Патриотическое воспитание школьников
консультация по обж на тему
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot.docx | 271.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов
«Патриотическое воспитание школьников»
Подготовил: педагог-организатор ОБЖ
Феоктистов Андрей Анатольевич
Содержание
Введение.
Глава I. Патриотизм и патриотическое воспитание.
1.1 Патриотизм: понятие и проблемы.
1.2 Проблемы патриотизма.
1.3 Проблема патриотического воспитания.
Глава II. Пути формирования патриотизма учащихся.
2.1 Деятельность учреждений образования по формированию патриотизма.
2.2 Патриотическое воспитание в школе и его компоненты.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Хорошо известный афоризм «человек - пленник традиций» сегодня приобретает драматический смысл. Скорее всего, это связано с тем, что понятию «традиции» мы привыкли придавать исключительно положительное и в тоже время третьестепенное значение. О таком значении написаны сотни, если не тысячи, книг и статей, защищены десятки диссертаций. В результате во многом, без традиций воспитание утратило устойчивость своего предназначения в обществе - сохранять, передавать и воспроизводить все лучшее, что накоплено в духовном опыте человечества. Такое определение функций воспитания, безусловно, справедливо с гуманистической точки зрения. В нашей стране духовные педагогические традиции были вытесненны на обочину воспитания. Их место - прочно и надолго - оказалось занято традициями формирования разнообразных качеств, наиболее выгодных не человеку, а тем, кто им управляет - учителю, начальнику, организации, государству. К духовному опыту эти традиции никакого отношения не имеют, т.к. природа его становления и развития совершенно иная. В результате особенно актуальным и интересным становится обращение к проблеме патриотического воспитания. В этом плане заслуживают внимания мысли одного из крупнейших российских педагогов В.А. Сухомлинского о том, что у молодежи необходимо развивать «гражданские чувства», которые «возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость». Он подчеркивал, что у молодых людей следует развивать «гражданское видение мира», что «гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты». Очевидно, что патриотизм является одним из столпов «гражданского чувства», его воспитание является важной составляющей гражданской социализации учащихся в целом. Таким образом, цель данной работы – исследование проблемы патриотического воспитания школьников.
Глава I. Патриотизм и патриотическое воспитание
1.1 Патриотизм: понятие и проблемы
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Более развернутое определение находим в педагогическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…»
Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями и тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
Патриотизм — это чрезвычайно сложное, временами даже противоречивое чувство. Оно включает целый комплекс разнородных составляющих, значение и смысл которых меняются во времени и пространстве в зависимости от конкретных исторических обстоятельств. Сама сущность патриотизма обогащалась и продолжает обогащаться новым содержанием с развитием цивилизации[1].
По ходу истории, по мере развития государств, по мере их территориального расширения, расширялось представление об отечестве. А за ним и чувство патриотизма. Возникновение национального патриотизма относится к XIV веку, временам Жанны Д’Арк.
Одновременно, с развитием классовой структуры, шел параллельный процесс. Патриотизм все более переставал быть единым целым, все более усложнялся. То, что свой относительно завершенный вид он получил в ходе становления буржуазного общества и национальных государств вовсе не означает, что патриотизм остался незыблемым со времен Великой французской революции. В XX веке возникли и советский, и социалистический патриотизм.
Любовь к родине приобретала у разных социальных групп свои особенности и свойства. Ибо разные люди и разные слои народа любят родину по разному и ее благо по разному понимают. Присоединение личности к тому или иному типу патриотизма становится результатом сознательного выбора, и, следовательно, частью мировоззрения. Эту часть патриотизма можно назвать «социально классовой» или «политической».
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной, чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм[2].
Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает жителей любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-непатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотичными являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм не патриотизма в России[3].
Как патриотизм, так и не патриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число не патриотов и лжепатриотов[4].
Нет и не может быть такой национальности, одна лишь принадлежность к которой давала бы исключительное или монопольное право считать себя «истинным» патриотом. Тем не менее, любовь к родине всегда имеет национальный характер, поскольку субъект патриотических чувств и взглядов всегда принадлежит к определенной расе, национальности, этносу. Действительно, мы любим нашу родину не как абстрактные «человеки» – этнически стерильные гуманоиды, которые якобы лишь по мере взросления и социализации «приобретают» принадлежность к определенной нации, рационально выбирая, идентифицировать себя с ней или нет. С феноменологической точки зрения, дело обстоит как раз наоборот. Более того, уже генотипически, а также бессознательно (через жизненные образцы) мы «укоренены» в родной земле и любим ее именно как русские, украинцы, белорусы, татары, евреи и т.д. По мере взросления и социализации мы «осознаем», как оригинально проявляются и индивидуально выражаются в нашей личности родовое и народное начала, этнические особенности и черты национального характера, – и только на основе этого сознания происходит самоидентификация с «родным» этносом, а впоследствии вырабатывается самосознание «человека вообще», представителя «человечества» или «земной планетарной цивилизации». В этом смысле все, кто любит родину, – националисты, поскольку полноценная любовь к своей родине предполагает любовь к своему народу.
Национальная общность оказывает иногда решающее влияние на формирование патриотизма. Так, в России русский среди русских обычно чувствует себя «дома», а это – предпосылка естественного («инстинктивного») патриотического чувства. Тем не менее расовая или этническая общность редко бывает исключительным фундаментом патриотизма, несмотря на всю «естественность» такого отношения. Национальный характер любви к родине – необходимая, но не достаточная основа патриотизма. В современном мире едва ли найдется монорасовое, а тем более моноэтническое государство. «Национальное государство» – утопическая регулятивная идея (в кантианском смысле) государственного оформления национальной общности; исторический опыт свидетельствует о том, что в действительности она никогда и нигде не была реализована. Российская Федерация являет собой пример полирасового, многонационального, полиэтнического государства, где к тому же многие национальные и этнические группы исторически расселены отчасти смешанным образом, отчасти компактно. Национальный патриотизм, или патриотизм на национальной основе в ней очень распространен (особенно среди русских), однако он вряд ли может претендовать на то, чтобы быть единственной формой[5].
Разновидностью патриотизма на национальной основе является двойной патриотизм членов национально-этнических диаспор, существующих практически во всех государствах мира: у большинства членов диаспор две родины – историческая (страна предков) и собственно родина (страна, где они родились и постоянно живут). Например, у многих выходцев из России, живущих в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах, сохраняется эмоциональное отношение к России как исторической родине, и в то же время возникает патриотическое чувство к этим странам. По мере ассимиляции, происходящей у разных этносов в разных странах с разной скоростью, любовь к исторической родине постепенно ослабевает, но при определенных условиях она, как тлеющие угли, может вспыхнуть с новой силой.
1.2 Проблемы патриотизма
Патриотизм на национальной основе и национализм, питаемый патриотическими чувствами и идеями, – близкие, но не идентичные феномены. У них разные объекты любви и почитания: с одной стороны, «родной край», «родная страна»; с другой – «нация», «народ». Это сказывается на характере и направленности обращенных к ним эмоций. Обыкновенно патриотизм сочетается со здоровым национализмом, чувством и сознанием национального достоинства, некичливым уважением к самому себе как представителю определенной национальной общности. И наоборот, здоровый национализм предполагает любовь к родной стране[6].
Сегодня на фоне быстрой компьютеризации, упадка престижа культуры и образованности электронные средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, отняли пальму первенства у художественной литературы и публицистики, традиционно игравших в России главную роль в формировании общественного мнения. Именно масс-медиа – а не учебные заведения, не гении национальной культуры, не отечественные «художественные» фильмы, не «толстые» литературно-публицистические журналы, как прежде, – оказывают преобладающее влияние на формирование отношения к родине у российских граждан. Стремительный рост веса и значимости средств массовой информации в социуме в конце ХХ в. дал повод назвать их «четвертой властью».
Во времена горбачевской «гласности» в нашей стране началась модернизация деятельности средств массовой информации, которая после 1991 г. вылилась в настоящую виртуальную революцию. Но задержка в развитии по сравнению с Западом привела к тому, что западные модели понимания целей и средств работы масс-медиа, объективности информации, ее подбора и подачи стали восприниматься не только как адекватные новому этапу эволюции российского общества, но и как единственно возможные. Непатриотичная позиция отечественных средств массовой информации (особенно центральных), ориентированная на «новое мышление» с точки зрения «общечеловеческих ценностей», привела к тому, что они внесли и продолжают вносить немалый вклад в дезинтеграцию российского общества, в прививание отвращения ко всему родному, отечественному[7].
Конечно, престиж русского языка как средства международного общения и национальный престиж, связанный с принадлежностью к «сверхдержаве», упали вместе с развалом СССР, а не в результате «подрывной» работы отечественных средств массовой информации. Но когда их представители утверждают, что задача СМИ – быть всего лишь зеркалом, отражающим действительность, они либо расписываются в том, что стали жертвами идеологического манипулирования, либо лгут. Виртуальные жизненные образцы, распространяемые электронными средствами массовой информации России, находятся в столь вопиющем противоречии с реалиями российской жизни, словно они специально предназначены для окончательного разрушения традиционных нравственных устоев и национального уклада жизни, частично унаследованных молодежью. Происходит вестернизация образа жизни в целом и духовной жизни в частности. Вестернизация опасна не столько тем, что навязывает россиянам новые моральные и жизненные образцы, сколько тем, что искусственно разрушает складывавшуюся веками естественноисторическую социоэтологическую систему России. Разрушение традиционной социальности внутри российского общества – процесс, аналогичный нарушению биоценоза, – ведет к «вымиранию», вследствие утраты традиционных социальных ниш, целых подсистем этосов внутри русского этноса и других этносов России. В итоге русский народ и другие народы России теряют свою национальную самобытность и способность к социокультурному самовоспроизведению. В конечном счете, это пагубно сказывается на всем российском обществе: теряя свою этнокультурную идентичность, составляющие его народы не только перестают «понимать» друг друга, но и теряют способность находить «общий язык». Вестернизация России приводит к обратным результатам – если считать, что ожидаемым результатом должно было стать превращение homo sovieticus в homo capitalisticus. Вместо цивилизованного западного «рынка» в России образовался «восточный базар», а вместо установления мирных «договорных» отношений, которые должны быть «дороже денег», ведется скрытая гражданская война, воскрешающая худшие страницы истории России (княжеские междоусобицы и родовые распри времен феодальной раздробленности). Таким образом, в расплату за антипатриотическую вестернизацию мы получили истернизацию и архаизацию жизненных реалий[8].
Любовь к родине обычно связана с конкретным образным содержанием воспоминаний, представлений и психологически ассоциируется с «родной землей». Однако в данном случае речь идет не об индивидуальной психологии, а об интерсубъективной логике смыслов, приводящей к определенной связи феноменов сознания в фило- и онтогенезе, то есть в истории жизни народов и истории жизни индивидов. Имеется в виду «земля», «почва» в культурологическом смысле слова. В этом смысле «отрыв от родной почвы» означает утрату национально-культурных ценностей и ориентиров. Специфика «почвеннической» оценки заключается в том, что она дается с точки зрения традиционной национальной культуры, а именно изнутри этой культуры по отношению ко всему, что воспринимается как «отстранившееся», «отчудившееся». Она всегда мотивирована консервативным стремлением сохранить в неизменном и неприкосновенном виде то, что находится внутри традиционной национальной культуры. Выход за ее рамки может быть следствием совершенно разных причин – от разрыва с отечественной традицией в чисто эгоистических интересах до отказа следовать традиционным жизненным образцам во имя их обновления и созидания новых.
1.3 Проблема патриотического воспитания
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»[9].
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.
Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации[10].
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.
Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации[11].
Глава II. Пути формирования патриотизма учащихся
2.1 Деятельность учреждений образования по формированию патриотизма
Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.
Мы акцентируем свое внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Потому что, именно в школе подросток проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с молодежью препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан[12].
В учреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения Отечеству, его защиты. В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, правах человека и ребенка. Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся среднего школьного возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них. Для старшеклассников особую роль играют практическая направленность в сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.
Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, как показывает опыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру. Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека[13].
В концептуально-програмных документах, определяющих развитие национальной системы образования, предполагается создание эффективной системы патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания. Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов. Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. На разных возрастных ступенях важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.
Патриотическое воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну.
Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.
Свидетельство тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников; что нашло отражение в ряде норм и законодательных систем.
Внимание, которое уделяет государство и правительство проблемам патриотического воспитания, активизировало работу школ.
На сегодняшний день, основной целью школы, в области патриотического воспитания учащихся, является качественное развитие системы воспитания, обеспечивающей формирование разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач[14]:
- идеологическое обеспечение процесса воспитания с целью формирования качеств гражданина, патриота своего Отечества, профессионала-труженика и семьянина; формирования экологической культуры и культуры безопасной жизнедеятельности, ценностного отношения к здоровому образу жизни;
- обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки обучающихся;
- обновление содержания воспитания, оптимизация форм и методов воспитания с учетом новейших научных достижений в области воспитания и лучшего опыта воспитательной работы в учреждениях образования;
- повышение эффективности научно-методического обеспечения воспитательного процесса;
- совершенствование системы кадрового обеспечения воспитательной работы в учреждениях образования;
- информационное обеспечение воспитательной работы в учреждениях образования с учетом новейших достижений в области средств информатизации и информационных технологий.
Процесс патриотического воспитания учащихся в школе должен осуществляться на основе таких принципов как:
- научность (актуализация проблемы патриотического воспитания в философской, социологической, психологической, педагогической литературе);
- целостность (обеспечение единства и взаимосвязи всех компонентов воспитательного процесса, направленных на реализацию общей цели – формирование личности гражданина-патриота через целостность его взаимоотношений с окружающим миром: природой, обществом, людьми);
- непрерывность (последовательность педагогической деятельности образовательных учреждений различного уровня, способных объединить усилия субъектов (семья, педагоги, коллектив, общественные организации, этнические сообщества, средства массовой информации и др.), направленные на воспитание гражданина – патриота Отечества);
- уникальность (представляет собой первичное эмоциональное выражение души и духа личностного характера, основанное на отношении к Отечеству);
- системность (системный характер воспитания ценностно-нравственных отношений к родному краю, региону, Отечеству);
- гуманизм (гуманизация всех сторон жизнедеятельности учащихся, их отношений с окружающим миром, воспитание целостной личности, образованной, духовно богатой, способной существовать в гармонии с природой, окружающей социальной, этнической средой);
- демократизм (воспитание гражданина – патриота на демократических традициях гражданского общества);
- приоритет исторического наследия (поэтапное вхождение в общечеловеческую культуру, начиная с интериоризации этнокультурных, исторических, нравственных ценностей);
- преемственность, учёт этнопсихологических особенностей (любовь к родителям, близким, родному очагу);
- народность (приобщение к народным истокам духовности, воспитание на культурно-исторических и прогрессивных этнопедагогических традициях народа);
- природосообразность (любовь к своей местности, этносу; привитие чувства бережного отношения к природе, воспитание чувства хозяина родной земли);
- координация (согласование действий субъектов процесса патриотического воспитания учащейся молодёжи в образовательном учреждении);
- динамизм (обновление процесса патриотического воспитания учащейся молодёжи, связанное с усложнением целей, задач, содержания, отношений, управления и т.п.).
2.2. Патриотическое воспитание в школе и его компоненты
патриотизм воспитание школа
Патриотическое воспитание в школе включает в себя следующие компоненты: гражданско-патриотический, культурно-патриотический, героико-патриотический и спортивно-патриотический, военно-патриотический[15].
Культурно-патриотическое воспитание.
Центром культурно-патриотического воспитания может стать этнографический музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам.
Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре Беларуси. Это могут быть:
- экскурсии по родному краю;
- посещение спектаклей, выставок, музеев;
- выпуск стенгазеты;
- кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;
- ученический театр;
- конкурсы художественной самодеятельности;
- встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами,
художниками;
- тематические воспитательные часы, вечера.
Нельзя ограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ее место среди мировой культуры.
Привитие интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи
- выпуска стенных газет, посвященных родному краю;
- экскурсий по интересным местам, связанным с именами деятелей литературы и искусства;
- экскурсий в музеи;
- создания и расширения базы школьных этнографических музеев;
- посещения выставок и выставочных павильонов;
- туристических поездок по историческим местам;
- написания сочинений;
- кружков художественного и декоративно-прикладного творчества;
- конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных
студий, кружков.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает: углубление знаний сущности и содержания Конституции России на фоне исторического развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры; знакомство с вопросами государственной и общественной жизни республики. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан.
Урочная работа:
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, прежде всего, проводится на уроках общественных дисциплин, белорусского языка и литературы, допризывной подготовки, физической культуры.
1. Уроки общественных дисциплин: изучается Конституция России, создаваемые условия для демократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина РБ.
2. Уроки русского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю.
3. Уроки допризывной подготовки и физической культуры формируют морально-психологическую и физическую готовность к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, воспитывают уважение к Вооруженным Силам, к защитнику Отечества[16].
Внеурочная и внеклассная работа:
- Информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимости для России мира и международного сотрудничества.
Месячники правовых знаний:
- изучение конституции России;
- цикл лекций развивающих политическое самосознание учащихся;
- работа кинолектория «Подросток и закон»;
- встречи с работниками правоохранительных органов;
- работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты», «Подросток и закон» и т.п.);
- конкурс творческих работ;
- беседы «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я и мои современники» и др.;
- диспуты;
2. Ученическое самоуправление.
Героико-патриотическое воспитание - это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Центром работы по героико-патриотическому воспитанию может быть музей боевой (трудовой) славы (здесь должны работать лекторские, поисковые группы). В работе музея можно использовать разнообразные формы:
- организация походов и экскурсий с целью пополнения фонда музея;
- проведение тематических выставок;
- подготовка и проведение конференций;
- чествование победителей конкурсов;
- уроки истории;
- встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы.
Работа в данном направлении может включать в себя следующее[17]:
1. Работа отряда «Милосердие», оказывающего помощь ветеранам войны и труда.
2. Работа поискового отряда (здесь не обязательно искать заброшенные захоронения); поиск исторических сведений о родном крае, составление истории родного города, родной деревни, написание сочинений, рефератов, составление фотодокументов, летописей и т.п.
3. Проведение встреч с ветеранами, их родственниками, уроков мужества.
4. Проведение тематических вечеров, выставок, конкурсов стихов, песен; туристских походов, мотовелопоходов по местам боевой славы.
5. Работа по содержанию в надлежащем виде мест захоронения, памятников («Помоги памятникам»).
6. Различные викторины, олимпиады, конкурсы, научные конференции – то, что можно использовать на уроках и в предметных неделях.
7. Целесообразно проведение интегрированных уроков (история России, всемирная история, литература, допризывная подготовка могут быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Афганистан – наша память и боль» и т.п.)[18].
8. Ведение Летописи учебного заведения.
Военно-патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Преподаватели допризывной подготовки тесно сотрудничают с преподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы.
Учащиеся средних и старших классов изучают статьи Конституции о защите Отечества и Закон о Всеобщей воинской обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы, лекции по истории Вооруженных сил России, о подвигах белорусского народа.
С учащимися 10 – 11 классов можно проводить Дни призывника с приглашением работников военкоматов, с посещением воинских частей; проводить беседы о современных Вооруженных Силах, военной присяге, боевом знамени части, о воинских ритуалах.
Можно проводить встречи, вести переписку с выпускниками учебного заведения, проходящими или прошедшими воинскую службу; конкурсы газет, посвященных Дню Защитника Отечества, встречи с ветеранами войны и Вооруженных сил.
В целях знакомства с историческим прошлым и культурой своего народа, героическими подвигами соотечественников в годы сражений за независимость и свободу своей страны эффективными формами работы стали организация выставок литературы и открытие школьного музея посвященного ВОВ. Организация школьной библиотекой в течение года выставок литературы на тему «Памятные даты» позволяет приобщить учащихся к истории, познакомить с легендарными личностями. Представляет интерес и такая форма, как коллективное творческое дело, когда один или два класса готовят материал для показа другим классам. Это может быть и оформление альбомов, и творческие рефераты. Экскурсия в музей становится для школьников запоминающейся и интересной, если она продолжается за его дверями. Проводятся следующие формы работы: творческий отчет класса о посещении музея, сочинение «Альбом впечатлений».
Во внеурочной работе учителя-предметники и классные руководители должны использовать такие формы работы, как экскурсии в музеи, поездки по местам боевой славы, коллективный просмотр и обсуждение художественных и документальных кинофильмов, встречи с ветеранами ВОВ, посещение их на дому и оказание посильной помощи.
Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ.
Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами-письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь.
Заключение
Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации. Патриотизм включает в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев. Он является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности, он характеризует её гражданскую зрелость и проявляется в её активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им.
Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности. Как правило, он служит сплочению различных социальных, национальных, религиозных и др. групп соотечественников, что особенно отчётливо проявляется при возникновении внешних вызовов или угроз. В то же время при наличии в обществе глубоких противоречий различное понимание патриотизма, разное отношение к сложившейся социальной или политической среде способно расколоть общество, когда его отдельные части, преследуя свои интересы, вступают в конфликт между собой. При этом они могут руководствоваться как социально значимыми (укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, её демократическое переустройство), так и негативными (сепаратистское стремление к отделению от своего государства, космополитическое пренебрежение им) мотивами.
Патриотическое сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной, до сознательной борьбы с притеснителями и поработителями государства. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание находится в центре внимания любого педагога, для которого не безразлична судьба Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс становления и развития патриотического сознания, формирования отношения к Отечеству как национальной ценности, развитие таких качеств личности, как любовь к отчизне, преданность Родине, внимание к историческому облику России.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной задачей школы, она достаточно эффективно решается в современных условиях и во многом основывается на традициях, заложенных в советское время. Воспитание патриота и гражданина – краеугольный камень в воспитательной работе, и этому направлению необходимо уделять первостепенное внимание.
Представляется также, что важной стороной гражданского воспитания в таком полиэтническом государстве, как Россия, является воспитание культуры межнационального общения учащихся. В противном случае, патриотическое воспитание способно усугубить существующие расколы между различными этническими группами, стать подпиткой для националистических движений.
Список литературы
- Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122. «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.»
- Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи. // www.i-u.ru
- Малинкин А.Н. Социальные общности и идея патриотизма. // www.i-u.ru
- Ахмадова К. А. Народное образование России в условиях непрерывных реформ 1984-1999 гг.: опыт, проблемы, уроки. М., 2005.
- Вербицкая Л.А., Касевич В.Б. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения. // Вопросы образования 2004 № 4. С. 10 – 22.
- Тихомиров В. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России. // Alma mater. - 2002. - № 1. - С. 9 - 12.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1993.
- Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию. М., 1999.
- Маклаков П. Общая психология: Учебное пособие. М., 2003.
- Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов. М., 1979.
- Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
- Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002.
- Фарфоровский В.Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников. М., 1981.
- Харламов И.Ф. Педагогика. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. М., 1997.
Размещено на Allbest.ru
[1] Малинкин А.Н. Социальные общности и идея патриотизма. // www.i-u.ru
[2] Малинкин А.Н. Социальные общности и идея патриотизма. // www.i-u.ru
[3] Харламов И.Ф. Педагогика. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. М., 1997. С. 41.
[4] Малинкин А.Н. Социальные общности и идея патриотизма. // www.i-u.ru
[5] Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи. // www.i-u.ru
[6] Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи. // www.i-u.ru
[7] Харламов И.Ф. Педагогика. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. М., 1997. С. 44.
[8] Малинкин А.Н. Социальные общности и идея патриотизма. // www.i-u.ru
[9] Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122. «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.»
[10] Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122. «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.»
[11] Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122. «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.»
[12] Вербицкая Л.А., Касевич В.Б. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения. // Вопросы образования 2004 № 4. С. 11.
[13] Харламов И.Ф. Педагогика. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. М., 1997. С. 46.
[14] Харламов И.Ф. Педагогика. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. М., 1997. С. 47.
[15] Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов. М., 1979. С. 29.
[16] Харламов И.Ф. Педагогика. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. М., 1997. С. 50.
[17] Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002. С. 187.
[18] Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002. С. 188.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание школьника
Мне хотелось отметить необходимость патриотического воспитания у современных школьников. В наше сложное время необходимо научить ребят любить свою Родину, помнить свои корни, ценить и приумножат...
Патриотическое воспитание школьников
Не будет сын смотреть спокойноНа горе матери родной.Не будет гражданин достойныйК Отчизне холоден душой.А.Н.Некрасов...
Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.
Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...
Статья "Патриотическое воспитание школьников на селе"
Статья " Патриотическое воспитание школьников на селе" рассказывает об успешной реализации программы "Патриоты России"....
Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.
Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...
Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"
Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...
Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"
Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...