Рабочая программа
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
Комплексная программа и соответствующий учебник являются основой УМК в работе учителя ОБЖ, согласно настоящей рабочей программы. Комплексная программа под общей редакцией Ю.Л. Воробьева наиболее соответствует условиям развития и особенностям г. Дмитрова Московской области в целом. В местных условиях возможно возникновение основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, которые подробно изучаются по комплексной программе.
Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 5-х классов на основе этих программ играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Рабочая программа направлена на выполнение двух основных функций:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы:
§ Образовательные потребности детей;
§ Особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
§ Уровень профессиональной компетентности учителя, его возможности;
§ Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ ТСШ № 1 в с . Полетаево
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседание Зам. директора Директор
методического объединения по УВР МБОУ Токарёвской СОШ № 1
_________ /Титова Т.В/ _______ Шиповская С.В/
Протокол № ______
от «___»сентября 2015г. «___» сентября 2015г. «___» сентября 2015г.
Руководитель МО
__________ / /
Рабочая программа
предмет: ОБЖ
класс: 5
учитель: Семенова Е.И
количество часов - 35
в неделю -1 час
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
При разработке программы учтены требования, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах. Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-х классов разрабатывалась на основе авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2014. ).
Комплексная программа и соответствующий учебник являются основой УМК в работе учителя ОБЖ, согласно настоящей рабочей программы. Комплексная программа под общей редакцией Ю.Л. Воробьева наиболее соответствует условиям развития и особенностям г. Дмитрова Московской области в целом. В местных условиях возможно возникновение основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, которые подробно изучаются по комплексной программе.
Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 5-х классов на основе этих программ играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Рабочая программа направлена на выполнение двух основных функций:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы:
- Образовательные потребности детей;
- Особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
- Уровень профессиональной компетентности учителя, его возможности;
- Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Актуальность рабочей программы
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Актуальность рабочей программы по ОБЖ заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом и т.п.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 5-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Предмет ОБЖ в 5-х классах реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как природоведение, физическая культура, ИЗО, история и математика.
При разработке содержания данной рабочей учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учет основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания настоящей рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности как непрерывность обучения и постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим школьным предметам.
Цели и задачи рабочей программы
Целями основного общего образования в современных условиях являются:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Изучение тематики данной рабочей учебной программы курса ОБЖ для учащихся 5-х классов направлено на достижение следующихцелей:
- Усвоение знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- Развитие личностных, физических и духовных качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
- Развитие умений:
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Общие цели изучения ОБЖ в 5 классе призваны способствовать:
- повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
- снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формированию антитеррористического поведения;
- формированию отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач в 5 классе:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества:
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать верные решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Системы обучения и формы реализации рабочей программы
В мировой практике в разные исторические периоды появились и до сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения. Некоторые из них будут эффективными при реализации настоящей рабочей программы:
- классно-урочная;
- практическая;
- индивидуальная;
- система разноуровневого обучения и др.
Формами реализации образовательного процесса рабочей программы курса ОБЖ для учащихся 5-х классовмогут быть традиционные и нетрадиционные формы. Например, эффективны будут следующие формы:
- урок (45 минут) — основная форма обучения в школе;
- обобщающие уроки;
- урок-лекция;
- учебная экскурсия на природу, предприятие и пр.
- парные, групповые и бригадные формы;
- беседы;
- диспуты;
- выполнение внеурочных (домашних) заданий;
- предметные недели;
- олимпиады.
Формы организации обучения по рабочей программе курса ОБЖ для учащихся 5-х классов выделяют следующие функции:
- обучающе-образовательная;
- воспитательная;
- организационная;
- психологическая;
- развивающая;
- интегрирующе-дифференцирующая;
- стимулирующая.
Общие требования программы
Настоящая рабочая программа направлена на соблюдение общих требований, которым должен соответствовать современный качественный урок:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.
12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Технологии обучения
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологийучитель все более осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса. Инновационная направленность деятельности учителя, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема требуют постоянного поиска новых организационных форм обучения.
В-третьих, изменение характера отношения учителя к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных разделах, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
Раздел I. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
В рабочей программе курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для учащихся 5-х классов предусмотрено использование следующих технологий обучения:
- Технология проблемного обучения (сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания).
- Концентрированное обучение (сущность - глубокое изучение материала за счет объединения занятий в блоки).
- Развивающее обучение (сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию).
- Дифференцированное обучение (сущность - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)).
- Игровое обучение (сущность - самостоятельная познавательная деятельность учащегося, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации).
- Обучение развитию критического мышления (сущность - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).
Формирование ключевых компетенций
Компетентностный подход ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Ключевыми образовательными компетенциями настоящей рабочей программы являются следующие компетенции:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Механизм формирования ключевых компетенций у учащихся 5-х классов:
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД)
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД)на основе рабочей программыкурса ОБЖ учащихся 5-х классов
предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- основных прав и обязанностей гражданина в области безопасности;
- знание особенностей развития г. Дмитрова;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения при чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временнớй перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Рабочая программа позволяет через содержание реализовать основные требования ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам. Содержание программы даёт возможность организовать учебный процесс с ориентацией на формирование универсальных учебных действий при активном использовании различных учебных ситуаций и различных видов учебной деятельности обучающихся.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание при развитии универсальных учебных действий (УУД) должно уделяться становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.
В результате изучения рабочей программы курса ОБЖ, а также в ходе внеурочной деятельности у учащихся основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Среди технологий, методов и приемов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены как на предметном содержании, так и носить над предметный характер.
Типология учебных ситуаций в 5 классе представлена такими ситуациями, как:
- ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
- ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения);
- ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение;
- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению).
Специфика учебно-исследовательской деятельности в 5 классе определяет многообразие форм ее организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятияхмогут быть следующими:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятияхмогут быть следующими:
2) образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
3) факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета ОБЖ, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
4) участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию.
Стержнем интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД является системно-деятельностный подход, как принцип организации образовательного процесса в 5-х классах МОУ «СОШ №2» по предмету ОБЖ.
Настоящая рабочая программа предусматривает следующие виды деятельности, которые способствуют успешной реализации механизма формирования ключевых компетенций у учащихся 5-х классов :
- Участие в конкурсах разного уровня.
- Проведение социологического опроса.
- Проведение экспериментов.
- Конспектирование.
- Работа с учебником.
- Фотографирование объектов.
- Работа над рефератом.
- Участие в экскурсии.
- Поиск информации в библиотеке.
- Поиск информации в электронных энциклопедиях.
- Поиск информации в школьной медиатеке.
- Использование информации из Интернета.
- Выступление с сообщением.
- Взаимоконтроль
- Участие в дискуссии.
- Участие в анкетировании.
- Собеседование.
Рабочая программа предусматривает виды внеурочной воспитывающей деятельности:
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
Рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 5-х классов в рамках образовательного процесса подчиняется следующим принципам.
1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:
- сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;
- предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;
- обучение в зоне «ближайшего развития»,
- обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей обучения;
- создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям учащихся, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых школьников. Кроме того, определяется мера трудности содержания для каждого ученика с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для учащихся 5-х классов. При этом учитывается необходимость социализации учащегося, осознание им своего места в школьном коллективе. Учитываются также знания и опыт школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).
4. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителяна демократический стиль взаимоотношений между обучающими иобучающимися; предоставление учащемуся права на ошибку, собственноемнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности.
6. Преемственность и перспективность обучения. В МОУ «СОШ №2» уже установились преемственные связи методической системы обучения. Осуществляется деятельность по развитию у школьников умения сотрудничать, предпосылок учебного труда. Критерием этой деятельности являются требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые даны в ФГОС: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.
Планируемые результаты освоения рабочей программы курса ОБЖ для учащихся 5-х классов»
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 5-го класса должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от всех видов угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркомании;
- основные меры по профилактике наркомании.
Ученик 5-го класса должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Личностные, предметные и метапредметные результаты рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-х классов
Личностными результатами обучения являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от всех видов угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- овладение умениями формировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты свой деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ являются:
- В познавательной сфере:
- знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
- В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
- В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.
- В трудовой сфере:
- знание устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
- В сфере физической культуры:
- Формирование установки на здоровый образ жизни;
- Развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 5-х классов представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса по курсу ОБЖ на достижение планируемых результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-х классов и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 5 классе.
Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» учащихся 5-х классов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, которые отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач по основам безопасности жизнедеятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Внешняя оценка характеризует уровень достижения предметных иметапредметных результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 5-х классов (участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня и.т.п.) и осуществляется внешними органами.
Особенности оценки личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» рабочей программы. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности по курсу ОБЖ. При изучении курса основ безопасности жизнедеятельности оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляется:
- прилежании и ответственности за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- ценностно-смысловых установках, формируемых средствами рабочей программы курса ОБЖ для учащихся 5-х классов.
Особенности оценки метапредметных результатов
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов курса ОБЖ. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Кроме того, источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения тематических проверочных работ по ОБП.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по курсу ОБЖ за 5-ый класс. Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов рабочей программы курса ОБЖ учащихся 5-х классов . Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения рабочей программы по курсу ОБЖ для учащихся 5-х классов с учетом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Согласно настоящей программе для оценки достижений обучающихся установлено пять уровней:
- базовый уровень - отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»);
- повышенный уровень - отметка «хорошо» (отметка «4»);
- высокий уровень - отметка «отлично» (отметка «5»);
- пониженный уровень - отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
- низкий уровень - отметка «плохо» (отметка «1»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по курсу ОБЖ в 5-ом классе на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к освоению курса основ безопасности жизнедеятельности.
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета ОБЖ согласно рабочей программе. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки по курсу ОБЖ, о том, что учеником не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях по основам безопасности жизнедеятельности, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний по курсу ОБЖ и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по основам безопасности жизнедеятельности, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по предмету ОБЖ, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и здоровья человека. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала по основам безопасности жизнедеятельности принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения-освоения учебного материала по ОБЖ можно рассматривать как выполнение не менее 50 % заданий базового уровня или получения 50 % от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Виды и формы контроля
Рабочая программа предусматривает виды и формы контроля согласно Уставу муниципального общеобразовательного учреждения Система оценки в 5-х классах по предмету ОБЖ, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты. Предусматривает учет динамики учебных достижений; поддержание успешности обучающихся, использование самооценки; неперсонифицированной оценки личностных результатов. Ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Процедуры оценивания включают текущее оценивание, самооценку, наблюдение, тематические, итоговые, комплексные контрольные работы на межпредметной основе, диагностирование и другое.
Содержанием оценки является уровень достижения планируемых результатов с учётом их динамики.
В качестве инструментария используются тесты, стандартизированные письменные и устные работы, диагностические работы и т.д.
Формами представления результатов являются таблицы (листы) учёта достижения планируемых результатов, портфель достижений, балльные или качественные оценки (накопительные, текущие, четвертные, годовые, итоговые), характеристика обучающегося и др.
Основное содержание рабочей программы
РАЗДЕЛ 1 ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Опасные и чрезвычайные ситуации. Главные правила ОБЖ. Как научиться выявлять и предвидеть опасность. Как научиться выявлять и предвидеть опасность. Какие службы защищают людей (население). Опасные ситуации в жилище. Пожары в жилище. Оповещение при пожаре и эвакуация. Средства тушения пожаров. Опасные газы. Затопление жилища. Разрушения зданий. Опасные вещества в быту. Опасные ситуации на дорогах. Безопасность в общественном и личном транспорте. Правила поведения в метро. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. Опасный лёд. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. Криминальные ситуации на улице и в других местах. Как защитить себя при угрозе террористического акта. Нарушение экологического равновесия. За чистый воздух. Вода - формула жизни. Загрязнение почвы. Продукты под контролем. Безопасный компьютер
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Что следует знать об оказании первой помощи. Помощь при термических и химических ожогах. Правила здорового образа жизни.
Учебно-методическая литература
Нормативно-правовая литература:
- Конституция Российской Федерации
Основная литература:
- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева .- Москва: АСТ: Астрель, 2014.
Дополнительная литература:
- Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс, 2004.
- Александровский Г. Всемирный потоп. Как изменил он жизнь людей // Наука и жизнь. — 2001. — № 10.
- Альтшулер В. М., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. Для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 2000.
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
- Баллингер Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. — М.: Просвещение, 1996.
- Безопасность жизнедеятельности: Учебн. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001.
- Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — СПб.: Норинт, 1997.
- Гражданская защита: Энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
- Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.— М.: Крон-Пресс, 1994.
- Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»; Крон-Пресс, 1994.
- Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. — СПб.: Просвещение, 2004.
- Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 2004.
- Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: Кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.
- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
- Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
- Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева]. — М.: Деловой экспресс, 2006.
- Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.
- Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1979.
- Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / Под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000.
- http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
- http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
- http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
- http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
- http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
- http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
- http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
Календарно-тематическое планирование для учащихся 5-х классов
№ | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы урока | Планируемые результаты | ||||||||
план | факт | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | Д/З | ||||||
РАЗДЕЛ 1 ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ | ||||||||||||
1. | Опасные и чрезвычайные ситуации | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях Сформулировать понятие "опасная ситуация" | Опасность, опасная ситуация, экстремальная ситуация. чрезвычайная ситуация | Овладение умениями формировать личные понятия о безопасности, | Проанализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций. | Выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека | ||||||
2 | Главные правила ОБЖ | Усвоить главные правила ОБЖ | Что такое правило? | Уметь распознавать виды опасностей , знать их причины и предвидеть опасные ситуации. | Овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни. | Выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты свой деятельности в обеспечении личной безопасности; | ||||||
3 | Как научиться выявлять и предвидеть опасность | Научиться выявлять и предвидеть опасность | Причины возникновения опасной ситуации | Прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия | Развивать наблюдательность, анализировать свои ошибки, соблюдать рекомендации по безопасному поведению. | Научиться избегать опасности, выбирать безопасные варианты поведения | ||||||
4 | Какие службы защищают людей (население) Какие сигналы оповещают нас об опасностях. | Какие задачи выполняют службы защиты населения. | Служба спасения. Оповещение. | Научиться замечать сигналы об опасности и правильно реагировать на них. | Уметь предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников. | Умение применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей | ||||||
5 | Опасности в городе и в сельской местности | Какие опасности могут подстерегать человека в городе и в сельской местности | Виды неблагоприятных факторов: техногенные, природные и социальные | Умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, | Выявлять причины возникновения неблагоприятных факторов и возможные последствия, поведения | Проектировать модели личного безопасного поведения | ||||||
6 | Опасные ситуации в жилище | Какие основные опасности могут подстерегать в жилище | Правила безопасности в жилище | Знание устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; | Локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни. | ||||||
7 | Пожары в жилище. | Причины возгораний и пожаров. Последствия пожаров | Возгорание, пожар | Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Причины возгорания в жилище | Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении пожара | Использовать приобретенные знания в случае возникновения пожара. Владеть основными правилами поведения при пожаре. | ||||||
8 | Оповещение при пожаре и эвакуация. | Правильные действия при эвакуации в случае пожара. Знать номера вызова пожарной службы. | Система оповещения, план эвакуации | Отработка правильных действий по спасению собственной жизни в случае пожара | Уметь действовать при эвакуации в случае пожара. | Повысить собственную культуру безопасности, выраженная устойчивая учебно-познавательной мотивация и интерес к учению; | ||||||
9 | Средства тушения пожаров. | Доступные средства тушения пожара. | Огнетушитель. пожарный кран, подручные средства | Узнать как пользоваться огнетушителем и подручными средствами при тушении возгорания | Уметь применять средства пожаротушения. | Использовать приобретенные знания в случае возникновения пожара. | ||||||
10 | Опасные газы. | Знания об опасных газах, наиболее распространенных в быту. | Угарный газ. бытовой газ, ядовитый газ | Знать причины утечки и распространения опасных газов | Использовать приобретенные знания в случае возникновения утечки бытового газа. | Первая помощь пострадавшим от отравления газами | ||||||
11 | Затопление жилища. | Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище при затоплении | Протечка, затопление | Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике. | Использовать приобретенные знания в случае возникновения затопления жилища. | Уметь действовать при технических авариях | ||||||
12 | Разрушение зданий. | Причины разрушения зданий. Природные явления и техногенные аварии. | Землетрясение, взрывы, ветры, оползни. | Порядок действий в случае опасности разрушения здания. | Использовать приобретенные знания в случае возникновения опасности разрушения здания. | Уметь правильно действовать в случае возникновения опасности разрушения здания. | ||||||
13 | Опасные вещества в быту.(курение. токсикомания, алкоголь, средства бытовой химии) | Влияние курения, токсикомании, алкоголя на организм подростка. | Курение, токсикомания, алкоголь | Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков, курения токсикомании. | О вредных привычках и их влиянии на здоровье человека. О профилактике вредных привычек. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | ||||||
14 | Опасные вещества в быту.(Отравление) | Какие вещества могут вызвать отравление у человека и животных. | Ртуть, лекарства , продукты | Знать и уметь классифицировать продукты .которые могут привести к отравлению | Выработка убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ | ||||||
15 | Опасные ситуации на дорогах. Дорога и ее элементы | Дорога и ее элементы, их предназначение. | Дорога, движение, транспорт, перекресток | Обеспечение безопасности дорожного движения. | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | ||||||
16 | Опасные ситуации на дорогах. Участники дорожного движения. | Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. | Транспорт, пешеход. | Обеспечение безопасности дорожного движения. | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | Безопасность участников дорожного движения | ||||||
17 | Безопасность в общественном и личном транспорте. | Правила пользования общественным транспортом, личным транспортом. | Общественный транспорт, личный транспорт. | Умение пользоваться общественным транспортом. | Порядок действий в случае возникновения ЧС на транспорте | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни при пользовании общественным транспортом. | ||||||
18 | Правила поведения в метро. Правила поведения на железнодорожном транспорте. | Изучить правила поведения в метро, на железнодорожном транспорте. | Метро. турникет, эскалатор, вокзал, перрон. | Знать меры безопасности при проезде в метро и железнодорожном транспорте. | Знать причины возникновения ЧС при проезде в метро и железнодорожном транспорте. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни при пользовании общественным транспортом. | ||||||
19 | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. | Изучить правила поведения на воде и водном транспорте. | Водный транспорт, водоем. | Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. | Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | ||||||
20 | Опасный лёд. | Изучить правила поведения на льду. | Водоем, полынья | Правила безопасного поведения на льду водоема | Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года. | Изучить правила поведения на воде и водном транспорте. | ||||||
21 | Аварийные ситуации на воздушном транспорте. | Изучить правила поведения на земле, перед посадкой , и на борту во время полета. | Декомпрессия | Правила безопасного поведения на борту самолета. | Действия в случае ЧС в самолете. | Изучить правила поведения на воздушном транспорте. | ||||||
22 | Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. | Обеспечение личной безопасности дома | Кража . ограбление | Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. | Безопасность у телефона. Воры в квартире. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | ||||||
23 | Криминальные ситуации на улице и в других местах. | Обеспечение личной безопасности на улице. в общественных местах. | Криминальные ситуации. | Некоторые общие правила безопасного поведения на улице для профилактики криминогенных ситуаций. | Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома, на улице. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | ||||||
24 | Как защитить себя при угрозе террористического акта. | Изучить правила поведения при угрозе террористического акта. | Террор, террористический акт | Общие правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. | Действия при угрозе террористического акта. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | ||||||
25 | Нарушение экологического равновесия. | Понимание экологических проблем окружающей среды. Понятие "экологическая безопасность" | Экология, бытовые и промышленные отходы, окружающая среда | Источники экологического загрязнения в городе. | Элементарная экологическая грамотность | Примеры личного отношения к защите окружающей среды. | ||||||
26 | За чистый воздух. | Как защитить себя в промышленном городе | Смог, угарный газ. взвешенные частицы, аэрозоли | Источники экологического загрязнения воздуха в городе. | Факторы, уменьшающие экологическое загрязнение воздуха в городе | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни | ||||||
27 | Вода - формула жизни. Азбука дорожной безопасности. | Как сохранить чистую воду. | Природные водные резервуары | Знать основные источники загрязнения воды | Основные правила безопасности при использовании воды. | Умение применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения. | ||||||
28 | Загрязнение почвы. История колеса и дорог. История появления автомобиля. | Какую роль играет почва в жизни человека. | Почва. эрозия почв. | Знать основные источники загрязнения почвы. | Понимать опасность загрязнения почвы для жизнедеятельности человека. | Умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его. | ||||||
29 | Продукты под контролем. Краткая характеристика видов современного транспорта. | Какие продукты не стоит употреблять в пищу. Как сохранить свое здоровье. | Экологически чистые продукты. Нитраты. | Знать основные правила гигиенической безопасности при употреблении в пищу продуктов. | Понимать значение здорового питания для ЗОЖ. | Вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | ||||||
30 | Безопасный компьютер. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль | Какое место в нашей жизни занимает компьютер. | Компьютер. | Знать в чем заключается отрицательное воздействие компьютера на человека. | Правила безопасной работы с компьютером | Локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; | ||||||
31 | Что следует знать об оказании первой помощи. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | Рана, кровотечение. | Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. | Правила оказания первой медицинской помощи. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома. | Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова. | ||||||
32 | Оказание первой медицинской помощи. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические рекомендации) | Капилляры, вена, артерия | Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи: при ушибах; при ссадинах; при носовом кровотечении. | Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. Последовательность в оказании ПМП при ушибах, | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни в случае возникновения неотложных ситуаций. | ||||||
33 | . Помощь при термических и химических ожогах. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. | Оказание первой медицинской помощи при ожогах | Термический ожог, химический ожог | Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи: при термических, химический ожогах | Правила оказания первой медицинской помощи при термических, химический ожогах | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни в случае возникновения неотложных ситуаций. | ||||||
34 | Правила здорового образа жизни. Дорожные знаки. | Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. | Здоровье, режим дня. | Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков, курению | О вредных привычках и их влиянии на здоровье человека. О профилактике вредных привычек. | Использовать приобретенные знания в повседневной жизни. | ||||||
35 | Обобщающий урок ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия. | Итоговая контрольная работа | Понятийный аппарат | Основные причины возникновения ЧС, их последствия и порядок действия при ЧС | Соблюдение правил безопасности в повседневной жизни | Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от всех видов угроз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...