ЧС природного характера
презентация урока для интерактивной доски по обж на тему

Шайдуллин Ришат Рафикович

ЧС природного характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon buri._uragany._smerch._1.ppt2.92 МБ
Файл chs_prirodnogo_haraktera.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буря Ураган Смерчь

Слайд 2

Ураганы. Помимо вихревых ураганных ветров, они нередко сопровождаются такими явлениями, как ливни, снегопады, град, электрические разряды. Ураганные ветры вырывают с корнем деревья, срывают крыши, опрокидывают подъемные краны, выбрасывают на берег суда, нарушают коммуникации. Они часто приводят к возникновению пыль­ных и снежных бурь Последствия урагана в Москве в 1998 году.

Слайд 3

Бури - штормы, вызывают большие разрушения на суше и волнения на море. Для бурь характерны меньшие, чем у ураганов скорости ветра (см. шкалу Бо­форта). Длительность их действия составляет от нес­кольких часов до нескольких суток. В зависимости от времени года и вовлечения в воздух различного состава частиц, как и при ураганах, возникают пыльные, бес­пыльные, снежные и шквальные бури.

Слайд 4

Пыльные (песчаные) бури сопровождаются перено­сом большого количества частиц почвы и песка. Они возникают в пустынных, полупустынных и распахан­ных степях и способны перенести миллионы тонн пыли на сотни и даже тысячи километров. Подобные бури отмечаются в основном летом, во время суховеев, иногда весной и в бесснежные зимы. В степной зоне они обычно возникают при нерациональной распашке земель. В России северная граница распространения пыльных бурь проходит через Саратов, Самару, Уфу, Оренбург и другие предгорья Алтая. По окраске могут быть черные, красные, желто-красные и белые бури, в зависимости от поднятых частиц земной поверхности.

Слайд 5

Беспыльные бури характеризуются отсутствием вовлечения пыли в воздух и сравнительно меньшими масштабами разрушений и ущерба. Однако в пути дальнейшего своего движения они могут превращаться в пыльную или снежную бури в зависимости от состава и состояния поверхностного слоя земли и наличия снежного покрова.

Слайд 6

Снежные бури характеризуются также значитель­ными скоростями ветра, что способствует зимой пере­мещению по воздуху огромных масс снега. Их продол­жительность колеблется от нескольких часов до нес­кольких суток. Они имеют сравнительно узкую полосу действия (от нескольких километров до нескольких десятков километров). Снежные бури большой силы бывают на равнинах европейской части России и в степной части Сибири.

Слайд 7

Шквальные бури характеризуются почти внезап­ным началом, таким же быстрым окончанием, незначи­тельной продолжительностью действия и огромной разрушительной силой. Эти бури распространены повсеместно на европейской части России, как на морских акваториях (здесь они называются шквалами), так и на суше.

Слайд 8

Смерчи подразделяются по их строению на плотные (резко ограниченные) и расплывчатые (неясно ограни­ченные). По времени и пространственному воздействию они подразделяются на малые смерчи короткого дейст­вия (до 1 км), малые (до 10 км) и смерчи - ураганные вихри (более 10 км). Смерчи образуются, когда сталкиваются две большие воздушные массы различной температуры и влажности, причем в нижних слоях воздух теплый, а в верхних - холодный. Теплый, естественно, поднимается вверх, при этом он охлаждается, и содержащиеся в нем водяные пары выпадают дождем. Но если сбоку начинает дуть ветер, который отклоняет в сторону поток поднимаю­щегося теплого воздуха, то вокруг вертикальной оси возникает вращательное движение, скорость которого порой достигает 450 км/час.

Слайд 9

Смерч, соприкасаясь с поверхностью земли, наносит разрушения, как при сильных ураганных ветрах, но на значительно меньших площадях. Эти разрушения связаны с действием стремительно вращающегося воздуха и резким подъемом воздушных масс вверх. В результате этих явлений некоторые объекты (автомобили, легкие дома, крыши зданий, люди и животные) могут отрываться и переноситься на сотни метров. Такие действия смерча вызывают разрушение поднятых объектов, люди получают травмы и контузии, иногда гибнут. Одновременно, за счет вовлечения в воздух огромного количества предметов, наблюдаются значительные косвенные поражения людей.

Слайд 10

Смерч почти всегда хорошо виден, при его подходе слышен оглушительный гул. Средняя скорость его перемещения составляет 50-60 км/час. На территории России наиболее часто возникают плотные смерчи в Поволжье и Сибири, на Урале и Черноморском побережье. Один из самых сильных смерчей прошел 9 июня 1984 года в Центральной части России. Его путь пролегал по Московской, Ивановской и Костромской областям. Погибли дети в одном из пионерских лагерей. Ущерб, нанесенный этим смерчем, оценивался в десятки миллионов рублей.

Слайд 11

Вы узнали, что: - Ураганные ветры вырывают с корнем деревья, срывают крыши, опрокидывают подъемные краны, выбрасывают на берег суда, нарушают коммуникации. - При бурях скорость ветра меньше, чем у ураганов. - Смерчи существуют недолго, от нескольких минут до нескольких часов. - Смерч наносит разрушения, как при сильных ураганных ветрах, но на меньших площадях. - Средняя скорость перемещения смерча составляет 50-60 км/час.

Слайд 13

Особое место в обеспечении безопасности отводится сбору, анализу и своевременному распространению информации об угрозе бедствия. Информирование осуществляется заблаговременно, в целях предоставле­ния населению достаточного времени на подготовку и занятие укрытий. Сообщаются сведения о времени подхода циклона к конкретному району, возможном характере его воздействия, о мерах безопасности и правилах поведения людей, оптимальных для склады­вающейся ситуации.

Слайд 14

С получением сигнала о надвигающейся опасности население приступает к неотложным работам по повышению защищенности зданий, сооружений и других мест расположения людей, предотвращению пожаров и созданию необходимых запасов для обеспече­ния жизнедеятельности в экстремальных условиях ЧС. С наветренной стороны зданий плотно закрываются окна, двери, чердачные люки и вентиляционные от­верстия. Стекла окон оклеиваются, окна и витрины защищаются ставнями или щитами. С целью уравни­вания внутреннего давления двери и окна с подветрен­ной стороны зданий открываются.

Слайд 15

Необходимо позаботиться о подготовке в местах укрытия электрических фонарей, керосиновых ламп, свечей, походных плиток, керосинок и примусов, о создании запасов продуктов питания и питьевой воды на 2-3 дня, медикаментов, постельных принадлеж­ностей и одежды.

Слайд 16

В домашних условиях жильцы должны проверить размещение и состояние электрощитов, газовых и водопроводных магистральных кранов и, в случае необходимости, уметь их перекрыть. Всех членов семьи необходимо научить правилам самоспасения и оказа­ния первой помощи при травмах и контузии.

Слайд 17

Находясь в здании, следует остерегаться ранений осколками оконного стекла. При сильных порывах ветра необходимо отойти от окон и занять место в нишах стен, дверных проемах или стать вплотную к стене. Для защиты рекомендуется также использовать встроенные шкафы, прочную мебель и матрацы.

Слайд 18

При вынужденном пребывании под открытым небом необходимо находиться в отдалении от зданий и занимать для защиты овраги, ямы, рвы, канавы, кюветы дорог. При этом нужно лечь на дно укрытия и плотно прижаться к земле, руками ухватится за растения.

Слайд 19

Во время снежных или пыльных бурь покидать помещение разрешается в исключительных случаях и только в составе группы. При этом в обязательном порядке сообщается родственникам или соседям маршрут движения и время возвращения. В таких условиях допускается использование только заранее подготовленных автомобилей, способных двигаться при снежных, песчаных заносах, гололедице. При невоз­можности дальнейшего движения следует обозначить стоянку, полностью закрыть жалюзи и укрыть двига­тель со стороны радиатора.

Слайд 20

При получении информации о приближении смерча или обнаружении его по внешним признакам следует покинуть все виды транспорта и укрыться в ближай­шем подвале, убежище, овраге, или лечь на дно любого углубления и прижаться к земле. При выборе места защиты от смерча следует помнить, что это природное явление часто сопровождается выпадением интенсив­ных ливневых осадков и крупного града. В таких случаях нужно принимать меры защиты и от пораже­ния этими гидрометеорологическими явлениями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чрезвычайные ситуации природного характера К урокам в 8 классе: - Землетрясения. - Вулканы. - Оползни, сели, обвалы, снежные лавины.

Слайд 2

Вулкан Вулкан - это отверстие в земной коре, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара, пепла и наполовину расплавленной породы (лавы). Частицы пепла падают на землю, покрывая ее толстым слоем и спекаясь в легкий серый камень.

Слайд 3

Вулканы на Камчатке Повышенную активность проявляет и «сосед» Шивелуча — Ключевской, считающийся самым высоким действующим вулканом Евразии. Его пепловые выбросы поднимаются на высоту до 500–700 метров, шлейф от извержения протянулся более чем на сто километров. По склонам спускаются два лавовых потока, температура которых превышает тысячу градусов по Цельсию.

Слайд 4

Последний день Помпеи Брюллов Карл Павлович

Слайд 5

Знаете ли вы? Вулканы названы по имени римского бога огня Вулкана. На Земле насчитывается около 1300 действующих вулканов. Действующим называют вулкан, периодически извергающийся в настоящее время или хотя бы один раз за последние 10 000 лет. Вулкан, ни разу не извергавшийся за 10 000 лет, называют спящим. В таком состоянии вулкан может оставаться до 25 000 лет. Если и до этого он ни разу не извергался, его считают потухшим. Большинство вулканов планеты скрыты на дне океанов, но около 500 находятся на поверхности. Самый крупный кратер на Земле принадлежит вулкану Тоба на острове Суматра, Индонезия. Его площадь 1775 км 2 .

Слайд 6

Цунами ( яп. 津波 , в переводе с японского — «широкая/длинная волна») — это длинные волны , порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме.

Слайд 7

Причины образования цунами Подводное землетрясение (около 85 % всех цунами). При землетрясении под водой образуется вертикальная подвижка дна: часть дна опускается, а часть приподнимается. При средней глубине 4000 метров скорость распространения получается 200 м/с или 720 км/час. При выходе волн на мелководье, вблизи береговой черты, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается.

Слайд 8

Факторы, которые приводят к катастрофическим последствием: Во время шторма в движение приходит лишь приповерхностный слой воды, во время цунами - вся толща. И на берег при цунами выплёскиваются намного б о льшие массы воды. Скорость волн цунами, даже у берега, превышает скорость ветровых волн. Кинетическая энергия у волн цунами больше. Цунами, как правило, порождает не одну, а несколько волн.

Слайд 9

При шторме волнение нарастает постепенно, люди обычно успевают отойти на безопасное расстояние до прихода больших волн. Цунами приходит внезапно. Внезапный быстрый отход воды от берега на значительное расстояние и осушка дна, при этом смолкает шум прибоя . Чем дальше отступило море, тем выше могут быть волны цунами. Люди, находящиеся на берегу и не знающие об опасности, могут остаться из любопытства или для сбора рыбы.

Слайд 10

Сель В гидрологии под селем понимается поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60 % объема потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

Слайд 11

Иногда сели возникают в бассейнах небольших горных рек и сухих логов со значительными уклонами. Сели характеризуются продвижением в форме вала из воды и наносов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла .

Слайд 12

Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи.

Слайд 13

О́ползень — сползание и отрыв масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести

Слайд 14

Оползни вредят сельскохозяйственнымугодьям, предприятиям, населённым пунктам, разрушают дороги.

Слайд 15

Лавина ( нем. Lawine , от позднелатинского labina — оползень ) — масса снега , падающая или соскальзывающая со склонов гор. Наиболее благоприятны для лавинообразования склоны крутизной 25-45°, однако известны сходы лавин со склонов крутизной 15-18°.

Слайд 16

Скорость движения сухих лавин обычно составляет 20-70 м/с (до 125 м/с) при плотности снега от 0,02 до 0,3 г/см³. Мокрые лавины движутся со скоростью 10-20 м/с (до 40 м/с) и имеют плотность 0,3-0,4 г/см³. [3]

Слайд 17

Сход лавины из сухого снега может сопровождается образованием снеговоздушной волны , производящей значительные разрушения.

Слайд 18

Снежные лавины, в той или иной степени, распространены во всех горных районах России и в большинстве горных районов мира. В зимний период они являются основной природной опасностью гор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧС природного характера

Презентация 7 класс...

ЧС природного характера

Презентация оформлена ярко, красочно.  Материал можно использовать на уроках ОБЖ в 10 классе. Тема урока " Чрезвычайные ситуации природного харахтера"....

Чрезвычайные ситуации природного характера

Контроль знаний по данной теме проводится в виде интеллектуальной телевизионной игры "Своя игра"...

План урока ОБЖ в 7 классе: "Действия людей в ЧС природного характера".

Урок проводится после завершения темы: ЧС природного характера, где изучаются действия людей во время и после стихийных бедствий. Итоговый урок по теме провожу в виде группового занятия, это удобная ф...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе  «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе  «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...