подготовка к олимпиаде по ОБЖ школьников
статья по обж

Михайлов Александр Васильевич

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие обучающихся во Всероссийских олимпиадах на уровне школы, района и города, их победы рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательного учреждения, деятельности педагога при прохождении им аттестации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка е олимпиаде по ОБЖ18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка обучающихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из направлений формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников

Михайлов А.В. учитель ОБЖ

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие обучающихся во Всероссийских олимпиадах на уровне школы, района и города, их победы рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательного учреждения, деятельности педагога при прохождении им аттестации.

Но мы не должны забывать, что главными участниками олимпиад являются наши обучающиеся и подготовка к участию в олимпиадах является для них существенной дополнительной учебной нагрузкой.

Подготовка обучающихся к олимпиаде - это сложный процесс, участниками которого являются педагоги, обучающиеся, родители, он требует большого напряжения сил от наших учащихся, а мы должны на первое место ставить здоровье ребенка, его интересы и потребности.

Участие в олимпиадном движении для обучающихся очень важно, так как это:

  • Способствует их самореализации;
  • Способствует расширению их знаний в определенной области;
  • Позволяет определиться с выбором будущей профессии.

Мы все понимаем, что подготовка к олимпиаде - это всегда результат сложного взаимодействия педагога и обучающегося. Для успеха в олимпиаде важна не только систематическая подготовка, но и интеллектуальная одаренность; умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать. Кроме того, важен интерес ребёнка к предмету.

Участвуя в олимпиадах, дети оказываются в среде, равных себе. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Подготовка обучающегося к олимпиадам процесс длительный. Это должен быть серьезный, многолетний и систематический труд. Чтобы обучающийся показали достойные результаты, начинаем готовить их, как минимум, с 5 класса. Знаний, которые ребята получают на уроках, не достаточно. Нужна дополнительная подготовка. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность, осуществляется в нашей школе через внеурочную деятельность.

Проводим мониторинг учащихся, формируем школьную команду обучающихся, которые хотят и могут заниматься серьезной подготовкой по предмету. И начинается самый трудный, но очень интересный процесс подготовки.

На первом этапе применяю методические приемы, методы, формы. Использую полезную информацию, размещенную в сети Интернет. На основе анализа данной информации, составляю план подготовки к олимпиаде.

На следующем этапе при планировании занятий перед олимпиадой примерно 70% времени отвожу на решение и разбор задач теоретических туров, 30% времени – на выполнение задач практического тура. Для участников олимпиад использую  творческие  задания повышенного уровня как на уроках, если это классная самостоятельная работа, так и в качестве   домашнего задания.

Задания, как правило, комбинируются из вопросов прошлых олимпиад. За годы работы скопила множество интересных заданий, как олимпиадного характера, так и познавательного. Да и перед олимпиадой, как правило, даётся приблизительное описание заданий. Ознакомившись с ними, можно поискать подобные задания в Интернете или в печатных материалах (сборники, задачники, рабочие тетради и так далее). Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки обучающихся для успешного участия в следующих олимпиадах. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, неучтенные ответы в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находился в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.

Использую при работе игровые технологии, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение и отступление от традиционной «зубрилки». Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемых тем, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс подготовки к олимпиаде на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в описанной выше форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Практика показывает, школьники, принимающие участие в олимпиаде по ОБЖ, сталкиваются с существенными физическими трудностями и очень важно, чтобы у участника олимпиады по ОБЖ была отличная физическая подготовка. На этом этапе практического тура олимпиады ребята обязаны показать уровень подготовленности участников  в выполнении приемов оказания первой помощи, уровень подготовленности по выживанию в условиях природной среды по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы. Подготовка практического тура мне даётся проще, так как ребята младшей и средней возрастной группы ориентируются на умения старшей возрастной группы, в результате больше времени  отводится на теоретический тур.

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время проведения олимпиады. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Активная и сознательная деятельность человека по переработке информации препятствует фиксации его внимания на собственных переживаниях. Можно использовать и чисто технические приемы снятия напряжения: дыхательные упражнения, приемы медитации, отвлекающие факторы, физические упражнения.

Необходимо верить в ребенка, научить  справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». Конечно, в олимпиадах, как и в любых конкурсах, есть и победители, и побежденные. Надо учить детей не только побеждать, но и уметь  терпеть неудачу. Неудача – это не повод для отчаяния и самоунижения, а возможность для переоценки и адаптации. Отрицательный результат - это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок, подняться и двигаться дальше. А так же считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремление к победе. Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

Я считаю, что для подготовки  обучающихся к участию в олимпиадах от учителя требуется все его педагогическое мастерство. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела.

Любая олимпиада – это всегда испытание. Причём не только для ребёнка, но и для учителя. Зачастую именно учитель передаёт своё волнение ребёнку и формирует напряжённую атмосферу. Поэтому важно создать позитивный настрой. Заранее готовлю ребёнка к любому результату, даже если он не решит все олимпиадные задания, это всё равно будет полезный опыт соперничества со сверстниками. Объясняю, что в олимпиаде не могут победить все, кто принял в ней участие. Что олимпиадные задания – это нечто сверх школьной программы. И авторы, как правило, прикладывают усилия, чтобы придумать что-то сложное и необычное. Что результат зависит от многих факторов.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.

Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...

Результаты Олимпиады и НПК школьников за 5 лет

Результаты учащихся с 2013-2018гг....

Результаты Олимпиады и НПК школьников за 5 лет

Результаты учащихся с 2013-2018гг....

Для подготовки к Олимпиаде школьников

История Олимпийского движенияПро допингСпортивные игрыОбщие понятия...

Школьные олимпиады. Для чего школьникам в них участвовать?

Краткий   экскурc  в  историю развития  олимпиад в  нашей   стране. Для чего школьникам  участвовать в олимпиадах. Какие  положительные аспекты несет ...

Виды печати на ткани. Подготовка Всероссийской олимпиаде школьников по технологии.

Виды печати на ткани. Подготовка  Всероссийской олимпиаде школьников по технологии....