урок-викторина по ОБЖ " Пожарная безопасность"
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Оркиш Елена Геннадьевна

Конспект урока для 5 класса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozharnaya_bezopasnost.doc99.5 КБ
Office presentation icon pozharnaya_bezopasnost.ppt273 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - ОБЖ

Класс  -5

Тема урока – « Пожарная безопасность»

 Цель: Сформировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- иметь представление о пожарах в жилых и общественных зданиях;

- знать места, где пожары представляют наибольшую опасность для жизни и здоровья людей.

-Понимать учебную задачу урока  и стремиться её выполнять;

- выдвигать предположения и доказывать их;

- отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

-осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Словарь урока: Пожар, пожарная охрана.

Ресурсы урока: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов под редакцией А.Т. Смирнова- М.: Просвещение,2014. Рабочая тетрадь.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап. Орг. момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Учащиеся делятся на группы. Условно команды. Как работаем группой?.Житончики.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 этап.

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, скажите, какие темы мы изучали на прошлых уроках? (Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель)

- Правильно, сейчас мы с вами повторим некоторые определения, с которыми познакомились на прошлых уроках. У меня записаны несколько слов. Посмотрите и прочитайте их.

Сейчас я вам буду задавать вопросы, ответом на которые является одно из этих выражений.

1.Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)? (ПАССАЖИР)

2.Как называют человека, который управляет каким – либо транспортным средством? (ВОДИТЕЛЬ)

3.Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (ПЕШЕХОД)

4.Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай

Но звоню я, то и знай. (ВЕЛОСИПЕД)

5.Как называют устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)

6.Одно из немеханических транспортных средств. (ВЕЛОСИПЕД)

7.Кого перевозит общественный транспорт? (ПАССАЖИР)

8.Кто должен двигаться по загородной дороге навстречу транспортным средствам? (ПЕШЕХОД)

9.На нем можно ездить, не имея водительского удостоверения, но соблюдая правила дорожного движения. (ВЕЛОСИПЕД)

10.Как можно назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)

11.Кому первому необходимо сообщить о возникновении пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе? (ВОДИТЕЛЬ)

- Молодцы! Вы справились с моим заданием и вспомнили основные определения прошлых уроков. Скажите, какое слово из предложенных вы ни разу не употребили, отвечая на вопросы. (ПОЖАР)

- А как вы думаете, почему я его вам сюда записала? (Будем изучать пожары).

Цель урока:

- Сегодня мы с вами не только узнаем, что называется пожаром, но и познакомимся с основными причинами пожаров, с правилами пожарной безопасности, с первичными средствами пожаротушения. Научимся правильно действовать в случае обнаружения пожара и эвакуироваться из данного кабинета школы. Итак, тема нашего урока «Пожарная безопасность». Откройте тетради и запишите тему урока.

Название команд «Пожарники», «Огнетушители»

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся читают определения.

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы.

Учащиеся ставят цели

Записывают тему урока в тетрадь.

3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

 Деятельность учителя

Что такое пожар?

Какие бывают причины пожара?

Чем нельзя тушить включенные электроприборы и легковоспламеняющиеся жидкости?

Как защитить органы дыхания в задымленном помещении?

Деятельность учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Целеполагание Сформировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров.

Планирование – 

1.Пожар, причины его возникновения и возможные последствия.

2. Государственная противопожарная служба и её задачи.

3. Правила личной безопасности при пожаре.

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Деятельность учителя

Огонь в мифах и легендах.

Мифы древних греков гласят, что огонь людям подарил титан Прометей. Он похитил огонь у богов Олимпа. Люди покорили огонь и научились управлять им.

Показ презентации

Кукую роль играл огонь в жизни древнего человека?

-Огонь имел огромное значение в жизни древнего человека.

Огнем человек защищался от нападений животных на охоте!

Огнем человек научился согреваться, разводя костры!

Позже с помощью огня начали обрабатывать пищу термически, то есть варить и жарить!

Огонь на службе у людей

- Скажите, ребята, а зачем нужен огонь современному человеку?

- В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение  автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать  электроэнергию.

Огонь друг человека или враг?

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая  необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).

Что такое пожар?

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей

- Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

- Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого происходит каждый шестой пожар.

Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!

Правила пожарной безопасности

Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности.

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности.

 Вот основные из них:

  1. Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;
  2. Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
  3. Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
  4. Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
  5. Не оставляйте без присмотра включенные  электронагревательные приборы;
  6. Не оставляйте без присмотра  включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
  7. Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;
  8. Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

Пожарная охрана.

- Ребята, в Российской Федерации создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами, — пожарная охрана.

В случае необходимости вы можете вызвать пожарную охрану - по телефону 01 или 112.

Правила поведения при пожаре.

1.Не дожидаясь прибытия пожарных, попытайтесь потушить возгорание огнетушителем и подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью). Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушите мокрой тканью, песком, землёй из цветочных горшков. Не открывайте окна и двери, чтобы не усилить приток воздуха к очагу пожара.

2.Нельзя тушить водой включённые в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода, необходимо отключить электроэнергию.

3.Если ликвидировать очаг возгорания своими силами невозможно, необходимо немедленно покинуть квартиру, прикрыв за собой дверь.

4.В задымлённом помещении необходимо передвигаться на четвереньках (внизу меньше дыма) и дышать через влажную ткань (мокрое одеяло, пальто). Покинув квартиру, организуйте встречу пожарных, укажите им очаг пожара.

Деятельность учащихся

Учащиеся слушают учителя.

П.К. Губина О.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся работаю с книгой, с понятием с.50

С.52 рисунок причины пожаров

Учащиеся работают с правилами

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление

3. Что правильно?

1. Какая монета нужна, чтобы вызвать пожарную бригаду по телефону-автомату?

  • 2 рубля;
  • 1 рубль;
  • никакой.

2. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь?

  • приступить к ее тушению водой, песком;
  • обесточить электропроводку в квартире;
  • включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.

3. Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости?

  • водой;
  • песком;
  • землей.

4. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом?

  • переползти в другую комнату и плотно закрыть дверь за собой;
  • попытаться спуститься вниз;
  • убежать в дальнюю комнату;

5. В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом?

  • можно, чтобы быстрее покинуть дом;
  • можно, если лифт остановился на вашем этаже;
  • ни в коем случае нельзя.

6. Что нужно делать при ожоге?

  • охладить обожженное место под струей холодной воды;
  • смазать жиром;
  • проколоть образовавшийся пузырь.

7. Как определить, что за закрытой дверью — пожар?

  • открыть дверь и посмотреть;
  • позвать маму или папу посмотреть;
  • потрогать дверь ладонью.

8. Для костра следует выбирать место:

  • на лесосеках;
  • на торфяниках;
  • на открытой поляне.

9. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение?

  • в полный рост;
  • пригнувшись;
  • ползком, держа голову ближе к полу.

4. Вопрос – ответ

  • Назовите основные причины возникновения пожара? Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушение правил плжарной безопасности.
  • Что нужно делать при пожаре? Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации.
  • Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”? Легко запомнить.
  • Что нужно сообщить, вызывая пожарных? Точный адрес, фамилию, что горит.
  • Чем опасен пожар, кроме огня?  Дым, угарный газ.
  • Чем можно тушить, начинающийся пожар? Огнетушитель, вода, песок, одеяло.
  • Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? Лифт может остановиться, лифтовая шахта- это дымовая труба, дым будет закачиваться туда.
  • Какой пожар нельзя тушить водой? Если горят электроприборы, горючие вещества.
  • Чем опасны лесные пожары? Уничтожается лес, животные, пожар может достичь жилых построек, огонь может проникнуть в торфяные пласты.
  • Чем опасна печь в деревенском доме? От выскочившего уголька может произойти пожар.
  • Почему нельзя поджигать сухую траву и листья? Огонь очень быстро распространяется, часто перекидывается на жилые строения.
  • Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? Нетт.кдополнительный поток воздуха способствует распространению огня.
  • Как потушить горящий телевизор? Набросить одеяло.
  • На сковороде горит масло. Ваши действия? Отключить газ, набросить на сковороду мокрое полотенце.

А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся)

7 этап. Рефлексия и оценивание

Деятельность учителя

С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.

Оцените себя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Слайд 2

! ! ! ? ? ? Из истории пожарного дела.

Слайд 3

В «Судебнике Ивана III», введенном в 1498 году, сказано: «Зажигальщику живота не давать, казнить его смертною казнью».

Слайд 4

С 1689 года Петр I приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

Слайд 5

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

Слайд 6

Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в нее входило 25 человек.

Слайд 7

17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Слайд 8

! ! ! ? ? ? Что правильно?

Слайд 9

Какая монета нужна, чтобы вызвать пожарную бригаду по телефону-автомату? 2 рубля; 1 рубль; никакой.

Слайд 10

Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь? приступить к ее тушению водой, песком; обесточить электропроводку в квартире ; включить свет, чтобы лучше рассмотреть место возгорания.

Слайд 11

Чем не рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости? водой ; песком; землей.

Слайд 12

Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом? переползти в другую комнату и плотно закрыть дверь за собой; попытаться спуститься вниз; убежать в дальнюю комнату.

Слайд 13

В доме возник пожар. Можно ли воспользоваться лифтом, покидая дом? можно, чтобы быстрее покинуть дом; можно, если лифт остановился на вашем этаже; ни в коем случае нельзя.

Слайд 14

Что нужно делать при ожоге? охладить обожженное место под струей холодной воды; смазать жиром; проколоть образовавшийся пузырь.

Слайд 15

Как определить, что за закрытой дверью — пожар? открыть дверь и посмотреть; позвать маму или папу посмотреть; потрогать дверь ладонью.

Слайд 16

Для костра следует выбирать место : на лесосеках; на торфяниках; на открытой поляне.

Слайд 17

. Как нужно передвигаться, покидая сильно задымленное помещение? в полный рост; пригнувшись; ползком, держа голову ближе к полу.

Слайд 18

! ! ! ? ? ? Вопрос - ответ.

Слайд 19

Назовите основные причины возникновения пожара?

Слайд 20

Что нужно делать при пожаре?

Слайд 21

Почему пожарных вызывают по телефону именно “01?

Слайд 22

Что нужно сообщить, вызывая пожарных?

Слайд 23

Чем опасен пожар, кроме огня?

Слайд 24

Чем можно тушить, начинающийся пожар?

Слайд 25

Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом?

Слайд 26

Какой пожар нельзя тушить водой?

Слайд 27

Чем опасны лесные пожары?

Слайд 28

Чем опасна печь в деревенском доме?

Слайд 29

Почему нельзя поджигать сухую траву и листья?

Слайд 30

Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?

Слайд 31

Как потушить горящий телевизор?

Слайд 32

На сковороде горит масло. Ваши действия?

Слайд 33

Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или выключать свет?

Слайд 34

Что самое страшное при пожаре для людей?

Слайд 35

СПАСИБО !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»

Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...

ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...

Урок-викторина по пожарной безопасности

Урок-викторина по пожарной безопасности 8-9 класс...