Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
учебно-методический материал по обж (10 класс) на тему
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для 1 курса специальности 23.02.03
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srs_to_1_kurs_161.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Грязинский технический колледж»
(ГОБПОУ «ГТК»)
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по дисциплине |
ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности |
для специальности (группы специальностей):
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта |
углубленная подготовка |
Грязи-2016
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Составитель: Трубицын А.Ю. преподаватель-организатор ОБЖ
ОДОБРЕНО цикловой комиссией Председатель: _______________ /С.Н.Петрова/ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе: _________________/И.В.Савишина/ |
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов предназначены для обучающихся ГОБПОУ СПО Грязинский технический колледж специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортадля закрепления теоретических знаний и освоения практических умений и навыков.
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортапо программе углубленной подготовки.
Введение
Согласно ФГОС: «При формировании ОПОП образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения…»
Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.
В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой междисциплинарного курса, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.
Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности изучается в течение 2 семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности – 15 часов.
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности.
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы могут быть использованы преподавателями на учебных занятиях и для самостоятельного освоения студентами 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Самостоятельная работа №1.
- Тема. «Алкоголь и его влияние на здоровье человека»
- Цель: обобщить знания по данной теме.
- Теоретическая часть.
- Человеческий организм — это сбалансированная биологическая система, но равновесие в ней нарушается, когда человек намеренно подвергает себя действию спиртных напитков. Разрушающее влияние алкоголя на здоровье человека начинается сразу после его попадания в организм.
- Алкоголь угнетающе действует на умственную деятельность человека, у плода он замедляет развитие нервной трубки, что чревато такими страшными заболеваниями, как, например, синдром Дауна.
- Алкоголь снижает кровяное давление, из-за чего в больших артериях и полых венах могут возникать застои, которые приводят к возникновению тромбов.
- Кроме своего пагубного воздействия на физиологическом уровне, за счет угнетения мозговой деятельности у человека нарушается координация движений. Это крайне опасно для будущей мамы, в особенности, на поздних сроках беременности. Любое падение или удар могут привести к серьезным травмам плода или даже к выкидышу.
- Степень токсического воздействия определяется несколькими факторами:
- Объема алкоголя, поступившего в организм
- Толерантности к спиртному (в прямой зависимости от состояния печени
- Индивидуальной, генетически заложенной в организм способности к ферментации этанола.
- Воздействуя на кору головного мозга, небольшие количества этанола вызывают типичное алкогольное возбуждение, воздействие же больших количеств приводит к клиническим симптомам, схожим с эффектами наркоза — спутанность сознания, анестезия.
- Угнетение Центральной нервной системы (ЦНС) вызвано антиглутаматергетическими свойствами этилового спирта и стимулирующим действием его на ГАМК рецепторы. Для алкогольного отравления характерны такие проявления, как гликогенолиз: обезвоживание организма, тошнота и рвота. Нарушение всасывания приводит к дефициту тиамина. Как влияет алкоголь на здоровье, показывает характерная картина разрушительных последствий, одинаковая для всех злоупотребляющих лиц.
- Последствия употребления спиртных напитков
- Разрушительное воздействие алкоголя при систематическом употреблении спиртных напитков приводит к необратимым и губительным изменениям во всех системах живого организма.
- Чрезмерное употребление спиртного приводит к увеличению процента смертности многократно. Несмотря на то, что ведутся дебаты о возможной «пользе» употребления небольших доз алкоголя, статистика остается неумолимо печальной.
- Даже умеренные дозы алкоголя могут повысить риск возникновения геморрагического инсульта (кровоизлияния в головной мозг).
- Частое употребление спиртного — это болезнь, а пациентами врачей становятся из-за ее последствий. Алкоголизм заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами. Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве случаев трудноизлечимая.
- Проблема алкоголизма для нашей страны сверх актуальна. Этиология и механизмы болезни требуют дополнительного изучения. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно /до 80% рецидивов/, требуется искоренять причины этой проблемы. Относительно простым выходом из данной ситуации было бы стать радикальное повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность. А некоторым врачам, говоря об алкоголизме, хотелось посоветовать: "всё хорошо - если в м
- Государство должно вырабатывать у своих граждан такой стиль жизни, при котором исключалось бы употребление алкоголя в неприемлемо больших дозах. С этой целью вводятся различные способы, и, прежде всего:
- - контроль за качеством выпускаемой алкогольной продукции;
- - ограничительные меры, исключающие употребление алкоголя несовершеннолетними;
- - строгое лимитирование мест, где можно было бы покупать и употреблять алкоголь;
- - создание обстановки, исключающей употребление алкоголя в производственном коллективе
- - административное и уголовное наказание лиц, появляющихся в общественных местах в нетрезвом виде;
- - стимулирование рекламы, разъясняющей пагубное действие алкоголя.
- - выявление на производстве пьяниц, являющихся потенциальными алкоголиками, индивидуальные меры воздействия на них
- Особенное внимание должно уделяться воспитанию подрастающего поколения. Здесь применяется в основном разъяснительная работа в виде бесед, лекций, стенной печати. Молодые люди в обязательном порядке должны знать не только о пагубном действии алкоголя и всех последствиях злоупотребления, но также и законы, направленные на борьбу с пьянством и меры наказания при этом.
- Профилактика алкоголизма остается одной из актуальных проблем в России. Рост алкоголизации населения России свидетельствует о необходимости разработки новых концепций в профилактике алкоголизма.
- Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий:
- Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
- Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.
- Ни для кого не секрет, что определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо препятствовать началу употребления алкоголя. Обстоятельства способствующие употреблению алкоголя – называются факторами риска. А обстоятельства снижающие употребление алкоголя – называются факторами защиты.
- Факторы риска:
- Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида;
- Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками;
- Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
- Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
- Раннее начало половой жизни;
- Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье;
- Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
- Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.
- Контрольные вопросы.
- Какое пагубное влияние на здоровье человека оказывают употребление алкоголя?
- Какими факторами определяется степень токсического воздействия?
- Что такое алкоголизм?
- В чём заключается профилактика алкоголизма?
- Практическая часть
- Ответьте на контрольные вопросы.
- Подготовить реферат на тему «Алкоголь и его влияние на здоровье человека
- Требования к оформлению см. Приложение 1
Самостоятельная работа № 2.
- Тема. «Роль физической культуры в сохранении здоровья»
- Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся, пропаганда занятий физической культурой, контроль качества усвоения материала по данной теме.
- Теоретическая часть
- Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще СП. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.
- Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс адаптации, т.е. приспособления функций разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость координируется центральной нервной системой. Ее тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных процессов, их сила, уравновешенность, совершенствуется регуляция всех функций организма.
- Систематические занятия физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения в сердечно-сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной: нормализуется артериальное давление.
- Основными причинами возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз и другие) являются: гиподинамия, неврогенный (стрессовый) фактор и неправильное питание.
- Сердце, не получая необходимой нагрузки, постепенно теряет способность быстро и правильно реагировать на различные физические напряжения, возникает явление и "детренированного сердца", которые теперь могут наблюдаться даже и 25-30-летних. Ослабевает работа и так называемого "периферического сердца" - скелетных мышц, которые присасывающе - нагнетательным действием способствуют движению крови по сосудам. Нетренированное сердце гораздо чувствительнее к нервно-эмоциональным перегрузкам. А возникающее при малоподвижном образе жизни нарушение обмена веществ ведет к развитию атеросклероза.
- Результаты многочисленных исследований зарубежных и отечественных ученых позволили установить, что наиболее благоприятной физической нагрузкой для укрепления сердечно-сосудистой системы является такая, при которой пульс достигает 130 ударов в минуту. Этот средний ориентир доступен людям разного возраста, гарантирует от перегрузок и обеспечивает в то же время надежный тренировочный эффект.
- Физические упражнения благотворно влияют на деятельность дыхательной системы, способствуя увеличению жизненной емкости легких, более продуктивному использованию кислорода из вдыхаемого воздуха.
- Систематические занятия оказывают позитивное влияние на костно-мышечную систему организма человека. Например, легкоатлетические упражнения вызывают утолщение костной ткани, усиление ее прочности, обеспечивают большую подвижность суставов, эластичность и прочность связочного аппарата.
- Благодаря разрастанию мышечных волокон улучшается их кровоснабжение. Так, в тренированной мышце на 100 мышечных волокон приходится в среднем 98 капилляров, а в нетренированной - только 46. в крепких мышцах накапливается больший запас энергетических веществ гликогена, креатинфосфата, а содержание миоглобина в 2-2,5 раза выше, чем в нетренированных. Кроме того, повышается возбудимость и подвижность нервно-мышечного аппарата, улучшается быстрота, точность и координация движений.
- Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. В разные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте они направлены на совершенствование физической подготовленности, физического развития и физической работоспособности, профилактику заболеваний, которые могут развиться в более старшем возрасте.
- Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.
- В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений.
- Естественно, физические нагрузки обязательно должны быть адаптированы к каждому конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку с учетом их возраста, пола, физических возможностей, состояния здоровья. Только в этом случае раскроются в полной мере все слагаемые развивающей функции физической культуры [2].
- Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.
- Контрольные вопросы.
- Расскажите о влиянии физических упражнений для организма?
- Практическая часть
- Ответьте на контрольные вопросы.
- Подготовьте викторину на тему: «Роль физической культуры в сохранении здоровья» и проведите ее в группе.
Самостоятельная работа № 3.
- Тема: «Оповещение и информирование населения об опасности»
- Цель: контроль качества усвоения материала по данной теме.
- Теоретическая часть.
- Под оповещением понимают доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации через систему оповещения РСЧС.
- Применяют ручной и автоматизированный способы оповещения:
- • ручной способ заключается в передаче специальной телеграммы с пункта управления ГОЧС по государственным каналам связи телеграфистами Министерства связи;
- • оповещение автоматизированным способом осуществляют по государственным каналам связи с использованием специальной аппаратуры и технических средств.
- Система оповещения и информирования РСЧС обеспечивает доведение сигналов и информации по каналам телефонной связи до региональных центров ГОЧС, а по радиовещательной сети — до органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. На федеральном и местном уровнях функционируют территориальные системы оповещения. Их составная часть — локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов. В качестве средств оповещения используют звуковые излучатели (электросирены), сети радио-, теле- и проводного вещания.
- Кроме упомянутых можно применять вспомогательные средства оповещения на ограниченных территориях: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции.
- На шумных производствах и в лечебных учреждениях могут быть установлены световые табло (транспаранты) с текстами поступивших сигналов и команд. В качестве вспомогательных средств возможно использование гудков производственных предприятий и звуковых сигналов транспортных средств.
- Для обеспечения своевременности и надежности оповещение населения в чрезвычайных ситуациях производят в следующем порядке:
- • для привлечения внимания людей перед передачей речевой информации включают электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это означает подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», по которому необходимо включить радио, телевизионные приемники, громкоговорители;
- • по этому сигналу немедленно приводят в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, сети наружной звукофикации;
- • до населения доводят соответствующие сообщения и указания по средствам проводного, радио- и телевещания.
- Типовые тексты информации для населения в чрезвычайных ситуациях заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.
- Сигнал тревоги «Внимание всем!»
- Услышав сигнал, немедленно включите радио, телевизор для прослушивания экстренных сообщений штаба гражданской обороны.
- Сообщите соседям и родственникам о случившемся, приведите домой детей и действуйте согласно полученной вами информации.
- При необходимости эвакуации выполните следующие рекомендации:
- соберите в небольшой чемодан (рюкзак) вещи первой необходимости, документы, деньги, ценности;
- налейте в емкость с плотно закрывающейся крышкой питьевую воду, приготовьте консервированные и сухие продукты питания;
- подготовьте квартиру к консервации (закройте окна, балконы; перекройте подачу газа, воды, электроэнергии; приготовьте второй экземпляр ключей для сдачи в РЭУ; возьмите необходимую одежду и средства индивидуальной защиты)
- окажите помощь престарелым и больным, проживающим по соседству.
- Действия населения после прослушивания речевой информации.
- Информация передается в течение 5 мин после подачи звуковых сигналов (сирены, гудки и пр.). Выслушав сообщение, каждый Должен действовать без паники и суеты в соответствии с полученными указаниями.
- Действия населения после прослушивания речевой информации зависят от конкретных условий, в которых может оказаться любой человек. Каждый должен действовать, сообразуясь с имеющимися возможностями по защите своей жизни и здоровья.
- Так, например, при угрозе радиоактивного заражения, услышав предупреждение, необходимо надеть респиратор или противопыльную тканевую маску (ПТМ-1), или ватно-марлевую повязку, противогаз; взять подготовленный запас продуктов питания и воды, средств медицинской защиты, предметы первой необходимости, бытовой дозиметр для определения уровня излучения и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие. При отсутствии указанных защитных сооружений в качестве защиты от радиоактивного заражения можно использовать подвалы и каменные постройки. Если обстоятельства вынудят укрываться в недостаточно подготовленном для этого доме (квартире), следует, не теряя времени, приступить к его (ее) герметизации: завесить окна и двери плотной тканью, при необходимости заделать щели, закрыть вентиляционные трубы.
- Если люди оказались на зараженной местности или им предстоит преодолевать участок заражения, необходимо принять радиозащитное средство (1) из аптечки АИ-2.
- В сельских районах следует загнать животных в герметизированные и подготовленные для длительного содержания скота помещения, укрытия, плотно закрыть все двери и люки кладовых, погребов и других мест хранения запасов продовольствия и кормов.
- Существующие системы связи и оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и охватывают около 90% населения страны.
- В настоящее время ведутся работы по реконструкции систем оповещения и по модернизации федеральной и региональных систем.
- Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в мирное время и в условиях войны, а также доведения до населения информации об обстановке и его действиях в сложившихся условиях является речевая информация с использованием государственных и местных сетей проводного, радио- и телевизионного вещания.
- 2. Перед подачей речевой информации дается предупредительный сигнал «Внимание всем!».
- 3. Умелые и четкие действия каждого гражданина по сигналу «Внимание всем!» и строгое соблюдение правил поведения позволят своевременно принять меры защиты, сохранить и спасти жизнь себе и окружающим.
- Контрольные вопросы.
- Как подается сигнал «Внимание всем!» и что необходимо делать по нему?
- Как оповещается население об угрозе чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения?
- Что необходимо сделать после сообщения об угрозе радиоактивного заражения?
- Практическая часть.
- Ответьте на контрольные вопросы.
- Выполнить буклет на тему: «Оповещение и информирование населения об опасности»
- Требования к оформлению см. Приложение 4
Самостоятельная работа № 4.
- Тема. «Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания»
- Цель: обобщить знания по данной теме.
- Теоретическая часть.
- Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.
- Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.
- Природная чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
- К природным чрезвычайным ситуациям относятся:
- 1. Геофизические опасные явления: землетрясения, извержения вулканов.
- 2. Геологические опасные явления: оползни, обвалы, осыпи, лавины, сели, склонные смывы, просадка лессовых пород и земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, пыльные бури.
- 3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури, ураганы, смерчи, шквалы, вихри, крупный град, сильный дождь, снегопад, метель, туман; засуха, суховей, заморозки.
- 4. Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильные колебания моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов.
- 5. Гидрологические опасные явления: высокие уровни воды (половодье, дождевые паводки, заторы, зажоры, ветровые нагоны), низкий уровень воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление).
- 6. Природные (ландшафтные) пожары: лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.
- 7. Инфекционные заболевания людей: единичные и групповые случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии.
- 8. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, экзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии.
- 9. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: прогрессирующая эпифитопия, панфитотия, болезни растений невыявленной этиологии, массовые распространения вредителей растений.
- Жители Самарского региона привыкли ожидать от природы самых различных стихийных бедствий: урагана, наводнения, засухи, лесных пожаров, но только не землетрясения. Слишком широко распространено мнение, что Среднее Поволжье в сейсмическом плане место абсолютно безопасное. Между тем, существуют научные данные, что это далеко не так. И что Самарская область на карте сейсмического районирования России относится к 7-8 бальной зоне.
- Еще из школьных учебников известно, что Самарская область расположена на устойчивой Восточно-Европейской платформе — на огромной Русской плите — не подверженной каким-либо существенным тектоническим изменениям. Однако так ли на самом деле неподвижна земная твердь под ногами волжан? Всего столетие назад по территории Самарского края прокатилась волна довольно ощутимых землетрясений. В 1914 году в Камышлинском районе были зафиксированы подземные толчки силой в 6 баллов. Нечто подобное отмечалось в Нефтегорском, Исаклинском и Сызранском районах. Не обошла стороной стихия и Самару. В 1895 году горожане испытали на себе пятибальное колебание почвы. Да и совсем недавно, в декабре 2000 года самарцы пережили землетрясение силой в 3 балла. В квартирах оживала мебель, падали вещи, сами собой открывались двери и раскачивались люстры.
- По имеющимся геологическим данным, к таким участкам, прежде всего, относится Самара и еще 5 участков: города Жигулевск, Нефтегорск, Чапаевск, поселки Кутулук и Переволоки. На этих территориях сочетаются как природные, так и техногенные неблагоприятные факторы. Вдобавок ко всему, здесь сосредоточены наиболее крупные промышленные объекты. Например, плотина Волжской Гидроэлектростанции. На специальной карте хорошо видно, что ГЭС построена как раз на разломе земной коры. К тому же активном. Его южная часть постепенно понимается наверх, а северная опускается, со скоростью 4-6 миллиметров в год. Однако специалисты не исключают того, что на большой глубине породы могут разъезжаться на сотни метров. В месте разлома из недр планеты на поверхность выделяется газ — гелий. Он выходит из самой мантии земли, беспрепятственно преодолевая 60 километров.
- Воздействие естественных геологических преобразований в этом месте усугубляется колоссальной техногенной нагрузкой. Сверху на подвижные грунты давят огромное Куйбышевское водохранилище и сама плотина. Геологические породы под воздействием тяжести начинают постепенно разуплотняться, растрескиваться и, как говорят геологи, когда порода потеряет 50 процентов своей прочности, она развалится.
- Ситуация осложняется еще и тем, что пласт верхней мантии под Самарской губернией несколько выше, чем в других местах. А потому и температура под Самарой более высокая. Из-за подземного жара плотность горных пород становится меньше, в земле образуются новые бреши, которые постоянно двигаются и сталкиваются.
- Контрольные вопросы.
- Что такое чрезвычайная ситуация природного характера?
- Дайте характеристику природным чрезвычайным ситуациям.
- Какие ЧС природного характера произошли в Самарской области?
- Практическая часть.
- Ответьте на контрольные вопросы.
- Выполнить презентацию на тему: «Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания».
- Оформление в соответствии с приложениями № 2,3
Самостоятельная работа № 5.
- Тема. «Символы воинской чести России»
- Цель: контроль качества усвоения материала по данной теме.
- Теоретическая часть.
- Все виды и рода Вооруженных Сил России обладают определенной символикой, различиями в форме одежды. К таковым относятся погоны - наплечные, знаки различия военнослужащих являются обязательной принадлежностью формы одежды, показывающие персональные военные звания военнослужащих, а так же их принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск службы.
- К знакам различия относятся эмблемы символические условные изображения, отражающие определенные понятия и обозначающие принадлежность военнослужащих и различного имущества к соответствующему виду Вооруженных сил, роду войск, специальным войскам или службам. Эмблемы размещаются на предметах военного обмундирования (погонах, петлицах и т.д.) могут изображаться так же на знаменах, военной технике, воинских документах. К символике относятся так же различные нагрудные знаки, нарукавные шевроны и т.д.
- Воинская честь- это нравственные внутренние качества и принципы воина, характеризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга.
- В армейской среде всегда с особым вниманием относились к военной символике, которая, проявляясь в элементах обмундирования, знаменах, наградах, знаках отличия и различия, отражала самобытность национального характера воинов.
- Воинское знамя – это знамя, объединяющее воинскую часть и указывающее на ее принадлежность вооруженным силам данного государства. Это символ воинской чести, выражающий идею единства. Знамя Великой Отечественной войны – это символ Победы. Знамя – символ воинской чести, доблести и славы, оно является напоминанием каждому солдату, сержанту, офицеру и генералу об их священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни. Другим символом вооруженного защитника Отечества является его форма одежды. Воинские звания появились в большинстве армий мира в XV – XVI в.в.
- Военная форма одежды – общее название всех предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия в армии государства. Она позволяет определять принадлежность военнослужащих к виду вооруженных сил, отличает их от гражданского населения и военнослужащих других армий. Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать своих бойцов от воинов противника.
- Знаки различия также являются воинскими символами и указывают на принадлежность военнослужащих к виду или роду войск и их воинские звания. К знакам различия относятся погоны, нагрудные и нарукавные знаки, знаки на головных уборах, погонах и петлицах, канты, лампасы, эмблемы. Среди знаков различия особое место занимают эмблемы. Они появились в русской армии в 1700 году и назывались тогда "гербы". Носили эмблемы на головных уборах, пуговицах, патронных сумках и поясных ремнях. Как правило, варьировалось четыре символа: двуглавый орел, грамота, щит, Андреевская звезда. На них размещались скрещенные пушки, топоры, якоря и другие элементы. Со временем воинская символика упростилась.
- Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
- Ритуал - это торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок-церемониал. Ритуалы, проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации, концентрируют в себе высокие, благородные идеалы - идеалы защиты Отечества, верности воинскому долгу, Военной присяге, Боевому Знамени части.
- Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации четко определен порядок (церемониал) приведения к Военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вручения личного вооружения и военной техники и порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку.
- Государственный герб — это опознавательный знак государства, его официальный символ.
- Государственный герб исполняет ту же функцию, что и название страны, её флаг и гимн, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран. Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) поле.
- Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа).
- На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конем дракона.
- В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.
- Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак государства, его официальный символ.
- Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный флаг и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран. Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.
- Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев.
- Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. При исполнении гимна без слов обыкновенно звучат только первый куплет и припев.
- Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета.
- Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров). Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения.
- Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу...
- В мире существует около десятка государственных флагов, составленных из полос белого, синего и красного цветов, и только тот флаг, у которого полосы расположены в традиционном для России порядке, является настоящим флагом нашей страны.
- Иногда случается, что по невнимательности российский флаг вывешивают перевернутым — так, что красная полоса оказывается вверху, а белая — внизу. Это грубейшая ошибка: такой флаг не является российским флагом, и использовать флаг с неверным расположением цветов значит проявлять к нему неуважение.
- Контрольные вопросы.
- Перечислите символы воинской чести России.
- Каково назначение Государственный герба и Государственного флага?
- 3. Какова роль воинских званий и наград как символов воинской чести?
- Практическая часть.
- Ответьте на контрольные вопросы.
- Выполните видео-альбом «Символы воинской чести »
- Оформление в соответствии с приложениями № 2,3
Самостоятельная работа № 6.
- Тема. «Города воинской славы Российской Федерации»
- Цель: обобщить знания по данной теме..
- Теоретическая часть.
- Город воинской славы — почётное звание Российской Федерации, установлено федеральным законом от 9 мая 2006 года № 68-ФЗ «О почётном звании Российской Федерации „Город воинской славы“»Положение об условиях и порядке присвоения почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы» утверждено указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2006 года № 1340.
- БЕЛГОРОД – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Во время Великой Отечественной войны в окрестностях Белгорода шли кровопролитные бои. Город был дважды оккупирован немцами. За годы войны город был очень сильно разрушен, уцелело всего несколько десятков зданий..
- КУРСК – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Город сильно пострадал во время освобождения от немецкой оккупации, продолжавшейся до февраля 1943. Так же памятна Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943),) которая по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны.
- ОРЁЛ - ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Орловщина стала местом ожесточенных боев во время Великой Отечественной войны. В честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был произведен первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют 12 залпами из 120 орудий.
- ВЛАДИКАВКАЗ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Во время Великой Отечественной войны в ходе битвы за Кавказ на подступах к городу была остановлена и разгромлена мощная группировка немецко-фашистских войск.
- МАЛГОБЕК – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- В годы войны город был оккупирован с12 сентября 1942 по 03 января 1943 года. За время оккупации город был очень сильно разрушен, уцелело всего несколько десятков зданий…
- РЖЕВ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- В результате боевых действий в 1941—1943 годах за 17 месяцев оккупации Ржев был разрушен до основания. После войны отстроен заново.
- ЕЛЬНЯ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Город был оккупирован дважды,освобождён в августе 1943, в ходе Ельнинско-Дорогобужской операции.
- ЕЛЕЦ– ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Во время Великой Отечественной войны Елец был оккупирован немецкой армией с 4 по 9 декабря 1941 года; освобождён в ходе Елецкой наступательной операции, ставшей важной частью Московского сражения. Во время оккупации Орла Елец исполнял функции областного центра.
- ВОРОНЕЖ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года Воронеж, частично находясь под немецкой оккупацией, понёс значительный ущерб.
- ЛУГА– ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- В 1941 году Луга была местом ожесточённых боев на подступах к Ленинграду. Лужский оборонительный рубеж на три недели остановил немецкое наступление на Ленинград, что позволило советским войскам создать более прочную оборону на дальних и ближних подступах к городу.
- ПОЛЯРНЫЙ - ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- В период Великой Отечественной Войны 1941—1945 гг. в Полярном находилась главная база Северного флота.
- РОСТОВ-НА-ДОНУ - ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Немецкие войска занимали Ростов дважды: осенью 1941 года и летом 1942 года.14 февраля 1943 года после победы под Сталинградом в ходе общего наступления Красной Армии, Ростов-на-Дону был окончательно освобождён от немецких войск.
- ТУАПСЕ - ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Во время Великой Отечественной войны город сильно разрушен. Впоследствии город был награждён орденом Отечественной войны II степени (май 1981), орденом Отечественной войны I степени (май 1985). Ущерб, нанесенный Туапсе, в ценах 1943 года составил более 22 миллионов.
- В Великую Отечественную войну бои за освобождение Великих Лук были настолько ожесточёнными, что город прозвали «Малым Сталинградом». В городе создан музей и сооружен монумент Александру Матросову, совершившему свой подвиг у деревни Чернушки недалеко от Великих Лук.
- ВЕЛИКИЕ ЛУКИ-ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- ДМИТРОВ - ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- НАРО-ФОМИНСК- ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД - ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года и практически полностью разрушен.
- ВЯЗЬМА - ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- 7 октября 1941 город был оккупирован немецкими войсками.12 марта 1943 войсками Западного Фронта в ходе Ржевско-Вяземской операции город был освобождён силами 5-й и 33-й армий. В ходе боев город был практически полностью разрушен.
- В годы Великой Отечественной войны 23 сентября 1941 года состоялся налёт люфтваффе на Кронштадт. В ходе налёта Кронштадт понёс большие разрушения, был серьёзно повреждён линкор «Марат», другие суда, но город выстоял.
- КРОНШТАДТ-ГОРОДВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- ПСКОВ - ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Во время Великой Отечественной войны город сильно пострадал. За время оккупации немецкие захватчики уничтожили все имевшееся в городе до войны промышленные предприятия.
- Во время Великой Отечественной войны был захвачен немцами 8 октября 1941 года, освобождён 1-ым гвардейским кавалерийским корпусом 28 декабря 1941 года в ходе Белёвско-Козельской операции битвы за Москву.
- КОЗЕЛЬСК-ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- В годы Великой Отечественной город прибывали северные конвои и привозили грузы в рамках ленд-лиза.
- АРХАНГЕЛЬСК – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- С 27 октября по 20 декабря 1941 года город Волоколамск был оккупирован германскими войсками. От немецко-фашистской оккупации город освобождён войсками 20-й армии под командованием генерал-майора Андрея Андреевича Власова.
- ВОЛОКОЛАМСК- ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- БРЯНСК-ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
- Практическая часть.
- Выполнить презентацию «Города воинской славы Российской Федерации»
- Требования к оформлению см. Приложение 2,3
Самостоятельная работа № 7.
- Тема. «Духовность и здоровье семьи»
- Цель: обобщить знания по данной теме.
- Теоретическая часть.
- Российская семья и общество в целом переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
- Прямое влияние на духовное, нравственное и физическое здоровье семьи оказывает состояние нравственности в обществе, а оно сегодня ухудшается буквально с каждым днём. В обществе царит нравственное безумие. Охватившая нас нравственная катастрофа не имеет аналогов в отечественной истории. Ныне, при массированной пропаганде насилия и разврата, при гипнотическом воздействии средств массовой информации, нашим соотечественникам прививаются новые «западные» ценности.
- Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
- Что происходит с семьёй в России сегодня? Ответ очевиден: семья переживает не виданный в истории глубочайший духовно- нравственный кризис.
- Духовный кризис российской семьи вызван, прежде всего, духовными причинами: утратой и искажением системы традиционных семейных отношений и традиций, утратой идеалов святости семейной жизни. Традиционные семейные ценности теряют характер первостепенных нравственных ценностей. «Не плоть, а дух растлился в наши дни» (Ф.И.Тютчев). Дефицит духовного здоровья вообще может оказаться невосполнимым.
- В настоящее время проблема сохранения и развития семьи приобрела острый характер. С 90-ых годов наблюдаются кризисные явления в жизни современной российской семьи: изменяются исторически общепринятые нормы брака и семьи; происходит деградация семейного образа жизни; изменился характер супружеских отношений, взаимоотношений поколений в семье и отношение к воспитанию детей.
- В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей и росту внебрачных детей; ежегодно растёт процент разводов, абортов, особенно среди несовершеннолетних, рост количества неполных семей, воспитывающих детей. Катастрофически снижается престиж семьи, потребности иметь детей.
- Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях, ослабление роли церкви и другие причины привели к изменению мотивации деторождения и формированию в России нового типа рождаемости, основанной на малодетстве, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии. Последствия этих процессов сказываются и в настоящее время: с одной стороны, увеличение количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях при живых родителях (социальных сирот), рост детской безнадзорности в семьях, а с другой стороны - формирование у части родителей особой эмоциональной связи с ребенком, повышение статуса детства в обществе, «детоцентризм» как основа репродуктивной мотивации нового типа. Растет число семей с несовершеннолетними родителями, которых приходится содержать их родителям.
- Для семьи современного периода характерно еще и то, что семья не справляется со своими функциями репродуктивной и воспитательной. Реальностью стал тот факт, что помимо традиционно социально уязвимых семей многодетных, с детьми инвалидами, неполных семей, в число бедных семей попали новые группы - безработные, работники бюджетной сферы, имеющие детей. В целом разрушается традиционная структура и институт семьи.
- Нашим детям навязывается новая структура ценностей, новый стиль жизни: в сфере секса «можно все». Информационный поток, обрушившийся с экрана телевизора, различных печатных изданий, фактически обучает малолетних детей и подростков сексу, фиксация внимания детей на сексуальной стороне жизни, информирует о различных формах сексуальной активности, тем более извращенных, являясь при этом не только опасным для физического, психического и интеллектуального здоровья детей, противным столетним традициям народов России, но и изощренной формой психического и сексуального насилия.
- А теперь обратимся к семейной статистике. По расчетам демографов, ещё 10-15 лет назад около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков, то в настоящее время расторгается каждый второй зарегистрированный брак. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет. Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно — 36 и 29%). Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. (4) 60 % мужей и 40 % жен не соблюдают супружеской верности.
- Основным мотивом при планировании детей только 41,9% мужчин считает естественную потребность в продолжении рода, а 38,8% девушек считают таким мотивом желание отдать свою любовь ребёнку. 6,9% юношей и девушек считают, что рождение ребёнка в молодой семье – это глупо, так в основном считают юноши младшей возрастной группы. 6,4% молодых людей и 4,8% девушек выразили мнение, что рождение ребёнка вносит разлад в супружеские отношения. При этом 5,6% считают, что рождение ребёнка никак не влияет на взаимоотношения внутри семьи, а 5,2% указали, что рождение ребёнка негативно сказывается на финансовом положении семьи. Только 52,9% молодых людей считают, что рождение ребёнка укрепляет семью и гармонизирует отношения супругов, 23,8% опрошенных считают, что рождение ребёнка делает семью взрослой.
- Семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви, духовное начало человека. Принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса семьи, культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
- Духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества. В этих условиях системе образования отводится особая роль в вопросах взаимодействия с семьей, воспитанию уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям на традиционной культуре семейных отношений.
- В духовно-нравственном возрождении современной семьи одним из наиболее действенных направлений является обращение к тому богатейшему пласту народной культуры, который охватывает духовное наследие. Именно в нем содержатся знания о человеке и его душе, и поэтому они могут служить своеобразной педагогической энциклопедией в деле воспитания и духовного формирования личности.
- Практическая часть
- Ответьте на контрольные вопросы
- Подготовить реферат на тему «Духовность и здоровье семьи»
- Требования к оформлению см. Приложение
Самостоятельная работа № 8.
- Тема. «Профилактика инфекционных заболеваний»
- Цель: контроль качества усвоения материала по данной теме.
Теоретическая часть.
- Инфекцио́нные заболева́ния — группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов и вирусов . Для того чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулентностью (ядовитостью) то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.
- Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие — освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф).
- Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от момента заражения до появления первых клинических признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее встречается редко). Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота, так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу.
- Инфекционные заболевания отличаются от неинфекционных тем, что болезнетворный агент и организм при инфекционных болезнях обладают определённой биологической активностью. Патогенный микроорганизм является мощным раздражителем, в результате воздействия которого на организм возникает сложный процесс. Необходимо учитывать, что не только больные, но и выздоравливающие после инфекционных болезней люди могут служить источниками возбудителей (при кишечных инфекциях, дифтерии и некоторых других). Некоторые люди могут являться носителями инфекции, не заболевая сами.
- Основным направлением в здравоохранении является не получение новых способов лечения инфекционных заболеваний, а соблюдение мер их профилактики. В комплексе профилактических мероприятий можно выделить ряд мер, направленных на три звена эпидемического процесса:
- Источник заболевания
- Для предотвращения появления источника заболевания и для его локализации проводятся:
- своевременное выявление заболевших;
- изоляция и лечение пострадавших;
- дезинфекция очага заражения.
Пути его передачи
- Ликвидация второго звена эпидемиологического процесса осуществляется уничтожением путей передачи возбудителя. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- контроль за соблюдением гражданами необходимых правил и но
- личной гигиены;
- реклама и пропаганда гигиенических навыков и санитарной культуры населения;
- реализация органами здравоохранения противоэпидемических действий.
- К противоэпидемическим действиям относят санитарно-гигиенический контроль за продажей продуктов питания, особенно в очагах поражения; контроль над состоянием объектов питания и водоснабжения; проверку выполнения правил приготовления, хранения и транспортировки продуктов, готовой пищи, качества воды и др.
- Крайне важно своевременно поставить диагноз данных заболеваний, так как на ранних этапах болезни возможно если не полное излечение, то, по крайней мере, значительное продление жизни больного. При этом человек, знающий о наличии у него данного заболевания, должен соблюдать все меры предосторожности для предотвращения его распространения. В настоящее время в большинстве стран мира существуют анонимные пункты диагностического обследования на СПИД и гепатит В, где каждый человек может контролировать состояние своего здоровья. Вместе с тем, помня о той угрозе, которую несут в себе эти смертельные заболевания, нельзя забывать, что человек, болеющий, например, СПИДом, не заразен при соблюдении правил общения с ним.
- Карантином называется комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных болезней и ликвидацию очага поражения. Если в определенной местности возникают множественные случаи инфекционных заболеваний, накладывается карантин. При карантине возможна организация вооруженного оцепления очага заражения, запрещение передвижения за пределы карантинной зоны лиц и групп населения без предварительной временной изоляции и медицинского наблюдения, вывоз из очага имущества без предварительного обеззараживания, а также проезд транспорта и людей через очаг поражения.
- При карантине ограничиваются контакты между людьми. Своевременная изоляция больных в зоне карантина — одна из важнейших мер, направленных против распространения инфекций в очаге заражения. Работники медицинских учреждений и другие служащие, связанные с постоянным общением с людьми, принимают специальные меры во избежание взаимного заражения. Одной из таких мер является специальная одежда. Например, полный противочумный костюм состоит из комбинезона, капюшона, сапог, ватно-марлевой повязки на области носа и рта, очков-консервов, резиновых перчаток и медицинского халата.
- Обсервацией называется комплекс мероприятий, предусматривающих усиленное медицинское наблюдение за очагом поражения и проведение в нем лечебно-профилактических и ограничительных мероприятий. Если в результате исследований в очаге не выявлены возбудители особо опасных инфекций и нет угрозы распространения массовых заболеваний, карантин заменяют режимом обсервации.
- Срок карантина и обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфекции в очаге.
- Ликвидация возникших очагов инфекционных заболеваний осуществляется силами МЧС России, Минздравсоцразвития России и др.
- Сезонное снижение иммунитета, плохая экология, некачественное питание и недостаток витаминов способствуют тому, что многочисленные вирусы преодолевают естественные защитные механизмы организма человека и получают возможность развиваться и мутировать. Для инфекционных заболеваний характерно наличие инкубационного периода, длительность которого зависит от совокупности различных факторов, начиная от способа попадания вируса в организм и заканчивая типом патогенных бактерий.
- Поскольку стремительное распространение вирусов грозит человечеству возникновением неконтролируемых эпидемий и пандемий, использование эффективных мер профилактики подобного рода заболеваний позволяют существенно снизить скорость передачи инфекции и сократить количество заболевших.
- Поскольку в современном мире находится огромное количество патологических микроорганизмов, провоцирующих развитие инфекционных заболеваний, очень важно своевременно применять необходимые меры профилактики и по возможности предотвращать распространение инфекции.
Контрольные вопросы.
- Что такое инфекционные заболевания?
- Назовите профилактические мероприятия инфекционных заболеваний?
- Кем осуществляется ликвидация возникших очагов инфекционных заболеваний?
- Практическая часть
- Ответьте на контрольные вопросы.
- Подготовить информационный бюллетень средствами Microsoft Publisher на тему: «Профилактика инфекционных заболеваний»
- Требования к оформлению см. Приложение 4.
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
РЕФЕРАТОВ
Структура реферата
- Реферат (в переводе с латинского языка «пусть доложит») - сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.
- При написании стандартного реферата следует придерживаться следующей структуры:
- • титульный лист - 1 страница;
- • введение – 1-2 страницы;
- • основная часть, разбитая на разделы, - порядка 7 страниц;
- • заключение (выводы) – 1-2 страницы;
- • список литературы (использованных источников) – 1- 2 страницы.
- Возможны небольшие расхождения (например, можно добавить приложение), но в целом картина именно такова.
- Шрифт. Отступы
- Листы, на которых пишется реферат, должны быть стандартными, формата А4, - обычные листы, на которых печатает принтер. Размеры полей (пустого пространства от края листа бумаги до содержимого (текста, изображений и т.п.)) должны быть таковы: левое - 20 или 30 мм; правое - 10 мм, нижнее - 20 мм, верхнее - 20 мм. Текст должен печататься только на одной стороне листа.
- Размер шрифта основного текста (не заголовков) должен составлять порядка 12..14 пунктов (pt). Рекомендуемым типом шрифта является пропорциональный шрифт с засечками Times New Roman. В большинстве случаев именно он используется по умолчанию в текстовом редакторе Word. Далее, должен использоваться полуторный междустрочный интервал, основной текст должен быть выровнен по ширине.
- Абзацы друг от друга либо должны отстоять друг от друга на 6.. 10 пунктов, либо каждый абзац должен начинаться с красной строки (величина отступа 1.27 см.).
- Заголовки
- Как уже говорилось, текст основной части реферата делится на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Заголовки подразделов и пунктов должны быть набраны строчными (маленькими) буквами, первая буква - прописная (заглавная).
- Точки в конце заголовков не ставятся. Все заголовки должны выделяться жирным начертанием шрифта (можно еще и цветом). Далее, заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Могут быть исключения, но они весьма нежелательны. Переносы слов в заголовках не допускаются.
- Расстояние между заголовками и текстом должно составлять примерно 3/4 межстрочных интервала (межстрочный интервал равен 4,25 мм), расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 межстрочных интервала.
- Разделы нумеруются арабскими цифрами, начиная с единицы. При этом в заголовке сначала указывается его номер, после номера ставится точка, пробел, а затем уже идет сам заголовок. Заголовки первого уровня (названия основных разделов) желательно выделять увеличенным размером шрифта, например 16 или 18 pt.
- Если используется большое количество вложенных заголовков, то можно и для заголовков второго уровня использовать увеличенный размер шрифта (например, для заголовков первого уровня использовать 18pt, а для заголовков второго уровня - 16 pt)
- Размер шрифта остальных заголовков должен быть таким же, каков размер шрифта основного текста. Заголовки первого уровня должны располагаться по центру страницы (выровнены по центру).
- Нумерация подразделов организуется обычно добавлением к номеру основного раздела номера подраздела. Например, в разделе 1 будут подразделы 1.1, 1.2 и 1.3. В свою очередь, в разделе 1.1. могут быть подразделы 1.1.1, 1.1.2 и т.д.
- Титульный лист реферата
- Оформление титульного листа может зависеть от принятых в вашем учебном заведении стандартов. Поэтому можно порекомендовать взглянуть на работы ваших предшественников. Тем не менее существует общепринятый стандарт оформления титульного листа рефератов, который подходит всегда.
- Титульный лист оформляется на отдельном листе бумаги. На нем обычно помещается:
- • Наименование учебного учреждения и факультет (если возможно), учащимся которого выполнен реферат, - вверху листа стандартным шрифтом размером 14 pt. При этом наименование учебного учреждения можно привести заглавными буквами, а название факультета - прописными (маленькими) буквами.
- • Наименование работы - РЕФЕРАТ. Заглавными буквами, жирным шрифтом, в центральной части титульного листа, где-то на расстоянии 1/3 от верха листа. Размер шрифта -стандартный, принятый в работе (12..14 pt).
- • Тема работы - располагается под словом РЕФЕРАТ и пишется обычным шрифтом размером в 14 pt с выделением жирным. Сначала идет слова Тема, а затем через двоеточие в кавычках приводится название темы.
- • Фамилия и группа студента — размещается в правой нижней трети титульного листа и начинается со слов Студент группы, после которых указывается номер группы и приводятся фамилия, имя и отчество учащегося. Допускается в 2 строки.
- • Слово «Проверил:» — под именем учащегося с местом, оставленным для подписи преподавателя.• Дата и место (город) - внизу титульного листа по центру указывается город, а под ним год написания реферата.
Приложение 2.
- Критерии оценивания тематических презентаций
- Первым этапом при создании презентаций было ознакомление с назначением и воз-можностями пакета Power Point и просмотр готовых презентаций.
- На втором этапе решили вопрос. Все ли компьютерные презентации одинаковы по своему назначению? Нет. И перед тем как создавать презентации мы с ребятами решили четко сформулировать критерии для оценивания их проектов.
- К первой группе отнесли рекламные презентации, они должны привлечь внимание, объём информации небольшой, широко применяют различные мультимедийные эффекты, показ, как правило, автоматический.
- Вторая группа - обучающие презентации, которые просматриваются индивидуально за компьютером, объём может быть большой, должна быть возможность выборочного про-смотра, т.е. надо использовать управление навигацией (управляющие кнопки, гиперссыл-ки), мультипликация по необходимости.
- Третью группу - составляют демонстрационные презентации, сопровождающие публичное выступление (доклад, объяснение на уроке), такие презентации небольшие по объёму, текстовая информация оформляется чаще всего в виде списка или небольшого тезиса, уместны мультимедийные эффекты, часто используются слайды с диаграммами, графиками и схемами, просмотр последовательный, управляемый докладчиком. Самое основное, что следует помнить, такие презентации будут просматриваться с большого рас-стояния, поэтому объекты должны быть крупные, четкие, шрифт крупный, читаемый, лучше с одинаковой толщиной линий.
- И так, основное назначение компьютерных презентаций сделать информацию бо-лее доступной, наглядной, легко усваиваемой. Из этого и вытекают основные, общие для всех видов презентаций требования к оформлению:
- гармоничность цветовой гаммы (цвет фона и шрифта),
- единый стиль слайдов,
- наглядность шрифта,
- размещение и комплектование объектов,
- использование и уместность мультимедийных эффектов,
- удобство навигации и временных параметров;
- к содержанию: значимость, актуальность и полнота освещения темы, логичность изложе-ния. Кроме этих требований надо учитывать особенности каждой группы презентаций: первая - должна завладеть вниманием, вторая - должна быть с удобной навигацией и дос-тупна по содержанию; третья - доступна для просмотра с большого расстояния, должна отражать самую важную информацию.
- Далее учащимся была поставлена задача: подготовить две презентации. Первая - ре-зюме в виде рекламной презентации, вторая - тематическая, которая может быть использова-на в качестве демонстрации через телевизор на уроке или воспитательном часе, или обу-чающая презентация.
- Перед созданием презентаций ребятам был предложен план работы и выработанные критерии. После создания презентаций, ребята ознакомили со своими проектами учителей и попросили рецензии. На коллективной защите учебных проектов (тематических презен-таций) ребята представляли свои проекты и оценивали работу других, ставили оценки и указывали положительные и отрицательные стороны презентации в оценочном листе.
- Приложение 3
- КАК ВЫСТУПИТЬ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
- Продолжительность выступления обычно не превышает 10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. (составляются тезисы доклада)
- Написание тезисов является первым этапом вашей подготовки к выступлению.
- Тезисы – это краткое изложение вашего видения поставленной проблемы. В связи с этим, их объем не должен превышать 2-2,5 страницы А:4 печатного текста. Основная Цель работы – обобщить представленный материал, отразив суть проблемы.
- Форма написание тезисов свободная, т.е. они могут быть написаны как в форме эссе, так и посредством перечисления пунктов с некоторым раскрытием. Изложение материала в тезисах должно быть систематическим и последовательным.
- В тезисах должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов работы и определения употребляемых терминов.
- Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
- Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.
- Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
- Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию.
- Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
- Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
- Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
- Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
Приложение 4
- Инструкционная карта по созданию буклета и информационного бюллетеня в программе Microsoft Office Publisher 2007»
- В данной инструкционной карте раскрываются новые возможности Microsoft Office Publisher 2007, рассматриваются способы и приемы работы с публикациями, способы печати и сохранения.
- Microsoft Office Publisher содержит готовые публикации буклетов, которые создаются специально с целью предоставления необходимой информации. Начав работу с готового макета публикации, можно:
- использовать для буклета публикацию с готовым профессиональным макетом;
- изменить формат буклета одним нажатием кнопки, переходя от 3-панельного буклета к 4-панельному;
- включать уже готовые адреса и бланк заказа, а также бланк для ответов или подписки;
- выполнить все реквизиты организации в едином стиле за счет использования во всех публикациях одних и тех же шрифтовой схемы, цветовой схемы и набора деловых сведений.
- Действия, рассмотренные в данном пособии:
- Выбор макета буклета
- Замена текста заполнителя
- Замена рисунка-заполнителя
- Завершение создания буклета
- Выбор макета буклета
- При создании буклета можно задать необходимые параметры, такие как область адреса клиента, набор деловых сведений, шрифтовая схема и бланк подписки.
- Запустите приложение Publisher.
- В списке Типы публикаций выберите Буклеты.
- В каталоге Буклеты выберите предпочтительный макет.
- В группе Цветовая схема выберите нужную цветовую схему.
- В группе Шрифтовая схема выберите нужную шрифтовую схему.
- В группе Деловые данные выберите нужный набор деловых сведений или создайте новый.
- В разделе Размер страницы выберите 3-панельный или 4-панельный.
- Установите или снимите флажок Включить адрес заказчика, в зависимости от того, планируется ли рассылать буклет клиентам.
- Если выбран этот параметр, Publisher вставляет поле адреса, поле обратного адреса и поле для названия организации на одной из панелей.
- В группе Форма выберите тип бланка для ответов или выберите Отсутствует.
- Нажмите кнопку Создать.
- Изменение параметров буклета
- Сохранив публикацию, можно изменить ее параметры. Нажмите кнопку Изменить шаблон в области задачФорматирование публикации, а затем измените параметры в диалоговом окне Изменение шаблона.
- При переходе от 4-панельного буклета к 3-панельному в области задач Лишнее содержимое появляется дополнительное содержимое.
- Чтобы использовать другой набор деловых сведений, выберите пункт Деловые данные в меню Правка, а затем выберите необходимый набор.
- Замена текста заполнителя
- Щелкните текст заполнителя, а затем введите новый текст.
- Примечание Если набор деловых данных уже создан, сведения о вашей организации и ее эмблема будут автоматически подставлены в область текста заполнителя.
- В большинстве случаев размер текста изменяется автоматически для заполнения поля
- Изменение размера текста в поле
- В большинстве случаев размер текста будет автоматически установлен таким образом, чтобы полностью заполнять текстовую рамку. Размер текста можно также выбирать вручную.
- Щелкните текстовую рамку.
- В меню Формат перейдите к пункту Автоподбор ширины текста и выберите команду Без авторазмещения
- Выделите текст и выберите новый размер текста из списка Размер шрифта на панели инструментов Форматирование.
- Замена рисунка-заполнителя
- Щелкните правой кнопкой рисунок-заполнитель, выберите команду Изменить рисунок, а затем выберите источник нового рисунка.
- Примечание. Если выбрать вариант Клип, откроется область задач Клип.
- Найдите изображение, которое требуется вставить в публикацию, и дважды щелкните его. Publisher выберет нужный размер изображения автоматически.
- Повторите эту процедуру при необходимости для остальных рисунков в публикации.
- Примечание. Если команда Изменить рисунок не отображается, изображение может быть сгруппировано с другими объектами. Щелкните рисунок правой кнопкой мыши, выберите в контекстном меню командуРазгруппировать, снова щелкните рисунок правой кнопкой мыши, чтобы был выделен только рисунок, и выделите пункт Изменить рисунок.
- Завершение создания буклета
- Когда буклет примет требуемый вид, сохраните файл, выбрав команду Сохранить как в меню Файл.
- Если планируется рассылка буклета клиентам, подготовьте его к печати, используя слияние для добавления адресов на копии буклета.
- Напечатайте буклеты (Файл – Печать).
- Критерии оценивания. Отражены ли в созданном информационном бюллетене интересы и ценности его целевой аудитории? Обоснуйте.
Общие методические указания руководства
самостоятельной работой студентов
- Четко ставить задачу предстоящей самостоятельной работы.
- Добиваться, чтобы студенты выполняли самостоятельную работу осознанно, т.е. ясно представляли теоретические основы выполняемых действий.
- Вовремя предупреждать студентов о типичных ошибках и возможных способах их избежания.
- Оказывать студентам помощь, не вмешиваясь в их работу без необходимости.
- При допущении студентами ошибок подводить их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок, с тем чтобы студенты самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения.
- Практиковать промежуточный контроль хода и результатов самостоятельной работы студентов.
- Рационально распределять задания самостоятельной работы по сложности с учетом индивидуальных особенностей и способностей студентов.
- Стимулировать и поощрять проявления творческого подхода студентов к выполнению заданий.
- Умело сочетать индивидуальную и коллективную работу студентов.
- При оценке хода и итогов самостоятельной работы студентов исходить из положительных моментов в их работе.
- Постоянно практиковать в ходе самостоятельной работы обращение студентов к разным источникам информации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»
Настоящие методические указания по дисциплине Биология для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта составлены...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Программа по биологии составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне уровне в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология»...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортаДля преподавателей русского языка...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы студента по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
В данной работе представлены методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2-4 курсов специальности 23.02.03 "Техническое ...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский язык) для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного формирования устойчивых навыков и умений по разн...
Положение об организации и проведении олимпиады по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный язык (Английский язык) для обучающихся 3-ого курса специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Положение об организации и проведении олимпиады по дисциплине ОГСЭ.03. Иностранный язык (Английский язык) среди обучающихся 3-ого курса специальности 23.02.03 Техническое обслуживание ...