Рабочая программа по ОБЖ 5 класс ФГОС ООО
рабочая программа по обж (5 класс)

Блинова Анжелика Александровна

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_fgos_ooo_5_klass.docx148.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена в соответствии:

  • с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ;
  • с Приказом «Об утверждении Федеральных перечней учебников»;
  • с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного  общего  образования (утвержден  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями);
  • с примерной программой  основного общего образования по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Рабочая программа составлена на основе УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса под редакцией А.Т. Смирнова.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • Безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
  • принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
  • отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • Формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.
  • выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Общая характеристика учебного предмета

Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни. Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.

«Основы безопасности жизнедеятельности» как учебный предмет обеспечивает:

  • Освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
  • понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
  • понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
  • понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
  • освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
  • освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
  • освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:

  • Воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.

Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Обществознание», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей обучающегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается на уровне основного общего образования в 5  классе из расчёта 0,5 ч. в неделю  (всего 17,5 ч.)

Таким образом, предлагаемая рабочая программа рассчитана на 17,5 ч. (по 0,5 ч. в неделю). Часы для изучения курса ОБЖ в 5 классе выделены за счет школьного компонента в связи с пониманием того, что в настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование  антиэкстремистской  и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • овладениеосновамиэкологическогопроектированиябезопаснойжизнедеятельностисучетомприродных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Содержание учебного предмета

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Город как среда обитания человека. Опасные ситуации, которые могут возникнуть на улицах города, в жилище. Горожанин. Сельчанин.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Опасные ситуации, которые могут возникнуть в быту. Действия при угрозе и во время опасных ситуаций в жилище.

Особенности природных условий в городе. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Правила безопасности во время гололеда; правила безопасного поведения при встрече с собакой; в толпе; с незнакомыми людьми.

Безопасность в повседневной жизни. Классификация чрезвычайных ситуаций. Правила личной безопасности. Умение правильно и быстро набирать необходимый номер службы города.

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Дорожные знаки и их деление на группы.

Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход – участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир. Безопасность пассажира. Правила пользования транспортом. Посадка в общественный транспорт, пожар в общественном транспорте. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажира грузовым  транспортом.

Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства. Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист-водитель транспортного средства. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда, обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге.

Пожарная безопасность. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Причины возгорания в жилище.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Причины затопления жилища, разрушения зданий. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Безопасное обращение с электроприборами; бытовым газом; со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и  компьютером.

Тема 3. Опасные ситуации природного характера.

Погодные явления и безопасность человека. Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления и правила безопасного поведения во время опасных природных явлений.

Безопасность на водоемах. Причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде. Правила передвижения по льду. Игра на льду. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Основные стихийные бедствия, которые могут стать причинами чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах, аварии на пожаро - и взрывоопасных объектах, аварии на химических объектах.

Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

Антиобщественное поведение и его опасность. Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Обеспечение личной безопасности дома. Происшествия в жилище, вред алкоголизма. Некоторые общие правила безопасного поведения дома. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Обеспечение личной безопасности на улице. Безопасные зоны. Безопасность на улице. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу. Взрывное устройство на улице.

Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Причины возникновения экстремизма и терроризма. Виды терроризма: политический, использующий религиозные мотивы, криминальный, националистический, технологический. Виды экстремистской и террористической деятельности.

Виды экстремистской и террористической деятельности. Террористическая деятельность.

Виды террористических актов и их последствия. Исторические факты. Рекомендации специалистов по снижению факторов риска для жизни и здоровья в случае теракта. Ложные сообщения о терактах и ответственность за заведомо ложное сообщение.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.  Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних согласно Уголовному кодексу РФ.

Контрольные и практические работы:

Контрольный тест по теме «Основы безопасности личности, общества и государства».

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

О здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека.

Рациональное питание. Гигиена питания. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Гигиена питания.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения. Алкоголь и его влияние на организм человека.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Тема 9. Первая медицинская помощь и правила её оказания.

Практические работы:

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. ПМП. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома. Порядок вызова скорой помощи.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах. Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах и вывихах.

Первая помощь при отравлениях. Оказание  первой медицинской помощи при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы и число часов, отводимых на данный раздел

Характеристика основных видов

деятельности обучающихся

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. 23 часа

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.  15 часов

  1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. 5 часов

1.1

Город как среда обитания.

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.

1.2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.

Различают предметы бытовой химии.

Заполняют дневник безопасности

1.3

Особенности природных условий в городе.

1.4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

1.5

Безопасность в повседневной жизни.

2. Опасные ситуации техногенного характера. 6 часов

2. 1

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

Характеризуют причины дорожно- транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.

2.2

Пешеход. Безопасность пешехода.

Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.

2.3

Пассажир. Безопасность пассажира.

2.4

Водитель.

2.5

Пожарная безопасность.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

2.6

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.

  1. Опасные ситуации природного характера. 2 часа

3.1

Погодные явления и безопасность человека.

Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.

Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд).

3.2

Безопасность на водоемах.

Различают состояние водоёмов в различное время года.

Объясняют правила поведения на водоёмах.

Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. 2 часа

4.1

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.

Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.

4.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. 8 часов.

  1. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. 3 часа

5.1

Антиобщественное поведение и его опасность.

Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.

Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.

5.2

Обеспечение личной безопасности дома.

Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях.

5.3

Обеспечение личной безопасности на улице.

6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства. 5 часов.

6. 1

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.

6.2

Виды экстремистской и террористической деятельности.

Характеризуют основные виды террористической деятельности.

Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте.

6.3

Виды террористических актов и их последствия.

Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.

6.4

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

6.5

Контрольная работа по теме: «Основы безопасности личности, общества и государства».

Повторяют, систематизируют и обобщают изученное.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10 часов.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни. 5 часов

  1. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни. 3 часа

7. 1

О здоровом образе жизни.

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.

7.2

Двигательная активность и закаливание организма – элементы здорового образа жизни.

Распознают виды двигательной активности и закаливания.

7.3

Рациональное питание. Гигиена питания.

Характеризуют сущность рационального питания.

  1. Факторы, разрушающие здоровье. 2 часа

8.1

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье.

8.2

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 5 часов.

  1. Первая помощь и правила ее оказания. 5 часов пр.раб.

9.1

Первая помощь при различных видах повреждений.

Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.

9.2

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.

9.3

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.

9.4

Первая помощь при отравлениях.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.

9.5

Первая помощь при отравлениях.

Раздел 5. Повторение. Обобщение. 2часа.

Итоговая контрольная работа за год. Итоговый урок. Обобщающее повторение.

Повторяют, систематизируют и обобщают изученное за год.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд

  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
  2. Учебно-методические комплекты к программе по ОБЖ, выбранной в качестве основной для проведения уроков ОБЖ.  
  3. Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
  4. Авторская программа по ОБЖ.
  5. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков ОБЖ).                              
  6. Научно-популярная литература по ОБЖ.                                                                                                                      
  7. Учебно-наглядные пособия.  Справочные пособия, энциклопедии по ОБЖ.                                                            
  8. Конституция РФ.
  9. Правила дорожного движения РФ
  10. Уголовный кодекс РФ

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Электронные приложения к учебнику.
  2. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
  3. Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2010 г.
  4. Сборник форм типовых документов, рекомендуемых для планирования мероприятий по ГО и защите населения и территорий от ЧС в организациях, учреждениях.
  5. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Экран.
  3. Проектор.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Модуль I.   Безопасность человека в опасных ситуациях

Безопасность человека в опасных ситуациях.

Личностные результаты:

  • Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  •  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

        Метапредметные результаты:

  • Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
    овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
    формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

  • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
  • формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая  экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.

        Обучающийся научится:

  • Описывать опасные ситуации природного, техногенного, социального характера, наиболее вероятные для региона проживания;
  • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций природного, техногенного, социального характера;
  • классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания;
  • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды;
  • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
  • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
  • разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха;
  • негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
  • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
  • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
  • обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
  • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
  • моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
  • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
  • формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
  • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
  • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

        Личностные результаты:

  • Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних  угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

        Метапредметные результаты:

  • Овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

        Предметные  результаты:

  • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью.

 

Обучающийся научится:

  • Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
  • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
  • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки), и их возможные последствия.

        Обучающийся получит возможность научиться:

  • Использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

        Метапредметные результаты:

  • Овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Предметные  результаты:

  • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь;
  • умение применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Обучающийся научится:

  • Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
  • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
  • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
  • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Критерии и нормы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти  и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма  проверки знаний.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний обучающихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Оценивание устных ответов обучающихся

Отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Отметка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

При оценивании устных ответов обучающихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям обучающихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Оценивание письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценивание практических работ

Отметка «5» ставится, если обучающийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Отметка 4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Во всех случаях отметка снижается, если обучающийся не соблюдал правила техники безопасности.

Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.

Оценивание тестовых работ

90 - 100% правильных ответов - 5

80 - 70% правильных ответов – 4

65 - 50% правильных ответов – 3

Менее 50% правильных ответов - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...