответили по вине человека, 9 ч. от молнии, 8 ч. другие причины.
Многие ребята предложили свои методы борьбы с лесными пожарами:
- установить видео камеры в местах, где бывают люди;
- вести наблюдение со спутников;
- установить круглосуточную охрану в лесных массивах;
-ввести в трудовую деятельность взрослых и в учебную деятельность детей регулярные беседы о сохранении лес.
IV. Заключение .
По итогам проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
- Пожарами наносится значительный ущерб окружающей среде в следствии чего возникают не только видимые, но и отдаленные последствия для человечества экосистемы.
- Я выяснила, что пожары губительно действуют как на человека, так и на растительный и животный мир.
- Важное в работе по борьбе с лесными пожарами - это своевременная очистка леса, соблюдение мер пожарной безопасности, обучение населения .
- Я думаю, что каждый из нас должен задуматься, каким увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас. Наша задача – сохранить нашу землю от губительных пожаров, сохранить ее красоту и неповторимость!
Практическое использование.
- Материалы этого исследования может использовать любой человек, который интересуются данной информацией;
- Можно использовать эту информацию в школе, на уроках географии, ОБЖ, внеклассных мероприятиях, классном часе.
Берегите лес- это легкие нашей планеты, без которых не возможно существование на планете.
V. Литература.
- Ковда В. А. Основы учения о почвах. — М.: Наука, 1983.
- Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях : Учебник для населения / Под общей редакцией зам. министра МЧС России Г.Н. Кириллова. - М.. 2001
- Вонский, С.М. Интенсивность огня низовых лесных пожаров и ее практическое значение Г.И. Гирс. - М.: Красноярск, 1973. - С. 197-206
- Интернет ресурсы: http://uchebnikfree.com/ekologiya/738-lesnyie-resursyi.html
- http://www.83.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=7354
VI. Приложение
Приложение 1
Справка о лесах.
- Мировая площадь лесов- 4,1 млрд. га или 38 млн. км², т.е. около 27% площади суши, запасы древесины на корню 350 млрд. м3.
- Россия крупнейшая лесная держава. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км². Для сравнения - площадь лесов США составляет всего 2, 6 млн. км².
- Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов - 1180 млн. га
- Площадь лесов России составляет 45,3% от территории страны, т.е. лесные территории, которые включают болота, пески, дороги, сенокосы и другие не покрытые лесом угодья, к ним относится и того больше-свыше10 млн. км²
- Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га.
Приложение 2
ЗАПОВЕДИ, ИДУЩЕМУ В ЛЕС !!!
- Находясь в лесу, будь осторожен с огнем! Не разжигай костра в хвойных молодняках, среди сухой травы.
- Не ломай деревьев, молодую поросль, цветущие кустарники. Не рви полевые и лесные цветы в букеты.
- Не режь ножом, топором, др. острыми предметами кору деревьев, это наносит большой вред дереву: в рану попадают споры вредных грибов – разрушителей древесины.
- Не разоряй птичьих гнезд, не открывай маскировку гнезда – птица может бросить гнездо с яйцами и даже птенцами.
- Бережно относись к дарам леса: не собирай грибы без ножа. Не раскапывай почву и мох вокруг найденных грибов. При сборе ягод и плодов срывай их осторожно, оберегая листья и стебли от повреждения.
- Если обнаружишь массовый полет насекомых – вредителей леса, сообщи в лесничество.
- Береги и охраняй редкие и исчезающие растения.
- Никогда не разоряй муравейники.
- Береги и охраняй от уничтожения летучих мышей, ежей, ящериц, лягушек – это настоящие друзья леса.
- Веди в лесу себя культурно – не кричи, не шуми, не распугивай зверей и птиц!
- Не засоряй лес бумагой, банками и прочим мусором
- Помните об этом всегда, находясь в лесу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лесные пожары
Изучение видов лесных пожаров в Камышенском производственном участке Сафакулевского лесхоза Курганской области на период 2007-2008 годы, условия их возникновения, распространения и поведения, пр...
Лесные пожары
Конспект урока по ППБ + приложение...
Лесные пожары (видеоролик)
озвученые картины...
Экологический проект "Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения"
Из года в год лесные пожары наносят непоправимый ущерб сибирским лесам, уничтожают деревья, кормовые базы диких зверей, гнездовья птиц. Только в прошлом году в Иркутской области было зарегистрир...
Экологический журнал "Внимание! Лесные пожары!" (для учащихся 5-7 классов)
Внеклассное мероприятие рекомендовано для учащихся 5 - 7 классов. Форма проведения: экологический журнал. Цель: Расширение знаний учащихся о возникновении лесных пожаров и их последствиях....
Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России
Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...
Экологические последствия лесных пожаров
Информация для размыщления...