Конспект урока «Безопасность на водоемах»
учебно-методический материал по обж (5 класс)

Сергеев Артём Николаевич

Тема урока: «Безопасность на водоемах» (5 класс ОБЖ)

Цель: Расширить и систематизировать знания по безопасному поведению на водоемах в различных условиях

 Задачи:

Предметные:

1.Изучить опасности у воды, их последствия

2. Знать правила поведения на водоемах

3.Знать порядок действий при наводнении, при движении по замерзшим водоемам и при авариях на судах

Метапредметные:

1.Развивать умения выделять главное и систематизировать из общего объема информации

2.Уметь корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.

Личностные:

1.Воспитывать качества ситуационного лидера

 2.Уметь работать в команде и индивидуально

 3.Знать и применять правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях на водоемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_na_vode.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Безопасность на водоемах» (5 класс ОБЖ)

Цель: Расширить и систематизировать знания по безопасному поведению на водоемах в различных условиях

 Задачи:

Предметные:

1.Изучить опасности у воды, их последствия

2. Знать правила поведения на водоемах

3.Знать порядок действий при наводнении, при движении по замерзшим водоемам и при авариях на судах

Метапредметные:

1.Развивать умения выделять главное и систематизировать из общего объема информации

2.Уметь корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.

Личностные:

1.Воспитывать качества ситуационного лидера

 2.Уметь работать в команде и индивидуально

 3.Знать и применять правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях на водоемах.

Тип урока: формирования новых знаний и умений

Вид урока: комбинированный

Дидактические материалы: мультимедийная презентация «Безопасность на водоемах», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов ……

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку.

Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: «Я готов к работе, а ты?»

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: 

организация своей учебной деятельности.

Личностные: 

мотивация учения.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте догадаться какая тема сегодняшнего урока:

У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они на фарватер, 
 (судовой ход)
В незнакомых ныряли местах, 
На непрочных катались плотах, 
И дырявую лодку качали, 
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки…
Больше нет чудаков у реки!

 Какая тема нашего урока? (Безопасность на водоемах)

Молодцы, открываем тетради и записываем число, тему урока!

Обратите внимание, на экране появилось утверждение:

Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.

Давайте разберемся так ли это?      

 ( Слайд 3)

Устанавливает тематические рамки, подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока.

Отвечают на поставленные вопросы

Познавательные: 

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: 

самоопределение.

Регулятивные: 

целеполагание. 

Коммуникативные:

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Изучение нового материала

Аделина подготовила сообщение на тему « Вода – жизненная необходимость»  

Аделина,  можешь начинать доклад. 

Сообщение ученика:

Самый распространённый минерал на Земле — вода.  Водные просторы занимают 70% территории Земли. Образовавшись в глубинах Земли, вода покрывает 3/4 земной поверхности. Солёная и пресная, прозрачная и мутная, жидкая и твёрдая и в виде пара. Вода внутри нас и вокруг нас. Природные водоемы (океаны, моря, озёра, реки), а также искусственные водоёмы (пруды, водоканалы, водохранилища и другие) — составляющие водной оболочки Земли, или гидросферы.  Можем ли мы прожить без воды? Нет. Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, для стирки, мытья. Для развития детей большое значение имеет употребление морепродуктов, богатых кальцием, фосфором, йодом и другими необходимыми для нашего организма микроэлементами. Что может заменить нам то удовольствие, которое мы получаем от купания в теплое время в воде? Из этого мы можно сделать вывод, что вода для нас жизненная необходимость.

-  Спасибо Аделина, присаживайся. 

В то же время мы должны задуматься, что от воды ежегодно гибнут сотни тысяч людей от стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов).

Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде. Из этого мы можем сделать второй вывод, что вода для нас смертельная опасность. Сегодня мы с вами поговорим о том, как, наслаждаясь прелестями воды, не стать её жертвой.

Мы с вами разберем, какие существуют правила на воде

(слайд 6)

Ребята, посмотрите на экран, и скажите: какое место у реки подходит для купания? Ответ: пологий берег, песчаное дно.

Хорошо,  записываем:

Правила безопасности на воде:

1. Дно водоема в месте купания должно быть пологим, ровным, плотным, лучше всего - песчаным  (6 слайд)

2. Купаться можно только в специально отведенных для этого местах под присмотром взрослых (7  слайд)

3. Не входи в воду вспотевшим или разгоряченным после солнечных ванн или подвижных игр!! В жаркую погоду сначала разденься и посиди недолго на берегу, чтобы остыть. Затем умой лицо, смочи голову и только потом заходи в воду (8 слайд)

В водоемах запрещается!

1. Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах

(9 слайд)

2. Заплывать за буйки, а так же выплывать на судовой ход или приближаться к судам (10 слайд)

3. Устраивать в воде игры связанные с захватами, подсечками или удержанием под водой (11 слайд)

4. Заплывать далеко без взрослых на надувном матрасе или камере (12 слайд)

Запомните и запишите несколько полезных советов: (13 слайд)

  • От усталости и холода может свести ногу. Не паникуй, а быстро и сильно разотри ногу,
  • Никогда не садись в лодку без взрослых, без спасательного круга или жилета.
  • Когда плывешь в лодке, не свешивайся и не наклоняйся к воде. Не ходи по лодке и не раскачивай её.

Закрепим изученное.  Перед вами  таблица. Она состоит из двух столбцов. В ней написаны правила безопасности на воде, а так же то чего нельзя  делать на воде, чтобы не подвергать угрозе свою жизнь и здоровье и окружающих нас людей. В левом столбце заголовок: нельзя! Это то, что мы не должны делать. В правом столбце заголовок – Правила безопасности. Есть ответы, но они перепутаны, вам необходимо переставить их правильно. (слайд 15)

Нельзя!

5,7,8

Правила безопасности

3,5,8

Нырять в незнакомых местах, не зная дна водоёма.

Надо знать и учитывать течение реки.

Раскачивать лодку, вовремя передвижения на ней по водоёму.

Купаться на водоёмах можно только в теплое время и в тёплой воде.

Плавать на камерах, и других самодельных плавательных средствах.

Вставать в лодке, садиться на борт или перегибаться через него.

Прибежать к водоёму, быстро раздеться и сразу нырнуть.

Дети должны купаться на водоёмах под присмотром взрослых.

Купаться только в местах специально оборудованных для купания.

Играть в водоёмах с удерживанием противника под водой.

Не допускать переохлаждения организма при длительном нахождении в воде.

Уметь плавать

Купаться в прудах и озёрах вдали от болотистых мест и шлюзов

Идти купаться на водоём без разрешения родителей.

Перед катанием на лодке надо проверить наличие в ней спасательных средств.

Купаться без присутствия взрослых.

Купаться в водоёмах, находящихся вблизи предприятий с вредным производством, а так его в него сливаются канализационные и промышленные стоки.

Если вы решили далеко отплыть от берега, то должны правильно рассчитать свои силы. При первых признаках усталости или ухудшения самочувствия выходите из воды

Не менее важно знать  и правила безопасного поведения на замерзших водоемах  (слайд 16)

ПРАВИЛА Поведения  на льду:

1. Не выходите  на лёд в одиночку!!! (слайд 22)

2. Выходить на  тонкий лёд нельзя!!!

Помните: безопасная толщина льда для одного человека —

не менее 7 см, а для группы людей –  не менее 12 см.   (слайд 23)

3. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь)!!! (слайд 24)

4. Нельзя проверять прочность льда нажатием или ударом ноги!!! (слайд 25)

5. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя (слайд 26)

6. При предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин нужно скользящими шагами, не отрывая ног ото льда продвигаться к берегу (слайд 27)

7. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне (слайд 28)

8. Нельзя собираться группой на небольшом участке льда

При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5–6 м) (слайд 29)

9. Не катайтесь на лыжах и не играйте на тонком льду! Он может треснуть и вы окажитесь под ним (слайд 30)

10. Никогда не скатывайтесь на  санках или на лыжах с горки на лед

(слайд 31)

11. Если под вами начал трескаться лёд, не бегите! Плавно ложитесь на лёд и перекатывайтесь в безопасное место (слайд 32)

Запомните: (слайд 33)

Тонкий лёд всегда молочно-белого или  желтоватого цвета!

А прочный лёд  - чистый, прозрачный синеватого или зеленоватого оттенка

Что делать, если вы уже провалились в холодную воду?

1. Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание (слайд 34)

2. Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения (слайд 35)

3. Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ногу на лед (слайд 36)

4. Если лед выдержал, медленно ползите в ту сторону, откуда пришли, ведь там лед уже проверен на прочность (слайд 37)

5. Достигнув более прочного льда, не вставая, перекатывайтесь в сторону берега (слайд 38)

6. Выбравшись на берег, не отдыхая, изо всех сил бегите к ближайшему жилью (слайд 39)

7. Если до ближайшего жилья очень далеко, необходимо развести костер и переодеться в сухую одежду (слайд 40)

Что делать, если требуется ваша помощь? (слайд 41)
- Вооружитесь любой длинной палкой, доской, шестом или веревкой.

Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду!!!

- Следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье (слайд 42)

- Остановитесь от находящегося в полынье человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест (слайд 43)

- Осторожно вытащите пострадавшего на лед и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны. Ползите в ту сторону, откуда пришли

(слайд 44)

- Доставьте пострадавшего в теплое место. Разотрите тело (до покраснения кожи)

(слайд 45)

- Напоите пострадавшего горячим чаем слайд (слайд 46)

Объяснение нового материала. Организует осмысления учебной информации.

Слушают учителя. Отвечают на  поставленные вопросы, в тетради записывают правила безопасности на воде, называют их.

Работают с таблицей.

Личностные: Формирование внутренней позиции школьника, умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Регулятивные: Формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем Познавательные: Формирование умения искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста; способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение); умение на основе анализа объектов делать выводы; представлять информацию по предложенному наглядному материалу Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Физкультминутка

Дети, вы устали? Давайте немного отдохнём. Сейчас у нас физкультминутка.

Физкультминутка.

Вы наверное устали?
А сейчас мы отдохнем .
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже, 
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку.
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать.
Но пора и меру знать.
Побежим скорее в класс 
Там продолжим мы рассказ.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Систематизация и обобщение знаний по теме

Ребята, вам предлагается расшифровать выражение, которое является выводом к нашему уроку.  Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить.

http://festival.1september.ru/articles/575850/img1.gif

Прочитайте полученное выражение.

Правильный ответ: Твоя безопасность в твоих руках.

Организует самостоятельную работу. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Выполняют задание, осуществляют самопроверку.

Регулятивные: 

контроль изученного материала, планирование своей деятельности для поставленной задачи

Познавательные: 

анализ объектов и синтез, выделение и формулирование цели, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

Рефлексия учебной деятельности

Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, когда мы купаемся, чтобы не случилось несчастье.

Сейчас предлагаю ответить вам на вопросы, представленные на слайде:

  • Сегодня я узнал …
  • Было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Меня удивило…

Домашнее задание:  читать в учебнике: безопасность на водоемах и безопасность на замерзших водоемах стр. 71-75 составьте список – перечень, что нужно делать для обеспечения безопасных условий во время купания.

Подводит итоги работы класса

Анализируют свою деятельность на уроке. Записывают задание

Личностные: 

нравственно-этическая ориентация

Регулятивные:

 оценка результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока безопасности

Урок безопасности в 5 классе...

План-конспект урока "Безопасность в сети Интернет"

Урок разработан в рамках проведения Единого урока безопасности в сети Интернет. Разработку можно использовать для учащихся средних школ, а также студентов 1, 2 курсов СПО....

Конспект урока "Безопасность в сети Интернет"

Конспект урока "Безопасность в сети Интернет" - классный час для 8 класса...

Конспект урока безопасности: "Научись себя беречь".

Конспект классного часа для 7 класса, по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях....

Конспект урока "Безопасность дорожного движения"

Разработка урока по правилам дорожного движения. Материал содержит различные виды деятельности обучающихся на всех этапах урока. Задания на историю ПДД, загадки, ссылки на видео фрагменты....

Конспект урока «Безопасность на дорогах!», 6 класс

Конспект урока «Безопасность на дорогах!», 6 класс Spotlight...