ориентирование на местности
план-конспект урока по обж (10 класс)

Мячков Андрей Геннадьевич

Ознакомить детей с ориентированием на местности при помощи часов, звезд, солнца, ознакомить учащихся с ориентированием по местным приметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovanie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ориентирование на местности и выход к населенным пунктам.

Цель: Ознакомить детей с ориентированием на местности при помощи часов, звезд, солнца, ознакомить учащихся с ориентированием по местным приметам.

Тип урока         интегрированный (ОБЖ + музыка)

Задачи

               образовательная:

  1. Ознакомить с ориентированием по солнцу, звездам.
  2. Ознакомить с понятием «ориентир».
  3. Ознакомить, как можно определить стороны света с помощью часов.
  4. Ознакомить с ориентированием по местным приметам.

развивающая:

  1. Способствовать развитию навыка работы с учебником.
  2. Способствовать развитию монологической речи учащихся.
  3. Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования.

воспитывающая:

            способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за свои действия в

                                               автономном существовании.  

                                                 

                                                               ХОД УРОКА

 

структура урока

время

содержание

деятельность учащихся

примечание

Оргмомент

- вводое слово учителя

Повторение материала

рассказ учителя

читает учитель

1. Ориентирование по солнцу

Рассказ

Беседа

Рассказ

Беседа

Создание проблемной ситуации

Рассказ учителя

2. Нахождение сторон света по часам . Объяснение

Рассказ

3. Ориентирование по местным предметам.

Беседа

беседа

4. Ориентирование по звездам.

Объяснение.

Рассказ.

Беседа

Создание проблемной ситуации

5. Закрепление

1мин

35 мин

Сообщение целей и задач

Сегодня на уроке мы отправимся на прогулку в летний лес.

Представьте, что сегодня 1 июня. Стоит теплый день, светит яркое солнце, на деревьях распустились листья. Позади вас остался учебный год, контрольные, домашние задания, а впереди летние каникулы. У вас хорошее настроение. Взяв рюкзаки, мы отправились в путь

Песня «Если с другом вышел путь»

(читается на фоне мультимедиа)

Здравствуй лес,

Дремучий лес

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою?

Ночью темной, грозовою

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи,

Ты же видишь мы свои.

Шли мы, шли, и на первом привале мы обнаружили, что забыли дома карту. Но несмотря на это наше настроение не ухудшилось, т.к. мы с вами знаем, что и без карты можно отыскать дорогу. В этом нам поможет солнышко.

Исполняется песня «Солнышко»

Люди давно заметили, что где бы они ни находились, солнце всходит в одном направлении, а заходит в противоположном.

- Где восходит солнце?

- А заходит?

Значит два направления мы уже можем определить: восток и запад.

По-русски эти названия говорят сами за себя. Восток произошел от восходить, а запад- от западать. Но в действительности их 4.

Как же определить остальные 2 направления?

Посмотрите на этот рисунок и представьте, что это вы стоите и определяете стороны света. Наши часы показывают 13-00. И в это время солнце уже не на востоке, а где оно находится?

Зная, что солнце на юге определите остальные стороны света.

 Песня «Вместе весело шагать...»

Продолжение похода. где же мы оказались? Куда идти дальше?

Положите часы со стрелками и поверните их так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Таким образом, мы можем определить стороны света.

Установив направление движения, мы продолжим свое путешествие, но сейчас мы стали более внимательны.

- По чем можно ориентироваться в лесу?

- Почему южное направление можно определить по многим приметам, которые связаны с растениями?

- Почему так происходит?

День близится к концу. Солнышко садится. На небе начали появляться первые звезды. А мы еще в лесу.

Все мы знаем, что север можно определить при помощи полярной звезды и большой медведицы.

Песня «Звездочета» из к/ф «Красная шапочка»

- Как же выглядит Большая медведица?

- Найдите Большую медведицу на звездном небе.  

Мы определили север и можем найти путь домой.

Вернувшись домой, вы рассказали родителям

- Что видели

-Какие песни пели

- Какое настроение эти песни вам создали

- Чем помогла вам музыка в пути

- С помощью чего вы смогли выбраться из леса

исполняют песню под аккомпанемент

восток

запад

работа с учебником

юг

поют песню

работа с часами

-Деревья

- Мох

- Пень

- Крона

- Муравейник

миф о Большой медведице

исполняют песню

работа с рисунками по учебнику

приложение 1 мультимедиа «Лес»

под редакцией

Воробьева

наручные часы

плакаты на доске

6 кл под ред Воробьева

Литература

МИФ

Как и большинство народов, живущих в северном полушарии, греки, находясь в море, искали созвездие ф форме ковша. В отличие от нас, которым его имя ничего не говорит, они вспоминали трогательную и поучительную историю.

        Среди красавиц Аркадии выделялась одна, недаром носившая имя Каллисто (Прекраснейшая). Ее, конечно, заметил Зевс и стал втайне от Геры посещать. Вскоре она родила ему сына, ставшего, как все обитатели гор, пастухом и охотником. Но как, ни прятался Зевс со своей возлюбленной, усмотрела их Гера и превратила красавицу в неуклюжую медведицу. С ревом помчалась медведица по горам, призывая на помощь Зевса. Но первым услышал медвежий рев ее сын. И хотел он было убить медведицу, но Зевс успел остановить его. Но понял бог, что не удастся ему каждый раз спасать возлюбленную от Геры и охотников, и перенес ее на  саамы край неба. С тех пор мореходы всегда по Медведице находят север и путь к родной гавани. [1,с.14-15]

Литература

  1. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады, - М,; Просвещение, 1992
  2. Снайдер Д.  Курс выживания для подростков, -  Журнал «Ровесник» 1989 № 7-12
  3. Господинов Г.В., Сорокин В.Н. Топография, - Мир, 1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Ориентирование на местности

Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....