Из олыта работы по военно-патриотическому воспитанию учителя ОБЖ Чулова Василия Михайловича.
статья по обж (10 класс)

Василий Михайлович Чулов

Военно-патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip1.11 МБ

Предварительный просмотр:

                     Из опыта работы учителя ОБЖ

                      Чулова Василия Михайловича  

                          МБОУ«МишковскаяСОШ»                                          по теме: «Военно-патриотическое  воспитание на уроках и во внеурочное время».

Пояснительная записка

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы военно-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система военно - патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями.

 «Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим».

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений работы школы. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого наших земляков.

Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, небольшой интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический.  Начало поисково-собирательной работы  было положено в 1972 году начинающим учителем Штуко Михаилом Ивановичем. Это был музейный уголок в классной комнате, затем одна музейная  комната, позже еще одна. И только   1 сентября 1991 г. был оборудован специальный  музей - зал с  устоявшейся  экспозицией. Практически это  был уже настоящий музей,  который выполнял все присущие ему  по положению функции. Основателями его были учитель   Штуко  М.И. и бывший в то  время  директором  школы Чулов В.М. В музее проводились различные уроки,  встречи  бывших выпускников  школы разных  поколений, семинары  учителей района и экскурсии по  просьбам гостей и персональных посетителей.                                                                                                                                                     В 2009 году был проведен основательный ремонт помещений  и заново произведена инвентаризация музейных фондов.  Данные мероприятия были осуществлены с помощью неравнодушных людей, которые помогли материально осуществить задуманное. Это наши земляки: руководители фермерских хозяйств Репный А.Ф., Шакало С.П., Барбаш П.П., Емельяненко С.В., Болдуев Э.В., Сорокина Е.И., Володченко А.П., Титенок А.Е.,Козлов А.Ф.

Таким образом, с помощью спонсорских средств был оформлен окончательный вариант музея.  

Особенность музея состоит в том, что создавался он на материалах Мишковского сельского поселения с центром его исторического формирования в селе Мишковка. На территории поселения зарегистрированы два городища Юхновской культуры. В 1985 году их посетила научно-изыскательская экспедиция  института археологии Академии наук СССР во главе с ее руководителем Кашкиным А.В..   Благодаря  музейной работе, городище  у села Тарасовка было открыто  и   зарегистрировано  впервые.  Впервые были открыты, описаны и зарегистрированы  два селища на территории поселения. Это было сделано в начале 2000-х годов старшими научными  сотрудниками Брянского государственного объединенного  краеведческого музея Ющенко Н.Е. и Чеплянской Е.А. с помощью поисковой работы музея.  В своей текущей деятельности музей руководствуется  сохранением и популяризацией этих археологических памятников, а также сбором подъемного материала. Музей поддерживает тесные связи с Институтом археологии и Брянским государственным объединенным краеведческим музеем.  

Школьная музейная экспозиция  на сегодняшний момент представляет собой  постоянно действующий комплекс, состоящий из восьми залов, который претендует на звание школьного музея, в настоящее время музей паспортизирован.  В музее систематически проводятся  классные часы: «В жизни всегда есть место подвигу» (о кавалере трех орденов славы Теслине А.Н., о Герое Советского Союза Москаленко И.Е., о Герое Социалистического труда Винник М.А., о покорителе горы Эверест Хомутове В.В., о летчике-испытателе Хомутове М.С., о пилоте вертолета Медведеве В.В., о генерал-майоре Рубисе  А.Ф. и др.)   В стенах  музея прошли встречи с начальником Кемеровского военного училища (выпускником школы 1965 года) Рубисом А.Ф., с молодыми офицерами-выпускниками этого училища (бывшими выпускниками нашей школы) Овсяниковым В.Д., Шевцовым Е.В., с пожилыми людьми нашего микрорайона, ветеранами войны и трудового фронта, покорителем горы Эверест в 1982 году  Хомутовым В.В., пилотом вертолета, налетавшим более 17 тысяч часов Медведевым В.В. Эти встречи имеют огромное значение в практической направленности военно-патриотического воспитания. За  период с 2015 г. по март 2017 года в музее проведено 58 экскурсий, которые посетили 1194 человека, 15 мероприятий, в них участвовали 564 человека.

На базе музея  успешно работает  на протяжении ряда лет кружок “Юный музеевед”. Участники объединения систематически участвуют и побеждают в муниципальных и региональных конкурсах. В том числе участники данного объединения на протяжении трех  лет принимали участие в профильной смене “Музеевед”, где показывали высокие результаты своей работы. Отрадно заметить, что жюри конкурсной программы областной профильной смены “Музеевед - 2012” оценило по достоинству  выступление наших ребят, отметило хорошую подготовку юных музееведов. Закономерным результатом явилось 3-е место, а в областной профильной смене «Музеевед-2013» жюри определило нашим ребятам 1-е место. Бердников Сергей на областном конкурсе 2014г музееведов занял 3-е место. Козленок Оля 2016г на районном конкурсе председателей совета музеев заняла 1-е место, а в областном конкурсе в номинации «Лучшая находка года» также была первой.

Кроме того, актив музея поддерживает связь с известным у нас в районе, проживающим в Московской области, краеведом  Луферовым А.М., который оказал музею неоценимую помощь, особенно в рассказах о событиях 1941 года в селе Мишковка времен Великой Отечественной войны. До развала СССР школьный музей поддерживал активную связь с Государственным архивом Черниговской области, откуда пришли многие материалы по нашему краю. Есть также связь и  с Центральным архивом  Министерства обороны. Учитывая, что музей призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания, невозможно обойти вопрос создания системы по формированию интереса к истории своей страны, и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

                                                         

                 

             МЕСЯЧНИК ОБОРОННО – МАССОВОЙ И ВОЕННО - ПАТРИОТИчЕСКОЙ РАБОТЫ                          

                                     в     МБОУ «Мишковская СОШ»

Одной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы является воспитание гражданско-патриотических качеств у школьников. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия, несущие гражданскую и военно-патриотическую направленность. Школа совместно с администрацией дома культуры разработала план месячника по военно-патриотическому воспитанию школьников, направленный на формирование у подрастающего поколения любви к своей Родине, Отчему дому. План мероприятий предусматривал решение следующих задач:

​ формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России;

​ создание условий для духовного и физического развития, повышение уровня физической подготовки;

​ воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия;

Месячник военно-патриотического воспитания  в школе проводится ежегодно, насыщенно и разнообразно. Он включает в себя встречи с ветеранами ВОВ, работниками тыла, детьми войны, участниками локальных конфликтов, соревнования, концертную программу, конкурс рисунков, тематические акции, уроки мужества, военно-спортивную игру «Зарница», «Преемственность поколений», экскурсии по школьному музею, классные часы и другие мероприятия согласно плану проведения. Все эти мероприятия очень важны  для поколения, не знавшего войны, каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего государства наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности.

Наверное, жители старшего возраста помнят, как массово проходила в школах военно-спортивная игра «Зарница». В нашей школе эта традиция сохранилась до настоящего времени, и этот год не стал исключением. Учащиеся 10-11 классов в течение месячника готовили свои взводы к игре. И вот настал этот  день,  школа замерла в  торжественном строю, слушая напутственное слово директора школы, а затем началась соревновательная программа. Учащиеся соревновались по 11 номинациям: строевая подготовка, тактическая подготовка, огневая подготовка, сигналы ГО, знание истории и ПДД, физическая подготовка и др. На этапах строгими судьями были педагоги школы. Игра прошла весело и увлекательно. После, по традиции были приготовлены костры,  у которых учащиеся готовили себе пищу и с юмором обсуждали этапы мероприятия. Все были немножко уставшими, но очень довольными прошедшим соревнованием оно запомнится им надолго, а многим и на всю жизнь.

По традиции, месячник заканчивается игрой « Преемственность поколений», где встречаются команды отцов и детей старшеклассников. Программа соревнований включает в себя не только военно-прикладные виды спорта, но и интеллектуальные  задания. Эта встреча традиционно проходит в СДК при поддержке народного ансамбля «Ивушки» художественный руководитель  Авраменко О.С., а в этом году Олеся Сергеевна пригласила на праздник ансамбль «Веселый экипаж» он очень порадовал наших селян своей программой, номера которой  шли на бис. Независимое жюри определило победителя, им стали дети. А впрочем, проигравших на этом  вечере не было, все получили призы и грамоты благодаря нашим спонсорам. Хочется выразить благодарность коллективам  народному ансамблю «Ивушки» , «Веселый экипаж», администрации школы, СДК, поселения и нашим спонсорам за ту работу, которую они проводят по военно-патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников

Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников...

Сценарий открытия месячника оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания «Память сильнее времени»

Сценарий  открытия месячника оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания «Память сильнее времени»...

Из олыта работы по военно-патриотическому воспитанию учителя ОБЖ Чулова Василия Михайловича.

Военно-патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время....

Из олыта работы по военно-патриотическому воспитанию учителя ОБЖ Чулова Василия Михайловича.

Военно-патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время....

Отчёт о месячнике оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...

Наличие системы работы по военно-патриотическому воспитанию.

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление.    Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические...