9 кл. Рабочая программа по ОБЖ
рабочая программа по обж (9 класс)
9 кл. Рабочая программа по ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._rabochaya_programma_po_obzh.docx | 63.73 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Каменск-Шахтинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского
«Утверждаю»
Директор МБОУ гимназии№12
Приказ от__________№_______
_____________/Т. С. Шиндер./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
Основное общее образование: 9 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Кожемякин Александр Андреевич
Программа разработана на основе
Федерального образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ МО от 17 декабря 2010г. №1897;
Москва, «Просвещение» 2012 г.)
2019-2020 учебный год
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:
- умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
- овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;
- овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;
- освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
- знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
- умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
выпускник научится:
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства.
Выпускник получит возможность научится:
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- исследовать различные ситуации в повседневной жизни, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
- Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
В учебной программе для 9 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом перспектив его развития.
Раздел 1 Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
- Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
- Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
- Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
- Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
- Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.
Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Формы организации учебных занятий
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки
Групповые формы обучения: обучающие игры, викторины
Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации, анализ ситуации, сообщение, доклад, реферат, проект, творческие работы.
Дистанционная форма обучения посредством платформы Google
Основные виды учебной деятельности
Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | |
Национальная безопасность в России в современном мире 1.1.Современный мир и Россия. 1.2.Национальные интересы России в современном мире. 1.3.Основные угрозы национальным интересами безопасности России. 1.4.Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России. |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России 2.1.Чрезвычайные ситуации и их классификация. 2.2.Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. 2.3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. 2.4.Угроза военной безопасности России | Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | |
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 3.1.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 3.2.Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. 3.3.МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях |
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 4.1.Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 4.2.Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. 4.3.Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. 4.4.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации | |
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия 5.1.Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. 5.2.Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях |
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации 6.1.Основные нормативно-правовые акты по 6.2.Общегосударственное противодействие терроризму. 6.3.Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма». |
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации 7.1.Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. 7.2.Организационные основы противодействия | Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» России (ФСКН России)» и её положительные результаты» |
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости 8.1. Правила поведения при угрозе террористического акта. 8.2 Профилактика наркозависимости. | Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни | |
Здоровье — условие благополучия человека 9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. 9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие. 9.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье 10.1. Ранние половые связи и их последствия. 10.2. Инфекции, передаваемые половым путём. 10.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья 11.1. Брак и семья. 11.2. Семья и здоровый образ жизни человека. 11.3. Основы семейного права в Российской Федерации | Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | |
Оказание первой помощи 12.1. Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). 12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ | Отрабатывают в паре приемы в оказании первой помощи при массовых паражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших |
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Кол-во часов | Дата проведения 9а | Дата проведения 9б | |
1 | Россия в мировом сообществе. | 1 | |||
2 | Национальные интересы России в современном мире. | 1 | |||
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 | |||
4 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | 1 | |||
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | 1 | |||
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. | 1 | |||
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. | 1 | |||
8 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. | 1 | |||
9 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 1 | |||
10 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 1 | |||
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | 1 | |||
12 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 | |||
13 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | 1 | |||
14 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | 1 | |||
15 | Оповещение населения о чрезвычайных. .ситуациях | 1 | |||
16 | Эвакуация населения. | 1 | |||
17 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | 1 | |||
18 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. | 1 | |||
19 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | 1 | |||
20 | Система борьбы с терроризмом. | 1 | |||
21 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 | |||
22 | Государственная политика противодействия наркотизму. | 1 | |||
23 | Профилактика наркомании. | 1 | |||
24 | Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность. | 1 | |||
25 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | |||
26 | Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России. | 1 | |||
27 | Ранние половые связи и их последствия. | 1 | |||
28 | Инфекции, передаваемые половым путем. | 1 | |||
29 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | 1 | |||
30 | Брак и семья. | 1 | |||
31 | Семья и здоровый образ жизни человека. | 1 | |||
32 | Основы семейного права в Российской Федерации. | 1 | |||
33 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. | 1 | |||
34 | Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. | 1 | |||
Всего часов : | 34 |
Лист коррекции
Уроки, которые требуют коррекции | Уроки, содержащие коррекцию | Утверждено Зам. директора | ||||
Дата, класс | № урока по КТП | Тема урока | Причина коррекции | Дата | Форма коррекции Варианты: Объединение тем (указать с какой, № урока); домашнее изучение с последующей контрольной работой; организация он-лайнурока; другое | |
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения _________ М.А. Калитвенцева
учителей физической культуры ________ 20______год
МБОУ гимназии № 12
от_________ 20____ №_____
_________________________
подпись руководителя МО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...