Программа электива по подготовке учащихся «Юный патриот» (5-11кл.)
элективный курс по обж (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.dyup_.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультатива по подготовке учащихся «Юный патриот» (6-11кл.)
Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, предусмотренного базисным учебным планом школы, и является логическим продолжением программы курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов.
Программа составлена на основе комплексной программы под общей редакцией А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности»: для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов,– Москва, «Просвещение», 2010.
Характеристика особенностей программы:
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Пояснительная записка
Главной целью программы является формирование у школьников патриотизма – одного из основных качеств человека – гражданина своего Отечества – России.
Для реализации задач обучения и воспитания учащихся, предусмотренных программой курса, на основе региональной программы ОБЖ и государственных программ отдельных предметов базового компонента образования составлена рабочая программа интеграции факультатива с другими предметами на модульной основе. Кроме того, отдельные темы курса вынесены в работу классного руководителя, могут использоваться во внеклассной работе с привлечением сотрудников МЧС, ГИБДД, ГО и др.
В основу обучения здоровому образу жизни положены научные подходы.
Все уровни образования предполагают системное, непрерывное обучение и воспитание, получение школьниками необходимого и достаточного объема и уровня знаний, умений и навыков в безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа факультатива предусматривает:
-воспитание у учащихся патриотизма – любви к своему Отечеству;
-формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
-формирование навыков распознавания и оценивания опасных и вредных факторов среды обитания человека, определение способов защиты от них;
-формирование умения ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае появления опасности;
-формирование у учащихся стремления к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни;
-занятия военно-прикладными видами спорта.
В результате занятий ученик должен
знать:
-основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
-основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
-потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
-организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
-приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
-доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
-предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
-действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
-соблюдать правила личной безопасности в криминальных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
-перечислять последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
-пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
-невосприимчивости к вредным привычкам;
-обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний и дальний туризм);
-проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
-оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Учебно-тематическое планирование факультатива «Юный патриот» для 6-11 классов
Основные модули тематического плана
Программа выстроена по трём логически взаимосвязанным модулям:
Модуль 1 (М-1). Основы безопасности личности, общества и государства
Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Модуль 3 (М-3). Начальная военно-спортивная подготовка в школе
Тематический план
№ модуля, темы | Наименование модуля, темы | Кол-во часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 17 |
Тема 1 | Национальная безопасность России в современном мире | 2 |
Тема 2 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 2 |
Тема 3 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 |
Тема 4 | Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 4 |
Тема 5 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ | 6 |
М-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 7 |
Тема 6 | Основы здорового образа жизни | 3 |
Тема 7 | Оказание первой медицинской помощи | 4 |
М-3 | Начальная военно-спортивная подготовка в школе | 10 |
Тема 8 | Строевая подготовка | 3 |
Тема 9 | Огневая подготовка | 3 |
Тема 10 | Физическая подготовка | 4 |
Резерв | 1 | |
Всего часов | 35 |
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения занятия | Фактически проведено | № модуля, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 17 | ||
Тема 1 | Национальная безопасность России в современном мире | 2 | ||
1.1 | Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России в современном мире | 1 | ||
1.2 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | 1 | ||
Тема 2 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 2 | ||
2.1 | Военная угроза национальной безопасности России | 1 | ||
2.2 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 1 | ||
Тема 3 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 | ||
3.1 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 | ||
3.2 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны | 1 | ||
3.3 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | ||
Тема 4 | Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 4 | ||
4.1 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | ||
4.2 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях | 1 | ||
4.3 | Эвакуация населения | 1 | ||
4.4 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очах поражения | 1 | ||
Тема 5 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ | 6 | ||
5.1 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления | 1 | ||
5.2 | Система борьбы с терроризмом | 1 | ||
5.3 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 | ||
5.4 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом | 1 | ||
5.5 | Государственная политика противодействия наркотизму | 1 | ||
5.6 | Профилактика наркомании | 1 | ||
М-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 7 | ||
Тема 6 | Основы здорового образа жизни | 3 | ||
6.1 | Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность | 1 | ||
6.2 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 1 | ||
6.3 | Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека | 1 | ||
Тема 7 | Оказание первой медицинской помощи | 4 | ||
7.1 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 1 | ||
7.2 | Первая медицинская помощь при травмах, ранениях | 1 | ||
7.3 | Первая медицинская помощь (практическое занятие) | 1 | ||
7.4 | Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ | 1 | ||
М-3 | Начальная военно-спортивная подготовка в школе | 10 | ||
Тема 8 | Строевая подготовка | 3 | ||
8.1 | Основные понятия строя. Строевой, парадный шаг | 1 | ||
8.2 | Повороты в строю на месте. Перестроения | 1 | ||
8.3 | Повороты в строю в движении. Строевые приемы | 1 | ||
Тема 9 | Огневая подготовка | 3 | ||
9.1 | Основы стрельбы из пневматического оружия. Т.Б. при проведении стрельб | 1 | ||
9.2 | Приемы стрельбы из пневматической винтовки. Практикум в стрельбе | 1 | ||
9.3 | Приемы стрельбы из пневматического пистолета. Практикум в стрельбе | 1 | ||
Тема 10 | Физическая подготовка | 4 | ||
10.1 | Силовые упражнения. Метание гранат (практическое занятие) | 1 | ||
10.2 | Бег на длинные и короткие дистанции (практическое занятие) | 1 | ||
10.3 | Подготовка к гребле на лодках. Плавание (практическое занятие) | 1 | ||
10.4 | Подготовка по пожарно-прикладным видам эстафеты (практическое занятие) | 1 | ||
Резерв | 1 | |||
Всего часов | 35 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Методические и учебные пособия:
-комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев (10,11кл), А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников (9,8кл.)),
-учебно-наглядные пособия (плакаты: «Поведение в криминогенных ситуациях», «Правила дорожного движения и дорожные знаки», «Безопасность на улицах и дорогах», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия», «Правила поведения во время пожара», «Школа против террора», «Факторы, разрушающие здоровье человека», «Правила оказания первой медицинской помощи»; средства индивидуальной защиты: противогазы, ОЗК, ватно-марлевые повязки, аптечка; макеты автомата Калашникова);
– цифровые носители с сюжетами по правилам поведения в различных жизненных ситуациях и ЧС.
Дополнительное учебно-методическое обеспечение.
1.Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя / И.К. Топоров.– М.: Просвещение, 2000
2.ОБЖ 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников
– М. «Просвещение», 2010
3.ОБЖ 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников
– М. «Просвещение», 2010
4.ОБЖ 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев
– М. «Просвещение», 2010
5.ОБЖ 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников
– М. «Просвещение», 2012
6.ОБЖ 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев
– М. «Просвещение», 2010
7.ОБЖ 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников
– М. «Просвещение», 2012
8.Склонность к саморазрушению/В.Н. Мошкин. - Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000. - № 4
9.Теория, методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности/В.В. Марков. – М.: Академия, 2004
Дополнительная литература:
1.Игровые классные часы «Правила пожарной безопасности(5 – 11 кл)»/ Е.Н. Дубровская
– М.: Педагогическое общество России, 2007
2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-справочный материал/ авт.-сост. И.П. Иванов
– Саратов: СарИПК и ПРО 1995
3.Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М. Айрис – пресс,2006
4.Журналы ОБЖ.
Руководитель ________________ И.А.Чубуков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"
Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Алгоритмика и программирование"
Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Компьютерная графика"
Курс расчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов. Лучше проводить этот курс в 8 классе во время прохождения темы "Графическая информация и компьютер"....
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Информационное моделирование"
Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....
Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"
Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...
Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"
Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...