Методическая разработка урока Основы безопасности жизнедеятельности
методическая разработка по обж (9 класс) на тему

Брижахин Евгений Дмитриевич

Рассмтриваются вопросы ЧС природного и техногенного характера, порядок действий при различных ЧС, действия по сигналам ГО

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБ ПОУ «Техникум «Приморский»

Методическая  разработка урока

по дисциплине

Основы безопасности жизнедеятельности

ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПО СИГНАЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Подготовил преподаватель-организатор ОБЖ Брижахин Е.Д.

г. Санкт-Петербург

2018 год

Цели урока

  • Познакомить студентов с сигналами оповещения Гражданской обороны;
  • Изучить виды ЧС природного и техногенного характера, общие правила поведения при возникновении подобных ЧС;
  • совершенствовать навыки практических действий  в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций.

Учебно -наглядный комплекс:

  • •Федеральный закон ”О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ
  • •Презентация к уроку
  • Видеофильмы о ЧС

Ход урока

I. Организационный момент

  • Построение.
  • Рапорт командира взвода.
  • Приветствие студентов.
  • Проверка внешнего вида и наличия студентов по учебному журналу.

II. Изучение новой темы

  1. Вводная часть

Необходимость использования сигналов гражданской обороны

Воздушное нападение противника, радиационное заражение, химическое и бактериологическое (биологическое) заражение, стихийные бедствия, техногенные аварии, природные катастрофы и прочие катаклизмы — уменьшить их трагические последствия можно, пожалуй, лишь одним способом: своевременным предупреждением о надвигающейся беде.

 Для этих целей применяются сигналы гражданской обороны. Они предназначены для заблаговременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и об опасности нападения противника.

  1. Основная часть

Объявляется тема занятия.

Рассказываю о 5 сигналах ГО  (слайды 2-3)

Рассматриваются определение и классификация  ЧС природного характера  с демонстрацией презентации (слайды 5-12)

Демонстрируются 2 фильма о ЧС ((слайды 13-14)

Рассказываю о чрезвычайных ситуациях техногенного характера с демонстрацией презентации (слайды 15,17, 19, 22 - 26)

Рассматриваются алгоритмы действий при ЧС природного и техногенного характера:

•получение сигнала

•получение информации

•знание сигналов оповещения

•обращение за помощью

•изготовление простейших средств защиты и спасения

•действия по самоспасению

•оказание помощи окружающим

Практическая часть:

- тушение пожара в помещении (слайд 26 + огнетушитель ОП-5)

- химическая авария – надевание противогаза ГП-5

Ш. Итог урока

Контрольные вопросы

1.Какие существуют сигналы оповещения ГО?

2. Как подразделяются ЧС?

3. Ваши действия при пожаре в помещении от ЧС?

IV. Домашнее задание

Закрепить изученный материал, дополнительно используя интернет-ресурсы

Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности (приложение 1)

Существует 5 сигналов ГО

ПОКАЗЫВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ !

Что же такое чрезвычайная ситуация? Какими могут быть чрезвычайные ситуации? Чрезвычайная ситуация природного характера — неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения. Чрезвычайные ситуации природного характера еще называют стихийными бедствиями. Исходя из причин (условий) возникновения, все стихийные бедствия подразделяются на группы геологического, метеорологического, гидрологического (гидрометеорологического) характера, а так же природные пожары и массовые заболевания. Современное производство постоянно усложняется. В нем все чаще применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На различных видах транспорта перевозят большое количество химически-, пожаро- и взрывоопасных веществ — всё это увеличивает вероятность возникновения и степень тяжести аварий. Крупную аварию, повлекшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называют производственной (или транспортной) катастрофой. Производственные или транспортные аварии и катастрофы относятся к ЧС техногенного характера. К таковым причисляют транспортные аварии (катастрофы), пожары, взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) химических веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ, внезапные обрушения зданий, сооружений, аварии на энергосистемах, коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях; гидродинамические аварии.

Сигналы оповещения гражданской обороны

   Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает оповещение населения. Оповещение организуется для  информации граждан о начале эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления и др. 

Основным способом оповещения населения о возникновении опасности и порядке действий является передача сообщения средствами радио и телевидения.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога» «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога».

   Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание1 Внимание! Граждане! Воздушная тревогам Воздушная тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты.

   По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. Рабочие и служащие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища.

   Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса.

   По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии -противогаз,  взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие.

   Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости - и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении.

    Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях.

    Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.    Необходимо быть предельно внимательными и строго выполнять распоряжения органов гражданской обороны. О том, что опасность нападения противника миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПб ГБ ПОУ «Техникум «Приморский» Методическая разработка урока по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПО СИГНАЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Подготовил преподаватель-организатор ОБЖ Брижахин Е.Д. г. Санкт-Петербург 2018 год

Слайд 3

Чрезвычайные ситуации ЧС техногенного характера ЧС природного характера

Слайд 4

Метеорологические (ураганы, бури, смерчи )

Слайд 5

УРАГАН – это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое до 200 км/ч. БУРЯ – длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше. На море термину “буря” соответствует синоним “шторм”. СМЕРЧ – атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Воздух внутри вращается до 100 м/с. Существует не долго, перемещаясь вместе с облаком.

Слайд 6

Гидрологические (наводнения, сели, цунами, снежные лавины )

Слайд 7

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека. ЧС техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия , которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Слайд 8

Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы. Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.

Слайд 9

Аварии на радиационно опасном объекте (аварии с выбросом радиоактивные веществ )

Слайд 10

ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Слайд 11

Действия во время в незапного землетрясения

Слайд 12

Действия при наводнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Основы безопасности жизнедеятельности» с позиции здоровьесбережения"

Педагог должен работать в школе так, чтобы учебный процесс не наносил ущерба здоровью школьника. Каким он должен быть здоровьесберегающий урок? На этот вопрос   свою точку зрения  отразил ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет  зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения. И...

Плакаты к единому уроку "основы безопасности жизнедеятельности"

Для единых уроков , в том числе, делаю демонстрационные плакаты .Размер не меньше А-3...

ТЕМА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и ответственное. В современных условиях обучение должно быть направлено...

Конспект открытого урока "Основы безопасности жизнедеятельности"

Тема:  «Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте»...

Конспекты уроков "Основы безопасности жизнедеятельности"

Представлены конспекты по предмету ОБЖ, 2016-2017 учебный год...