урок Наркомания - угроза обществу
план-конспект урока по обж (9 класс) на тему
· Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье,
· Воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование стойкого неприятия к наркотикам,
Развитие навыков критического мышления и групповой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narkomaniya_-_ugroza_obshchestvu_9_klass.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
«Наркомания – угроза обществу»
9 класс
Соловьев П.В.
Урок входит в рабочую программу по основам безопасности жизнедеятельности, которая составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного (общего) образования и методических рекомендациях по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счёт времени вариативной части базисного учебного (приложение к письму Департамента от 27 апреля 2007 года № 03-898)
Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования использован учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, изд-во "Астрель").
Профилактика наркомании и токсикомании является основной задачей раздела
Тип учебного занятия - урок изучения и закрепления новых знаний.
Необходимое оборудование – презентация к уроку, тематические тексты на каждую группу, раздаточный материал, видеофрагмент.
Цель урока: профилактика употребления наркотиков.
Задачи урока:
- Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье,
- Воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование стойкого неприятия к наркотикам,
- Развитие навыков критического мышления и групповой работы.
Ход урока
I этап. Вступительное слово учителя, активизация интереса к теме урока.
Учитель: Вот он тащился, чуть не умирая. Через минуту ж – где достал, бог весть! – о радостях искусственного рая мир может на лице его прочесть!.. А сколько их сейчас бредет по свету, чья участь то сладка, а то тяжка!.. И видимо уже спасенья нету от этого простого порошка…
Ребята, как вы думаете, о ком рассказывает это стихотворение?
…Истощенное, с исколотыми венами тело. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы самые обычные вопросы. А главное полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни… и все это в 14 – 16 лет. Да страшная картина название которой – НАРКОМАНИЯ (слайд №1).
Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите это слово – наркомания?
Посмотрите все ассоциации довольно мрачные, поэтому и тему сегодняшнего нашего урока я предлагаю назвать - «Наркомания- угроза обществу» (слайд №2).
Нам действительно угрожает беда. Она как белая туча, невидимая на горизонте, но многие уже попали под ее тяжелый и страшный дождь. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман вовлекает в наркозависимость от 10 до 15 человек в год.
Каждый пятый из наркоманов приобщился к наркотикам в несовершеннолетнем возрасте: 53,4% - до 22 лет, около 80% - до 30 лет.
Что же такое наркомания? (слайд №3)
Наркомания – тяжелейшее заболевание и смертельная вредная привычка. Слово наркомания переводится с греческого «narke» - оцепенение, mania – страсть, безумие.
«НАРКОМАНИЯ – заболевание, которое выражается в физической и психической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению» (слайд №4). Запишите это определение в тетрадь
Какова главная цель нашего сегодняшнего урока?
Надо знать об этом страшном явлении – наркомании, только тогда мы сможем, справимся с этой бедой нашего времени (слайд №5).
2 этап - выявление первоначальной осведомлённости по теме.
Если всё так страшно, то почему же люди одурманиваются?
Объявляю мозговой штурм, называйте свои мысли, идеи по этому поводу, нельзя только повторять чужие идеи, критиковать. Каждый может высказать свою точку зрения, все ваши ответы я фиксирую на доске.
Возможные ответы ребят:дань моде; групповые зависимость и давление (лесть, шантаж, уговоры, запугивание, насмешки, похвала, подкуп, призыв “делай, как мы”, обман и др.);отказаться в компании неудобно (хотя не куришь); интересно, какие при этом будут ощущения?; кто-то хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или выпивает, некоторые делают назло своим близким – из-за обиды или просто хотят показать свою независимость; эти вещества дадут облегчение в горе; низкий уровень информированности о вреде никотина, алкоголя, наркотиков; финансовая свобода некоторых подростков; легкая доступность купли-продажи наркотических веществ; плохая организация подросткового досуга; несформированность системы собственных ценностей у подростков.
По данным СМИ причины, побудившие курить и одурманиваться:
Влияние друзей – 31%
Любопытство – 26%
Стресс – 24%
Действительно вы назвали большинство из возможных причин употребления наркотиков, вы видите их на слайде (слайды № 6-8).
3 этап - предварительное структурирование материала.
А теперь давайте выясним, что вы знаете о последствиях употребления наркотиков.
Работаем в малых группах задание одинаковое для всех: составить список последствий употребления наркотиков для человека. Время работы – 5 минут ( слайд №9).
После ответов каждой группы делаем вывод.
Наркотические вещества, попадая во внутреннюю среду организма, оказывают сильнейшее воздействие, прежде всего на головной мозг. С течением времени у человека появляются зависимости от наркотиков ( слайды № 10-15).
Развитие психической зависимости от наркотика определяется воздействием на зоны поощрения, при которых возникают положительные эмоциональные состояния. Таким образом, употребление наркотика становится наиглавнейшим стимулом в получении положительных эмоций, а при отсутствии наркотика человек чувствует психологический дискомфорт.
Механизмы формирования физической зависимости от наркотиков до конца еще не ясны. Есть предположения, что они включаются в обменные процессы как необходимый и самостоятельный элемент на уровне регуляции функций жизнедеятельности организма.
В процессе развития болезни происходит постепенное привыкание к наркотику. Он уже не вызывает того состояния, которое было в начале. Появляется состояние «ломки» или абстинентный синдром. Физиологическое явление привыкания к дозе наркотика называется – толерантностью, (виды зависимости записываются в тетрадь).
4 этап - предварительное осмысление: получение новой информации, соотнесение с той, которая имеется.
Различных фактов о наркотиках и их употреблении очень много, давайте попробуем разобраться в этом море информации.
Каждая группа получает свой тематический текст, который необходимо прочитать и сделать на полях пометки возле каждого абзаца:
+ - это мне было известно;
- - это противоречит моим первоначальным знаниям;
- я это не знал;
! – удивлён;
? – есть неясности, вопросы к автору текста.
Время работы – 5 минут ( слайд № 16).
Затем каждая группа комментирует свои + и -, задаёт возникшие вопросы.
5 этап – завершающая рефлексия.
Страшная статистика, которую мы часто слышим, в конечном счете, надоедает, и люди не обращают внимание на проблему – до тех пор, пока … беда не придёт в их дом ( слайд № 17) (просмотр видео).
Существует три направления в работе по снижению наркомании ( слайд № 18):
1. Лечение наркоманов - это очень дорого).
2.Реабилитация.
3.Профилактика.
Профилактикой наркомании необходимо заниматься всем, так как известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А что может стать альтернативой наркотикам?
Учитель. Я предлагаю вам составить памятку, которая начнется словами “Если хотите идти по правильному пути …”(слайд № 19):
– группе правовых экспертов необходимо составить фразу, используя слова, связанные с соблюдением закона,
- группе медиков использовать, слова, связанные со ЗОЖ,
- психологам – с личностными качествами человека,
- социологам – с определением человека в обществе,
- политикам – с ролью человека в государстве,
- ваших близких – с семьёй.
Работают 3 минуты, записывают наработки на листах в виде лепестков. На доске прикрепляется круг с надписью «ребёнок», лепестки-листки с выработанными рекомендациями – прикрепляются к середине. Получается цветок.
Вариант памятки:
- Соблюдай все законы!
- Активно занимайся спортом для укрепления здоровья и воспитания воли!
- Займитесь самообразованием, посещайте курсы, читайте книги и стройте планы!
- Помните, что вы способны получить образование, найти хорошую работу и делать карьеру, но всему этому нужно уделять много времени уже сейчас!
- Найдите своё место в жизни, занимайте активную жизненную позицию
- общайтесь с друзьями, заведите семью, будьте счастливы!
Учитель. Ребята, наполняйте свои души новыми знаниями, событиями, делами. Открывайте для себя что-то новое! Душа не терпит пустоты! Если душа пуста, в ней поселяется дьявол по имени “наркотик”( слайд № 19).
Чувство собственного достоинства – вот загадочная
стезя, на которой разбиться запросто, но обратно свернуть
нельзя, потому что без промедления, вдохновенный,
чистый, живой, раствориться, в пыль превратиться
человеческий облик твой( слайд № 20).
Чувство собственного достоинство –
это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи, –
боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого, ничего не
придумало человечество для спасения своего( слайд № 21).
Б. Окуджава
Домашнее задание: составить антирекламу употребления наркотиков: рисунок, слоган, стихотворение и т. д( слайд № 22).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: «Терроризм – угроза обществу»
http://www.slideboom.com/presentations/760552/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC Презентация к классному ч...
Урок по ОБЖ в 8 классе"Терроризм- угроза обществу".
Урок по ОБЖ в 8 классе "Терроризм- угроза обществу"...
буклет для родителей "Наркомания- угроза жизни"
Наркомания - угроза жизни...
Открытый урок по ОБЖ на тему: "Терроризм –угроза обществу"
Открытый урок по ОБЖ на тему:"Терроризм –угроза обществу"...
Методическая разработка по теме: «Угроза терроризма – угроза обществу».
объяснить сущности терроризма, его типы и цели;совершенствование у воспитанников знаний о терроризме;основ безопасности в ЧС;формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего пок...
Урок-терроризм-угроза обществу
Урок-терроризм-угроза обществу...