Что у вас, ребята, в рюкзаке? Практическое занятие по курсу ОБЖ.
методическая разработка по обж на тему

Туризм в России набирает обороты. Здесь дано опитание практического занятия по курсу ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что у вас, ребята, в рюкзаке?

(Практические занятия по курсу ОБЖ)

Толстикова Елена Алексеевна, с. Старая Кармала, ГБОУ ООШ с. Старая Кармала, преподаватель-организатор ОБЖ, eln20@yandex.ru

   Туризму, как любви, все возрасты покорны. Одним по душе загородные прогулки, другим – изматывающие маршруты на несколько недель. Отличие только в величине рюкзака. Объединяют и тех, и других не только поиски новых ощущений, но и знание некоторых общих правил. Ведь из-за забытой мелочи рай в шалаше может превратиться в школу выживания. Только нужно быть предельно серьезным. Сами скоро убедитесь, что вдали от дома те мелочи, на который вы раньше просто не обращали внимания, приобретают особое значение.

Цель: привить полезные, необходимые навыки нахождения человека в автономном существовании.

Задачи:

- привить полезные, необходимые навыки нахождения человека в автономной среде: как вести себя в природной среде, как ориентироваться на местности, как оказать медицинскую помощь, как построить шалаш, вигвам, навес, как развести костер и приготовить пищу, используя растения.

Организация практических занятий (похода):

 1. Оборудование:

- на каждого: рюкзак, туалетные принадлежности, полотенце, кружка, ложка, миска, бутерброды;

- на группу - запасы: консервы, картофель, крупы (разные), вермишель, чай (кофе), сахар, хлеб, различные специи;

- имущество: спальный мешок (на каждого участника похода), 3 топорика, 2 ножовки, 3 ведра (для приготовления первого, второго и третьего), спички, 2 фонарика, компас на каждого, бинокль, красный флажок (2 штуки), 2 ложки для разлива, 2 блюда, ножи, разделочные доски, набор медикаментов.

       Во-первых, одежда. Любители внешних эффектов могут побегать по специализированным магазинам. \им можем рекомендовать брезентовый костюм защитного цвета с разводами, со множеством ремешков, пряжек и даже карманами. Но можно выйти из положения попроще. Вполне подойдут любимые старые джинсы или просто плотные брюки, в которых было бы тепло и не кусали комары. Сверху можно надеть что-нибудь теплое (если это осень). В любом случае не забудьте взять с собой лишний свитер или водолазку. Поверх всего нужна штормовка или другая брезентовая куртка. Это для защиты от дождя. Забудьте о длинных плащах.

       Что же касается обуви, к ней требования таковы: она не должна промокать и быть максимально удобной. Лучше всего какие-нибудь добротные кроссовки или ботинки (новые-то жалко). В продаже вы встретите специальные туристические ботинки. Сделаны они из плотной кожи, имеют жесткую подошву. Но обувь нужно предварительно разносить. Не следует надевать в поход новую обувь. И  - о резиновых сапогах. Они хороши где-нибудь на даче, во дворе… Но когда вам придется долго ходить, ноги станут мокрыми изнутри, начнут мерзнуть.

       Теперь - о рюкзаках. Выбор его особенно важен. Забудьте навсегда об извращении прошлых времен – рюкзаке типа «колобок». Набитый вещами, круглый, он висит обычно пониже спины, оттягивая плечи, болтается, как нечто инородное. Лучше купите один раз хороший рюкзак, благо выбор их сейчас велик.

В спортивных магазинах представлены хорошие рюкзаки с каркасом. Рюкзак с каркасом позволит зафиксировать спину несущего и распределить равномерно вес. Хороши рюкзаки без каркаса – типа «труба» (они узкие и вытянуты в высоту).  Эти рюкзаки также плотно прилегают к спине. Лучше, конечно,  выбирать рюкзак с поясом – это создает возможность перенести часть веса с плеч на поясницу. И, конечно, нужно, чтобы имелось некоторое количество карманов для необходимых мелочей, которые лучше всегда иметь под рукой. Обязательно должны регулироваться лямки. Проверьте, все ли швы прошиты плотными нитками.

       Если в походе предстоит ночевка, то естественно позаботиться о палатке, коврике и спальном мешке. Лучше иметь брезентовую палатку – она теплее, чем та же капроновая, и не промокает, если ее как следует натянуть. Капроновая палатка очень красива – обычно их делают яркими. Но хороша она только летом: ведь капрон легко продувается. Единственное ее достоинство – легкость. Спальный мешок лучше выбирать пуховый – он легкий и очень теплый. Чтобы не лежать в палатке на голой земле, нужен коврик. Изготавливается он из пенополиуретана – сокращенно называется «пенка».

Неплохо взять с собой и тент. Лишним он, уверяю вас, не будет. В качестве тента часто используют просто кусок полиэтиленовой пленки – им накрывают на ночь палатку, натягивают над костром, чтобы не сидеть вокруг него под дождем. Лучше все-таки использовать готовые тенты в форме крыши на палатку.

      И, наконец, о главном котелки. Обычные, круглые котелки, в которых, например, на рыбалке варят уху, очень неудобны. В рюкзаке они занимают слишком много места, а привешивать их наружу как-то глупо. Есть специальные походные котелки – каны плоской формы.    

 2. Распределение обязанностей на период похода:

- командир группы;

- старший краевед;

- старший проводник;

- завхоз по питанию;

- завхоз по снабжению;

- казначей;

- санитар;

- куль торг;

- фотограф;

- ремонтный мастер;

- редактор-составитель отчета.

3. Кроме того можно распределить среди участников экспедиционные «профессии»:

- биолог;

- зоолог;

- историк;

- геолог;

-географ;

- ботаник;

- фольклорист;

- метеоролог;

- археолог.

4. Собрана подробная информация, касающаяся любых сторон проведения похода: вопросов питания, продовольствия, медицинского обслуживания, работы транспорта, размещения, снаряжения и инвентаря.

5. Запланированы встречи с интересными людьми края, походы к историческим памятникам и т.д.

6. В период подготовки и проведения похода необходимо иметь следующие документы:

а) маршрутную ленту или схему маршрута похода – чертеж местности, составленный на карте или непосредственно с натуры. Все интересные объекты обозначены на маршрутной ленте условными знаками, пронумерованы, а в полевом дневнике подробно описаны эти объекты и расстояния до них от ближайшего населенного пункта или другого объекта.

б) паспорт экскурсионного объекта, который составляется по схеме:

- наименование объекта;

- адрес объекта;

- что можно увидеть и узнать;

- фамилии лиц с кем можно договориться об экскурсии и экскурсоводе;

- наиболее удобное время для посещения объекта;

- проезд к объекту, протяженность пути, стоимость проезда;

- схема пути от ближайшей станции;

- что читать об объекте;

- рисунок или фотография объекта;

- фамилия того, кто составил паспорт

- дата составления.

в) дневник похода. На титульном листе должно быть написано:

- кто совершил поход;

- дата совершения похода;

- начальный, промежуточный и конечный пункты маршрута похода;

- цель похода;

- схема маршрута, список участников.

г) задания участникам похода в зависимости от полученной «профессии».

Особое внимание во время похода надо обратить на меры безопасности.

  1. Заботиться о сплоченности и дисциплинированности группы. Дисциплина в походе – самая первая мера безопасности.
  2. Всесторонне изучит маршрут похода.
  3. Хорошо проработать с участниками похода правила движения на улицах городов, на автомобильных и железных дорогах, на реках, озерах, в болотистых и лесистых местностях.
  4. Заранее обследовать места для купания.
  5. Внимательно следить на привалах за тем, чтобы пищу у костра готовили в одеже, чтобы ведра и котелки, висящие над огнем, передвигали и снимали рукой в рукавицах или обернутой чем-нибудь.  
  6. Осторожно обращаться с туристическим топориком (обязательно иметь для него футляр), рубку дров производить в стороне от товарищей.

Материалы для проведения практических занятий по курсу ОБЖ

Занятие 1.

Определение сторон горизонта по местным предметам и Солнцу. Определение своего места нахождения.

Ориентирование на местности включает определение направлений на стороны горизонта и своего места нахождения относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, а также выдерживание намеченного или указанного направления движения.

Простейшие способы ориентирования (по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов) применяются для определения сторон горизонта и выдерживания направления движения.

Направления на стороны горизонта взаимосвязаны между собой. Если известно хотя бы одно из них, например на север, то в противоположном направлении будет юг, справа – восток, слева – запад.

  1. Определение направлений сторон горизонта по компасу.
  2. Определение направлений сторон горизонта по небесным светилам.

а) При отсутствии компаса или в районах магнитных аномалий стороны горизонта можно приблизительно определить днем – по Солнцу, а ночью – по Полярной звезде или Луне.

б) По Солнцу или наручным часам.

Их устанавливают так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате делят пополам. Биссектриса этого угла указывает приблизительно направление на юг. Угол делят пополам потому, что Солнце совершает кажущийся путь вокруг Земли за 24 часа. За это время часовая стрелка обходит весь циферблат дважды. Поэтому биссектриса угла показывает направление, в котором светило должно находиться в полдень, т.е. направление на юг. Этот способ дает сравнительно правильные результаты в северных широтах и зимой. Летом и особенно в южных широтах ошибки могут достигать более 25 градусов.    

в) По Полярной звезде.

Полярная звезда всегда находиться на севере. Ночью на небе ее легко найти по созвездию Большой Медведицы. Через две крайние звезды Большой Медведицы нужно мысленно провести прямую линию и отложить на ней пять отрезков, равных расстоянию между крайними звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда малого «ковша»). Точность определения составляет 2-3 градуса.

г) По Луне.

Стороны горизонта определяют более точно, когда виден весь диск Луны (полнолуние). Полная Луна в любое время находится в стороне, противоположной Солнцу. Разница во времени их места нахождения составляет 12 часов. Эта разница на циферблате часов не видна, т.к. в 1 час и в 13 часов  часовая стрелка будет находиться на одном и том же месте. Поэтому стороны горизонта по полной Луне определяются так же, как и по Солнцу.

  1. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.

Этот способ менее надежный, чем рассмотренные выше. Поэтому для определения сторон горизонта полезно использовать по возможности несколько признаков. Многие признаки обусловлены расположением местных предметов по отношению к Солнцу:

- мхи и лишайники на коре деревьев, на больших камнях, скалах, старых деревянных строений сосредоточены преимущественно на северной стороне. Если мох растет по всему стволу дерева, то на северной стороне его больше, особенно около корня;

- кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной. Особенно это хорошо заметно на березе;

- в жаркое время года на стволах хвойных деревьев выделяется больше смолы с южной стороны;

- весной на северных окраинах лесных полян трава более густая, чем на южных; около отдельных деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;

 - муравейники, как правило, находятся к югу от деревьев и пней, южная сторона их более пологая, чем северная;

- снег быстрее подтаивает на южных склонах, в результате подтаивания на снегу образуются зазубрены – шипы, направленные к югу;

 -  в больших лесных массивах просеки прорубаются обычно по линиям север-юг, запад-восток.

д) По Солнцу.

Найти палку длиной 1 м, воткнуть ее в землю, чтобы она давала тень; отметить контур тени маленьким колышком, затем подождать 15-20 мин., чтобы тень переместиласт, отметить вторым колышком новое положение тени, потом провести прямую линию от первого колышка до второго  и продолжить ее еще на 1 шаг за второй колышек, стать носком левой ноги возле первого колышка, а правым в конец линии. Сейчас вы будете стоять лицом на север.

Занятие 2.

Выбор направления движения и его выдерживание с помощью компаса или часов. Движение по азимуту. Особенности ориентирования на открытой и закрытой местности.  

Определение и выдерживание направлений на местности.

Направление движения, а также направление на местный предмет определяют и указывают величиной магнитного азимута или горизонтального угла, измеряемого от начального направления на какой-нибудь удаленный ориентир.

Магнитный азимут – горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от  северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0 до 360 градусов.

Его определяют с помощью компаса в следующем порядке: отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы: затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпадала с направлением на предмет; отсчет по шкале против мушки будет соответствовать величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, равный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой–нибудь удаленный предмет. Направление на него и будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

Выдерживание направления движения. Так как шаг одной ноги человека меньше шага другой ноги, человек незаметно для себя отклоняется в сторону, если не следит за направлением движения. Для выдерживания направления движения без компаса чаще всего используют линейные ориентиры (просеки, ручьи, опушки леса). На открытой местности в этих целях используют точечные ориентиры (постройки башенного типа, отдельные строения, выделяющиеся формы рельефа), которые видны издалека. Чтобы точно выйти к выбранному или указанному удаленному местному предмету на полузакрытой местности, где он может теряться из виду, в исходной точке в створе с удаленным ориентиром намечают ориентир, который будет виден на всем участке по ходу движения, и продвигаться к нему. Достигнув его, вновь намечают ориентир по направлению движения. Такие ориентиры называются промежуточными. Легко выдерживать направление движения по небесным светилам: днем – по Солнцу, а ночью – по Луне и ярким созвездиям. Они служат вспомогательными ориентирами.  

Движение по азимутам. Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности заданных направлений и расстояний. Направления движения выдерживают с помощью компаса, расстояния измеряют шагами.

Подготовка данных для движения по азимутам включает изучение местности по карте, выбор маршрута и ориентиров на его участках, определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы движения. Маршрут выбирают, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно опознать на местности. Расстояние между ориентирами при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1-2 км. Выбранные ориентиры обводят кружками и соединяют прямыми линиями. Дирекционные углы направлений по маршруту измеряют транспортиром. Измеренные углы направлений переводят в магнитные азимуты. Расстояние между выбранными по маршруту движения ориентирами измеряют с помощью циркуля-измерителя. Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте или составляют схему маршрута или таблицу.

Особенности ориентирования в лесной местности.

Лес беден ориентирами, в нем ограниченна дальность видимости. Ориентирами в лесу служат в основном перекрестки дорог и просек, реки, ручьи, глубокие лощины, овраги, высоты, населенные пункты, отдельные строения.  

 Движение в лесу совершают обычно по дорогам и просекам. При ориентировании необходимо учитывать, что отдельные лесные дороги и временные, иногда хорошо наезженные дороги, проложенные на лесные делянки и луга, на картах могут быть не показаны.

Направление движения в лесу выдерживают, как правило, по азимутам, а свое местонахождение определяют по пройденному расстоянию. Около обозначений надежно опознанных крупных местных предметов на карте записывают показания спидометра и магнитный азимут направления движения. В пути тщательно следят за поворотами маршрута, развилками дорог, перекрестками просек, заранее ожидая их появления. Общее направление движения контролируют по небесным светилам.

Занятие 3.

Выбор места для бивака. Разбивка лагеря. Сбор дров. Обеспечение водой, ее чистка и обеззараживание. Оборудование кострового места и места ночлега.

Приняв решение «Оставаться на месте» в условиях автономного существования, нужно составить план дальнейших действий, не скупясь на подробности. При разработке такого плана следует предусмотреть:

а) Организацию временного лагеря: 

- выбор подходящего места для лагеря, учитывая особенности рельефа, близость водных источников и заболоченных участков, густоту растительности, возможные опасности (обвал, камнепад, лавина, падение старых деревьев, нападение хищных зверей и ядовитых жаб);

- определение участков для строительства временного жилищаЮ приготовления и хранения пищи и снаряжения, размещение отхожего места и мусорной свалки;

- выбор типа временного укрытия, заготовка строительного материала;

- строительство укрытия;

- подготовка места для костра, заготовка топлива и разведение огня.

б) Определение обязанностей каждого члена группы (с учетом его знаний, физических возможностей и состояния здоровья):

- по добыванию пищи с помощью охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих съедобных растений и их приготовлению;

- по оказанию медицинской помощи и постоянному наблюдению за раненными и ослабленными;

- по изготовлению лагерного и походного снаряжения, ремонту одежды и обуви.

в) Проведение ориентирования на местности и определение своего местонахождения.

г)    Обеспечение сигнализации и связи:

- подготовка радиосредств, эксплуатация, хранение, уход за ними и ремонт, ведение радиосвязи с поисково-спасательными группами, самолетами, вертолетами;

- наблюдение за воздухом для своевременного оповещения;

- изготовление и размещение средств визуальной сигнализации, костров, сигнальных знаков, полотнищ, флагов;

- организация дежурства по лагерю и определение обязанностей дежурных.

д) Проведение мероприятий для поддерживания морального духа людей.

Существует много различных видов укрытий: навес, шалаш, вигвам, снежные пещеры, траншеи, снежные хижины (типа «иглу») и т.д. Выбор вида укрытия определяется имеющимися строительными материалами, физическим состоянием членов группы, времени года, рельефом местности. При строительстве укрытия экономьте силы. Не стремитесь построить просторное жилище в первый же день; если завершить строительство его вы не успеете до наступления темноты, сделайте его попроще.

В летнее время простейший навес или гамак-палатку можно соорудить из парашюта (ткани). В холодный период лучше построить двухскатный навес или шалаш из подручных средств. Перед началом строительства следует очистить землю от снега, а затем просушить ее костром в течение 1,5 – 2 часов. Пол в укрытии застелите толстым ветвей, травы.  

е) Разведение костра.

  В лесистой местности для разведения костра выберите место, хорошо укрытое от ветра, тщательно расчистите его. В зимнее время при высоком снежном покрове утопчите снег или сделайте помост из нескольких бревен.

Никогда не разжигайте костер под большим деревом. Снег, скопившийся на ветках, может обрушиться вниз и погасить пламя.

В летнее время не следует разводить огонь по высохшими и хвойными деревьями, среди зарослей кустарника, сухой травы и мха. Это может привести к пожару.

Не оставляйте костер без присмотра. При покидании лагерной стоянки тщательно загасите костер, соберите в кучу тлеющие угли, залейте их водой.

Разжигая костер на сухом болоте или торфянике, сделайте предварительно подстилку из песка, земли или гравия. Иначе огонь может незаметно проникнуть через травяной покров к торфяному слою и вызвать пожар. Не разводите больших костров, они так же могут вызвать лесной пожар.

Для разведения костра заготовьте заранее несколько сухих палочек. Обстругайте их так, чтобы стружка осталась на палочке. Обложите стружку сухой берестой, мхом, мелкими ветвями без листьев.

В сырую дождливую погоду воспользуйтесь таблетками сухого горючего. Топливо подкладывайте понемногу, чтобы не погасить огонь. Экономьте спички. Их запас ограничен. Никогда не лейте горючую жидкость в костер.

Для обогрева жилища сделайте «жировую лампу»: коробку от аптечки заполните маслом (кусками любого жира) и сделайте 2-3 фитиля из бинта или хлопчатобумажной ткани, предварительно натерев их жиром. Одна такая лампа дает достаточно тепла, чтобы внутри жилища установилась положительная температура.

В степной местности в зимнее время для обогрева можно использовать импровизированные «печки», изготовленные из банок из-под горючего или масла. Топливом могут служить тряпки, чехлы, смоченные маслом, бензином, куски резины.

Костер перед входом в укрытие располагайте так, чтобы искры и дым не попадали внутрь его.

Если внутри жилища вы соорудили очаг или установили «жировую лампу», не забудьте обеспечить хорошую вентиляцию. В противном случае вы рискуете отравиться угарным газом.

Занятие 4.

Приготовление пищи на костре. Ознакомление с лекарственными растениями.

Стряпня делает значительную часть продуктов более вкусными, легкоусваемыми, уничтожает бактерии, отравляющие и другие вредные вещества, содержащиеся в растительной и животной пище.

Кипячение (варение). Когда имеете дело с жестким мясом или с продуктами, требующими долгого приготовления, лучшее средство – кипячение, в этом случае продукты варятся в своем собственном соку. Получаемый таким образом бульон – прекрасное питательное вещество, содержащее среди прочих ценных элементов, сало и жиры, столь необходимые организму.

Жарение мяса на вертеле – это быстры способ приготовления продуктов. Прожарьте хорошо мясо, поместив его на вертеле ближе к уголькам. Прожарьте хорошо мясо с обеих сторон, сохраняя по возможности сок.

Тушение. Эту операцию можно сделать в поставленной на ровном, умеренном огне духовке. Это может быть яма под огнем, закрытая посуда или листья, бумага, смазанная с внешней стороны глиной. Для тушения продуктов необходимы прежде всего горячие угли. Опустите закрытую посуду с водой и продуктами в яму. Разместите вокруг нее слой углей, а сверху прикройте тонким слоем грунта. Если это возможно, замостите яму камнями, чтобы лучше удержать тепло.

Приготовление на пару. Этот способ не требует какой-либо погоды, им можно воспользоваться в случае, когда продукты не требуют длительного приготовления. Поставьте  завернутые в листья продукты на горящие угли в вымощенной камнями яме. Уложите слой грунта поверх листьев и вокруг шеста. Выньте его и лейте воду через оставшееся отверстие. Это медленный, но эффективный способ приготовления пищи.

Подсушивание. Этот метод может быть предпочтительнее в некоторых случаях\6 в частности для зелени и орехов. Чтобы подсушить продукты, установите их в металлический контейнер и медленно прожаривайте. Если под рукой нет контейнера, используйте плоские камни.

Приготовление животных продуктов.  Мясо диких зверей следует варить, жарить или готовить дольше, чем мясо домашних животных. Держите мясо на огне как можно дольше в случае приготовления на вертеле, т.к. в этом случае жар несильный.

Крупных животных разрежьте и готовьте по частям. Если мясо чрезвычайно жесткое, добавьте растительные приправы. При тушении и жарении любого мяса на вертеле используйте по возможности жир. При тушении мяса жир необходимо класть на верхнюю часть куска.

Лесная дичь. Маленькие птицы и млекопитающие могут быть приготовлены целиком или по частям, но только после удаления внутренностей и половых желез. Больших птиц тушите, обмазав их глиной. После приготовления глиняный каркас следует разбить и перья отойдут вместе с глиной. Лучший способ приготовления лесной дичи – варка.

Рыба. Она может быть прожарена на импровизированном гриле из зеленых прутиков, запеченная в листьях и глине или же на вертеле. Любую рыбу, пойманную в проточной воде, а также пойманные там существа, надо очень тщательно готовить, поскольку они могут содержать микроорганизмы различных болезней.

Ракообразные – крабы, речные раки, креветки – нуждаются в обработке для того, чтобы уничтожить микроорганизмы, возбудители болезней. Они быстро портятся, и их необходимо готовить сразу же после того, как их поймали, бросив живыми в кипящую воду.

Лекарственные растения (ягоды).

  Лесная земляника отличается богатейшими химическим и витаминным составом. В народе ее называют «Царь-ягода». Черника обыкновенная очень полезна в сочетании с земляникой. Она содержит одно из редчайших органических соединений – янтарную кислоту, которая является биостимулятором.

Клюква – классическое бактерицидное, жаропонижающее средство, оказывает тонизирующее, ободряющее действие, повышает работоспособность. Во время голодания хорошей «витаминной поддержкой» будет ее сок.

Черная и красная смородина отличается богатым содержанием разнообразных витаминов.

Малина и ежевика. Малина богата химическим составом (лимонная, яблочная, муравьиная кислоты, витамины, дубильные вещества) и является отличным противоцинговым средством, благотворно влияет на работу всего желудочно-кишечного тракта.

Плоды калины содержат много органических кислот, дубильных веществ, витамины С и др. Настой ее обладает общеукрепляющим и успокаивающим действием.

Рябина обыкновенная (красная) – надежное профилактическое и лечебное средство. По содержанию каротина она превосходит ряд сортов моркови.

Занятие 5.

Наиболее типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

Остановка кровотечения.

При травмах, вызвавших повреждение сосудов, в первую очередь примите меры для остановки кровотечения.

При небольшом кровотечении зажмите кровоточащее место салфеткой. Наложите стерильную повязку с небольшим валиком из марли и туго забинтуйте. Если поврежден крупный сосуд, то для экстренного прекращения большим пальцем прижмите артерию к кости в одной из точек. Остановить кровотечение можно максимальным сгибанием конечности в суставе с последующей фиксацией.

Наиболее надежный способ остановки кровотечения при повреждении конечностей – наложение жгута. Зажмите соответствующую артерию и перетяните ногу или руку выше раны несколькими тугими оборотами жгута до прекращения кровотечения. Концы жгута закрепите. Если нет жгута, воспользуйтесь жгутом-закруткой, сделанным из платка или куска материи.

Наложенный жгут не держите более 1,5 часа, т.к. длительное обескровливание тканей может привести к их омертвлению.

Носовое кровотечение остановите, туго затампонировав носовые ходы ватой или марлей. Посадите пострадавшего и слегка запрокиньте ему голову назад. На переносицу и лоб положите смоченную холодной водой салфетку, сверток со льдом или со снегом.

При ушибах и растяжении связок. Признаки: сильная болезненность, появление припухлости, кровяной опухоли в месте повреждения. Действия. Наложите тугую повязку.

При ожогах. Признаки: покраснение и припухание кожи (1 степень); образование пузырей (2 степень); повреждение кожи, мышц, сосудов, костей (3 степень); обугливание, омертвление кожи, тканей (4 степень).

Действия: при ожогах в первую очередь удалите с места ожога тлеющую одежду. Наложите стерильную повязку. Появившиеся при ожогах пузырьки не прокалывайте. Иначе вы можете нанести инфекцию. При обширных ожогах дайте таблетку прамедола. Дайте пострадавшему большое количество жидкости (чай, кофе).

Профилактика и лечение заболеваний в лесу.

Для защиты от комаров, мошки, гнуса смазывайте открытые участки тела, лицо, шею жидкостью ДЭТА и др. репеллентами. Можно намазывать кожу тонким слоем глины, которая, высохнув, образует корочку, надежно защищающую от укусов. Стяните рукава куртки и запястья, застегните наглухо воротник, чтобы воспрепятствовать проникновению насекомых под одежду.

Для того, чтобы выкурить насекомых из-под укрытия, соберите горящие угли костра в консервную банку и прикройте сырым мхом. Дайте убежищу наполниться дымом, а затем проветрите его, размахивая куском ткани с подветренной стороны, чтобы дым, отпугивая насекомых, в то же время не попадал внутрь убежища.

Остерегайтесь клещей, широко распространенных в лесных зонах. Они переносчики опасных заболеваний. Не реже 2-х раз в день тщательно осматривайте складки одежды и открытые участки тела.

Не отрывайте присосавшегося клеща, смажьте его йодом, после чего он сам отпадет. Ранку обязательно прижгите йодом. Хоботок, оставшийся в коже, удалите с помощью иглы, предварительно прокаленной на огне.

При укусе ядовитой змеи жгут накладывать не рекомендуется. Каждую ранку рассеките крестообразно на глубину 5-7 мм. Если во рту и на губах нет трещин, ссадин или царапин, тщательно отсосите яд и выплюньте его. Зафиксируйте конечность шиной, как при переломе, и дайте пострадавшему как можно больше жидкости.            

Как видите, вопроса, отправляться в поход или нет, возникать не должно. Попробуйте денек-другой провести в лесу – сами убедитесь, что человек – дитя природы.

Увидимся в лесу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект практического занятия элективного курса по химии по теме: «Домашняя химчистка»

Практическое занятие проводится по программе элективного курса для 9 классов «Химия в моем доме». Занятие разработано с использованием проблемного подхода на  основе личностно-ориентированной тех...

Практическое занятие по курсу «Введение в литературоведение», на тему «Смыслообразующая роль элементов композиции»

Предложенное практическое занятие следует провести в группах с дополнительной филологической подготовкой. Оно разработано в рамках технологии сотрудничества и опирается на интерактивные методы работы....

Текстовый редактор Word. Конспект практических занятий по курсу "Компьютерные технологии в прикладных областях".

Учебное пособие ориентировано на начинающих пользователей персонального компьютера. Оно содержит большой объем практических заданий при минимуме теории. В каждом задании вписаны "цепочки" команд меню,...

План практического занятия элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"

Занятие элективного курса "Астрономия" для 9 класса на тему "Солнечные затмения"...

практические занятия 2 курс по учебнику Spotlight 10

практические занятия 2 курс по учебнику Spotlight 10...

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Информатика» для студентов СПО 1 курса.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с содержанием образования в области информатики, применения информационных технологий, учебной программы «Информатика».Пособие охватыв...

методические указания по практическим занятиям 1 курс

Методические указания по практическим занятиям для 1 курса по специальности 13.02.11...