рабочая программа
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

Мотызлевская Ольга Анатольевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.: «Просвещение», 2016.

Рабочая программа по ОБЖ соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програм­мы, фундаментальному ядру содержания общего образова­ния, Примерной программе по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы. Программа отража­ет идеи и положения Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывно­го образования, выработки коммуникативных качеств, цело­стности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.obzh_7-9_2018.docx88.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по ОБЖ соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ООО МБОУ Гимназии №14, в соответствии с приказом №1897 «Об утверждении ФГОС». Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.: «Просвещение», 2016.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и 

общественной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей

семьи, справедливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к

действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в

чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного

отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Место курса в учебном плане.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой

параллели.

Общая характеристика курса.

Курс предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об

их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни

условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

  • формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного

отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

        Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

        Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

        Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

        Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

        Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

        Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

        Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

        Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

        Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».

        Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г № 537);
  • Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010г № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Планируемые результаты изучения курса ОБЖ (7-9 классы).

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных, в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

        В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в

повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в

природных условиях;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и

государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их

последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;
  • основные меры по профилактике наркомании.

Выпускник научится:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении

чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в

практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и

социального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

      Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского

общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практике,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и

младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и

необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и

заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать

нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

        Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей

деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,

собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в

учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных

технологий;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального

характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и

при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

        Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости

защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и

защищенности населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение

и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,

включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на

основе информации, полученной из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с

учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

 

Содержание предмета. Формы организации учебных занятий и виды деятельности учащихся.

7 класс.

Разделы и темы программы

Количе-ство часов

Содержание предмета

Формы организации учебных занятий

Виды деятельности учащихся

1

2

3

4

5

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

16

1.1Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

Структурная схема строения земли, причины возникновения природных явлений.

Наиболее характерные природные явления в нашем регионе.

Наиболее опасные чрезвычайные ситуации природного характера.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Решение ситуативных задач.

Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Характеризуют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Учатся предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера.

1.2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения 

3

Общие понятия о землетрясении, причины и последствия.  

Рекомендации специалистов как подготовиться к землетрясению.

Основные характеристики вулкана.

Их расположение на карте Земли.

Урок систематизации и актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения.

1.3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

2

Понятия ураган, буря. Причины их возникновения. Причины и последствия смерча.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач.

Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях метеорологического происхождения.

1.4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

5

Характеристики наводнения. Подготовка к наводнению. Основные характеристики селевого потока.

Причины появления цунами. Условия появления снежных лавин.

Урок систематизации и актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа в группе.

Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины). Моделируют в группе выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения. Знакомятся с рекомендациями населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1.5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социальиого происхождения

3

Виды и характеристика лесных пожаров.

Основные инфекционные заболевания людей.

Основные инфекционные заболевания животных и растений.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа в парах.

Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. Усваивают понятия эпизоотии и эпифитотии.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

2.1 Зашита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения

3

Правила поведения вовремя и после землетрясения.

Правила поведения во время извержения вулканов.

Правила поведения при возникновении оползней и обвалов.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Классифицируют мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Учатся комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях геологического характера. Составляют планы личной безопасности при возникновении землетрясений, оползней, обвалов, извержении вулканов с учётом характеристик этих явлений.

2.2 Зашита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения

1

Правила поведения во время ураганов.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях метеорологического характера. Анализируют причины возникновения ураганов и бурь. Составляют планы личной безопасности при возникновении ураганов и бурь с учётом характеристик этих явлений.

2.3 Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения 

3

Правила поведения во время наводнений.

Правила поведения во время селевых потоков.

Правила поведения во время цунами.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника.

Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях гидрологического характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций гидрологического характера. Составляют планы личной безопасности.

2.4Зашита населения от природных пожаров

1

Защита от лесных и торфяных пожаров.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника.

Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров.

Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

4

3.1Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

4

Определения понятий терроризм.

Основные факторы риска вовлечения подростка в террористическую деятельность. Нравственные позиции и личностные качества подростка. Нравственные позиции и личностные качества подростка.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания. Классифицируют мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

3

4.3Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 

3

Эмоции, эмоциональность.

Основные факторы стресса. Основные изменения в подростковом возрасте.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Классифицируют мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Анализируют состояние своего здоровья. Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

Первая помощь при неотложных состояниях

3

Правила оказания первой помощи.

Правила оказания первой помощи при кровотечении. Правила оказания первой помощи при ушибах и переломах.  Правила транспортировки пострадавшего.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний. Практическая работа.

Фронтальная работа. Работа с инструкциями. Индивидуальная работа. Работа в группе.

Характеризуют общие правила оказания первой помощи. Используют алгоритм действий по оказанию первой помощи. Классифицируют средства оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном и внутреннем кровотечении, при ушибах и переломах, при попадании инородного тела в дыхательные пути. Отрабатывают втроём (впятером) правила транспортировки пострадавшего.

итого

34

Содержание предмета. Формы организации учебных занятий и виды деятельности учащихся.

8 класс. 

Разделы и темы программы

Количе-ство часов

Содержание предмета

Формы организации учебных занятий

Виды деятельности учащихся

1

2

3

4

5

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

16

1.1Пожарная безопасность

3

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Решение ситуативных задач. Групповая работа.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре. Вырабатывают умение оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре. Учатся безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре. Знакомятся с первичными средствами пожаротушения правилами их безопасного применения. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, в общественном месте.

1.2 Безопасность на дорогах

3

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Урок систематизации и актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Индивидуальная работа. Решение ситуативных задач.

Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий.

Повторяют правила дорожного движения. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда. Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры. Адекватно оценивают ситуации дорожного движения. Знакомятся со средствами индивидуальной защиты велосипедиста.

1.3. Безопасность на водоёмах

3

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Практическая работа.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач.

Работа в парах.

Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах. Классифицируют и характеризуют причины и последствия опасных ситуаций на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде.

1.4. Экология и безопасность

2

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Урок систематизации и актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа в сети Интернет. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа в группе.

Классифицируют и характеризуют условия экологической безопасности. Объясняют о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Изучают способы контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов. Классифицируют и характеризуют причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Знакомятся с понятием предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания.

1.5. Черезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

5

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно- опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах.

Комбинированный урок приобретения новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа в парах. Составление алгоритмов.

Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

2.1 Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

4

Обеспечение радиационной безопасности, химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных и гидротехнических объектах.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера. Изучают правила использования средств индивидуальной защиты.

Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.

2.2 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от черезвычайных ситуаций техногенного характера.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Классифицируют мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Отрабатывают навыки безопасных действий по сигналу «Внимание всем!» Знакомятся с мероприятиями по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Учатся комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

8

4.3 Здоровый образ жизни и его составляющие

8

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики инфекционных заболеваний и вредных привычек. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

Первая помощь при неотложных состояниях

3

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний. Практическая работа.

Фронтальная работа. Работа с инструкциями. Индивидуальная работа. Работа в парах.

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах. Знакомятся с оказанием первой помощи при утоплении

итого

34

Содержание предмета. Формы организации учебных занятий и виды деятельности учащихся.

9 класс.

Разделы и темы программы

Количе-ство часов

Содержание предмета

Формы организации учебных занятий

Виды деятельности учащихся

1

2

3

4

5

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

8

1.1 Национальная безопасность России в современном мире.

4

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.  Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности в обеспечении национальной безопасности России. Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.

1.2 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России

4

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Угроза военной безопасности России.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в группах.

Характеризуют причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для личности, общества и государства. Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

2.1Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Работа в группах. Решение ситуативных задач.

Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях.

2.2 Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

4

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Комбинированный урок приобретения новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Отрабатывают навыки безопасного использования средств индивидуальной и коллективной защиты. Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ

9

3.1 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия

2

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Классифицируют и характеризуют явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

3.2 Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ

3

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний. Проектная деятельность.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника и нормативными документами. Работа в сети интернет. Групповая работа.

Классифицируют и характеризуют основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Формулируют для себя основные направления по формированию антитеррористического поведения.

3.2Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ

2

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Комбинированный урок.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Работа в сети интернет. Индивидуальная работа.

Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма.

3.3 Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

2

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом. Решение ситуативных задач. Работа в парах.

Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта, при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Классифицируют и характеризуют опасные ситуации в местах большого скопления людей. Обозначают причины возникновения  возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей и правила безопасных действий в местах массового скопления людей. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, позволяющие избежать наркотической ловушки.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

9

4.1Здоровье-условие благополучия человека

3

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Комбинированный урок. Урок-беседа

.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Характеризуют безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства. Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.

4.2Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Индивидуальная работа.

Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция).

4.3 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний.

Фронтальная работа. Работа с текстом учебника. Групповая работа. Решение ситуативных задач.

Анализируют основы семейного права в Российской Федерации.

Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации. Характеризуют роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

5.1Оказание первой помощи

2

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.

Урок приобретения и

актуализации новых знаний. Практическая работа.

Фронтальная работа. Работа с инструкциями. Индивидуальная работа. Работа в парах.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке психоактивных веществ.

итого

34

Тематическое планирование 7 класс.

№ урока

7А/7Б

Тема урока

Количество часов

Д/З

Примечание

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 16 ч.

Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч).

1

Различные природные явления.

1

Стр. 6-9

2

Общая характеристика природных явлений.

1

Стр.9-15

3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

1

Стр.15-22

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч).

4

Землетрясение.  Причины возникновения и возможные последствия.

1

Стр.22-30

5

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

1

Стр.35-44

6

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.

1

Стр.44-50

Тема 3.  Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч).

7

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1

Стр.67-74

8

Смерчи.

1

Стр.79-83

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 ч).

9

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

Стр.84-88

10

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1

Стр.89

11

Сели и их характеристика.

1

Стр94-101

12

Цунами и их характеристики.

1

Стр.104-109

13

Снежные лавины.

1

Стр.113-118

Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социальиого происхождения (3 ч).

14

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

Стр.119-124

15

Инфекционная заболеваемость людей и зашита населения

1

Стр.131-139

16

Эпизоотии и эпифитотии

1

Стр.140-142

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч).

Тема 2. Зашита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 ч).

17

Зашита населения от последствий землетрясений.

1

Стр.30-34

18

Последствия извержения вулканов. Зашита населения

1

Стр.51

19

Оползни и обвалы, их последствия. Зашита населения.

1

Стр.58

Тема 3. Зашита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1 ч).

20

Зашита населения от последствий ураганов и бурь

1

Стр.74

Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3 ч).

21

Защита населения от последствий наводнений

1

Стр.89

22

Зашита населения от последствий селевых потоков.

1

Стр.102

23

Зашита населения от цунами

1

Стр.109

Тема 5. Зашита населения от природных пожаров (1ч).

24

Профилактика лесных и торфяных пожаров, зашита населения

1

Стр.125

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч).

Тема 6.  Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч).

25

Терроризм и факторы риска вовлечении подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

1

Стр.144-154

26

Терроризм и факторы риска вовлечении подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

1

27

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения

1

Стр.155-169

28

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения

1

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч).

Тема 7.  Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч).

29

Психологическая уравновешенность

1

Стр.170-175

30

Стресс и его влияние на человека.

1

Стр.176-179

31

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1

Стр.180-182

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч).

Тема 8.  Первая помощь при неотложных состояниях (3 ч).

32

Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном
кровотечении.

1

Стр.184-191

33

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

1

Стр.192-196

34

Общие правила транспортировки пострадавшего.

1

Стр.197

Тематическое планирование 8 класс.

№ урока

8А/8Б

Тема урока

Количество часов

Д/З

Примечание

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 16 ч.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 11ч.

Тема 1.     Пожарная безопасность (3 ч).

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1

Стр. 6-13

2

Профилактика пожаров и организация защиты населения.

1

Стр.14-21

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

1

Стр.22-29

Тема 2 . Безопасность на дорогах (3 ч).

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

1

Стр.30-37

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

1

Стр.38-48

6

Велосипедист - водитель транспортного средства.

1

Стр.49-55

Тема 3 .Безопасность на водоёмах (3ч).

7

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

1

Стр.56-63

8

Безопасный отдых на водоёмах.

1

Стр.64-76

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Стр.77-82

Тема 4. Экология и безопасность (2ч).

10

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

1

Стр.83-92

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

1

Стр.93-99

Тема 5. Черезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5ч).

12

Классификация черезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Стр.100-105

13

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

1

Стр.106-114

14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

1

Стр.115-120

15

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

1

Стр.121-124

16

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1

Стр.125-130

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций  (7ч).

Тема 6. Обеспечение безопасности населения от черезвычайных ситуаций (4ч).

17

Обеспечение радиационной безопасности населения.

1

Стр.131-137

18

Обеспечение химической защиты населения.

1

 Стр.138-146

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

1

Стр.147-152

20

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

1

Стр.153-158

Тема 7. Организация защиты населения от черезвычайных ситуаций техногенного характера (3ч).

21

Организация оповещения населения о черезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Стр.159-163

22

Эвакуация населения.

1

Стр.164-169

23

Мероприятия по инженерной защите населения от  черезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Стр.170-179

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8ч).

Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие(8ч).

24

Здоровье как основная ценность человека.

1

Стр.180-182

25

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

1

Стр.184-187                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

26

Репродуктивное здоровье - составляющие здоровья человека и общества.

1

Стьр.188-190

27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

Стр.191-195

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1

Стр.195-199

29

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

Стр.200-204

30

Профилактика вредных привычек.

1

Стр.205-210

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

1

Стр.211-215

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3ч).

Тема 9. Первая помощь при неотложных состояниях (3ч).

32

Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

1

Стр.216-227

33

Первая помощь при травмах.

1

Стр.228-230

34

Первая помощь при утоплении, остановке сердца и коме.

1

Стр.231-237


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...