Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
методическая разработка по обж (10 класс) на тему
Цель: рассмотреть основы инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_nemtseva_o.a.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Тема: Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
Цель: рассмотреть основы инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Ход урока
- Организация класса.
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация знаний.
- С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновениям чрезвычайных ситуаций?
- Как организованы централизованные системы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях?
- Для каких целей создаётся единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 112?
- Как вы будете действовать, если по радио услышали об угрозе наводнения (например, в результате гидродинамической аварии) и распоряжение об эвакуации? Что возьмёте с собой в первую очередь? Обоснуйте свой ответ.
- Проверка домашнего задания.
Заслушивания ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
- Работа над новым материалом.
Инженерная защита населения от опасностей, возникающая при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется заблаговременно в мирное время и включает в себя накопление фонда защитных сооружений в городах, населённых пунктах и на объектах.
Инженерная защита населения в первую очередь осуществляется в защитных сооружениях гражданской обороны, к которым относят убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.
Защитные сооружения могут быть построены как заблаговременно, так и по особому указанию. Заблаговременно строят, как правило, отдельно стоящие или встроенные в подвальные часть здания сооружения, рассчитанные на длительной срок эксплуатации. Необходимо отметить, что укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надёжным способом защиты от современных видов оружия. Защитные сооружения в первую очередь предназначены для защиты от воздействия воздушной ударной волны.
Перспективное направление, особенно для мегаполисов - защита в искусственных и естественных подземных пространствах (метрополитен, подземные выработки, пустоты и т.п.)
Убежища
К убежищам относят сооружения, обеспечивающие наиболее надёжную защиту людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва – ударной волны, светового излучения, проникающей радиации (включая и нейтронный поток), радиоактивного заражения. Убежища защищают также от ОВ и биологических средств, от высоких температур и вредных газов зонах пожаров, от обвалов разрушений при взрывах.
Люди могут находиться в убежищах длительное время (рис. 4). Даже в заваленных убежищах безопасность обеспечивается в течении нескольких суток.
Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности (рис.5).Кроме того, они защищают от светового излучения, проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду людей радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств.
Защитные свойства ПРУ от радиоактивных излучений оцениваются коэффициентом защиты, который показывает, во сколько раз уровень радиации на открытой местности на высоте 1 м больше уровня радиации в укрытии. Иными словами, коэффициент защиты показывает, во сколько раз ПРУ ослабляет действие радиации, а следовательно, и дозу облучения людей.
- Выводы
- Основным способом защиты населения от отравляющих веществ (ОВ) и аварийно химически опасных веществ (АХОВ) является его укрытие в убежищах и загерметизированных помещениях.
- Защитные сооружения подразделяются на убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ) и укрытия, приспособленные для защиты населения.
- Щели – самые доступные простейшие укрытия. Они значительно уменьшают возможность облучения в результате радиоактивного заражения.
- Вопросы.
- Какие существуют виды защитных сооружений гражданской обороны? Для чего они предназначены?
- Какие существуют простейшие виды укрытий? В чем заключаются требования к их оборудованию?
- Для чего предназначены противорадиационные укрытия (ПРУ)? Продумайте и обоснуйте свой ответ.
- Задания.
- Используя раздел «Дополнительны материалы» и специальную литературу, подготовьте сообщение на тему «Мероприятия, необходимые для усиления защитных свойств помещений, используемых под противорадиационные укрытие (ПРУ)».
- Используя специальную литературу и пройденный в 8 классе материал, подготовьте сообщение на тему «Как действовать при угрозе радиоактивного заражения».
- Подготовьте сообщения о том, как с помощью своих защитных свойств убежища защищают от всех поражающих факторов ядерного взрыва (ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и др.)
- Подберите примеры из специальной литературы, как защитные сооружения спасали население от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
- Дополнительные материалы к §33. Как устраивают ПРУ.
ПРУ устраивают так, чтобы коэффициент защиты их был наибольшим. Они оборудуются прежде всего в подвальных этажах зданий и сооружений. Подвалы в деревянных домах ослабляют радиацию в 7 – 12 раз, в каменных зданиях – в 200 – 300 раз, а средняя часть подвала каменного здания в несколько этажей в 500 – 1000 раз. Под ПРУ могут быть использованы также наземные этажи зданий и сооружений, наиболее пригодны для этого внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов. Первые этажи двухэтажных каменных зданий ослабляют радиацию в 5 – 7 раз. В сельской местности особое внимание должно уделяться использованию под ПРУ погребов (рис. 6), находящихся в личном пользовании, а также овощехранилищ.
В целях усиления защитных свойств помещений, используемых под ПРУ, их следует соответствующим образом дооборудовать.
Для повышения защитных свойств в помещении заделывают оконные и лишние дверные проемы, насыпают слой грунта на перекрытие и делают, если нужно, грунтовую подсыпку снаружи у стен, выступающих выше поверхности земли. Герметизация помещений достигается тщательной заделкой трещин, щелей и отверстий в стенах и потолке, в местах примыкания оконных и дверных проемов, стыков отопительных и водопроводных труб; подгонкой дверей и обивкой их войлоком с уплотнением притвора валиком из войлока или другой мягкой плотной ткани.
Дооборудование подвальных этажей и внутренних помещений зданий повышает их защитные свойства в несколько раз. Так, коэффициент защиты оборудованных подвалов деревянных домов повышается примерно до 100, каменных домов до 800 – 1000. Необорудованные погреба ослабляют радиацию в 7 – 12 раз, а оборудованные в 350 – 400 Наиболее доступными простейшими укрытиями являются щели – открытые и особенно перекрытые. Если, к примеру, люди укроются даже в простых, открытых щелях, то вероятность их поражения ударной волной уменьшится в 1,5 – 2 раза по сравнению с пребыванием на открытой местности, а возможность облучения в результате радиоактивного заражения – в 2 - 3 раза.
- Окончание урока.
- Домашнее задание. Подготовить к пересказу §33 «Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; выполнить задания 1 – 4 .
- Выставление и комментирование оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка на тему "действия спасательных групп при проведении аварийно-спасательных работ"
разработка данного занятия посвящениа ознакомлению учащихся с правилами эксплуатации индивидуальных средств защиты органов дыхания, и отрабртке практических вопросов по оказанию ПМП при чрезвычайных с...
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Цель урока: Познакомить с видами защитных сооружений и их назначением, понятием «убежище», его характеристиками и устройством. Ознакомить с устройством противорадиационных укрытий. Изучить правила пов...
Конспект урока по ОБЖ на тему: "Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций"
Тема: «Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций»Цель: сформировать представление об аварийно-спасательных работах.Задачи урока: 1)...
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС...
Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС)
Тест для обучающихся 9 классов...
Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Наличие опасных объектов, широкий спектр природных явлений, экологическая обстановка, непрерывное совершенство ракетно-ядерного оружия предъявляют повышенные требования к организации и проведению авар...