Конспект урока ОБЖ для учащихся 8 класса "Виды аварий на радиационно опасных объектах"
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему
Конспект урока ОБЖ "Виды аварий на РОО" предназначен для учащихся 8 класса. Урок комбинированного типа. На уроке раскрываются такие понятия как "виды и причины аварий на РОО, очаги поражения и фазы аварии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vidy_avariy_na_radiatsionno_opasnyh_obektah.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Виды аварий на радиационно-опасных объектах».
Цель – дать представление об авариях на радиационно-опасных объектах.
Задачи:
- Изучение основных понятий: классификации аварий на РОО и их причин, характеристики очагов поражения при авариях на АЭС, зон радиоактивного заражения.
- Развитие мышления, памяти, речи, воображения, мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей, лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.
- Воспитание ответственности, самостоятельности, нравственности, воспитание бережного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: лекция, диспут.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, рабочая тетрадь, учебник.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Время | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | 1 мин | Приветствует учащихся. Проверяет явку учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку.
| Приветствуют учителя, сообщают фамилии отсутствующих. |
2 | ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА Игра «Птица счастья или чёрный кот». | 5 мин | Предлагает учащимся вытянуть карточку с вопросом или с «птицей счастья» | Вытягивают карточки и отвечают на вопросы. |
3 | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | 15 мин |
|
|
Новый материал | Просит отгадать тему урока, зашифрованную на доске. Объявляет цели урока. Показывает отрывок из фильма о Чернобыле. Объясняет новый материал с применением презентации. | Отгадывают тему урока, зашифрованную на доске. Слушают учителя, смотрят презентацию, делают записи в тетради. | ||
4 | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | 2 мин | Выполняет физические упражнения и гимнастику для глаз | Выполняют физические упражнения и гимнастику для глаз |
5 | ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА | 5 мин | Просит ответить на вопросы презентации | Отвечают на вопросы презентации. |
6 | АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ - дискуссия | 15 мин | Просит учащихся высказаться за или против применения АЭС | Учащиеся обсуждают в своих группах аргументы, которые заранее подготовили дома. Один представитель от группы высказывает общее мнение. |
7 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 3 мин | Подводит итоги урока. Выставляет оценки. | Подают дневники для выставления оценок. |
8 | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | 2 | Дает задание на дом. Рефлексия. | Записывают домашнее задание Опускают веселый или грустный смайлик в файл |
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА.
Приветствие учащихся.
Проверка присутствия учащихся на уроке.
Выявление готовности учащихся к уроку.
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
ИГРА «ПТИЦА СЧАСТЬЯ» ИЛИ «ЧЁРНЫЙ КОТ»
Ученик вытягивает карточку из мешка, и отвечает на вопрос. Если попадается карточка «ПТИЦА СЧАСТЬЯ», то игрок передает свой ход другому игроку, не отвечая на вопрос, а если попадается «ЧЁРНЫЙ КОТ», то нужно ответить на 2 вопроса вместо одного.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Просьба отгадать тему урока, зашифрованную на доске в картинках или в кроссенсе.
Объявление цели урока.
Ребята, вы правильно отгадали тему урока: «Виды аварии на радиационно-опасных объектах». Сегодня на уроке вы ознакомитесь с классификацией аварий на РОО и их причинами, с характеристикой очагов поражения при авариях на АЭС.
Изучение новых понятий Объяснение нового материала с применением презентации
Из истории аварий на РОО
Отрывок из фильма о Чернобыльской аварии, или сообщение на тему: «Чернобыльская авария».
(Заранее готовится уч-ся)
Чернобыльская катастрофа показала всему миру, насколько масштабными по своим проявлениям могут быть последствия аварии на атомных станциях. Только в России загрязненными оказались 16 областей, более 7 тысяч населенных пунктов с численностью населения 3 млн. человек.
Предприятия ядерной энергетики в России слайды 1,2
В России в настоящее время имеется 10 атомных электростанций (30 энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Все эти предприятия относятся к объектам с ядерными компонентами, но радиационно-опасными из них являются не все.
Радиационно-опасный объект , радиоактивное загрязнение слайд 3
Радиационно-опасный объект –
это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение иионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды.
Радиоактивное загрязнение окружающей среды–
это присутствие радиоактивных веществ на поверхности местности, в воздухе, в теле человека в количестве, превышающем уровни, установленные нормами радиационной безопасности.
Радиационно-опасные объекты слайды 4-6
- предприятия ядерно-топливного цикла;
- атомные станции (АЭС; АТЭЦ; АТС);
- объекты с ядерными энергетическими установками;
- ядерные боеприпасы и склады для их хранения.
Самые смертоносные аварии на АЭС слайды 7-14
Кыштымская авария,1957г, Челябинск-40
Уиндскейл (Великобритания),1957
Тримайл- Айленд (США), 1959
Айдах Фэллс (США), 1961
Чернобыль (Украина), 1986
Kerr-McGee (США), 1986
Токаимура (Япония), 1999
Фукусима (Япония), 2011
Виды аварий с выбросом радиоактивных веществ слайд 15
- Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом радиоактивных веществ
- Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла
- Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту
- Аварии при проведении промышленных и испытательных ядерных взрывов с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
- Аварии с ядерными боеприпасами или возникновение чрезвычайных ситуаций в местах их хранения (нахождения, установки)
Количество действующих ядерных реакторов по данным МАГАТЭ слайды16,17
Посмотрите на диаграмму и ответьте, в какой стране больше всего действующих ядерных реакторов? (В США)
Обратите внимание, на каком уровне этот показатель в России, во Франции.
Причины аварий на объектах с ядерными компонентами слайд 18
На каких уроках вам ранее встречалось понятие «виды»?
(биология, математика, технология)
С какими видами аварий вы уже знакомились на уроках обж?
(аварии с выбросом АХОВ)
Вы уже ознакомились с различными видами аварий, например, с авариями на транспорте, авариями на химически опасных объектах. Давайте вспомним причины, по которым они происходят. Назовите их: изношенное оборудование, невнимательность водителей, несоблюдение технологического процесса персоналом, стихийное бедствие, террористический акт и др.
Все их можно объединить в 3 группы:
- отказ оборудования из-за несовершенства конструкции установки, нарушения в технологии её изготовления, монтажа или эксплуатации;
- ошибочные действия персонала или преднамеренные нарушения правил эксплуатации;
- внешние события (падения самолётов, стихийные бедствия, воздействие различными видами оружия, террористические акты).
(Материал под диктовку записывается в тетради)
Зоны радиоактивного заражения (загрязнения) местности при авариях на АЭС слайды 19-21
При авариях на АЭС с выбросом радиоактивных веществ образуются районы радиоактивного загрязнения местности в форме окружности (в районе аварии) и вытянутого эллипса: правильной формы при нормальных топографических и метеорологических условиях и неправильной – при сложных топографических и метеорологических условиях (пересечённая местность, изменения направления и скорости ветра и др.).
В целях организации и проведения защитных мер районы радиационного загрязнения местности подразделяют на зоны:
- Внешнего облучения:
А – умеренного;
Б – сильного;
В – опасного;
Г – чрезвычайно опасного.
- Внутреннего облучения:
Д – опасного;
Д – чрезвычайно опасного
(Материал под диктовку записывается в тетради)
Аварии с разрушением реактора слайд 22
При авариях с разрушением реактора образуются все зоны облучения и наибольшую опасность представляет внешнее облучение.
Аварии без разрушения реактора слайд 23
При авариях без разрушения реактора образуются зоны Д и Д внутреннего облучения и наибольшую опасность представляет внутреннее облучение щитовидной железы человека
4 Фазы аварии на радиационно опасных объектах слайд 24-28
- Начальная фаза аварии – период времени, предшествующий началу выброса (сброса) радиации в окружающую среду, или период обнаружения возможности облучения населения за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. В отдельных случаях эту фазу не фиксируют из-за её быстротечности.
- Ранняя фаза аварии – период собственного выброса (сброса) радиоактивных веществ в окружающую среду, места проживания или размещения населения. Продолжительность этого может составлять от нескольких минут или часов в случае разового выброса (сброса) до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса).
- Средняя фаза аварии охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса (сброса) в окружающую среду. Средняя фаза может длиться от нескольких дней до года после аварии.
- Поздняя фаза аварии (фаза восстановления) – период возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения. Он может длиться от нескольких недель до нескольких лет или десятилетий (в зависимости от мощности и радионуклидного состава выброса, характеристик и размеров загрязнённого района, эффективности мер радиационной защиты), т.е. до прекращения необходимости в выполнении защитных мер.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Гимнастика для глаз:
Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 раз.
1) Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).
2) Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
3) Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Укрепление вестибулярного аппарата:
Упражнение выполняется сидя.
1) Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
2) Повороты головы вправо и влево до упора.
Профилактика нарушений осанки:
1) Исходное положение – стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Вопросы для закрепления пройденного материала слайд 29
Самопроверка слайд 30,31
6. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ.
«ЗА или ПРОТИВ использования АЭС».
Ребята, я попрошу вас разделиться на 3 группы и пересесть по секторам: сектор «ЗА», сектор «ПРОТИВ» и сектор «ЭКСПЕРТОВ». Обсудите между собой тот материал, который вы подготовили дома к сегодняшней дискуссии. А затем дайте слово своему представителю, который выскажет общее мнение вашей группы.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Хотелось бы подвести итог нашему уроку и сделать следующий вывод:
Без ядерной энергетики человечеству, вероятно, не обойтись. Поэтому в настоящее время проводятся интенсивные исследования с целью повышения безопасности реакторов АЭС, усиления средств их защиты, в том числе и от ошибочных действий обслуживающего персонала, принимаются меры повышения уровня культуры в области безопасности населения, проживающего в зонах АЭС.
Выставление оценок в журнал, (в дневник на перемене).
Много правильных ответов я услышала от …Очень аргументированные ответы были у представителей групп за, против, экспертов
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Обязательное. Параграфы 4.2,4.3 читать и пересказывать.
2. Дополнительное. Подготовить доклады-сообщения о последствиях радиационных аварий.
Рефлексия.
Оцени сегодняшний урок. Опусти свой жетон в конверт со смайликом, совпадающим с твоим настроением. Тебе понравилось на уроке, был ли урок для тебя интересным и полезным, – веселый смайлик, не понравилось – грустный смайлик, не все понравилось – равнодушный смайлик.
Используемая литература:
- Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. М.: Дрофа, 2014.
- Латчук В.Н. ОБЖ. 8 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2014.
- Форостенко Ю.Г. Защити себя сам! СПб.: Лань, 2011.
- Чернышев Г.Я. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика. М.: Военные знания, 2015.
- А.А. Афанасьев, А.В. Наследухов, С.К. Миронов. Библиотека электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» (БЭНП «ОБЖ 5-11 классы»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Аварии на радиационно-опасных объектах"
для уроков ОБЖ в 8 классе...
Комбинированный урок по УМК «ОБЖ» для 8 класса «Радиация вокруг нас» по теме «Аварии на радиационно-опасных объектах».
Комбинированный урок по УМК «ОБЖ» для 8 класса «Радиация вокруг нас» по теме «Аварии на радиационно-опасных объектах»....
Конспект урока в 8 классе по теме Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Технологическая карта урока, реализующая УУД...
«Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»
Ознакомление учащихся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоактивное загрязнение окружающей среды», дать общее представление о п...
Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе по теме "Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия"
Урок ОБЖ 8 класс по авариям на РОО...
§5.2_8кл_Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...
Технологическая карта с дидактической структурой урока «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия» ( 8 класс)
Технологическая карта с дидактической структурой урока «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия» ( 8 класс)...