Рабочие программы
рабочая программа по обж (9 класс)
Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_9_klass.odt | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы и авторской программы для 9-го класса С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков.
Рабочая программа предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс, М: Дрофа, 2010 г.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ им.К. Идама с.Нарын данная программа рассчитана на преподавание курса основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе в объеме 1 час в неделю.
Курс ОБЖ в 9 классе имеет комплексный характер, так как рассматривает вопросы организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных, включает основы безопасного поведения и профилактики травм в старшем школьном возрасте, а так же большое внимание уделено изучению понятий здоровья и здорового образа жизни, рассматриваются психологические основы поведения в криминогенных ситуациях человека в чрезвычайных ситуациях, основы здорового образа жизни, основы международного гуманитарного права по защите населения в вооруженных конфликтах. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, формируют у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, безопасности в повседневной жизни, к организации здорового и безопасного образа жизни.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 9 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.
3. Цели изучения курса
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Главная задача курса 9 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и
моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-практикум;
- Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:
- Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;
- Тематические зачеты;
- Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
- Итоговые контрольные работы;
- Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
4. Содержание курса
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (9 часов)
Глава 1. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (2 часа)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.
Глава 2. Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов (3 часа)
Определение международного гуманитарного права и сфера его применения. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Медицинский и духовный персонал. Защита военнопленных. Гражданское население. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Глава 3. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях (4 часа)
Понятие преступления. Виды и категории преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Защита от мошенников. О безопасности девушек. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья (10 часов)
Глава 1. Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3 часа)
Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения. Безопасное поведение в школе и дома. Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом. Безопасное поведение на улице.
Глава 2. Первая медицинская помощь при травмах (2 часа)
Профилактика осложнение ран. Асептика и антисептика. Травмы головы, позвоночника и спины
Глава 3. Экстренная реанимационная помощь (5 часа)
Признаки смерти и жизни. Прекардиальный удар в область грудины. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких. Остановка сердца и прекращение дыхания.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни ( 15 часов)
Глава 1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (4 часа)
Здоровье человека. Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья. Современные методы оздоровления. Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье
Глава 2. Личная гигиена (5 часов)
Гигиена кожи. Гигиена питания и воды. Гигиена одежды. Гигиена жилища. Гигиена индивидуального строительства.
Глава 3. Физиологические и психологические особенности организма подростка (4 часа)
Физиологическое и психологическое развитие. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях. Управление чувствами и эмоциями. Суицид и подросток.
Глава 4. Факторы, разрушающие здоровье человека (2 часа)
Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание Факт | |||||
План | Факт | ||||||||
1 | Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС | 1 |
| Дописать структуру РСЧС | |||||
2 | Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства ликвидации ЧС | 1 |
| Знать силы и средства ликвидации РСЧС | |||||
3 | Определение международного гуманитарного права и сфера его применения. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение | 1 |
| Повторить тему | |||||
4 | Медицинский и духовный персонал. Защита военнопленных | 1 |
| Заполнить таблицу | |||||
5 | Гражданское население. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права | 1 |
| Подготовить доклады | |||||
6 | Понятие преступления. Виды и категории преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность | 1 |
| Выучить наизусть основные понятия | |||||
7 | Защита от мошенников | 1 |
| Выучить основные действия | |||||
8 | О безопасности девушек | 1 |
| Нарисовать образ | |||||
9 | Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях | 1 |
| Подготовить доклад | |||||
10 | Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения | 1 |
| Заполнить таблицу | |||||
11 | Безопасное поведение в школе и дома | 1 |
| Повторить действия | |||||
12 | Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом. Безопасное поведение на улице | 1 |
| Повторить пройденный материал | |||||
13 | Профилактика осложнение ран. Асептика и антисептика | 1 |
| Знать понятия Асептика и антисептика | |||||
14 | Травмы головы, позвоночника и спины | 1 |
| Знать основные правила | |||||
15 | Признаки смерти и жизни | 1 |
| Выучить наизусть признаки жизни | |||||
16 | Прекардиальный удар в область грудины | 1 |
| Знать понятие прекардиального удара | |||||
17 | Непрямой массаж сердца | 1 |
| Повторить тему | |||||
18 | Искусственная вентиляция легких | 1 |
| Заполнить таблицу | |||||
19 | Остановка сердца и прекращение дыхания | 1 |
| Подготовить доклады | |||||
20 | Здоровье человека | 1 |
| Выучить наизусть основные понятия | |||||
21 | Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья | 1 |
| Выучить основные действия | |||||
22 | Современные методы оздоровления | 1 |
| Нарисовать образ | |||||
23 | Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье | 1 |
| Подготовить доклад | |||||
24 | Гигиена кожи | 1 |
| Заполнить таблицу | |||||
25 | Гигиена питания и воды | 1 |
| Повторить действия | |||||
26 | Гигиена одежды | 1 |
| Повторить пройденный материал | |||||
27 | Гигиена жилища | 1 |
| Знать понятие гигиена | |||||
28 | Гигиена индивидуального строительства | 1 |
| Знать основные правила | |||||
29 | Физиологическое и психологическое развитие | 1 |
| Повторить тему урока | |||||
30 | Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях | 1 |
| Знать что такое конфликт | |||||
31 | Управление чувствами и эмоциями | 1 |
| Выучить понятия | |||||
32 | Суицид и подросток | 1 |
| повторить | |||||
33 | Употребление табака и алкоголя. Их влияние на здоровье | 1 |
| Написать минисочинение | |||||
34 | Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья. Обобщение изученного | 1 |
| повторить |
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• приёмы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь
- доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
- соблюдать правила личной безопасности в криминальных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
- перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации во время чрезвычайной ситуации;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях.
- Информационно – методическое обеспечение
Программа, учебник, методическое пособие для учителя, познавательные задания для учащихся, схемы, таблицы, тесты.
УМК:
1. . Примерная программа по курсу ОБЖ в 8 классе (Смирнов А.Т., Жилов Ю.Д., Латчук В.Н., Мишин Б.И.)М.: – Просвещение, 2001.
2. С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В.В. Марков «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 9 класса, М: Дрофа, 2010 г.
3. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2009 г.
4 . ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
- Критерии оценивания.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...