Школа доврачебной помощи
элективный курс по обж (7, 8 класс) на тему
Программа элктивного курса для учащихся 7-8 классов "Школа доврачебной помощи" направлена на формирование у обучающихся практических навыков оказания помощи пострадавшим до приезда медиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса | 54.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 пос. Приэтокского»
Школа доврачебной помощи
Программа элективного курса
Участники программы: учащиеся 7-8 классов
Срок реализации: 1 год
Автор: Бобрешова Валентина Сергеевна,
преподаватель-организатор ОБЖ
МКОУ СОШ № 14 пос. Приэтокского
Пос. Приэтокский
2016 год
Пояснительная записка
Внезапно возникающие стихийные бедствия и аварии требуют срочной организации медицинской помощи пострадавшему населению. Большое значение имеют своевременное оказание помощи непосредственно на месте поражения и вывоз пострадавших в медицинские учреждения. При возникновении значительных стихийных бедствий и аварий медицинскую помощь пострадавшему населению оказывают силы и средства центров экстремальной медицины. А как быть в случае дорожно-транспортного происшествия или при бытовой травме, когда помощь нужна срочно? Здесь необходимы практические навыки оказания самопомощи или доврачебной помощи пострадавшим.
Первая доврачебная помощь - это комплекс простейших, срочных и целесообразных мер для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае. Эти мероприятия проводятся до прибытия медицинского работника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Доврачебная помощь оказывается пострадавшему до прибытия профессиональной медицинской помощи и призвана:
- спасти человеку жизнь;
- не допустить ухудшения его состояния;
- создать условия для его дальнейшего лечения и выздоровления.
Обычно жизнь и здоровье пострадавшего зависят от оказания первой помощи лицами без специального медицинского образования, в порядке само- и взаимопомощи. Поэтому необходимо, чтобы каждому гражданину были известны сущность, принципы, правила и последовательность оказания первой помощи.
Сущность доврачебной помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, осуществлении простейших мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение.
Необходимость создания и ведения курса «Школа доврачебной помощи» обусловлена огромным образовательным значением, так как курс ориентирован не только на получение знаний, но в первую очередь на формирование практических умений и навыков оказания первой помощи как базовых компонентов образования. Проблема неумения оказывать доврачебную помощь актуальна и имеет острую социальную значимость.
Цель курса: формирование основных теоретических знаний в области медицины, обучение практическим навыкам оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях.
Задачи:
- Приобретение учащимися навыков сохранять жизнь и здоровье как в
неблагоприятных и опасных ситуациях, так и в быту;
- Выработка умений и навыков оказания само- и взаимопомощи;
- Пропаганда здорового образа жизни и медицинских знаний;
- Освоение практических приемов по оказанию доврачебной помощи при
неотложных состояниях (искусственная вентиляция легких, массаж сердца, остановка кровотечения);
- Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы,
уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии;
- Воспитание чувства ответственности, гражданственности, сострадания.
- Профориентация учащихся.
Особенности данной программы:
- овладение учащимися определенными практическими навыками в сравнительно короткое время;
- успешное усвоение программы за счет обеспечения наглядными пособиями и показа учителем приемов доврачебной помощи;
- активная самостоятельная работа учащихся при хорошем подборе дидактического материала;
- теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего.
Содержание программы определяется следующими требованиями:
Курс предназначен для учащихся 7-8 класса, программа рассчитана на 35 учебных часов. Из них теоретических – 15 часов, практических занятий – 20 часов. Каждая тема курса имеет свои формы контроля уровня и степени усвоения материала. Основные методы и приемы преподавания: групповая работа, лекция, беседа, демонстрация, решение тестовых и дидактических задач, практикумы, ситуационные задачи.
Входящие в программу задания не требуют дорогостоящего или
сложного оборудования.
Полученные в процессе изучения курса практические навыки могут
пригодиться в повседневной жизни и при чрезвычайных происшествиях;
Ожидаемые результаты:
1. Новые дополнительные знания по основам медицинских знаний, анатомии;
2. Овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи и наложения повязок при травмах;
3. Профессиональная ориентация;
4. Умение работать самостоятельно и в группе;
5. Воспитание уверенности, решительности;
6. Способность применить полученные знания, умения и навыки в спортивных мероприятиях школьного и муниципального уровня.
Формы и методы организации обучения:
Преподавание элективного курса предусматривает большое количество практических занятий и организацию обучения в форме имитационных ситуаций и ролевых игр. Деятельностный подход в организации обучения не только развивает практические навыки и умения учащихся, но и способствует формированию различных компетентностей.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В ходе изучения курса учащиеся должны
Знать:
- основные правила поведения в экстренных ситуациях;
- правила доврачебной помощи пострадавшим;
- требования к переноске пострадавших и безопасности транспортировки;
- действие медицинских препаратов «автомобильной аптечки», правила их применения, противопоказания.
Уметь:
- ориентироваться в экстренных ситуациях;
- использовать подручные средства для оказания доврачебной помощи;
- оказывать необходимую помощь при повреждениях опорно-двигательной системы;
- определять тип кровотечения, накладывать жгуты, повязки;
- правильно извлекать и транспортировать пострадавших.
Формы проверки:
- Решение ситуационных задач (Приложение 1).
- Тестирование (Приложение 2).
- Участие в спортивных и иных мероприятиях школьного и муниципального
уровней.
Основное содержание курса
«Школа доврачебной помощи»
- Доврачебная помощь и ее значение (1 час)
Значение доврачебной помощи и правила ее оказания. Обязанности оказывающего мощь. Принципы оказания доврачебной помощи: оценка ситуации; безопасная обстановка; неотложная помощь; вызов скорой медицинской помощи.
- Раны, классификация ран, первая помощь при ранениях (6 часов)
Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Асептика и антисептика. Перевязочный материал. Повязки, их виды и назначение. Правила наложения стерильных повязок.
- Виды кровотечений, их характеристика, остановка (2 часа)
Классификация и характеристика кровотечений. Способы временной остановки кровотечения. Характеристика и признаки внутреннего кровотечения.
- Синдром длительного сдавливания и закрытые повреждения (2 часа)
Понятие синдрома длительного сдавливания, характеристика периодов его течения. Признаки закрытых повреждений и доврачебная помощь при синдроме длительного сдавливания.
- Травмы опорно-двигательного аппарата (8 часов)
Ушибы и их признаки. Растяжение связок, разрывы связок и мышц, их признаки. Вывихи и их признаки. Отработка навыков оказания доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах. Открытые и закрытые переломы. Отработка приемов оказания доврачебной помощи при закрытых и открытых переломах. Транспортная иммобилизация.
- Травматический шок и противошоковые мероприятия (2 часа)
Понятие о травматическом шоке. Причины и признаки травматического шока, его действие на организм человека. Отработка приемов доврачебной помощи при травматическом шоке.
- Ожоги (3 часа)
Понятие об ожогах, виды ожогов, степени ожогов. Особенности электротравм. Отработка приемов оказания доврачебной помощи при ожогах и электротравмах.
- Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) (3 часа)
Заболевания кровеносных сосудов. Острая сердечная недостаточность. Инсульт. Инфаркт миокарда. Правила оказания доврачебной помощи.
- Обморожение, тепловой и солнечный удар, укусы ядовитыми змеями и
насекомыми, отравление угарным газом, обморок (5 часов)
Характеристика и степени обморожений. Отличительные характеристики теплового и солнечного ударов. Симптомы укусов змеями и насекомыми, состояние организма при укусах змеями. Отравление угарным газом. Понятие обморока.
- Утопление. Экстренная реанимационная помощь (3 час)
Виды утопления. Признаки жизни и смерти. Клиническая смерть. Реанимационные мероприятия. Искусственная вентиляция легких. непрямой массаж сердца. Отработка приемов проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
Учебно-тематическое планирование занятий по курсу
«Школа доврачебной помощи»
№ темы | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | теория | практика | ||
1 | Доврачебная помощь и ее значение. | 1 | 1 | |
2 | Понятие о ранах, классификация, осложнения | 6 | 2 | 4 |
3 | Виды кровотечений и их характеристика | 2 | 1 | 1 |
4 | Синдром длительного сдавливания и закрытые повреждения | 2 | 2 | |
5 | Травмы опорно-двигательного аппарата | 8 | 2 | 6 |
6 | Травматический шок и противошоковые мероприятия | 2 | 1 | 1 |
7 | Ожоги | 3 | 1 | 2 |
8 | Сердечно-сосудистые заболевания. | 3 | 2 | 1 |
9 | Обморожение, тепловой и солнечный удар, укусы ядовитыми змеями и насекомыми, отравление угарным газом, обморок | 4 | 2 | 2 |
10 | Утопление. Экстренная реанимационная помощь. | 3 | 1 | 2 |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого часов | 35 | 15 | 20 |
Почасовое планирование занятий по курсу
«Школа доврачебной помощи»
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Материально-техническое обеспечение |
1 | Доврачебная помощь и ее значение. | - Сформировать представление о значении доврачебной помощи для сохранения здоровья и жизни человека. | Презентация. |
2 | Понятие о ранах, классификация ран | - Дать понятие о ране; - Изучить классификацию ран, причины их возникновения. | Таблицы, опорные схемы, презентация |
3 | Понятие об асептике и антисептике. Профилактика осложнений ран. | - Сформировать представление о профилактике осложнений ран; - Раскрыть понятия «асептика» и «антисептика» | Презентация, пакет асептический и антисептический, таблицы |
4 | Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок, правила их наложения. Перевязочный материал и правила пользования им | - Ознакомить с перевязочным материалом; - Ознакомить с видами повязок; - Рассказать об основных правилах наложения повязок. | Бинты, марля, вата, пакет перевязочный индивидуальный, косынки, салфетки стерильные, лейкопластырь |
5 | Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь | - Ознакомить с типами повязок при травмах головы и груди; - Учить наложению повязок «чепец», «шапочка», «уздечка», крестообразная, спиральная, пращевидная. | Бинты, салфетки стерильные, таблицы |
6 | Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности | - Ознакомить с типами повязок при травмах живота и верхних конечностей; - Учить наложению повязок: колосовидная, спиральная, крестообразная, на плечевой сустав. | Бинты, салфетки стерильные, таблицы |
7 | Правила наложения стерильных повязок на промежность и нижние конечности | - Ознакомить с типами повязок на промежность и нижние конечности; - Учить наложению повязок: косыночная, восьмиобразная | Бинты, салфетки стерильные, косынки, таблицы |
8 | Виды кровотечений и их характеристика | - Изучить порядок оказания доврачебной помощи при ранениях и кровотечениях, меры по профилактике осложнений ран; - Ознакомить со способами остановки кровотечений | Жгут, закрутка, бинты, салфетки стерильные, таблицы |
9 | Техника временной остановки кровотечения и наложения бинтовых повязок. | - Отработка приемов временной остановки кровотечений и наложения повязок | Жгут, бинты, таблицы |
10 | Понятие синдрома длительного сдавливания | - Характеристика синдрома длительного сдавливания; - Ознакомление с периодами травматического токсикоза. | Таблицы, презентация |
11 | Первая помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях | - Сформировать представление о признаках синдрома сдавливания отдельных частей тела. - ознакомить с правилами оказания доврачебной помощи в случае сдавливания отдельных частей тела | таблицы |
12 | Травмы опорно-двигательного аппарата, симптомы и причины возникновения. | - Дать понятие о травмах опорно-двигательного аппарата - Сформировать представление о причинах травм опорно-двигательного аппарата | таблицы |
13 | Доврачебная помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. | - Изучить способы оказания доврачебной помощи при черепно-мозговых травмах и травмах позвоночника; - Обучить навыкам оказания доврачебной помощи при этих травмах. | Таблицы, перевязочный материал |
14 | Способы транспор-тировки пострадавших при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. | - Ознакомить со способами транспортировки пострадавших при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. | Таблицы, носилки, перевязочный материал |
15 | Доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах, вывихах, открытых и закрытых переломах. | - Ознакомить с приемами оказания ПМП при ушибах, растяжениях и разрывах, вывихах, открытых и закрытых переломах. | Перевязочный материал, шины |
16 | Доврачебная помощь при ушибах, растяжениях и разрывах, вывихах, открытых и закрытых переломах. | - Обучить приемам оказания доврачебной помощи при ушибах, растяжениях и разрывах, вывихах, открытых и закрытых переломах. | Перевязочный материал, шины |
17 | Способы транспор-тировки пострадав-ших при ушибах, растяжениях и разрывах, вывихах, открытых и закрытых переломах. | Ознакомить со способами транспортировки пострадавших при ушибах, растяжениях и разрывах, вывихах, открытых и закрытых переломах. | носилки |
18 | Доврачебная помощь при травмах груди, живота и области таза. | - Дать определения понятиям «закрытый и открытый пневмоторакс, проникающее ранение»; - Изучить и отработать практические приемы оказания доврачебной помощи при травмах груди, живота и области таза. | Перевязочный материал, таблицы |
19 | Транспортировка пострадавших при травмах груди, живота и области таза. | - Ознакомить со способами транспортировки пострадавших при травмах груди, живота и области таза. | носилки |
20 | Травматический шок и противошоковые мероприятия | - Дать определение понятию «травматический шок» (первичный, вторичный, поздний); - Изучить порядок оказания доврачебной помощи при травматическом шоке. | таблица, презентация |
21 | Травматический шок и противошоковые мероприятия | - Помочь учащимся в овладении практическими навыками оказания доврачебной помощи при травматическом шоке. | таблица, презентация |
22 | Доврачебная помощь при ожогах, электротравмах. | - Ознакомить с понятиями «термический ожог», «химический ожог», «электротравма» и «электрический ожог»; - Изучить степени тяжести ожогов | таблицы, видеоролик, перевязочный материал |
23 | Доврачебная помощь при ожогах. | - Изучить приемы оказания доврачебной помощи при термических и химических ожогах; - Отработать практические приемы оказания доврачебной помощи при данных травмах. | таблицы, перевязочный материал |
24 | Доврачебная помощь при электротравме. | - Изучить приемы оказания ПМП при электротравме; - Отработать практические приемы оказания доврачебной помощи при данной травме. | таблицы, перевязочный материал |
25 | Сердечно-сосудистые заболевания. | - Сформировать знания о заболеваниях кровеносных сосудов; - Дать представление о работе сердца и кровеносных сосудов, причине и последствиях сердечно-сосудистых заболеваний. | Презентация, таблицы |
26 | Острая сердечная недостаточность, инсульт, инфаркт миокарда | - Изучить симптомы острой сердечной недостаточности, инсульта, инфаркта миокарда. - Ознакомить с приемами оказания доврачебной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях. | Таблицы, видеоролик |
27 | Доврачебная помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях. | - Отработать приемы оказания доврачебной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях. | презентация |
28 | Тепловой и солнечный удар, укусы ядовитыми змеями и насекомыми. | - Дать характеристику тепловому и солнечному ударам; - Изучить признаки укусов змеями и насекомыми; - Сформировать представление об оказании доврачебной помощи пострадавшим. | Таблицы, видеоролик |
29 | Доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударах, укусах ядовитыми змеями и насекомыми. | - Отработка навыков оказания доврачебной помощи при тепловом, солнечном ударах и укусах змеями и насекомыми. | Таблицы, видеоролик |
30 | Обморожение, отравление угарным газом, обморок. | - Дать характеристику обморожению и степеням обморожения; - Ознакомить с причинами и признаками отравления угарным газом; - Сформировать представление о симптомах и причинах обморока. | Таблицы, видеоролик |
31 | Доврачебнач помощь при обморожении, отравлении угарным газом, обмороке. | - Учить навыкам оказания доврачебной помощи при разной степени обморожения, отравлении угарным газом, обмороке. | Таблицы, видеоролик |
32 | Утопление. Терминальные состояния. | - Дать определения понятиям утопления «истинное» и «бледное», «терминальные состояния», «клиническая смерть», «реанимация»; - Учить определять терминальные состояния (признаки жизни и смерти); | таблицы |
33 | Экстренная реанимационная помощь. | - Обучить правилам и технике выполнения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. | видеоролик |
34 | Экстренная реанимационная помощь. | - Обучить правилам и технике проведения прекардиального удара; - Повторить технику непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. | видеоролик |
35 | Итоговое занятие | Обобщить полученные знания по теме «Основы оказания доврачебной помощи» | Карточки с заданиями |
Методическое обеспечение программы
Плакаты:
- Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими веществами
- Переломы костей и средства их иммобилизации
- Повязки на живот и верхние конечности
- Повязки на промежность и нижние конечности
- Средства и способы транспортировки больных
- Первая медицинская помощь при кровотечениях
- Первая медицинская помощь при отморожениях и несчастных случая
- Переохлаждение, обморожение, сдавление конечности
Таблицы:
- Переломы костей
- Утопление
- Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца
- Первая медицинская помощь при ранениях
- Виды ожогов
Видеофильмы:
- Виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.
- Первая медицинская помощь при обморожениях разной степени.
Презентации:
- Первая медицинская помощь и ее значение.
- Понятие об асептике и антисептике. Профилактика осложнений ран.
- Синдром длительного сдавливания
- Травматический шок и противошоковые мероприятия
- Первая медицинская помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Учебные пособия:
- Медико-санитарная подготовка учащихся: Учеб. для 10 кл. сред. шк./В. Н. Завьялов, М. И. Гоголев, В. С. Мордвинов и др., Под ред. П. А. Курцева. – 2-е изд., испр.– М.: Просвещение, 1986.-112 с., ил., 2 л. ил.
- Основы медицинских знаний учащихся: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений / М. И. Гоголев, Б. А. Гайко, В. А. Шкуратов, В. И. Ушакова; Под ред. М. И. Гоголева. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.: ил.
Список литературы
- Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Учебник. 9-11-ый класс для преподавателей-организаторов ОБЖ общеобразовательных учреждений «Основы медицинских знаний (Спаси и сохрани)», «АСТ-ЛТД», Москва, 1997 год.
- Вишневская Е.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие по основам медицинских знаний. М., «Русское слово», 1995.
- Волошинов В.Б. и др. Книга юнармейца. – М.: ДОСААФ, 1978 – 184 с., ил., 24. ил.
- Гоголев М.И. Методическое пособие по медико-санитарной подготовке. М., «Просвещение», 1985.
- Курцев П.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. М., «Просвещение», 1991.
- Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 10, 11 классов, М. «Дрофа», 2001.
- Латчук В.Н. ОБЖ тестовый контроль. М., «Дрофа», 2004.
- Медицинский справочник «Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях», «Герион», Санкт-Петербург, 1995 год.
- Основы медицинских знаний учащихся: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений / М.И.Гоголев, Б.А.Гайко, В.А.Шкуратов, В.И.Ушакова; Под ред. М.И.Гоголева. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.: ил.
- Первая медицинская помощь. Комплект тематических таблиц. М., 2001.
- Шляпцева М.А. «Первая медицинская помощь при несчастных случаях в экстремальной обстановке», ООО «Авенир-Дизайн», Кострома,2001 год.
- http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2012/12/16/situatsionnye-zadachi-po-razdelu-no
- http://lendesproekt.ru/blog/stat/stat29/stat29.htm
- http://www.smolsk.ru/img/file/okazanie_pervoy.pdf
Приложение 1
Ситуационные задачи
Ситуационная задача №1
Пострадавший в ДТП неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание и пульс на лучевой артерии отсутствует. Пульс на сонной артерии едва определяется. Видимого кровотечения нет. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №2
Во время урока у соседа по парте пошла кровь из носа, он запрокинул голову наверх. Ваши действия?
Ситуационная задача №3
Во время похода в лес один из учащихся оступился и упал. Жалуется на боль в области правого голеностопного сустава. Сустав опух, при попытке дотронуться до него возникает резкая боль. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №4
Во время экскурсии в горы один из учащихся оступился и упал. Жалуется на сильную боль в области левой голени. При видимом осмотре левая нога деформирована, опухшая. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №5
Во время похода в лес один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна рана на правом предплечье, из которой вытекает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на боль, слабость, головокружение. Зима. Ваши действия?
Ситуационная задача №6
Во время похода в лес на лыжах один из учащихся запнулся и упал. При осмотре видна рана на левом предплечье, из которой вытекает алая кровь пульсирующей струей. Жалуется на боль, слабость, головокружение. Зима. Ваши действия?
Ситуационная задача №7
Во время экскурсии один из учащихся сильно оцарапал руку. При осмотре видна рана на правом предплечье, из которой каплями выступает кровь темно-вишневого цвета. Жалуется на боль. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №8
Летом на берегу речки ваш товарищ длительное время провел под жарким солнцем. Стал жаловаться на головокружение, тошноту, плохое самочувствие и упал в обморок. При осмотре очень бледен. Ваши действия?
Ситуационная задача №9
Во время похода один из учащихся резко поднял полное ведро воды. Возникла боль в области запястья. При осмотре наблюдается отек. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №10
Во время похода один из учащихся опрокинул кружку с горячим чаем на ногу. При осмотре кожа красная и появляются пузыри, заполненные желтоватой жидкостью, жалуется на боль, сильное жжение. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №11
Вы пришли домой из школы по сильному морозу. По дороге, вы почувствовали онемение мочек ушей, когда же зашли домой, возникла сильная ломота мочек, они опухли и покраснели. Ваши действия?
Ситуационная задача №12
Во время похода один из учащихся съел колбасу, которая сутки пролежала в полиэтиленовом пакете в рюкзаке. Жалуется на боль в животе, головокружение. Возникла рвота, понос. При осмотре пострадавший очень бледен. Ваши действия?
Ситуационная задача №14
Во время похода в лес один из учащихся запнулся и упал. Жалуется на сильную боль в области поясницы, частичное онемение ног. Лето. Ваши действия?
Ситуационная задача №15
Во время ДТП из перевернутой машины извлечен пострадавший, который жалуется на сильные боли внизу живота и в области таза. Ноги слегка развернуты кнаружи. Кожные покровы бледные, на лбу капельки пота. Пульс частый, слабый. Ваши действия?
Ситуационная задача №16
Во время экскурсии ваш товарищ упал. Жалуется на боли в правой голени, которую придерживает руками. При осмотре голень необычно смещена под углом кнаружи, отечна. При попытке выпрямить ногу боль резко усиливается. Ваши действия?
Ситуационная задача №17
При подъеме в горы, ваш младший родственник шел без головного убора. Упал в обморок. Бледен, пульс слабый. Лето, температура + 340. Ваши действия?
Ситуационная задача №18
Вы готовили обед. Открывая крышку кастрюли, ошпарили руку паром. Кожа руки покраснела, сильно горит. Ваши действия?
Ситуационная задача №19
Дома на кухне Вы случайно пролили бутылку с уксусной кислотой на ногу. Нога сильно горит, начали появляться пузыри. Ваши действия?
Ситуационная задача №20
Во время похода в лес на лыжах один из учащихся оступился и неловко упал на руку. Жалуется на боль в области кисти. Сустав опух, при попытке дотронуться до него возникает резкая боль. Зима. Ваши действия?
Приложение 2
Тестирование по основам доврачебной помощи
1. Первая доврачебная помощь при открытом переломе?
1.Концы сломанных костей совместить.
2.Убрать осколки костей и м наложить на рану пузырь со льдом.
3.Наложить на рану стерильную повязку, осуществить иммобилизацию конечности и дать покой больному.
2.Первая доврачебная помощь при обморожении?
1.Растереть пораженный участок жестким материалом или снегом.
2.Создать условия для общего согревания, наложить ватно-марлевую повязку на обмороженный участок, дать теплое питье.
3.Сделать легкий массаж, растереть пораженный участок одеколоном.
3.Чем характеризуется капиллярное кровотечение?
1.Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.
2.Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета.
3.Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.
4.Чем характеризуется венозное кровотечение?
1.Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.
2.Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета.
3.Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.
5.Чем характеризуется артериальное кровотечение?
1.Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.
2.Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета.
3.Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.
6.Правильный способ остановки капиллярного кровотечения?
1.Наложение на рану давящей повязки.
2.Наложение на конечность жгута.
3.Резкое сгибание конечности в суставе.
7.Правильный способ остановки венозного кровотечения?
1.Наложение на рану давящей повязки.
2.Наложение жгута или резкое сгибание конечности в суставе.
8.Правильный способ остановки артериального кровотечения?
1.Наложение на рану давящей повязки.
2.Наложение жгута или резкое сгибание конечности в суставе.
9.Что необходимо сделать при потере сознания?
1.Искусственное дыхание.
2.Массаж сердца.
3.Освободить (санировать) дыхательные пути от инородных тел и рвотных масс.
10.По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения?
1.Цвет кожных покровов, уровень артериального давления, сознание.
2.Пульс, высокая температура, судороги.
3.Резкая боль, появление припухлости, потеря сознания.
11.Для каких целей используется перманганат калия (марганцовка), находящийся в аптечке в автомобиле?
1.Наружно в водных растворах для полоскания рта и горла.
2.Наружно в водных растворах для промывания ран.
3.В водных растворах для промывания желудка.
4.Для всех указанных в пп.1 и 2 целей.
5.Для целей, указанных в пп.1-3.
12. Как оказать помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии при сильном ушибе живота?
1.Уложить пострадавшего на спину, дать теплый чай и в этом положении транспортировать в ближайшее медицинское учреждение.
2.Провести противошоковые мероприятия, транспортировать в ближайшее медицинское учреждение в положении лежа на боку с согнутыми в ногах коленях.
3.Дать обезболивающие лекарства, уложить на живот и транспортировать этом положении в ближайшее медицинское учреждение.
13. Какие признаки закрытого перелома костей конечности?
1.Сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности.
2.Конечность искажена, поврежден кожный покров, видны осколки костей.
3.Синяки, ссадины на коже.
14. Какая повязка накладывается при повреждении затылка?
1. Крестообразная или пращевидная. 2. Спиральная. 3. Шапочка.
15. Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными растворами?
1. Промыть пораженный участок мыльным или 2%-ным раствором столовой соды, наложить асептическую повязку.
2. Промыть пораженное место 1-2%-ным раствором борной, лимонной или уксусной кислоты, наложить асептическую повязку.
3. Промыть пораженный участок водой, смазать жирным кремом и наложить повязку из чистой материи.
16. Какая повязка накладывается при повреждении лба?
1. Пращевидная. 2. Спиральная. 3. Шапочка.
17. Первая доврачебная помощь при вывихе конечности?
1. Дать обезболивающие средства, вправить вывих и зафиксировать конечность.
2. Осуществить иммобилизацию поврежденной конечности, дать доступные обезболивающие средства, приложить к поврежденному суставу пузырь с холодной водой или льдом, организовать транспортировку в больницу или травмпункт.
3. Зафиксировать конечность, не вправляя вывих, приложить пузырь (грелку) с горячей водой, организовать транспортировку в больницу или травмпункт.
18. Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела кислотой?
1. Промыть пораженное место 1-2%-ным раствором борной, лимонной или уксусной кислоты, наложить асептическую повязку.
2. Промыть пораженный участок мыльным или 2%-ным раствором столовой соды, наложить асептическую повязку.
3. Промыть пораженный участок водой и смазать жирным кремом, наложить асептическую повязку.
19. В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном происшествии с вывихом бедра?
1. В положении лежа. 2. В положении сидя. 3. Свободное положение.
20. В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном происшествии с вывихом костей верхней конечности?
1. В положении сидя.
2. Свободное положение.
3. Свободное положение, при общей слабости – сидя или лежа.
21. Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени?
1. Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до коленного сустава и прибинтовать их.
2. Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до середины бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и голеностопный сустав.
22. Как правильно снять с пострадавшего рубашку при ранении левой руки?
1. Снять одежду с правой руки, потом с левой.
2. Снять одежду с правой руки, потом с левой.
23. Для чего предназначен йод, находящийся в аптечке?
1. Для обработки кожи вокруг раны.
2. Для обработки всей поверхности раны, если рана сильно загрязнена.
3. При ожогах, вызванных щелочью.
24. Какой материал может быть использован в качестве шины?
1.Ткань. 2.Бинт, вата. 3.Кусок доски.
25. На какой максимальный срок может быть наложен
кровоостанавливающий жгут?
1. Не более получаса. 2. Не более 2-х часов. 3. Не более часа.
26. Что нужно сделать для освобождения дыхательных путей пострадавшего?
1. Поднять выше голову.
2. Подложить под плечи что-нибудь и максимально запрокинуть голову.
3. Открыть рот пострадавшему.
27. Как транспортировать пострадавшего с проникающим ранением грудной клетки?
1. Лежа на животе.
2. Лежа на спине.
3. Лежа на спине с приподнятой верхней частью туловища.
28. Основные правила наложения транспортной шины при переломе бедренной кости?
1.Наложить одну шину от стопы до середины бедра.
2.Наложить две шины: одну от стопы до подмышечной впадины, другую от стопы до паха.
3.Наложить две шины: от стопы до конца бедра.
29. Как оказать доврачебную помощь при переломе костей таза?
1. Придать пострадавшему полусидячее положение, наложить тугую повязку.
2. Уложить пострадавшего на ровную жесткую поверхность, согнуть и развести коленные суставы и подложить под них валик из одежды или другого заменяющего ее материала.
3. Уложить пострадавшего на спину на жесткую поверхность, к местам повреждения приложить грелку или пузырь со льдом или холодной водой.
30. Как правильно надеть на пострадавшего рубашку, пиджак при ранении руки?
1. Одежду надевают сначала на больную руку, а затем на здоровую.
2. Одежду надевают на обе руки одновременно.
3. Одежду надевают сначала на здоровую руку, а затем на больную.
31. Как оказать помощь на месте происшествия первую помощь при простой и неглубокой ране?
1. Наложить стерильную повязку.
2. Промыть рану лекарствами.
3. Обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку.
32.Какие признаки открытого перелома?
1.Сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности.
2.Сильная боль, деформация конечности, поврежден кожный покров.
3.Синяки, ссадины на коже.
33. Какие приемы доврачебной помощи применяются при внутреннем кровотечении или подозрении на него?
1. Наложить на поврежденную поверхность грелку со льдом или прохладную повязку, обеспечить покой.
2. Дать холодной воды.
3. Дать горячего чаю.
34. Основные правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах?
1.Как можно быстрее перенести пострадавшего в тень, уложить на спину (голова должна быть ниже туловища), сделать растирание в области сердца.
2.Поместить пострадавшего в тень или в прохладное помещение, уложить на спину, сделать холодные компрессы, положить под голову валик, обеспечить достаточный доступ свежего воздуха.
3.Усадить пострадавшего в тень, напоить холодным напитком, наложить холодный компресс на грудь.
35. Назовите основные правила оказания первой помощи при сотрясении мозга?
1. Уложить пострадавшего на спину, положить под голову валик и дать теплое питье.
2. Уложить пострадавшего на бок или спину со склоненной набок головой и транспортировать в этом положении в лечебное учреждение.
3. Положить пострадавшего на спину или в положение полулежа со склоненной набок головой.
36. Какая повязка накладывается на голеностопный сустав при его повреждении?
1. Спиральная. 2. Колосовидная. 3. Восьмиобразная
37. Какое кровотечение считается наиболее опасным?
1.Капиллярное. 2.Венозное. 3.Артериальное.
38. Что надо предпринять для оказания первой помощи при поражении электрическим током?
1.Освободить пострадавшего от действия тока, если он в сознании, уложить в сухом и теплом месте, принять необходимые меры для облегчения дыхания, обеспечить доступ свежего воздуха, на обожженные участки наложить стерильную повязку. При отсутствии признаков жизни проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
2. Освободить пострадавшего от действия тока, если он в сознании, дать обильное холодное питье, можно кофе. При потере сознания сделать искусственное дыхание.
3. Освободить пострадавшего от действия тока и срочно транспортировать в ближайшее медицинское учреждение.
39. Как наложить шину при переломе пальцев и кисти?
1. По ладонной поверхности предплечья от начала пальцев до локтевого сгиба.
2. С обеих сторон кисти и прибинтовать.
3. По ладонной стороне предплечья от начала пальцев до плечевого сустава.
40. Какая повязка накладывается при повреждении пальца?
1. Крестообразная. 2. Спиральная. 3. Пращевидная.
41. В каком положении нужно эвакуировать пострадавшего с вывихами костей верхних конечностей?
1. В положении сидя.
2. В положении лежа.
3. Свободное положение, при общей слабости – сидя или лежа.
42. Назовите основные правила оказания доврачебной помощи при травматическом шоке?
1.Проведение мероприятий по прекращению действия травмирующих факторов. Снять одежду или ослабить ее давление. Дать понюхать нашатырный спирт. Наложить на лоб холодный компресс. Обеспечить приток свежего воздуха. Организовать вызов к месту происшествия скорой медицинской помощи.
2.Уложить пострадавшего на спину. Дать понюхать нашатырный спирт. Наложить теплые примочки на лоб и затылок.
3. Проведение мероприятий по прекращению действия травмирующих факторов. Восстановление нарушенного дыхания и сердечной деятельности (первичное реанимационное способ). Временная остановка кровотечения. Борьба с болью (иммобилизация). Закрытие ран стерильными (чистыми) повязками. Придание пострадавшему наиболее удобного положения (функциональная укладка). Обеспечить приток свежего воздуха. Организовать вызов к месту происшествия скорой мед помощи.
43. Где проводится надавливание на грудную клетку при закрытом массаже сердца?
1.Слева от грудины.
2.Справа от грудины.
3.На нижнюю треть грудины.
44. Какие лекарств. препараты являются обезболивающими?
1.Анальгин, панадол. 2.Димедрол, валериана. 3.Фталазол, пенициллин.
45. Какой должна быть транспортная шина?
1.С возможностью фиксации только места перелома.
2. С возможностью фиксации места перелома и обездвиживания места перелома.
3. С возможностью фиксации места перелома и обездвиживания двух смежных суставов.
46. При коллапсе (потери сознания и понижения артериального давления без кровотечения) необходимо:
1.Пострадавшего уложить так, чтобы его голова и ноги были на одном уровне, дать обезболивающее.
2.Пострадавшего уложить так, чтобы его голова и ноги были на одном уровне, дать успокоительное средство.
3.Пострадавшего уложить так, чтобы его ноги были выше уровня головы.
47. Как оказать первую помощь при открытом переломе?
1.Концы сломанных костей совместить, наложить стерильную повязку на рану, осуществить иммобилизацию конечности.
2. Погрузить обнаженные костные отломки в рану, наложить на рану стерильную повязку и пузырь со льдом, дать обезболивающие лекарства и обеспечить покой конечности.
3. Осуществить правильную иммобилизацию конечности, наложить на рану стерильную повязку, дать обезболивающие лекарства и организовать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.
48. Пострадавший находится без сознания, дыхание, пульс отсутствуют. Ваши действия?
1. Вызвать «03» и ждать прибытия «скорой помощи».
2. Позвонить «03», делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
3. Положить пострадавшего в благоприятную позу, сделать перевязку, дать обезболивающее средство.
49. При транспортировке с переломом позвоночника пострадавший должен находиться в положении?
1. Пострадавший должен быть уложен на жёсткий щит, в положении на животе (с валиком под верхнюю часть туловища) или на спине (с валиком в поясничном отделе).
2. Пострадавший должен быть уложен на жёсткий щит, в положении на животе с приподнятым головным концом.
3. Пострадавший должен быть уложен на жёсткий щит, в положении на животе с опущенным головным концом.
50. В каком положении эвакуируется больной с вывихом нижней челюсти?
1. В положении лежа. 2. В положении сидя.
51. Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водяной раствор аммиака (нашатырный спирт)?
1. Для обработки ран.
2. Для наложения согревающего компресса.
3. Для вдыхания при обмороке и угаре.
52. Прекардиальный удар наносят:
1. По левой стороне грудной клетки, рядом с грудиной.
2. В область нижней трети грудины на 2-4 см. выше мечевидного отростка.
3. По мечевидному отростку.
53. Как оказать помощь пострадавшему при проникающем ранении грудной клетки?
1. Наложить повязку, уложить раненого на живот и транспортировать в больницу.
2. На место ранения приложить грелку (пузырь) со льдом.
3. Закрыть рану липким пластырем или воздухонепроницаемым материалом и наложить тугую повязку.
54. Комплекс сердечно-легочной реанимации включает:
1.Прекардиальный удар, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
2.Измерение артериального давления, удар по спине между лопатками.
3.Удар по левой половине грудной клетки, наложение на рану стерильных повязок, наложение шин.
55. Как оказать помощь пострадавшему с болями в области сердца?
1.Дать принять одну таблетку анальгина или аспирина.
2.Дать понюхать нашатырного спирта.
3.Дать принять под язык таблетку валидола или нитроглицерина, дать внутрь 15 капель корвалола в 50 мл воды.
56. Как оказать помощь пассажиру, если у него поднялась температура выше 39гр.?
1. Уложить больного дать 15 капель корвалола в 50 мл воды.
2. Уложить больного, к голове приложить охлаждающий пакет-контейнер, дать таблетку аспирина.
57. В каких случаях применяется энтеродез или уголь активированный, находящийся в автомобильной аптечке?
1. При болях в животе.
2. При высокой температуре.
3. При отравлении.
58. Для чего применяется раствор сульфацила натрия, находящийся в автомобильной аптечке?
1. Для промывания ран.
2. Смочить салфетку и приложить для стирализации обожженной поверхности.
3. При травме глаза или попадании инородных тел промыть глаз водой и закапать 3-5 капель раствора сульфацила натрия.
59. Признаки отравления угарным газом?
1. Слабость, тошнота, рвота, головокружение, покраснение кожных покровов.
2. Слабость, головокружение, покраснение кожных покровов.
3. Головная боль, повышение температуры тела, боли в животе.
60. Как оказать помощь пострадавшему, если он в состоянии обморока?
1. Положить пострадавшего на спину, под голову подложить валик из одежды, дать понюхать нашатырный спирт.
2. Положить пострадавшего, приподнять ноги, расстегнуть тесную одежду, дать понюхать нашатырный спирт.
61. Как оказать помощь при ожоге кипятком?
1. Смазать обожженный участок мазью или лосьоном, наложить стерильную повязку.
2.Промыть обожженный участок холодной водой минут 10, наложить стерильную повязку, дать болеутоляющие средства.
3. Обожженную поверхность присыпать пищевой содой, наложить стерильную повязку.
62. Как влияет утомление на реакцию водителя?
1. Внимание снижается, а реакция не изменяется.
2. Реакция снижается, а внимание усиливается.
3. Внимание и реакция снижаются.
63. Как правильно оказать помощь пострадавшему с переломом плечевой кости?
1. Подвесить руку на косынке, дать обезболивающее средство.
2. Прибинтовать руку к туловищу.
3. В подмышечную область подложить валик, согнуть руку в локтевом суставе и наложить шину от здорового надплечья до кончиков пальцев, дать обезболивающее средство.
64. Как начинать бинтование грудной клетки при ранении?
1. На выдохе с нижних отделов грудной клетки.
2. На вдохе с середины грудной клетки.
3. На выдохе от подмышечных ямок.
65. Как наложить транспортную шину при переломе костей предплечья?
1. От кончиков пальцев до локтевого сустава.
2. От кончиков пальцев до верхней трети плеча.
3. От лучезапястного сустава до локтевого сустава.
66. Чтобы уменьшить приток крови при кровотечении из раны на конечностях пострадавшего, надо:
1.Пострадавшегт посадить.
2.Уложить пострадавшего, конечность приподнять.
3.Пострадавшего поставить на ноги.
67. Для чего используется травматическая повязка МАГ с диоксидином, находящаяся в автомобильной аптечке?
1. Для остановки кровотечения.
2. Для промывания загрязненных ран.
3. Для уменьшения боли при переломах.
68. Как оказать помощь при ожогах I степени?
1.Вскрыть пузырь, положить мазевую повязку.
2.Не вскрывать пузыри, обработать кожу 5% спиртовым раствором йода.
3.Охладить обожженную поверхность, не вскрывать пузыри, наложить стерильную ватно-марлевую повязку.
69. Как оказать доврачебную помощь при переломе ключицы?
1. Наложить две шины на плечо.
2. Прибинтовать руку к груди.
3. Наложить марлевую повязку Дезо.
70. Какое средство из автомобильной аптечки нужно применять при стрессовых ситуациях?
1. Развести в 50 мл. воды 30 капель корвалола и дать выпить больному.
2.Дать больному под язык таблетку валидола.
3. Дать больному таблетку анальгина.
71. Где надо определять пульс, если пострадавший без сознания?
1.На лучевой артерии.
2.На бедренной артерии.
3.На сонной артерии.
72. Как правильно наложить повязку при открытом пневмотораксе?
1. Наложить асептическую повязку на рану.
2. На рану наложить стерильную повязку, накрыть ее воздухонепроницаемым материалом и забинтовать.
3. Наложить тугую повязку.
73. Какие средства из автомобильной аптечки можно применить для уменьшения боли при переломе?
1. Валидол.
2. Анальгин и охлаждающий пакет-контейнер.
3. Энтеродез.
74. Какие признаки клинической смерти?
1.Отсутствует сознание, судороги, выделение пены изо рта.
2.Отсутствие сознания, дыхания, пульса на сонной артерии, широкие зрачки.
75. Можно давать пить пострадавшему при ранении живота?
1.Нет. 2.Можно. 3.Только маленькими глотками.
76. Что можно использовать в качестве кровоостанавливающего жгута?
1.Бинт. 2.Веревку. 3.Закрутку из полосы материи.
77. Как оказать помощь при переломе костей черепа?
1. Уложить пострадавшего на бок, голову зафиксировать уложенными вокруг нее валиками из одежды.
2. Уложить пострадавшего на спину, дать теплое питье, на голову положить компресс.
3. Уложить пострадавшего на спину, под ноги положить валик.
78. Какая повязка накладывается на бедро?
1. От коленного сустава до подмышечной впадины.
2. Одна шина с наружной стороны от стопы до подмышечной впадины, вторая – от стопы до места перелома.
3. Одна шина с наружной стороны от стопы до подмышечной впадины, вторая – от стопы до паха.
79. Каковы признаки вывиха в суставе?
1. Боль, изменение формы сустава, неправильное положение конечности, отсутствие движений в суставе.
2. Боль, припухлость, патологическая подвижность.
3. Боль, покраснение кожных покровов, припухлость, высокая температура.
80. Как произвести иммобилизацию голени при отсутствии шинирующего материала?
1.Обложить голень валиками из одежды.
2.Прибинтовать к здоровой ноге.
3.Туго забинтовать.
81. В каком положении транспортировать пострадавшего с переломами рёбер и грудины?
1.Лёжа на боку. 2.Лёжа на спине. 3.Полусидя.
82. Для чего нужна S-образная трубка в автомобильной аптечке?
1. Для фиксации нижней челюсти при переломе.
2. Чтобы напоить пострадавшего.
3. Для проведения сердечно-легочной реанимации.
83. Укажите правильный ритм проведения реанимации, если в оказании участвуют два человека?
1.Одно вдувание воздуха, пять надавливаний на грудину.
2.Два вдувания воздуха, пятнадцать надавливаний на грудину.
3.Три вдувания воздуха, двадцать надавливаний на грудину.
84. Какая иммобилизация нужно при переломе лопатки?
1. Наложить шину.
2. Тугая повязка.
3. Подвесить руку на косынку.
85. Для чего нужен в аптечке эластичный бинт?
1. Для фиксации иммобилизирующих шин.
2.Для наложения пращевидной повязки.
3. Для фиксации перевязочного материала при ранении пальцев, кисти.
86. Как оказать помощь при попадании в дыхательные пути инородного тела?
1. Открыть рот и осторожно удалить инородное тело.
2. Прополоскать горло слабым раствором марганцовки.
3. Наклонить пострадавшего и резко похлопать ладонью между лопатками.
87. Нужно ли снимать одежду с пострадавшего при переломе ноги для наложения иммобилизирующей шины?
1.да. 2.нет.
88. По каким признакам можно определить перелом ребер?
1. Боль, припухлость с красно-синюшным оттенком.
2. Боль, усиливающаяся при кашле, движении, глубоком вдохе.
3. Кашель, боль при дыхании, повышение температуры тела.
89. Как транспортировать пострадавшего при переломе нижней челюсти?
1. Лежа на животе. 2. Лежа на спине. 3. Сидя.
90. Укажите правила выполнения реанимации, если в оказании участвует один человек?
1.Одно вдувание воздуха, пять надавливаний на грудину.
2.Два вдувания воздуха, пятнадцать надавливаний на грудину.
3.Три вдувания воздуха, двадцать надавливаний на грудину.
91. Каковы признаки термического ожога I степени?
1. Покраснение и отек кожи с образованием пузырей.
2. Покраснение и ожог кожи, жгучая боль.
3. Покраснение кожи, сильный зуд.
92. Как оказать помощь пострадавшему с переломом костей стопы?
1. Наложить 8-образную повязку.
2. Наложить шину от кончиков пальцев до коленного сустава.
3. Наложить тугую повязку.
93. Какая повязка накладывается на нижнюю треть предплечья?
1. Крестообразная. 2. Спиральная. 3. Циркулярная.
94. Что нужно сделать для свободного прохождения воздуха в лёгкие при проведении реанимации?
1.Расстегнуть одежду, положить валик под голову.
2.Подложить валик под лопатки.
3.Выполнить тройной прием Сафара: запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть, открыть рот.
95. Какой степени тяжести ожог, если на обожжённой поверхности имеются пузыри, наполненные прозрачной сукровицей?
1. Первой степени. 2. Второй степени. 3. Третьей степени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оказание первой доврачебной помощи
Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей.Практическая работа №1.Цель:1) сформировать умение наложения шин и повязок, стерильных повязок;2) научить обнаруживать переломы на рентген...
Раны, первая доврачебная помощь.
определение ран, классификация ран, оказание первой доврачебной помощи...
Заболевания органов дыхания. Доврачебная помощь при нарушениях дыхания
С помощью данной презентации можно познакомить учащихся с наиболее распространёнными заболеваниями системы органов дыхания, профилактикой этих заболеваний. В презентации показаны приёмы проведения иск...
Презентация к уроку в 7 классе "Виды ран и первая доврачебная помощь".
В работе рассматриваются вопросы опаределения раны, разновидность ран по происхождению и принципы оказания первой доврачебной помощи с учетоп юридических аспектов....
Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"
Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...
Доврачебная помощь-презентация для работников школы
Доврачебная помощь....
Инструкция по оказанию доврачебной помощи в школе
Краткая инструкция о том что необходимо делать в школе в случае травмы ребенка....