конспект к уроку ОБЖ 8 класс "Характеристики ООВ и их поражающих факторов"
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Новик Елена Владимировна

Характеристики ООВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.    

8 класс

Цель: Познакомить учащихся c характеристикой наиболее распространенных АХОВ и их поражающих факторов.

Основы безопасности жизнедеятельности

Задачи: Образовательная 1. Сформировать систему знаний об АХОВ, используя показатели стойкости, относительной плотности, скорости токсического действия.

2. Рассмотреть классификацию опасности вещества по степени и характеру воздействия на организм человека.

3. Научить учащихся получать знания из предложенной учебной, справочной литературы.

Развивающая: развивать  самостоятельность, внимание, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.   

Воспитательная:  формировать основы научного мировоззрения, учебно-познавательные интересы, чувство ответственности, организованности и инициативности в условиях ЧС.

Тип урока: комбинированный: 1 этап - повторение пройденного материала. 2 этап - овладения новых знаний и первичное закрепление.

Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.

Используемые методы – словесные, наглядные, самостоятельная работа с учебником, справочной литературой индуктивный и проблемно-поисковый метод.

Место проведения: учебный кабинет.

Учебно-методическое обеспечение: справочная литература, учебник ОБЖ 8 класса под редакцией Ю.Л. Воробьёва.

Время: 45 минут.

                                             Ход урока:

I. Организационный момент.

 (проверка готовности класса к уроку)

 II. Проверка знаний, приобретённых на предыдущем уроке по теме: Опасные химические вещества и объекты.

Задание 1: Вставить в формулировки АХОВ, ХОО пропущенные слова.

  III. Изучение нового материала.

  • Решение ситуационной задачи (учитель подводит обучающихся к изучению новой теме).
  • Знакомство с основными показателями и классификацией АХОВ.
  • Заполнение таблицы, наиболее распространённых АХОВ.

(Работа с учебником, справочной литературой).

 IY. Закрепление изученного  материала (фронтальный опрос).

            Ответьте на вопросы. Верны ли  утверждения?

          (Задание, способствующее закреплению изученного материала).

 Y. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

Учитель: На прошлом уроке мы  рассмотрели тему «Опасные химические вещества и объекты». Познакомились с понятиями АХОВ, ХОО; с крупнейшими потребителями АХОВ в различных отраслях экономики, рассмотрели примеры химически опасных объектов, АХОВ.

        И начинаем урок с повторение пройденного материала.

Задание : Вставьте в формулировку пропущенные слова.

АХОВ -  это ………..  вещества или соединения, которые при проливе или ………  в окружающую среду способны вызвать  ………… людей, ………….., заражение воздуха, почвы, …., растений и различных объектов.

(Пропущенные слова – химические, выбросе, поражения, животных, воды).

 ХОО  - это предприятие, на котором при   ………  могут произойти поражения  ………, животных,  ………., а также  ……….   загрязнение окружающей  ……….

( Пропущенные слова – аварии, людей, растений, химическое, среды).   

Задание 2 выполняется самостоятельно с проверкой у доски.  

Учитель: Переходим к изучению новой темы «Характеристика АХОВ и их поражающих факторов».

Начинаем  урок с решения ситуационной задачи. Представьте, что на одном предприятии города  «Х» произошла авария с выбросом АХОВ.  Каждый из вас является главным спасателем города. Вам необходимо срочно принять решение по защите населения от последствий выброса опасного вещества. С чего вы начнете?

Варианты ответа учащихся.

Учитель: Прежде необходимо выяснить какую опасность представляет данное  АХОВ, сколько времени затратить на ликвидацию аварии, эвакуацию населения и другие действия. А это возможно тогда, когда мы знаем характеристику опасного вещества.

Для распознания и характеристики АХОВ используют различные показатели.

СТОЙКОСТЬ (стойкие и нестойкие), ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (по отношению к плотности воздуха), СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.

СТОЙКОСТЬ

К стойким относят АХОВ, имеющие температуру кипения выше 140гр., поражающее действие  сохраняют в течение многих часов, иногда до нескольких недель, месяцев (ртуть, анилин – маслянистая жидкость, тем кип.184 гр., используется для получения различных органических веществ, анилиновых красок, азокрасителей и др. Ядовит).

К нестойким – тем кип. ниже 140 гр. и больше подвержены испарению

( аммиак, хлор, кислоты и др.).

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (сравнивается по отношению к плотности воздуха).

Если плотность АХОВ меньше плотности воздуха, они будут быстро рассеиваться в атмосфере; если наоборот, то газ будет удерживаться на поверхности земли, накапливаться в низинах  (оврагах, колодцах).

СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Выделяют три группы сильнодействующих АХОВ:

  1. АХОВ быстрого действия – синильная кислота, сероводород и др. Признаки интоксикации в течение нескольких минут.
  2. АХОВ замедленного действия – хлор, фосген, сероуглерод и др. Признаки интоксикации в течение нескольких часов.
  3. АХОВ медленного действия – диоксин - растворитель. Признаки интоксикации в течение двух недель.

Интоксикация – яд – болезненное состояние, обусловленное действием на организм экзогенных токсинов (ядов).

По степени опасности для организма человека  ХВ делятся на 4 класса:

  1. Чрезвычайно опасные
  2. Высокоопасные
  3. Умеренно опасные
  4. Малоопасные

1 и 2 класс АХОВ при аварии  могут вызвать массовое поражение незащищённых людей.

Чем опаснее вещество, тем меньшее его количество способно вызвать отравление, и даже гибель людей, животных.  Примеры химических веществ приведены в учебнике на стр.57  (Учебник  ОБЖ 8 кл. под ред. Ю.Л.Воробьёва стр. 57).

        По характеру воздействия на организм человека ХОВ подразделяются на 5 групп:

  1. Раздражающего действия (хлор, сернистый ангидрид и др.)
  2. Прижигающего действия (аммиак, соляная кислота)
  3. Удушающего действия (фосген, хлорпикрин)
  4. Общетоксического действия (сероводород, сероуглерод и др.)
  5. Наркотического и токсического действия (хлористый метил формальдегид).

С показателями и классификацией АХОВ мы кратко познакомились. А теперь  охарактеризуем наиболее распространенные АХОВ. Все данные занесём в таблицу.

Из опыта ликвидации аварий наибольшую опасность представляют выбросы аммиака и хлора, заполнение таблицы начнем с этих веществ. Разберём на примере аммиака.

Учитель на примере  аммиака рассказывает, как заполнить таблицу. Далее учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, используя справочную литературу. Перед заполнением  хлора учитель зачитывает историческую справку о Cl2. Из прочитанного учащиеся делают вывод.

Историческая справка: ХЛОР - СL2 

В первую мировую войну хлор применялся в качестве отравляющего вещества: в апреле 1915 года немецкие войска применили его против французских войск. В течение нескольких минут переносимый ветром серо-зеленый туман накрыл французские позиции. Находившиеся в траншеях солдаты и офицеры начали задыхаться. Люди, охваченные паникой, бежали. В итоге, 15тысяч французских солдат получили тяжелые отравления, около 5тысяч из них погибли. Через месяц немцы применили газовую атаку против русских войск. Отравленными оказались 9 тысяч человек, из них погибли 1200 человек.

Какой делаем вывод? Хлор  - ядовит.

Построение таблицы.

Краткая характеристика  основных АХОВ

(Учебник ОБЖ 8 кл. под ред. Ю.Л. Воробьёва стр. 57- 60,таблица №3 стр.59).

Название АХОВ

Признаки вещества

Степень опасности для человека.

Признаки поражения.

Область применения вещества

АММИАК

Бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта. В 1,7 раза легче воздуха. Горюч, взрывоопасен в смеси с воздухом.

Высокоопасен

Раздражение слизистых и кожи, насморк, кашель, удушье, учащенное сердцебиение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах.

Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, мясо-молочная, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, сельское хозяйство, холодильники, овощные и торговые базы.

ХЛОР

Зеленовато-желтый газ, с резким, раздражающим,удушливым запахом хлорки.

В 2,5 раза тяжелее воздуха.

Пожароопасен в контакте с горючими материалами.

Чрезвычайно опасен. Ядовит

Раздражение слизистых и кожи, ожоги, резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, одышка, резь в глазах, нарушение координации движений.

Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, применяют для производства неорганических продуктов (хлоридов металлов, хлорной извести, соляной кислоты и др.), красителей, растворителей, ядохимикатов, лекарственных препаратов, для отбелки тканей, бумаги, целлюлозы, для дезинфекции воды и др.

СЕРОВОДОРОД

СОЛЯНАЯ КИСЛОТА

ФОСГЕН

СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД

ХЛОРПИКРИН

Мы познакомились с  двумя наиболее распространёнными АХОВ.

На территории городского округа Домодедово расположены ХОО: Холодильно-складской комплекс  ООО «Веларикс» (аммиак),  МУП «Домодедовский Водоканал» (склад хлора). Городской округ соседствует г. Подольск (Химико-металлургический завод, МГП «Водоканал», Хладокомбинат); г. Видное (Коксогазовый завод); г. Чехов (Любучанский завод пластмасс); г. Ступино (Металлургический комбинат, Ступиноагромхимия, склады хлора).

По образцу вы дома заполните таблицу до конца, используя справочную литературу и учебник.

Поражающими факторами при авариях на ХОО с выбросом АХОВ является  поражение людей, животных, через органы дыхания, кожные покровы, вызывая различные болезненные состояния, а при определенных условиях – гибель.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, что мы узнали нового на уроке? ( Познакомились с характеристиками АХОВ и их поражающими факторами).

Насколько полно каждый из вас усвоил материал, мы сейчас проверим.

Закрепление изученного материала.

                                                                                 Ответ для учителя

Верны ли следующие утверждения?

Да

Нет

Хлор относится к чрезвычайно опасным для человека АХОВ

+

По степени опасности для организма человека ХВ делятся на 5 классов.

4

-

Зеленовато-жёлтый газ, тяжелее воздуха, с резким запахом – это хлор.

+

Аммиак относится к высоко опасным АХОВ для человека.

+

Хлор тяжелее воздуха, поэтому в здании от него нужно укрываться в подвальном помещении.

-

Аммиак – бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта.

+

По характеру воздействия на человека АХОВ делятся на 4 группы

5

-

Домашнее задание: п. 3.2, заполнение таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе. «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения».

«Современные средства поражения и их поражающие факторы.  Мероприятия по защите населения». Урок ОБЖ в 10 классе по разделу учебной программы " Гражданская оборона – составная часть обороноспособ...

Урок "Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени"

Презентация создана для ознакомления учащихся с типами защитных сооружений и их использованием...

Конспект к уроку по ОБЖ "Современные средства поражения и их поражающие факторы"

Конспект к уроку (лекция) по ОБЖ "Современные средства поражения и их поражающие факторы". Рассчитан на 2 урока....

презентация к уроку ОБЖ 10 кл. тема "Ядерное оружие и его поражающие факторы"

В презентации дано определение ядерного оружия и его поражающих факторов....

Конспект урока по теме: «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Химическое оружие».

Конспект к уроку-беседе по ОБЖ  «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Химическое оружие». Рассчитан на одно занятие....

Конспект урока по теме: «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Ядерное оружие».

Данный ресурс представляет собой иллистратвный материал к уроку ОБЖ. В нем представленны основные понятия, поражающие факторы и способы защиты....