Пособие для учащихся 11х классов к уроку ОБЖ "Биоритмы человека"
презентация к уроку по обж (11 класс) на тему
Пособие для учащихся 11х классов к уроку ОБЖ "Биоритмы человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioritmy_cheloveka.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БИОРИТмЫ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? БИОРИТМЫ — периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые саморегулируются и самовоспроизводятся в любых условиях. Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.
Происхождение биоритмов ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭНДОГЕННЫЙ фактор (внутренний, врожденный) ЭКЗОГЕННЫЙ фактор (внешний, приобретенный) Ритмическая работа сердца, дыхательной системы, мозга и т.д. Эти ритмы называют физиологическими. Вращение Земли, смена дня и ночи, смена фаз Луны, приливы и отливы и т.д. Эти ритмы называют экологическими.
Характеристики биоритмов ► ПЕРИОД – продолжительность одного цикла колебаний в единицу времени ► ЧАСТОТА – количество периодических процессов в единицу времени ► ФАЗА – часть цикла, измеряемая в долях периода (начальная, конечная и т.д.) ► АМПЛИТУДА – размах колебаний между максимум и минимум
ЧАСТОТА РИТМОВ ► ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ – до 30 минут ► СРЕДНЕЧАСТОТНЫЕ – от 0,5 до 24 часов, 20-28 часов, 29 часов – 6 суток ► НИЗКОЧАСТОТНЫЕ – с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года
ОСОБЕННОСТИ КОЛЕБАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Для человеческого организма характерен целый спектр ритмичных процессов и функций, который объединен в единую согласованную во времени колебательную систему , обладающую следующими особенностями: ● наличие связи между ритмами разных процессов ● наличие синхронности, или кратности, в протекании тех или других ритмов ● наличие иерархичности (подчинение одних ритмов другим).
Основные биологические ритмы У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма: ● Полутора часовой ритм ● Суточный ритм ● Месячный ритм ● Годовой ритм. Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.
Полутора часовой ритм ► Продолжительность – от 90 до 100 минут. Характеризуется чередованием активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых циклов активности мозга. Через каждые полтора часа человек испытывает попеременно то низкую, то повышенную возбудимость, то умиротворенность, то беспокойство.
СУТОЧНЫЙ РИТМ ► Продолжительность – 24 часа. Влияет на состояние человека и выражается в цикле бодрствование — сон.
МЕСЯЧНЫЙ РИТМ ► Продолжительность – 30 (31) дней. Месячной цикличности подчинены определенные изменения в организме женщины. Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин.
ГОДОВОЙ РИТМ ► Продолжительность – 365 (366) дней. Отмечаются циклические изменения организма ежегодно во время смены времен года. Установлено, что: ● в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови ● мышечная возбудимость выше весной и летом и слабее осенью и зимой ● максимальная светочувствительность глаза наблюдается весной и ранним летом, а к осени и зиме падает.
Функции биоритмов ► Оптимизация жизнедеятельности организма Цикличность — важное правило поведения биосистем, необходимое условие их функционирования. Это связано с тем, что биологические процессы не могут интенсивно протекать длительное время. В биосистемах за всякой активностью должно следовать ее снижение для отдыха и восстановления. Поэтому принцип ритмической смены активности, при которой происходит расход энергетических и пластических ресурсов, и ее торможения, предназначенного для восстановления этих расходов, изначально заложен при возникновении (рождении) любой биологической системы, включая человека.
Функции биоритмов ► Отражение фактора времени Биоритмы — биологическая форма преобразования шкалы объективного, астрономического времени в биологическое время. Целью его является соотнесение циклов жизненных процессов с циклами объективного времени . Основными характеристиками биологического времени являются его независимость от нашего сознания и взаимосвязь его с физическим временем. Благодаря этому осуществляются временная организация биологических процессов в организме и согласование их с периодами колебаний внешней среды, что обеспечивает адаптацию организма к окружающей среде и отражает единство живой и неживой природы.
Функции биоритмов ► Регуляторная функция Ритмование — это рабочий механизм создания функциональных систем в центральной нервной системе ( ЦНС ) и важный принцип регуляции функций. Согласно современным представлениям, создание рабочих механизмов в ЦНС обеспечивается синхронизацией ритмической высокочастотной деятельности составляющих ее нервных клеток. Таким образом осуществляется объединение отдельных нервных клеток в рабочие ансамбли, а ансамблей — в общую синхронную функциональную систему.
Функции биоритмов ► Интеграционная (объединительная) функция Биоритм — это рабочий механизм объединения всех уровней организации организма в единую суперсистему. Интеграция реализуется по принципу иерархичности : высокочастотные ритмы низкого уровня организации подчиняются средне- и низкочастотным уровням более высокого уровня организации. Иначе говоря, высокочастотные биоритмы клеток, тканей, органов и систем организма подчиняются базовому среднечастотному суточному ритму. Это объединение осуществляется по принципу кратности .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие для учащихся 8 классов "ФИЗИКА ДЛЯ ТЕБЯ"
Пособие служит для текущей проверки знаний учащихся по физике в 8 классах общеобразовательных школ. Оно состоит из заданий, каждое из которых охватывает материал двух-трех уроков. В заданиях содержитс...
"Искусство. Методическое пособие для учащихся 9 класса"
Данный материал содержит вопросы и ответы к экзаменам по искусству за курс 8 - 9 класса основной общеобразовательной школы. Он включает следующие разделы и темы: 1 раздел - "Первобытное ис...
Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...
Методическое пособие для учащихся 11 классов и учителей по теме "Химическая связь"
Методическое пособие по теме " Химическая связь" рассчитано для учащихся 11 классов и учителей. В нем представленны все виды химической связи, механизм образования и рассмотренно геометрическое ...
Учебно - методическое пособие по расширению лексического запаса учащихся четвертых классов на уроках немецкого языка на основе текстов домашнего чтения
Одним из основных источников получения информации о стране изучаемого языка, ее традициях и культуре, является чтение. На начальном этапе обучения чтение на иностранном языке является необходимым видо...
Пособие для учащихся 11х классов к уроку ОБЖ "Репродуктивное здоровье"
Пособие для учащихся 11х классов к уроку ОБЖ "Репродуктивное здоровье"...
Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»
Разработка урока по формированию грамотного чтения литературного текста, развивающего умения формулировать тему текста и основную мысль, пон...