конспект к уроку ОБЖ 8 класс "Характеристики ООВ и их поражающих факторов"
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему
Характеристики ООВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10._harakteristiki_oov_i_ih_porazhayushchih_faktorov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.
8 класс
Цель: Познакомить учащихся c характеристикой наиболее распространенных АХОВ и их поражающих факторов.
Основы безопасности жизнедеятельности
Задачи: Образовательная 1. Сформировать систему знаний об АХОВ, используя показатели стойкости, относительной плотности, скорости токсического действия.
2. Рассмотреть классификацию опасности вещества по степени и характеру воздействия на организм человека.
3. Научить учащихся получать знания из предложенной учебной, справочной литературы.
Развивающая: развивать самостоятельность, внимание, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.
Воспитательная: формировать основы научного мировоззрения, учебно-познавательные интересы, чувство ответственности, организованности и инициативности в условиях ЧС.
Тип урока: комбинированный: 1 этап - повторение пройденного материала. 2 этап - овладения новых знаний и первичное закрепление.
Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.
Используемые методы – словесные, наглядные, самостоятельная работа с учебником, справочной литературой индуктивный и проблемно-поисковый метод.
Место проведения: учебный кабинет.
Учебно-методическое обеспечение: справочная литература, учебник ОБЖ 8 класса под редакцией Ю.Л. Воробьёва.
Время: 45 минут.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(проверка готовности класса к уроку)
II. Проверка знаний, приобретённых на предыдущем уроке по теме: Опасные химические вещества и объекты.
Задание 1: Вставить в формулировки АХОВ, ХОО пропущенные слова.
III. Изучение нового материала.
- Решение ситуационной задачи (учитель подводит обучающихся к изучению новой теме).
- Знакомство с основными показателями и классификацией АХОВ.
- Заполнение таблицы, наиболее распространённых АХОВ.
(Работа с учебником, справочной литературой).
IY. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос).
Ответьте на вопросы. Верны ли утверждения?
(Задание, способствующее закреплению изученного материала).
Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрели тему «Опасные химические вещества и объекты». Познакомились с понятиями АХОВ, ХОО; с крупнейшими потребителями АХОВ в различных отраслях экономики, рассмотрели примеры химически опасных объектов, АХОВ.
И начинаем урок с повторение пройденного материала.
Задание : Вставьте в формулировку пропущенные слова.
АХОВ - это ……….. вещества или соединения, которые при проливе или ……… в окружающую среду способны вызвать ………… людей, ………….., заражение воздуха, почвы, …., растений и различных объектов.
(Пропущенные слова – химические, выбросе, поражения, животных, воды).
ХОО - это предприятие, на котором при ……… могут произойти поражения ………, животных, ………., а также ………. загрязнение окружающей ……….
( Пропущенные слова – аварии, людей, растений, химическое, среды).
Задание 2 выполняется самостоятельно с проверкой у доски.
Учитель: Переходим к изучению новой темы «Характеристика АХОВ и их поражающих факторов».
Начинаем урок с решения ситуационной задачи. Представьте, что на одном предприятии города «Х» произошла авария с выбросом АХОВ. Каждый из вас является главным спасателем города. Вам необходимо срочно принять решение по защите населения от последствий выброса опасного вещества. С чего вы начнете?
Варианты ответа учащихся.
Учитель: Прежде необходимо выяснить какую опасность представляет данное АХОВ, сколько времени затратить на ликвидацию аварии, эвакуацию населения и другие действия. А это возможно тогда, когда мы знаем характеристику опасного вещества.
Для распознания и характеристики АХОВ используют различные показатели.
СТОЙКОСТЬ (стойкие и нестойкие), ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (по отношению к плотности воздуха), СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.
СТОЙКОСТЬ
К стойким относят АХОВ, имеющие температуру кипения выше 140гр., поражающее действие сохраняют в течение многих часов, иногда до нескольких недель, месяцев (ртуть, анилин – маслянистая жидкость, тем кип.184 гр., используется для получения различных органических веществ, анилиновых красок, азокрасителей и др. Ядовит).
К нестойким – тем кип. ниже 140 гр. и больше подвержены испарению
( аммиак, хлор, кислоты и др.).
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (сравнивается по отношению к плотности воздуха).
Если плотность АХОВ меньше плотности воздуха, они будут быстро рассеиваться в атмосфере; если наоборот, то газ будет удерживаться на поверхности земли, накапливаться в низинах (оврагах, колодцах).
СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Выделяют три группы сильнодействующих АХОВ:
- АХОВ быстрого действия – синильная кислота, сероводород и др. Признаки интоксикации в течение нескольких минут.
- АХОВ замедленного действия – хлор, фосген, сероуглерод и др. Признаки интоксикации в течение нескольких часов.
- АХОВ медленного действия – диоксин - растворитель. Признаки интоксикации в течение двух недель.
Интоксикация – яд – болезненное состояние, обусловленное действием на организм экзогенных токсинов (ядов).
По степени опасности для организма человека ХВ делятся на 4 класса:
- Чрезвычайно опасные
- Высокоопасные
- Умеренно опасные
- Малоопасные
1 и 2 класс АХОВ при аварии могут вызвать массовое поражение незащищённых людей.
Чем опаснее вещество, тем меньшее его количество способно вызвать отравление, и даже гибель людей, животных. Примеры химических веществ приведены в учебнике на стр.57 (Учебник ОБЖ 8 кл. под ред. Ю.Л.Воробьёва стр. 57).
По характеру воздействия на организм человека ХОВ подразделяются на 5 групп:
- Раздражающего действия (хлор, сернистый ангидрид и др.)
- Прижигающего действия (аммиак, соляная кислота)
- Удушающего действия (фосген, хлорпикрин)
- Общетоксического действия (сероводород, сероуглерод и др.)
- Наркотического и токсического действия (хлористый метил формальдегид).
С показателями и классификацией АХОВ мы кратко познакомились. А теперь охарактеризуем наиболее распространенные АХОВ. Все данные занесём в таблицу.
Из опыта ликвидации аварий наибольшую опасность представляют выбросы аммиака и хлора, заполнение таблицы начнем с этих веществ. Разберём на примере аммиака.
Учитель на примере аммиака рассказывает, как заполнить таблицу. Далее учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, используя справочную литературу. Перед заполнением хлора учитель зачитывает историческую справку о Cl2. Из прочитанного учащиеся делают вывод.
Историческая справка: ХЛОР - СL2
В первую мировую войну хлор применялся в качестве отравляющего вещества: в апреле 1915 года немецкие войска применили его против французских войск. В течение нескольких минут переносимый ветром серо-зеленый туман накрыл французские позиции. Находившиеся в траншеях солдаты и офицеры начали задыхаться. Люди, охваченные паникой, бежали. В итоге, 15тысяч французских солдат получили тяжелые отравления, около 5тысяч из них погибли. Через месяц немцы применили газовую атаку против русских войск. Отравленными оказались 9 тысяч человек, из них погибли 1200 человек.
Какой делаем вывод? Хлор - ядовит.
Построение таблицы.
Краткая характеристика основных АХОВ
(Учебник ОБЖ 8 кл. под ред. Ю.Л. Воробьёва стр. 57- 60,таблица №3 стр.59).
Название АХОВ | Признаки вещества | Степень опасности для человека. | Признаки поражения. | Область применения вещества |
АММИАК | Бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта. В 1,7 раза легче воздуха. Горюч, взрывоопасен в смеси с воздухом. | Высокоопасен | Раздражение слизистых и кожи, насморк, кашель, удушье, учащенное сердцебиение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах. | Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, мясо-молочная, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, сельское хозяйство, холодильники, овощные и торговые базы. |
ХЛОР | Зеленовато-желтый газ, с резким, раздражающим,удушливым запахом хлорки. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Пожароопасен в контакте с горючими материалами. | Чрезвычайно опасен. Ядовит | Раздражение слизистых и кожи, ожоги, резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, одышка, резь в глазах, нарушение координации движений. | Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, применяют для производства неорганических продуктов (хлоридов металлов, хлорной извести, соляной кислоты и др.), красителей, растворителей, ядохимикатов, лекарственных препаратов, для отбелки тканей, бумаги, целлюлозы, для дезинфекции воды и др. |
СЕРОВОДОРОД | ||||
СОЛЯНАЯ КИСЛОТА | ||||
ФОСГЕН | ||||
СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД | ||||
ХЛОРПИКРИН |
Мы познакомились с двумя наиболее распространёнными АХОВ.
На территории городского округа Домодедово расположены ХОО: Холодильно-складской комплекс ООО «Веларикс» (аммиак), МУП «Домодедовский Водоканал» (склад хлора). Городской округ соседствует г. Подольск (Химико-металлургический завод, МГП «Водоканал», Хладокомбинат); г. Видное (Коксогазовый завод); г. Чехов (Любучанский завод пластмасс); г. Ступино (Металлургический комбинат, Ступиноагромхимия, склады хлора).
По образцу вы дома заполните таблицу до конца, используя справочную литературу и учебник.
Поражающими факторами при авариях на ХОО с выбросом АХОВ является поражение людей, животных, через органы дыхания, кожные покровы, вызывая различные болезненные состояния, а при определенных условиях – гибель.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, что мы узнали нового на уроке? ( Познакомились с характеристиками АХОВ и их поражающими факторами).
Насколько полно каждый из вас усвоил материал, мы сейчас проверим.
Закрепление изученного материала.
Ответ для учителя
Верны ли следующие утверждения? | Да | Нет |
Хлор относится к чрезвычайно опасным для человека АХОВ | + | |
По степени опасности для организма человека ХВ делятся на 5 классов. | 4 | - |
Зеленовато-жёлтый газ, тяжелее воздуха, с резким запахом – это хлор. | + | |
Аммиак относится к высоко опасным АХОВ для человека. | + | |
Хлор тяжелее воздуха, поэтому в здании от него нужно укрываться в подвальном помещении. | - | |
Аммиак – бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта. | + | |
По характеру воздействия на человека АХОВ делятся на 4 группы | 5 | - |
Домашнее задание: п. 3.2, заполнение таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОБЖ в 10 классе. «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения».
«Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения». Урок ОБЖ в 10 классе по разделу учебной программы " Гражданская оборона – составная часть обороноспособ...
Урок "Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени"
Презентация создана для ознакомления учащихся с типами защитных сооружений и их использованием...
Конспект к уроку по ОБЖ "Современные средства поражения и их поражающие факторы"
Конспект к уроку (лекция) по ОБЖ "Современные средства поражения и их поражающие факторы". Рассчитан на 2 урока....
презентация к уроку ОБЖ 10 кл. тема "Ядерное оружие и его поражающие факторы"
В презентации дано определение ядерного оружия и его поражающих факторов....
Конспект урока по теме: «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Химическое оружие».
Конспект к уроку-беседе по ОБЖ «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Химическое оружие». Рассчитан на одно занятие....
Конспект урока по теме: «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Ядерное оружие».
Данный ресурс представляет собой иллистратвный материал к уроку ОБЖ. В нем представленны основные понятия, поражающие факторы и способы защиты....
План-конспект к уроку "Современные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие."
История создания и развития ядерного оружия....