рабочие программы по ОБЖ 8,10,11 кл
рабочая программа по обж по теме
рабочие программы 8,10,11 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_8_klass.doc | 76 КБ |
rabochaya_programma_po_obzh_10_klass.docx | 36.34 КБ |
rabochaya_programma_po_obzh_11_klass.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Школа с.Катравож
имени Героя Советского Союза А.М.Зверева
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол №___ от «___» ________2017 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ___________ Е.Ю.Климова «___» _______2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Школа с. Катравож __________ И.А.Колистратова «____»___________2017 г |
Рабочая программа
По основам Безопасности жизнедеятельности
Класс 8, общеобразовательный
Учитель Беляев Николай Иванович
Год составления 2017-2018 учебный год
Общее количество часов по плану 35
Количество часов в неделю 1
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ Школа с.Катравож, учебным планом и программой утвержденной министерством образования под общей редакцией А.Т.Смирнова (Москва « Просвещение», 2007г).
«______»__________________2017 г. ___________________
(подпись учителя)
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ
«______»__________________2017 г. Протокол №
Руководитель ШМО Пастухов Илья Олегович |
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ Школа с.Катравож, учебным планом, на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов общеобразовательных учреждений(авторы программы – А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников)
В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: « О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера », « Об охране окружающей природной среды», « О пожарной безопасности », «О безопасности дорожного движения» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 « О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом включенный в федеральный перечень:
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Учебник ОБЖ 8 класс, АСТ «Астрель» Москва 2013г
Рабочая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 35 часов учебного времени в год, 1 час в неделю.
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Цели и задачи курса:
- Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;
- Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;
- Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
- Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;
- Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
- Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;
- Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
- дать: знания о здоровье и ЗОЖ; знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;
- научить: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь;
- воспитать: культуру мышления; культуру общения;
- формировать: достоинство, нравственные убеждения;
- развить: способности, память, внимание; самоконтроль.
В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Учебно-тематическое планирование 8 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
Модуль-1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 22 | 18 | 4 |
Модуль-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 13 | 6 | 7 |
Всего часов | 35 | 24 | 11 |
Содержание тем учебного курса
Модуль I (M-I). Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (P-I). Основы комплексной безопасности
Раздел II (Р-П). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Модуль II (М-И). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III (Р-Ш). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (P-TV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах
Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-х классов
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
♦ основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдения норм здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся за 8 класс
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (8 класс).
Учебник | Литература для учителя | Литература для учащихся | Интернет-ресурсы |
ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г | 1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008. 2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005 3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г. | 1.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007 2. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995. 3. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».,1997 | 1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003. 2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа – детский сад с.Катравож
имени героя Советского Союза А.М.Зверева
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УР Директор МОУ Школа с.Катравож
Колистратова И.А.
«___»____________2017 г. «_____»_____________2017г.
Рабочая программа
По основам безопасности жизнедеятельности
Учитель Беляев Николай Иванович
Год составления 2017-2018 учебный год
Класс ____10, общеобразовательный
Общее количество часов по плану__70__
Количество часов в неделю_ 2__
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ Школа с.Катравож, учебным планом и программой утвержденной министерством образования под общей редакцией А.Т.Смирнова (Москва « Просвещение», 2007г).
«______»__________________2017 г. ___________________
(подпись учителя)
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ
«______»__________________2017 г. Протокол №
Руководитель ШМО Пастухов Илья Олегович |
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования в 10 классе разработана в соответствии с основной образовательной программой МОУ Школа с.Катравож, учебным планом, на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников).
Программа для 10 классов предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения. Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10 классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на профильном уровне в объеме 140 ч (из расчета по 2 ч в неделю).
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих целей:
усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих задач:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Учебно-тематический план
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов | Литература, (учебник, §, стр) | Количество часов | |||||
теоретические | практические | ||||||||
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 17 | 15 | 2 | |||||
M-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 6 | 3 | 3 | |||||
M-III | Обеспечение военной безопасности государства | 47 | 30 | 17 | |||||
Всего часов | 70 | 47 | 22 |
Содержание тем учебного курса
Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям и шести входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел П. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М- II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства
Раздел V. Основы обороны государства.
Раздел VI. Основы военной службы.
Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов и др.).
В 11-м классе изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается итоговой аттестацией.
При этом разделы I—V изучаются учащимися (юношами и девушками) совместно. Затем юноши изучают раздел VI «Основы военной службы» (58 ч: 28 ч + 30 ч), а девушки в это время занимаются по программе с углубленным изучением основ медицинских знаний (58 ч: 28 ч + 30 ч).
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
- ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направления
продолжения своего образования.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
- организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
- основные принципы здорового образа жизни;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- основы обороны государства и военной службы;
- боевые традиции Вооруженных сил России, государственные и военные символы Российской Федерации
Учащиеся старших классов должны уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.).
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
К концу года обучения учащихся должны:
З н а т ь: требования воинской дисциплины, обязанности солдата, дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки , автомата, правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе. Обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий. Историю развития оружия массового поражения, сигналы оповещения ГО. Способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта. Правила наложения стерильных повязок, что такое раны и их классификация, правила выполнения процедур по уходу за ранеными.
У м е т ь: обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе, вести меткий огонь из пневматической винтовки. Правильно передвигаться на поле боя. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту. Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.
Список литературы
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
- Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
- Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
- Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
Предварительный просмотр:
|
Муниципальное образовательное учреждение Школа с.Катравож
имени Героя Советского Союза А.М.Зверева
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол №___ от «___» ________2017 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ___________ Е.Ю.Климова «___» _______2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Школа с. Катравож __________ И.А.Колистратова «____»___________2017 г |
Рабочая программа
По основам Безопасности жизнедеятельности
Класс 11, общеобразовательный
Учитель Беляев Николай Иванович
Год составления 2017-2018 учебный год
Общее количество часов по плану 70
Количество часов в неделю 2
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ Школа с.Катравож, учебным планом и программой утвержденной министерством образования под общей редакцией А.Т.Смирнова (Москва « Просвещение», 2007г).
«______»__________________2017 г. ___________________
(подпись учителя)
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ
«______»__________________2017 г. Протокол №
Руководитель ШМО Пастухов Илья Олегович |
|
___________________
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования в 11 классе разработана в соответствии с основной образовательной программой МОУ Школа с.Катравож, учебным планом, на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 классов общеобразовательных учреждений(авторы программы – А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников).
Программа для 11-х классов предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на профильном уровне в объеме 140 ч (из расчета по 2 ч в неделю)
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих целей:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Раздел I «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел II «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих задач:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Программа включает в себя:
- Пояснительную записку.
- Тематический план.
3 Основное содержание программа
- Требования к уровню подготовки выпускника
Учебно-тематическое планирование
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | |||
P-I | Основы комплексной безопасности | 9 | 5 | 4 |
P-III | Основы здорового образа жизни | 14 | 14 | |
P-V | Основы обороны государства | 17 | 10 | 7 |
P-VI | Основы военной службы | 30 | 20 | 10 |
Всего часов | 70 | 49 | 21 |
Содержания учебного курса
Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям и шести входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел П. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М- II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства
Раздел V. Основы обороны государства.
Раздел VI. Основы военной службы.
Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов и др.).
В 11-м классе изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается итоговой аттестацией.
При этом разделы I—V изучаются учащимися (юношами и девушками) совместно. Затем юноши изучают раздел VI «Основы военной службы» (58 ч: 28 ч + 30 ч), а девушки в это время занимаются по программе с углубленным изучением основ медицинских знаний (58 ч: 28 ч + 30 ч).
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
- ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направления
продолжения своего образования.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
- организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
- основные принципы здорового образа жизни;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- основы обороны государства и военной службы;
- боевые традиции Вооруженных сил России, государственные и военные символы Российской Федерации
Выпускники старших классов должны уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.).
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
К концу года обучения учащихся должны:
З н а т ь: требования воинской дисциплины, обязанности солдата, дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки , автомата, правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе. Обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий. Историю развития оружия массового поражения, сигналы оповещения ГО. Способы измерения расстояний, способы определения сторон горизонта. Правила наложения стерильных повязок, что такое раны и их классификация, правила выполнения процедур по уходу за ранеными.
У м е т ь: обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе, вести меткий огонь из пневматической винтовки. Правильно передвигаться на поле боя. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту. Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.
Список литературы
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
- Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
- Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
- Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...