Рабочая программа БЖ
рабочая программа по обж на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
Для профессий:
35. 01. 13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
35. 01. 14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
19. 01. 17 Повар, кондитер
38. 01. 02 Продавец, контролер-кассир
15. 01. 05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 35. 01. 14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, 15.01.05 Сварщик (электросварочных и газосварочных работ 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Организация-разработчик: филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Дуванский многопрофильный колледж с. Новобелокатай Республики Башкортостан.
Разработчики:
Е. И. Ведерникова – заведующий учебной частью, высшая квалификационная категория;
С. М. Цыпышев – преподаватель первой квалификационной категории;
Рассмотрена на заседании методического совета филиала ГБПОУ ДМК с. Новобелокатай Республики Башкортостан.
Утверждена методическим советом
Протокол № 1 от 30.08.2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельность
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки на базе основного общего, среднего общего образования и профессионального образования без учёта стажа работы, должности и типа предприятия.
- Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при использовании обязательной военной службы.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 23 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Усвоение освоения | ||
1 | 2 | 3 | |||
36 часов | |||||
Раздел 1. | Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» | 1 | |||
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | 1 | |||
Введение. Основные понятия и теоретические положения безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. | 1 | 1 | |||
Раздел 2. | Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях | 7 | |||
Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации и их характеристика | Содержание учебного материала | 3 | |||
1. | Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Классификация чрезвычайных ситуаций. | 1 | 2, 3 | ||
Практическое занятия. ПР № 1. Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ПР № 2. Изучение и отработка моделей поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составьте таблицу классификации чрезвычайных ситуаций Написание рефератов на тему:
| 3 | ||||
Тема 2.2. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях ЧС. | Содержание учебного материала | 3 | |||
1. | Общие понятия об устойчивости объектов экономики в условиях ЧС. Мероприятия и принципы обеспечения устойчивости работы объектов экономики. | 1 | 1 | ||
Практическое занятия. ПР № 3. Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы Написание рефератов на тему:
| 3 | ||||
Тема 2.3. Гражданская оборона | Содержание учебного материала | 1 | |||
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. | 1 | 2, 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы Тест по теме «Гражданская оборона» | 4 | ||||
Раздел 3. | Основы военной службы | 26 | |||
Тема 3.1. Организационная структура Вооруженных Сил | Содержание учебного материала | 1 | |||
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. | 1 | 1, 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составить схему организационной структуры ВС РФ | 2 | ||||
Тема 3. 2. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России | Содержание учебного материала | 1 | |||
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил. | 1 | 1, 2 | |||
Тема 3. 3. Призыв на военную службу | Содержание учебного материала | 11 | |||
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. | 1 | 2, 3 | |||
Практические занятия | 10 | ||||
ПР № 4. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. | 2 | ||||
ПР № 5. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации | 2 | ||||
ПР № 6. Строевые приемы и движения без оружия | 6 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по темам. | 3 | ||||
Тема 3. 4. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | Содержание учебного материала | 9 | 1, 2 | ||
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. | 1 | ||||
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. | 1 | ||||
Практические занятия | 7 | ||||
ПР № 7. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка автомата. | 7 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по темам. | 3 | ||||
Тема 3. 5. Боевые традиции Вооруженных Сил России. | Содержание учебного материала | 4 | |||
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. | 2 | 1, 2 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
ПР № 8. Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации. Воинские символы и ритуалы | 2 | ||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||
Всего: | 54 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
безопасность жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
- средства оказания первой медицинской помощи;
- учебно-техническое оборудование для военной подготовки;
- экранно-звуковые пособия.
- Комплект учебно-наглядных пособий «Защита населения от ОМП»;
- Комплект учебно-наглядных пособий, плакатов, планшетов.
Технические средства обучения:
- телевизор
- DVD
- экран
- мультимедиа - проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Косолапова Н. В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. Пособие для учреждений нач. проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 144 с.
- Косолапова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
- Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / Ю. Г. Сапронов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
- Смирнов А. Т. Мишин П. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.-7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 256 с.
- Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 153 с.
- Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 234 с.
- Топоров Н. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы:
Учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. –М. : Просвещение, 2012. – 178 с.
Дополнительные источники:
1. Научно-методический и информационный журнал: ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). БЖД (Безопасность жизнедеятельность);
2. интернет-сайты:
- www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
- www.obzh.ru - Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности
- www.go-oborona.narod.ru – Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО
- www.mchs.gov.ru – Официальный сайт МЧС
- www.amchs.ru – Портал Академии гражданской защиты МЧС России
- http://government.ru – Портал Правительства России
- http://www.kremlin.ru – Портал Президента России
- http://www.rhbz.ru/ - Портал «Радиационная химическая и биологическая защита»
- http://novtex.ru/bjd/ - Научно – практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности»
- http://www.law.edu.ru/ - Юридическая Россия: информационный портал
- http://www.school-obz.org/ - Информационно-методическое издание для преподавателей журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
- https://www.book.ru – Электронно - Библиотечная система
- http://www.bezopasnost.edu66.ru – Безопасность. Образование. Человек.
- http://mil.ru/ - Официальный сайт министерства обороны России
- https://mvd.ru – Официальный сайт министерства внутренних дел России
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
Знания: | |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как угрозе национальной безопасности России; | Тестирование. Оценка рефератов, докладов. |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | Устный опрос. Оценка рефератов, докладов. |
основы военной службы и обороны государства; | Тестирование. Оценка рефератов, докладов. |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | Тестирование. Оценка рефератов, докладов. |
способы защиты населения от оружия массового поражения; | Тестирование. Оценка рефератов, докладов. |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | Устный опрос. Тестирование. |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | Устный опрос. Оценка рефератов, докладов. |
основные виды вооружения военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; | Тестирование. Оценка рефератов, докладов. |
область применения получаемых профессиональных знаний при выполнении обязанностей военной службы; | Устный опрос. Тестирование. Оценка рефератов, докладов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...