«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»
план-конспект урока по обж (10 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Раздел 1 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»
Тема № 3 «Безопасность на водоёмах»
Урок № 2 (11)»Безопасный отдых у воды»
Цель урока: используя ранее полученные знания, продолжить формирование у учащихся безопасного поведения на водоёмах.
Задачи урока:
Обучающие:
-определить уровень усвоения учащимися правил безопасного поведения при наводнении и ПБП на водоёмах в зимнее время;
-обобщить и закрепить знания учащихся о ПБП на водоёмах летом;
-отработать понятия: закаливание, тепловой и солнечный удар.
Развивающие:
-продолжить формирование общеучебных УУД: работать с текстом учебника, рабочей тетрадью, готовить сообщения, выступать с докладами ;
-использовать тестовую форму контроля знаний для подготовки учащихся к ЕГЭ;
-продолжить формирование у учащихся представления о том, что безопасное купание в открытых водоёмах является одним из лучших способов закаливания и укрепления здоровья.
Воспитательные:
-показать значимость соблюдения правил БП при купании в водоёмах для сохранения жизни и здоровья человека;
-формирование у учащихся активной жизненной потребности в соблюдении правил в области безопасности жизнедеятельности.
Тип урока: комбинированный ( основной блок – обобщение и закрепление ранее изученного материала, также присутствует контроль знаний ).
Предметные УУД:
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование установки на здоровый образ жизни,
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Структура урока :
- Организационный момент.
- Контроль знаний учащихся.
- Обобщение и закрепление ранее полученных знаний.
- Общее обобщение по уроку.
- Домашнее задание.
План – конспект.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», а конкретно темы «Безопасность на водоёмах». Эта тема в основном содержит материал, который вам уже знаком. На предыдущем уроке мы с вами повторяли причины возникновения, поражающие факторы и ПБП при наводнениях и ПБП на замёрзших водоёмах, что в настоящее время очень актуально. Наступают морозы , водоёмы скоро покроются слоем льда , пока ещё очень непрочным , но очень привлекательным для детей . И несоблюдение ПБП на льду может стать причиной несчастного случая , а также привести к трагедии.
2.КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ( 2+7 мин)
Поэтому урок мы с вами начнём с того, что проверим, как вы усвоили материал домашнего задания, выполнив тестовую работу . Перед вами лежат листки , переверните их . На нижних листках текст самой работы , на них не нужно ничего писать . На приколотых к ним тетрадных листках вы подписываете свою фамилию и выписываете буквы правильных на ваш взгляд ответов. В каждом варианте имеется 9 вопросов: в разделе А – 5 ( они подчёркнуты синими линиями), в разделе Б -4 вопроса ( они подчёркнуты красными линиями ). В разделе А на вопросы необходимо выбрать только один правильный ответ, а в разделе Б- ответов может быть несколько .Поэтому очень внимательно читайте вопрос и предложенные ответы .Каждое правильно выполненное задание в разделе А оценивается в 1 балл , а в разделе Б - в 2 балла .Поэтому максимальное количество баллов -5+8=13,поэтому при набранных 7-9 баллах- оценка «3», 10-11 б- «4» , 12-12 б – «5».На выполнение работы у вас не более 7 мин. Начинаем выполнять.
Приложение 1 и 2
ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ:
1 вариант 2 вариант
А1)а 1)в
2)а 2)в1)
3)в 3)в
4)б 4)б
5)в 5)а
Б 1)а,б,в 1)а,в
2)б,в 2)а,б,в
3)а,б 3)а,в
4)а,б,в 4)б,в.
3.ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
А теперь ребята, мы с вами переходим к основной части урока - обобщению и закреплению знаний по теме «Безопасный отдых у воды».
Наша цель - используя ранее полученные знания, сформулировать ПБП при отдыхе на водоёмах.
А: ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ :
Жизнь человека всегда была связана с водой . 2 3 поверхности Земли занимают океаны, моря, реки, озёра, пруды и т.д. Россия располагает огромными водными пространствами .Территория омывается водами 12 морей .Число больших и малых рек составляет до 2,5 млн ,а количество озёр и прудов –около 2 млн. Жизнедеятельность человека всегда была непрерывно связана с водой .В то же время общение человека с водой требует от него определённых знаний и умений по безопасному поведению на воде с учётом её свойств и повадок .В настоящее время водоёмы всё шире используются человеком не только для нужд экономики , но и для активного отдыха на природе , закаливания организма и совершенствования своего физического развития .
Б: ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учитель: А сейчас мы заслушаем сообщение о том, как можно купаясь в водоёмах , закаливать свой организм.
СООБЩЕНИЕ « Закаливающий эффект купания в открытых водоёмах» ( приложение 3)
2)ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
А сейчас я вас попрошу мысленно перенестись в прошедшее лето и послушать такой разговор.
Приложение 4
Ребята! Какие нарушения ПБП на воде вы заметили?
НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ НАПИСАТЬ ТЕКСТ
1)после 12 часов не рекомендуется загорать
2)сразу после бега, разгорячёнными, нельзя входить в воду
3)не проверено дно водоёма ( если это не оборудованный пляж )
4)нельзя купаться до изнеможения
5)нельзя загорать столько времени, это опасно ожогами кожи и солнечным ударом
6) незнание первой помощи при тепловом ударе.
Ребята, как было бы правильно вести себя в данной ситуации?
Так как девочки благополучно вышли из воды и стали загорать, какое обстоятельство является здесь наиболее опасным?
ТЕПЛОВОЙ УДАР
Вот с него мы с вами и начнём. Давайте вспомним причины, симптомы и первую помощь при солнечном и тепловом ударе.
Приложение 5
5) А теперь давайте вспомним, как правильно выбрать место для купания?
Приложение 6
6) Общение человека с водой, заставило его прежде всего научиться плавать. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности . Она становится опасной для жизни и здоровья людей , не подготовленных к пребыванию на водоёмах или не желающих считаться с правилами поведения человека на воде .
По статистике в среднем на водоёмах России в год погибает 14-16 тыс человек . Анализ причин гибели людей на водоёмах России свидетельствует о том .что более 54 % всех несчастных случаев происходит во время купания , чаще всего в нетрезвом состоянии или в необорудованных опасных местах , а так же от неумения плавать .
Какие правила необходимо соблюдать при купании нам сейчас напомнит Яна.
Приложение 7 « Правила безопасного купания»
4 ОБОБЩЕНИЕ ПО УРОКУ
Ребята! Изучение безопасного поведения на водоёмах мы с вами продолжим на следующем уроке .А сейчас мы с вами подведём итоги этого урока .Для этого открываем учебник на странице 70 .Нашли статью « Это должен знать каждый» . Давайте зачитаем вслух «Основные правила , которые должен знать и соблюдать каждый , кто любит активный отдых на воде».
Учащиеся зачитывают статью
В заключение я отмечу, что отдых на воде очень привлекателен и полезен для здоровья, но пользоваться этим благом надо с умом , чтобы приятное не обернулось несчастьем .
5 Домашнее задание: используя материал параграфа № 3 .2 составить:
« Памятку правил безопасного отдыха у воды». Можете это сопроводить рисунками и плакатами.
Приложение:
1)
Тестовая работа по теме «Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях»
1 вариант
А Выберите правильный ответ:
1) Что означают длительные звонки , заводские гудки , завывание сирен ?
А Внимание, Всем;
Б Внимание воздушная тревога ;
В Спасайся, кто может.
2)Что такое наводнение:
А превышение расхода воды над пропускной способностью реки выще допустимого уровня
Б волны в океане, вызываемые подвижками земной коры дна Мирового океана
В грязе – каменный поток , разрушающий всё на своём пути .
3)Наиболее прочным является лёд:
А слоистый и волнистый
Б жёлтый и мутный
В чистый и прозрачный.
4 ) Для одиночных пешеходов лёд считается прочным , если его толщина:
А менее 2 см
Б не менее 7 см
В не менее 5 см.
5) Выбравшись из полыньи :
А вы будете лежать на льду и громко звать на помощь
Б встанете на ноги и как можно быстрее побежите к берегу
В не вставая, поползёте в ту сторону, откуда пришли.
Б Выберите правильные ответы:
1) Причины возникновения наводнений :
А половодье и паводок
Б заторы и зажоры
В прорыв плотины.
2) Правила поведения при поступлении сообщения о наводнении и эвакуации:
А останусь дома
Б подготовлю дом к наводнению
В соберу необходимые вещи, продукты, документы и прибуду на эвакуационный пункт.
3) Когда можно самостоятельно выбираться из затопленного района
А когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь
Б нет надежды на спасателей , а вода прибывает
В надоело сидеть на месте.
4) Признаки ненадёжности льда
А вросшие растения
Б впадение ручьёв, стоков с предприятий
В участки запорошенные снегом
2)
Тестовая работа по теме «Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях»
2 вариант
А Выберите правильный ответ:
1) Как вы будете действовать , если услышите сигнал «Внимание, Всем». Находясь дома
А буду и дальше заниматься своими делами
Б позвоню родителям
В быстро включу телевизор и внимательно прослушаю сообщения и рекомендации о порядке действий.
2) Лёд считается прочным для группы людей, если его толщина
А не менее 7 см
Б не менее 10 см
В не менее 12 см.
3) Как вы определите толщину льда
А по длительной оттепели
Б попрыгаете на льду
В по длительным морозам (-15 С ).
4) Вам , чтобы сократить расстояние, необходимо пройти по льду водоёма
А вы выберете самый короткий путь
Б всё таки обойдёте водоём
В пойдёте по чужим следам.
5) Если вы видите человека провалившегося под лёд
А позовёте на помощь и бросите ему длинную палку или верёвку, прикреплённую к опоре
Б побежите его спасать
В побежите за помощью.
Б Выберите правильные ответы:
1) Поражающие факторы наводнения
А затопление и заболачивание местности
Б удары движущихся масс горных пород
В гибель людей, животных , уничтожение материальных и культурных ценностей.
2) Правила поведения при отсутствии организованной эвакуации
А запастись предметами , которые могут удержать на воде
Б подняться на верхние этажи или крышу
В постоянно подавать сигналы бедствия.
3) Если вы провалились под лёд
А закричите ,чтобы позвать на помощь
Б будете барахтаться, чтобы как можно быстрее выбраться из полыньи
В раскинете руки и попытаетесь осторожно выкатиться на лёд без резких движений
4) Что вы будете делать при наводнении после спада воды?
А поторопитесь в дом , чтобы проверить сохранность вещей
Б при входе в дом будете соблюдать меры предосторожности
В откроете окна и двери, дождётесь проверки линий коммуникаций (газопровода, электросетей и т.д.)
3)
Купание в открытых водоёмах является одним из эффективных средств закаливания. Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды (например , низкой или высокой температуры ) путём систематического воздействия на организм этих факторов.
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.
У закалённых людей вырабатывается устойчивость к низким температурам , теплообразование в организме происходит более интенсивно, а это уменьшает вероятность развития инфекционных болезней. Закаливание способствует повышению активности и мощности всех защитных сил организма.
При закаливании происходит постепенное снижение чувствительности организма к действиям определённого физического фактора.
Основную роль при купании играет температурное раздражение кожи водой, которое рефлекторно оказывает тонизирующее и возбуждающее действие на нервную систему, кровообращение, дыхание. Во время купания на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода.
Под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца в коже человека расщепляются сложные белковые соединения, образуется красящий пигмент и витамин Д. Солнечные лучи обладают бактерицидными действиями. Загорелая кожа более устойчива к воспалениям и кожным заболеваниям. Под влиянием солнечных лучей стимулируется деятельность нервной системы, повышается общий тонус, улучшается настроение и работоспособность человека. Но всё хорошо в меру и индивидуально. Кроме того, необходимо учитовать различную солнечную активность в разное время года и суток в той местности, где вы проживаете.
Солнечные ванны следует применять разумно, иначе они не принесут пользы, а вызовут ожоги кожи, перегревание организма, солнечный удар, перевозбуждение нервной системы. После приёма солнечной ванны ( не более 40 минут) рекомендуется 10-15 мин побыть в тени, а затем искупаться.
Правильность принятия солнечных ванн хорошо определяется по общему самочувствию ( приятное самочувствие, хороший сон, нормальный аппетит, высокая работоспособность). Признаки вредного воздействия солнечного облучения: сердцебиение, упадок сил, головная боль, плохой сон, потеря аппетита, вялость, снижение работоспособности, шелушение кожи. Лучшие часы для загара - в средней полосе с 10 до 12, а на юге- с 8 до 11 часов.
Ёщё одним из закаливающих факторов при купании является хождение босиком, которое испокон веку использовалось для профилактики и лечения многих заболеваний. Оказывается, при соприкосновении с землёй на организм действует целый ряд благотворных факторов.
Установлено, что на стопе человека при босохождении включается в работу 72 тыс нервных окончаний, образующих биологически активные зоны, связанные с различными органами и системами человека. В такт шагам ритмично меняется температура стопы. Терморегуляторы воспринимают эти сигналы, которые преобразуются в команды, стимулирующие кровообращение. Циркуляция крови в сосудах ног многократно возрастает, тренируется иммунная система, повышается способность организма противостоять воздействию на него холода.
Все перечисленные закаливающие процедуры должны проводиться в комплексе с физическими упражнениями. Это обеспечит наиболее благотворное влияние на общее состояние здоровья.
5)Тепловой и солнечный удар.
О том, что высокая температура и солнечная радиация могут привести к плохому самочувствию, а то и к гибели, знали давно. Например, в 332 г во время похода Александра Македонского при переходе через пустыню от солнечного и теплового удара людей погибло больше, чем в последующих битвах. Однако лишь в 18 веке стали выясняться истинные причины недомогания от действия солнца. Но полное изучение причин болезни произошло ещё позже, в 19 веке, благодаря работам французского физиолога Клода Бернара. Он соорудил специальную тепловую камеру и изучал, как экспериментальные животные переносят жару. Оказалось , что вначале они неплохо переносили перегревание. Но спустя 20-30 минут регуляторные механизмы истощались, и температура тела начинала подниматься. Частота дыхания и сердцебиение резко возрастали. Начинался срыв : двигательное беспокойство, судороги,. Сердце и дыхательная система не выдерживали высокого напряжения, и в конце концов животные гибли от сердечной недостаточности. Когда температура достигала 43-44 С, давление крови в сосудах начинало резко падать, наступал обморок, который заканчивался смертью.
Сходные явления наступают и при солнечном ударе вследствие перегревания головы. Солнечный удар может произойти и в нежаркую погоду при условии , если прямые солнечные лучи падают на незащищённую голову. Перегревание головного мозга приводит к срыву теплорегуляции и к появлению тех же симптомов, что и при тепловом ударе.
Признаками солнечного удара являются:
-учащённое сердцебиение
-побледнение лица
-шаткая походка
-головная боль
-шум в ушах
-головокружение
-сильная слабость и вялость
-еле заметное дыхание
-может появиться тошнота, рвота, кровотечение из носа
-в тяжёлых случаях - судороги и обморок.
Для оказания первой помощи:
-пострадавшего отнести в тень
-уложить на спину
-голову немного приподнять
-растегнуть одежду стесняющую дыхание
-на лоб и на область сердца рекомендуется положить смоченную прохладной водой ткань или пузырь со льдом
-дать выпить холодную воду или чай (из-за обильного потения организм теряет много воды, кровь густеет)
-тело обтереть полотенцем, в тяжёлых случаях облить холодной водой, приложить к затылку холодный компресс, обмахивать пострадавшего
-если пострадавший потерял сознание , ему надо осторожно дать понюхать нашатырный спирт, для чего смоченную в нём ватку несколько раз на 1 с следует поднести к носу пострадавшего.
4)Яна привет! Наконец-то каникулы начались. Мы с подругой проснулись в 12 часов и сразу побежали на пруд. Скорее в воду! Накупались вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа 3 загорали. Я учила на уроках биологии, что ультрафиолетовые лучи очень полезны для здоровья. Но с моей подругой случился тепловой удар. Я очень испугалась и растерялась, бегала по пляжу и не знала, что нужно делать.
6)Преимущество купания в открытых водоемах заключается еще и в том, что оно предполагает овладением жизненно важным умением – плавать. Надо помнить о том, что настоящее время по экологическим причинам не во всех водоемах можно купаться. Главное правило безопасного отдыха на воде заключается в знании мест, где вода в водоёмах проверена и не представляет опасности для здоровья и где купание разрешено.
Если вы решили искупаться в незнакомом месте, то необходимо:
- тщательно обследовать берег и убедиться, что место для купания находится на песчаном берегу с хорошим спуском;
- проверить: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки;
- дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов;
- вода должна быть прозрачна и спокойна.
7)Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоема( море, река, озеро, пруд) и места купания( пляж, бассейн, незнакомый водоём) необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания:
-купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева,
-купаться рекомендуется не раньше чем через 1-1,5 ч после еды.
Во время купания необходимо постоянно контролировать свое самочувствие и не допускать переохлаждения:
- в жаркую погоду не рекомендуется входить в воду разгоряченным, необходимо перед входом в воду - охладиться в тени;
- при определении длительности купания необходимо учитывать свои физические возможности и температуру воды и воздуха;
- в воду нужно входить осторожно, никогда не прыгать в воду в незнакомых местах;
- температура воды должна быть не ниже 18-19 С, а температура воздуха – 20-25 С;
- наиболее приемлемыми являются следующие режимы купания:
При температуре воды 18 С – 6-8 минут
При 20 С – 10-12 минут
При 24 С – 15-20 минут
Ни в коем случае нельзя купаться до озноба: при переохлаждении могут возникнуть судороги, произойти остановка дыхания, потеря сознания. Судорожные сокращения мышц во время плавания, вызванные длительным пребыванием в воде, часто являются причиной несчастных случаев. Если вы продолжительное время чувствуете озноб, нужно выйти из воды и сделать короткую, но энергичную пробежку по берегу, насухо обтереться полотенцем и после этого можно загорать. Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечет за собой остановку дыхания. Такие же последствия может иметь купание в нетрезвом виде.
При купании надо стараться не заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться, как можно быстрее доплыть до берега.
Не следует плавать на надувных предметах. Плавание на них опасно, а для человека, не умеющего плавать, часто заканчивается трагически.
Важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность:
- шалости не должны переходить известных границ, так как они могут привести к трагическим последствиям;
- проводить игры следует на небольшой глубине;
- ни в коем случае нельзя подавать ложные сигналы бедствия, так как имитация несчастного случая может привести к тому, что окружающие, привыкшие к ложным сигналам, не придут на помощь к тому, кто в ней действительно будет нуждаться;
- нельзя оставлять у воды младших братьев и сестер.
Нужно внимательно и бережно относиться к товарищу, не терять его из виду и приходить к нему на помощь. Необходимо помнить, что соблюдение мер предосторожности – главное условие безопасности на воде.