Конспект урока по ОБЖ на тему "Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности"
план-конспект урока по обж (11 класс) по теме
Конспект открвытого урока по ОБЖ на тему "Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 43.83 КБ |
otkrytyy_urok_11_obzh.ppt | 865 КБ |
test.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности»
Цель: Проверить усвоение знаний по теме «Сердечно-сосудистая система»; познакомить учащихся с причинами внезапной остановки сердца; с признаками клинической смерти, а также обучить навыкам первой медицинской помощи при остановке сердечной деятельности.
Оборудование: схемы кровообращения, сердечно-сосудистой системы, набор слайдов по приемам и способам искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Беседа.
Повторение знаний из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система» (слайд 2).
Вопросы к беседе:
- Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение? (Это единая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами).
- Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергию движения крови)(слайд 3).
- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).
- Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – патологическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет).
Учитель напоминает понятия: «сердце», «кровеносные сосуды», «сердечная недостаточность» и «инсульт».
- Практикум «Как проверить пульс».
Учитель. Вспомните, что такое пульс (слайд 4) (Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий).
В каких местах лучше всего прощупывать пульс? (Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка) (слайд 5).
Под моим руководством выполните практический тренинг в парах по заданиям:
- Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.
- Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.
- Пульс на шее (горле) находится в ложбине пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами (слайд 6).
- Изучение новой темы.
Учитель. А что необходимо сделать, если у вашего товарища внезапно прекратилось дыхание и произошла остановка сердца? …. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: (слайд) «Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности».
По какой причине может случиться внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности? (Внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности может быть при поражении электротоком, утоплении, при сдавливании или закупорки дыхательных путей, при травме головы и болевом шоке).
При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания наступает состояние клинической смерти. Время клинической смерти длится от трех до пяти минут.
Признаки клинической смерти (слайд 7)
- Отсутствуют:
- сознание;
- самостоятельное дыхание;
- реакция на боль;
- пульс на сонной артерии
- Зрачок широкий, не реагирует на свет.
Проверка реакции зрачка на свет (слайд 8):
- Прикрыть глаз ладонью и резко ее убрать.
- При наличии фонарика, осветить зрачок.
Если прекратились дыхание и сердечная деятельность необходимо сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Наиболее эффективно использование для искусственного дыхания специальных аппаратов, с помощью которых вдувается воздух в легкие, при отсутствии таковых искусственное дыхание делают различными способами.
Обеспечение проходимости дыхательных путей (слайд 9):
- Очистить полость рта от инородных предметов, слизи, рвотных масс.
- Запрокинуть голову, подложить валик.
- Выдвинуть нижнюю челюсть.
Если пострадавший не начал дышать, необходимо применить искусственное дыхание.
О способах искусственного дыхания нам расскажет …………… .
Способы искусственного дыхания:
- Способ «изо рта в рот» - сделать глубокий вдох, обхватить губами рот пострадавшего, пальцами зажать нос и произвести выдох в рот. Воздух вдувают ритмично 16-18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания (слайд 10).
- Способ «изо рта в нос» - применяется при ранениях нижней челюсти. Рот пострадавшего при этом должен быть закрыт.
- Способ Сильвестра – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавший лежит на спине, оказывающий помощь встает на колени у изголовья пострадавшего, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит в стороны. Так производится вдох. Затем делают обратное движение, предплечья пораженного кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее. Происходит выдох.
- Способ Каллистова - применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавшего укладывают на живот с вытянутыми вперед руками, голову поварачивают набок, подкладывая под нее одежду (одеяло). Носилочными лямками или связанными двумя-тремя брючными ремнями пострадавшего периодически (в ритме дыхания) поднимают на высоту до 10 см и опускают. При поднимании пораженного в результате распределения грудной клетки происходит вдох, при опускании вследствие ее сдавливания – выдох.
Прошу обратить ваше внимание, что при правильном проведении искусственного дыхания у пострадавшего наблюдается подъем грудной клетки.
При терминальном состоянии (это состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма) речь о первой медицинской помощи не идет. В данном случае необходима экстренная помощь – оживление (реанимация) умирающего. Проводится непрямой массаж сердца.
Непрямой массаж сердца (слайд 11)
- Пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности.
- Встают с левой стороны от него и кладут свои ладони одну на другую на область нижней трети грудины на 2-3 см выше мечевидного отростка, так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего.
- Энергичными ритмичными толчками 50-60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка отпуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке.
- Передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее 3-4 см.
НЕДОПУСТИМО!
- Проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии.
- Накладывать ладонь при надавливании на грудину так, чтобы большой палец был направлен на спасателя.
Непрямой массаж сердца с искусственным
дыханием (слайд 12)
Непрямой массаж сердца проводится в сочетании с искусственным дыханием. В этом случае помощь оказывают два или три человека:
- Первый производит непрямой массаж сердца.
- Второй – искусственное дыхание способом «изо рта в рот».
- Третий – поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь.
- Во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя.
- Попеременно проводить 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).
- Практические тренинги. (слайд 13)
Практикум «Непрямой массаж сердца».
- Закрепление. (слайд 14)
Тест
- Итог урока. (слайд 15)
Учитель. Что нового и полезного вы для себя сегодня узнали?
Домашнее задание: записать и знать правила искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схема сердечно-сосудистой системы
Сердце – орган кровеносной системы
Тема урока : «Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности»
Признаки клинической смерти Отсутствуют: сознание; самостоятельное дыхание; реакция на боль; пульс на сонной артерии. Зрачок широкий, не реагирует на свет.
Реакция зрачка на свет .
Обеспечение проходимости дыхательных путей
Искусственное дыхание
Непрямой массаж сердца
Непрямой массаж сердца с искусственным дыханием
Практикум « Непрямой массаж сердца »
Тест 1. По каким причинам может произойти остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности? Удар электрическим током Удар электрическим током Травма головы 2. К признакам клинической смерти относятся: Наблюдается реакция на свет Отсутствие реакции на боль Отсутствие сознания 3. К способам искусственного дыхания относятся «Изо рта в рот» «Из носа в рот» Способ Каллистова 4. Терминальное состояние – это: Состояние, относящееся к начальной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма Состояние, относящееся к конечной стадии жизни с необратимым состоянием угасания организма Состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма
Предварительный просмотр:
ФИО
Тест
1. По каким причинам может произойти остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности?
- Удар электрическим током.
- Падение с велосипеда (незначительное).
- Травма головы.
2. К признакам клинической смерти относятся:
- Наблюдается реакция на свет.
- Отсутствие реакции на боль.
- Отсутствие сознания.
3. К способам искусственного дыхания относятся:
- «Изо рта в рот».
- «Из носа в рот».
- Способ Каллистова.
4. Терминальное состояние – это:
- Состояние, относящееся к начальной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма.
- Состояние, относящееся к конечной стадии жизни с необратимым состоянием угасания организма.
- Состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма.
ФИО
Тест
1. По каким причинам может произойти остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности?
- Удар электрическим током.
- Падение с велосипеда (незначительное).
- Травма головы.
2. К признакам клинической смерти относятся:
- Наблюдается реакция на свет.
- Отсутствие реакции на боль.
- Отсутствие сознания.
3. К способам искусственного дыхания относятся:
- «Изо рта в рот».
- «Из носа в рот».
- Способ Каллистова.
4. Терминальное состояние – это:
- Состояние, относящееся к начальной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма.
- Состояние, относящееся к конечной стадии жизни с необратимым состоянием угасания организма.
- Состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Урок разработан с применением АМО....
Конспект занятия "Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания".
Описание конспекта занятия....
План-конспект; Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сердечно-легочная реанимация.
Представлены некоторые научно обоснованные решения, внедрение которых способствует существенному улучшению результатов оказания первой медицинской помощи при ДТП. Главное практическое значение имеет м...
Урок ОБЖ в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца"
Урок ОБЖ в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца". Презентация и конспект урока....
открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности "Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания"
Презентация...
Конспект урока ОБЖ по теме "Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сердечно-легочная реанимация"
Жизнь – это великое благо природы. Каждый человек должен быть достойным его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда – за восстановление этой огромной, единственно ре...
Первая помощь при остановке сердечной деятельности
Первая помощь при остановке сердечной деятельности...