Программа электива по подготовке учащихся «Юный патриот» (5-11кл.)
элективный курс по обж (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Чубуков Иван Александрович
Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, предусмотренного базисным учебным планом школы, и является логическим продолжением программы курса ОБЖ для учащихся 5-11 классов.
Программа составлена на основе комплексной программы под общей редакцией А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности»: для учащихся 5-11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов,– Москва, «Просвещение», 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.dyup_.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультатива по подготовке учащихся «Юный патриот» (6-11кл.)

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, предусмотренного базисным учебным планом школы, и является логическим продолжением программы курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов.

Программа составлена на основе комплексной программы под общей редакцией А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности»: для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов,– Москва, «Просвещение», 2010.

Характеристика особенностей программы:

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

Пояснительная записка

Главной целью программы является формирование у школьников патриотизма – одного из основных качеств человека – гражданина своего Отечества – России.

Для реализации задач обучения и воспитания учащихся, предусмотренных программой курса, на основе региональной программы ОБЖ и государственных программ отдельных предметов базового компонента образования составлена рабочая программа интеграции факультатива с другими предметами на модульной основе. Кроме того, отдельные темы курса вынесены в работу классного руководителя, могут использоваться во внеклассной работе с привлечением сотрудников МЧС, ГИБДД, ГО и др.

В основу обучения здоровому образу жизни положены научные подходы.

Все уровни образования предполагают системное, непрерывное обучение и воспитание, получение школьниками необходимого и достаточного объема и уровня знаний, умений и навыков в безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа факультатива предусматривает:

-воспитание у учащихся патриотизма – любви к своему Отечеству;

-формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

-формирование навыков распознавания и оценивания опасных и вредных факторов среды обитания человека, определение способов защиты от них;

-формирование умения ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае появления опасности;

-формирование у учащихся стремления к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни;

-занятия военно-прикладными видами спорта.

В результате занятий ученик должен

знать: 

-основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

-основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

-потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

-организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

-приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

-доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

-предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

-действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

-соблюдать правила личной безопасности в криминальных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

-перечислять последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

-пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

-невосприимчивости к вредным привычкам;

-обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний и дальний туризм);

-проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

-оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

Учебно-тематическое планирование факультатива «Юный патриот» для 6-11 классов

Основные модули тематического плана

Программа выстроена по трём логически взаимосвязанным модулям:

Модуль 1 (М-1). Основы безопасности личности, общества и государства

Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни

Модуль 3 (М-3). Начальная военно-спортивная подготовка в школе

Тематический план

№ модуля, темы

Наименование модуля, темы

Кол-во часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

17

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

2

Тема 2

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

2

Тема 3

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

Тема 4

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

4

Тема 5

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ

6

М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

Тема 6

Основы здорового образа жизни

3

Тема 7

Оказание первой медицинской помощи

4

М-3

Начальная военно-спортивная подготовка в школе

10

Тема 8

Строевая подготовка

3

Тема 9

Огневая подготовка

3

Тема 10

Физическая подготовка

4

Резерв

1

Всего часов

35

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения занятия

Фактически проведено

№ модуля, темы, урока

Наименование раздела, темы, урока

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

17

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

2

1.1

Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России в современном мире

1

1.2

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1

Тема 2

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

2

2.1

Военная угроза национальной безопасности России

1

2.2

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России

1

Тема 3

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

3.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

3.2

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

1

3.3

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

Тема 4

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

4

4.1

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

4.2

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

1

4.3

Эвакуация населения

1

4.4

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очах поражения

1

Тема 5

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ

6

5.1

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления

1

5.2

Система борьбы с терроризмом

1

5.3

Правила поведения при угрозе террористического акта

1

5.4

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

1

5.5

Государственная политика противодействия наркотизму

1

5.6

Профилактика наркомании

1

М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

Тема 6

Основы здорового образа жизни

3

6.1

Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность

1

6.2

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

6.3

Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека

1

Тема 7

Оказание первой медицинской помощи

4

7.1

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1

7.2

Первая медицинская помощь при травмах, ранениях

1

7.3

Первая медицинская помощь (практическое занятие)

1

7.4

Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ

1

М-3

Начальная военно-спортивная подготовка в школе

10

Тема 8

Строевая подготовка

3

8.1

Основные понятия строя. Строевой, парадный шаг

1

8.2

Повороты в строю на месте. Перестроения

1

8.3

Повороты в строю в движении. Строевые приемы

1

Тема 9

Огневая подготовка

3

9.1

Основы стрельбы из пневматического оружия. Т.Б. при проведении стрельб

1

9.2

Приемы стрельбы из пневматической винтовки. Практикум в стрельбе

1

9.3

Приемы стрельбы из пневматического пистолета. Практикум в стрельбе

1

Тема 10

Физическая подготовка

4

10.1

Силовые упражнения. Метание гранат (практическое занятие)

1

10.2

Бег на длинные и короткие дистанции (практическое занятие)

1

10.3

Подготовка к гребле на лодках. Плавание (практическое занятие)

1

10.4

Подготовка по пожарно-прикладным видам эстафеты (практическое занятие)

1

Резерв

1

Всего часов

35

Перечень учебно-методического обеспечения.

Методические и учебные пособия:

-комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев (10,11кл), А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников (9,8кл.)),

-учебно-наглядные пособия (плакаты: «Поведение в криминогенных ситуациях», «Правила дорожного движения и дорожные знаки», «Безопасность на улицах и дорогах», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия», «Правила поведения во время пожара», «Школа против террора», «Факторы, разрушающие здоровье человека», «Правила оказания первой медицинской помощи»; средства индивидуальной защиты: противогазы, ОЗК, ватно-марлевые повязки, аптечка; макеты автомата Калашникова);

– цифровые носители с сюжетами по правилам поведения в различных жизненных ситуациях и ЧС.

Дополнительное учебно-методическое обеспечение.

1.Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя / И.К. Топоров.– М.: Просвещение, 2000

2.ОБЖ 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников

– М. «Просвещение», 2010

3.ОБЖ 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников

– М. «Просвещение», 2010

4.ОБЖ 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев

– М. «Просвещение», 2010

5.ОБЖ 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников

– М. «Просвещение», 2012

6.ОБЖ 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев

– М. «Просвещение», 2010

7.ОБЖ 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников

– М. «Просвещение», 2012

8.Склонность к саморазрушению/В.Н. Мошкин. - Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000. - № 4

9.Теория, методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности/В.В. Марков. – М.: Академия, 2004

Дополнительная литература:

1.Игровые классные часы «Правила пожарной безопасности(5 – 11 кл)»/ Е.Н. Дубровская

– М.: Педагогическое общество России, 2007

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-справочный материал/ авт.-сост. И.П. Иванов

– Саратов: СарИПК и ПРО 1995

3.Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М. Айрис – пресс,2006

4.Журналы ОБЖ.

Руководитель ________________ И.А.Чубуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"

     Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Алгоритмика и программирование"

Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Компьютерная графика"

Курс расчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов. Лучше проводить этот курс в 8 классе во время прохождения темы "Графическая информация и компьютер"....

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Информационное моделирование"

Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....

Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"

Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...

Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

   Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...