рабочая программа
рабочая программа по обж (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.: «Просвещение», 2016.
Рабочая программа по ОБЖ соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.obzh_7-9_2018.docx | 88.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по ОБЖ соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ООО МБОУ Гимназии №14, в соответствии с приказом №1897 «Об утверждении ФГОС». Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.: «Просвещение», 2016.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и
общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей
семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к
действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного
отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Место курса в учебном плане.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой
параллели.
Общая характеристика курса.
Курс предназначен для:
- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об
их последствиях для здоровья и жизни человека;
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни
условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного
отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г № 537);
- Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010г № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Планируемые результаты изучения курса ОБЖ (7-9 классы).
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных, в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в
повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в
природных условиях;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их
последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
Выпускник научится:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в
практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать
нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,
собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и
при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости
защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и
защищенности населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение
и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на
основе информации, полученной из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание предмета. Формы организации учебных занятий и виды деятельности учащихся.
7 класс.
Разделы и темы программы | Количе-ство часов | Содержание предмета | Формы организации учебных занятий | Виды деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 16 | |||
1.1Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 | Структурная схема строения земли, причины возникновения природных явлений. Наиболее характерные природные явления в нашем регионе. Наиболее опасные чрезвычайные ситуации природного характера. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Решение ситуативных задач. Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Характеризуют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Учатся предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера. |
1.2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 3 | Общие понятия о землетрясении, причины и последствия. Рекомендации специалистов как подготовиться к землетрясению. Основные характеристики вулкана. Их расположение на карте Земли. | Урок систематизации и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения. |
1.3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 2 | Понятия ураган, буря. Причины их возникновения. Причины и последствия смерча. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач. Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях метеорологического происхождения. |
1.4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 5 | Характеристики наводнения. Подготовка к наводнению. Основные характеристики селевого потока. Причины появления цунами. Условия появления снежных лавин. | Урок систематизации и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в группе. Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины). Моделируют в группе выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения. Знакомятся с рекомендациями населению по действиям при угрозе и во время наводнения. |
1.5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социальиого происхождения | 3 | Виды и характеристика лесных пожаров. Основные инфекционные заболевания людей. Основные инфекционные заболевания животных и растений. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в парах. Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. Усваивают понятия эпизоотии и эпифитотии. |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | |||
2.1 Зашита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения | 3 | Правила поведения вовремя и после землетрясения. Правила поведения во время извержения вулканов. Правила поведения при возникновении оползней и обвалов. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Классифицируют мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Учатся комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях геологического характера. Составляют планы личной безопасности при возникновении землетрясений, оползней, обвалов, извержении вулканов с учётом характеристик этих явлений. |
2.2 Зашита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения | 1 | Правила поведения во время ураганов. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях метеорологического характера. Анализируют причины возникновения ураганов и бурь. Составляют планы личной безопасности при возникновении ураганов и бурь с учётом характеристик этих явлений. |
2.3 Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения | 3 | Правила поведения во время наводнений. Правила поведения во время селевых потоков. Правила поведения во время цунами. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях гидрологического характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций гидрологического характера. Составляют планы личной безопасности. |
2.4Зашита населения от природных пожаров | 1 | Защита от лесных и торфяных пожаров. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров. Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес. |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 | |||
3.1Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 4 | Определения понятий терроризм. Основные факторы риска вовлечения подростка в террористическую деятельность. Нравственные позиции и личностные качества подростка. Нравственные позиции и личностные качества подростка. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания. Классифицируют мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни | 3 | |||
4.3Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 3 | Эмоции, эмоциональность. Основные факторы стресса. Основные изменения в подростковом возрасте. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Классифицируют мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Анализируют состояние своего здоровья. Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни. |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 3 | |||
Первая помощь при неотложных состояниях | 3 | Правила оказания первой помощи. Правила оказания первой помощи при кровотечении. Правила оказания первой помощи при ушибах и переломах. Правила транспортировки пострадавшего. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. Практическая работа. | Фронтальная работа. Работа с инструкциями. Индивидуальная работа. Работа в группе. Характеризуют общие правила оказания первой помощи. Используют алгоритм действий по оказанию первой помощи. Классифицируют средства оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном и внутреннем кровотечении, при ушибах и переломах, при попадании инородного тела в дыхательные пути. Отрабатывают втроём (впятером) правила транспортировки пострадавшего. |
итого | 34 |
Содержание предмета. Формы организации учебных занятий и виды деятельности учащихся.
8 класс.
Разделы и темы программы | Количе-ство часов | Содержание предмета | Формы организации учебных занятий | Виды деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 16 | |||
1.1Пожарная безопасность | 3 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Решение ситуативных задач. Групповая работа. Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре. Вырабатывают умение оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре. Учатся безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре. Знакомятся с первичными средствами пожаротушения правилами их безопасного применения. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, в общественном месте. |
1.2 Безопасность на дорогах | 3 | Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. | Урок систематизации и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Индивидуальная работа. Решение ситуативных задач. Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда. Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры. Адекватно оценивают ситуации дорожного движения. Знакомятся со средствами индивидуальной защиты велосипедиста. |
1.3. Безопасность на водоёмах | 3 | Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. Практическая работа. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач. Работа в парах. Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах. Классифицируют и характеризуют причины и последствия опасных ситуаций на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде. |
1.4. Экология и безопасность | 2 | Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. | Урок систематизации и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа в сети Интернет. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в группе. Классифицируют и характеризуют условия экологической безопасности. Объясняют о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Изучают способы контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов. Классифицируют и характеризуют причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Знакомятся с понятием предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. |
1.5. Черезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия | 5 | Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно- опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. | Комбинированный урок приобретения новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в парах. Составление алгоритмов. Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | |||
2.1 Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 4 | Обеспечение радиационной безопасности, химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных и гидротехнических объектах. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера. Изучают правила использования средств индивидуальной защиты. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. |
2.2 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 | Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от черезвычайных ситуаций техногенного характера. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Классифицируют мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Отрабатывают навыки безопасных действий по сигналу «Внимание всем!» Знакомятся с мероприятиями по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Учатся комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации. |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни | 8 | |||
4.3 Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики инфекционных заболеваний и вредных привычек. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 3 | |||
Первая помощь при неотложных состояниях | 3 | Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. Практическая работа. | Фронтальная работа. Работа с инструкциями. Индивидуальная работа. Работа в парах. Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах. Знакомятся с оказанием первой помощи при утоплении |
итого | 34 |
Содержание предмета. Формы организации учебных занятий и виды деятельности учащихся.
9 класс.
Разделы и темы программы | Количе-ство часов | Содержание предмета | Формы организации учебных занятий | Виды деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 8 | |||
1.1 Национальная безопасность России в современном мире. | 4 | Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности в обеспечении национальной безопасности России. Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. |
1.2 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России | 4 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Угроза военной безопасности России. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в группах. Характеризуют причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для личности, общества и государства. Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России. |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | |||
2.1Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | 3 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Работа в группах. Решение ситуативных задач. Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях. |
2.2 Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 4 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | Комбинированный урок приобретения новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Отрабатывают навыки безопасного использования средств индивидуальной и коллективной защиты. Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации. |
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ | 9 | |||
3.1 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия | 2 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Классифицируют и характеризуют явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях. |
3.2 Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 3 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. Проектная деятельность. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника и нормативными документами. Работа в сети интернет. Групповая работа. Классифицируют и характеризуют основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Формулируют для себя основные направления по формированию антитеррористического поведения. |
3.2Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ | 2 | Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. | Комбинированный урок. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Работа в сети интернет. Индивидуальная работа. Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма. |
3.3 Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости | 2 | Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом. Решение ситуативных задач. Работа в парах. Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта, при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Классифицируют и характеризуют опасные ситуации в местах большого скопления людей. Обозначают причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей и правила безопасных действий в местах массового скопления людей. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, позволяющие избежать наркотической ловушки. |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни | 9 | |||
4.1Здоровье-условие благополучия человека | 3 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | Комбинированный урок. Урок-беседа . | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Характеризуют безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства. Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России. |
4.2Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 | Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа. Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция). |
4.3 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 | Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи. Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. | Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Групповая работа. Решение ситуативных задач. Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации. Характеризуют роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека. |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 3 | |||
5.1Оказание первой помощи | 2 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ. | Урок приобретения и актуализации новых знаний. Практическая работа. | Фронтальная работа. Работа с инструкциями. Индивидуальная работа. Работа в парах. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке психоактивных веществ. |
итого | 34 |
Тематическое планирование 7 класс.
№ урока 7А/7Б | Тема урока | Количество часов | Д/З | Примечание | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 16 ч. Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч). | |||||||
1 | Различные природные явления. | 1 | Стр. 6-9 | ||||
2 | Общая характеристика природных явлений. | 1 | Стр.9-15 | ||||
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | Стр.15-22 | ||||
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч). | |||||||
4 | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. | 1 | Стр.22-30 | ||||
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 | Стр.35-44 | ||||
6 | Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. | 1 | Стр.44-50 | ||||
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч). | |||||||
7 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 1 | Стр.67-74 | ||||
8 | Смерчи. | 1 | Стр.79-83 | ||||
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 ч). | |||||||
9 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 | Стр.84-88 | ||||
10 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. | 1 | Стр.89 | ||||
11 | Сели и их характеристика. | 1 | Стр94-101 | ||||
12 | Цунами и их характеристики. | 1 | Стр.104-109 | ||||
13 | Снежные лавины. | 1 | Стр.113-118 | ||||
Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социальиого происхождения (3 ч). | |||||||
14 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | Стр.119-124 | ||||
15 | Инфекционная заболеваемость людей и зашита населения | 1 | Стр.131-139 | ||||
16 | Эпизоотии и эпифитотии | 1 | Стр.140-142 | ||||
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч). | |||||||
Тема 2. Зашита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 ч). | |||||||
17 | Зашита населения от последствий землетрясений. | 1 | Стр.30-34 | ||||
18 | Последствия извержения вулканов. Зашита населения | 1 | Стр.51 | ||||
19 | Оползни и обвалы, их последствия. Зашита населения. | 1 | Стр.58 | ||||
Тема 3. Зашита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1 ч). | |||||||
20 | Зашита населения от последствий ураганов и бурь | 1 | Стр.74 | ||||
Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3 ч). | |||||||
21 | Защита населения от последствий наводнений | 1 | Стр.89 | ||||
22 | Зашита населения от последствий селевых потоков. | 1 | Стр.102 | ||||
23 | Зашита населения от цунами | 1 | Стр.109 | ||||
Тема 5. Зашита населения от природных пожаров (1ч). | |||||||
24 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, зашита населения | 1 | Стр.125 | ||||
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч). | |||||||
Тема 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч). | |||||||
25 | Терроризм и факторы риска вовлечении подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | 1 | Стр.144-154 | ||||
26 | Терроризм и факторы риска вовлечении подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | 1 | |||||
27 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения | 1 | Стр.155-169 | ||||
28 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения | 1 | |||||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч). | |||||||
Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч). | |||||||
29 | Психологическая уравновешенность | 1 | Стр.170-175 | ||||
30 | Стресс и его влияние на человека. | 1 | Стр.176-179 | ||||
31 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | 1 | Стр.180-182 | ||||
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч). | |||||||
Тема 8. Первая помощь при неотложных состояниях (3 ч). | |||||||
32 | Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном | 1 | Стр.184-191 | ||||
33 | Оказание первой помощи при ушибах и переломах. | 1 | Стр.192-196 | ||||
34 | Общие правила транспортировки пострадавшего. | 1 | Стр.197 |
Тематическое планирование 8 класс.
№ урока 8А/8Б | Тема урока | Количество часов | Д/З | Примечание |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 16 ч. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 11ч. Тема 1. Пожарная безопасность (3 ч). | ||||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. | 1 | Стр. 6-13 | |
2 | Профилактика пожаров и организация защиты населения. | 1 | Стр.14-21 | |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | 1 | Стр.22-29 | |
Тема 2 . Безопасность на дорогах (3 ч). | ||||
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. | 1 | Стр.30-37 | |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. | 1 | Стр.38-48 | |
6 | Велосипедист - водитель транспортного средства. | 1 | Стр.49-55 | |
Тема 3 .Безопасность на водоёмах (3ч). | ||||
7 | Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. | 1 | Стр.56-63 | |
8 | Безопасный отдых на водоёмах. | 1 | Стр.64-76 | |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | Стр.77-82 | |
Тема 4. Экология и безопасность (2ч). | ||||
10 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | 1 | Стр.83-92 | |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 1 | Стр.93-99 | |
Тема 5. Черезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5ч). | ||||
12 | Классификация черезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | Стр.100-105 | |
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | Стр.106-114 | |
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | Стр.115-120 | |
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 1 | Стр.121-124 | |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 1 | Стр.125-130 | |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7ч). Тема 6. Обеспечение безопасности населения от черезвычайных ситуаций (4ч). | ||||
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | 1 | Стр.131-137 | |
18 | Обеспечение химической защиты населения. | 1 | Стр.138-146 | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | 1 | Стр.147-152 | |
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | 1 | Стр.153-158 | |
Тема 7. Организация защиты населения от черезвычайных ситуаций техногенного характера (3ч). | ||||
21 | Организация оповещения населения о черезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | Стр.159-163 | |
22 | Эвакуация населения. | 1 | Стр.164-169 | |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от черезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | Стр.170-179 | |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8ч). Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие(8ч). | ||||
24 | Здоровье как основная ценность человека. | 1 | Стр.180-182 | |
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. | 1 | Стр.184-187 | |
26 | Репродуктивное здоровье - составляющие здоровья человека и общества. | 1 | Стьр.188-190 | |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 1 | Стр.191-195 | |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 1 | Стр.195-199 | |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | Стр.200-204 | |
30 | Профилактика вредных привычек. | 1 | Стр.205-210 | |
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | 1 | Стр.211-215 | |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3ч). Тема 9. Первая помощь при неотложных состояниях (3ч). | ||||
32 | Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. | 1 | Стр.216-227 | |
33 | Первая помощь при травмах. | 1 | Стр.228-230 | |
34 | Первая помощь при утоплении, остановке сердца и коме. | 1 | Стр.231-237 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...